Вернуться в блог

Удаленную работу узаконили

Удаленная работа сотрудников в некоторых сферах деятельности уже давно завоевала популярность в Америке и Европе. При должной организации такого труда и использовании современных средств коммуникации компании получают возможность значительно сэкономить время и деньги. Больше всего труд таких работников востребован в сфере IT, журналистики, дизайна, телефонных продажах.

В России же дистанционный труд работников только набирает обороты. При этом, долгое время не было законодательной базы, а в некоторых случаях и технической возможности для организации такого труда. Есть ощущение, что со всеобщей доступностью коммуникационных каналов сейчас уже все хорошо. Да и законодатели видимо задумались над совершенствованием регулирования такого типа занятости.

С 19.04.2013 начали действовать новые положения Трудового кодекса, регламентирующие работу дистанционных работников. 05.04.2013 Президент подписал соответствующий федеральный закон. Немного присмотримся к нововведениям.

Чем трудовой договор лучше ГПХ?

Что в этом хорошего спросите вы. Ранее и так работали удаленно без особых проблем. Однако, в большинстве случаев, с удаленными работниками заключались договоры ГПХ. Для работника договор ГПХ плох тем, что он не предусматривает ряд социальных гарантий, в частности, права на ежегодный оплачиваемый отпуск, на получение больничных и декретных пособий, пособий при увольнении. Для работодателя договор ГПХ плох тем, что он ограничивает его в контроле за процессом выполнения работы. Работодатель по договору ГПХ производит контроль только по результату работы — приемки. При этом он не может обязать такого сотрудника, например, работать с 9 до 18 часов 5 дней в неделю или соблюдать иные правила внутреннего распорядка. Поэтому введение новой нормы в ТК, возможно, имеет свои плюсы для обеих сторон.

Таким образом, заключив трудовой договор, выигрывают обе стороны: работник получает возможность работать в удобном для него месте, не теряя соцгарантий, а работодатель может осуществлять нужный ему контроль за ходом выполнения работы.

Как обмениваться документами

Заключить трудовой договор и обмениваться иными документами стороны смогут через интернет с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей. Если договор заключен в электронном виде, то работодатель в течение трех календарных дней со дня заключения договора обязан направить работнику по почте заказным письмом с уведомлением подписанный бумажный экземпляр данного трудового договора.

Отправлять по почте остальные бумажные документы надо только в некоторых случаях. Например, при подаче заявления работника на предоставление оригиналов документов или при направлении работодателю документов, связанных с соц страхованием и трудоустройством работника (паспорт, ИЛС, трудовая книжка, документы воинского учета, документы об образовании и т д.).

Важно, что запись в трудовую книжку о такой работе может вноситься или не вноситься — на усмотрение сторон. Если запись не вносится — подтверждением стажа будет являться сам трудовой договор о дистанционной работе. И еще. За получение СНИЛС при первом в жизни трудоустройстве отвечает тут не работодатель, а работник — он сам обращается в орган ПФР с соответствующим заявлением.

Порядок обеспечения работника всем необходимым для работы отдается на усмотрение сторон и прописывается в трудовом договоре.

Обязанности работодателя

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда работодатель в обязательном порядке должен обеспечить:

  • расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • в установленные законами сроки выполнение предписаний должностных лиц органов власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
  • ознакомление работника с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными для его работы работодателем.

Другие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда на дистанционных работников не распространяются, если иное не предусмотрено соглашением сторон (договором).

Сухой итог

Есть ощущение, что инициатива положительная. По крайней мере, плюсы нововведения очевидны. Только представьте себе, сколько времени тратят работники, чтобы добраться до рабочего места, особенно в мегаполисах. Некоторые виды деятельности явно могут взять себе на вооружение данный способ организации труда, а может и полностью перейти на удаленную работу.

10 комментариев
Представьтесь через
фейсбук контакте твиттер
Написать комментарий
  • Алиса 11 апреля 2013, 13:56
    "Есть ощущение, что инициатива положительная. "
    Ключевая фраза. Дай бог, так и будет)
    Ответить
  • Гость 11 апреля 2013, 14:19
    А вот если пользоваться услугами типа "удаленных ассистентов", то вообще можно не заморачиваться на документах. А главное, что по сравнению с фрилансерами они намного надежней.
    Ответить
    • Лесная ромашка 4 июня 2013, 11:24
      А этих как оформлять?
      Ответить
  • Гость 19 апреля 2013, 09:54
    Инициатива то оно, может быть, и хорошая (русского надо благодарить за намерения), а реализация будет как всегда через жопу. Введут какой-нибудь налог на удаленный труд, а мне, как ИП-шнику так и вообще неудобно будет. Мне не нужен постоянный фрилансер - мне проще найти на бирже какого-нибудь исполнителя и через биржу с ним расчитаться. А так получается я должен оформлять кучу бумаг, платить налоги в различные фонды озеленения луны или поставляющие кислород на Марс в баллонах (дачи, особняки, дворцы, зарубежную недвижимость сильных мира сего) - вот чем всё это закончится.
    Ответить
    • Alex 20 апреля 2013, 20:34
      Не паникуйте ;) Такое конечно возможно, но на текущий момент Вы по-прежнему можете нанимать фрилансеров и рассчитываться с ними как Вам удобно. Этого никто не запрещает, да и не может запретит. Нет для этого оснований.
      Ответить
  • Ермолаев Дмитрий 25 апреля 2013, 09:49
    Не верю! Среди тех, кто разрабатывает нет ни одного фрилансера. Соответственно вникнуть в проблему у них не получится. Нагородят, а потом менять все будут с комиссиями и т.п.
    Ответить
    • Александр Leks543 8 мая 2013, 18:51
      Полностью согласен! Работаю с фрилансерами уже более 9 лет, те кто не знаком с подобной деятельностью не могут и не смогут реализовать что то принципиально простое и удобное. Так было и будет... Печалька, но факт.
      Ответить
  • Лесная ромашка 4 июня 2013, 11:22
    а можно, чтобы ну вообще организация полностью удаленно работала?
    Ответить

Блог /

Удаленную работу узаконили

Удаленная работа сотрудников в некоторых сферах деятельности уже давно завоевала популярность в Америке и Европе. При должной организации такого труда и использовании современных средств коммуникации компании получают возможность значительно сэкономить время и деньги. Больше всего труд таких работников востребован в сфере IT, журналистики, дизайна, телефонных продажах.

В России же дистанционный труд работников только набирает обороты. При этом, долгое время не было законодательной базы, а в некоторых случаях и технической возможности для организации такого труда. Есть ощущение, что со всеобщей доступностью коммуникационных каналов сейчас уже все хорошо. Да и законодатели видимо задумались над совершенствованием регулирования такого типа занятости.

С 19.04.2013 начали действовать новые положения Трудового кодекса, регламентирующие работу дистанционных работников. 05.04.2013 Президент подписал соответствующий федеральный закон. Немного присмотримся к нововведениям.

Чем трудовой договор лучше ГПХ?

Что в этом хорошего спросите вы. Ранее и так работали удаленно без особых проблем. Однако, в большинстве случаев, с удаленными работниками заключались договоры ГПХ. Для работника договор ГПХ плох тем, что он не предусматривает ряд социальных гарантий, в частности, права на ежегодный оплачиваемый отпуск, на получение больничных и декретных пособий, пособий при увольнении. Для работодателя договор ГПХ плох тем, что он ограничивает его в контроле за процессом выполнения работы. Работодатель по договору ГПХ производит контроль только по результату работы — приемки. При этом он не может обязать такого сотрудника, например, работать с 9 до 18 часов 5 дней в неделю или соблюдать иные правила внутреннего распорядка. Поэтому введение новой нормы в ТК, возможно, имеет свои плюсы для обеих сторон.

Таким образом, заключив трудовой договор, выигрывают обе стороны: работник получает возможность работать в удобном для него месте, не теряя соцгарантий, а работодатель может осуществлять нужный ему контроль за ходом выполнения работы.

Как обмениваться документами

Заключить трудовой договор и обмениваться иными документами стороны смогут через интернет с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей. Если договор заключен в электронном виде, то работодатель в течение трех календарных дней со дня заключения договора обязан направить работнику по почте заказным письмом с уведомлением подписанный бумажный экземпляр данного трудового договора.

Отправлять по почте остальные бумажные документы надо только в некоторых случаях. Например, при подаче заявления работника на предоставление оригиналов документов или при направлении работодателю документов, связанных с соц страхованием и трудоустройством работника (паспорт, ИЛС, трудовая книжка, документы воинского учета, документы об образовании и т д.).

Важно, что запись в трудовую книжку о такой работе может вноситься или не вноситься — на усмотрение сторон. Если запись не вносится — подтверждением стажа будет являться сам трудовой договор о дистанционной работе. И еще. За получение СНИЛС при первом в жизни трудоустройстве отвечает тут не работодатель, а работник — он сам обращается в орган ПФР с соответствующим заявлением.

Порядок обеспечения работника всем необходимым для работы отдается на усмотрение сторон и прописывается в трудовом договоре.

Обязанности работодателя

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда работодатель в обязательном порядке должен обеспечить:

  • расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • в установленные законами сроки выполнение предписаний должностных лиц органов власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
  • ознакомление работника с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными для его работы работодателем.

Другие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда на дистанционных работников не распространяются, если иное не предусмотрено соглашением сторон (договором).

Сухой итог

Есть ощущение, что инициатива положительная. По крайней мере, плюсы нововведения очевидны. Только представьте себе, сколько времени тратят работники, чтобы добраться до рабочего места, особенно в мегаполисах. Некоторые виды деятельности явно могут взять себе на вооружение данный способ организации труда, а может и полностью перейти на удаленную работу.

Оставить комментарий
Комментарии (10)
  • Алиса 11 апреля 2013, 13:56
    "Есть ощущение, что инициатива положительная. "
    Ключевая фраза. Дай бог, так и будет)
    Ответить
  • Гость 11 апреля 2013, 14:19
    А вот если пользоваться услугами типа "удаленных ассистентов", то вообще можно не заморачиваться на документах. А главное, что по сравнению с фрилансерами они намного надежней.
    Ответить
    • Лесная ромашка 4 июня 2013, 11:24
      А этих как оформлять?
      Ответить
  • Гость 19 апреля 2013, 09:54
    Инициатива то оно, может быть, и хорошая (русского надо благодарить за намерения), а реализация будет как всегда через жопу. Введут какой-нибудь налог на удаленный труд, а мне, как ИП-шнику так и вообще неудобно будет. Мне не нужен постоянный фрилансер - мне проще найти на бирже какого-нибудь исполнителя и через биржу с ним расчитаться. А так получается я должен оформлять кучу бумаг, платить налоги в различные фонды озеленения луны или поставляющие кислород на Марс в баллонах (дачи, особняки, дворцы, зарубежную недвижимость сильных мира сего) - вот чем всё это закончится.
    Ответить
    • Alex 20 апреля 2013, 20:34
      Не паникуйте ;) Такое конечно возможно, но на текущий момент Вы по-прежнему можете нанимать фрилансеров и рассчитываться с ними как Вам удобно. Этого никто не запрещает, да и не может запретит. Нет для этого оснований.
      Ответить
  • Ермолаев Дмитрий 25 апреля 2013, 09:49
    Не верю! Среди тех, кто разрабатывает нет ни одного фрилансера. Соответственно вникнуть в проблему у них не получится. Нагородят, а потом менять все будут с комиссиями и т.п.
    Ответить
    • Александр Leks543 8 мая 2013, 18:51
      Полностью согласен! Работаю с фрилансерами уже более 9 лет, те кто не знаком с подобной деятельностью не могут и не смогут реализовать что то принципиально простое и удобное. Так было и будет... Печалька, но факт.
      Ответить
  • Лесная ромашка 4 июня 2013, 11:22
    а можно, чтобы ну вообще организация полностью удаленно работала?
    Ответить
8 800 500-02-75
Найти

Темы

Подпишитесь на наши новости
Сегодня
отличный день,
чтобы начать!
Начать пользоваться Эльбой 30 дней бесплатно