Вернуться в блог

На что можно тратить наличные деньги

Знаете ли вы, что наличную выручку нельзя тратить как вам угодно? Более того, при расчетах наличными вам нужно следить, чтобы не был превышен определенный лимит. Сегодня мы расскажем вам, какие правила нужно соблюдать при расчетах наличными из кассы.

Как вы знаете, совсем не обязательно все деньги сдавать в банк и хранить на расчетном счете. В июне изменился порядок ведения кассовых операций, и теперь ИП и небольшим организациям можно не соблюдать лимит наличных денег в кассе и хранить их в неограниченной сумме.

Безусловно, расчетный счет использовать удобнее, но вот если у вас есть наличная выручка, которую вы не сдали в банк, на что её можно потратить? Оказывается не на всё. Существует указание Центробанка, которое регулирует наличные расчеты.

Правило № 1. Выручку от продажи товаров и услуг разрешается тратить на:

  • выплаты сотрудникам по зарплате и различных пособий;
  • выплаты страховых сумм, если имеются договоры страхования с физ.лицами;
  • оплату товаров, работ и услуг;
  • выдачу денег сотрудникам под отчет;
  • возврат денег покупателю за неоказанные услуги и возвращенные товары, если покупатель платил вам наличными;
  • личные нужды ИП.

Обратите внимание, взять любую сумму денег на личные нужды может только индивидуальный предприниматель. ИП = физ.лицо, поэтому с момента попадания денег в кассу, они уже становятся личными. Директор и учредитель ООО так делать не имеют права, потому что денежные средства принадлежат организации, а это отдельное юридическое лицо.

Этот список на что можно тратить наличную выручку является закрытым, т.е. на практике его нельзя добавлять новыми пунктами. Поэтому если вы решите заплатить наличкой за аренду помещения, вернуть заём или наоборот выдать заём сотруднику или учредителю — этого нельзя делать из торговой выручки, а нужно пойти в банк и специально снять деньги со счета для таких целей.

Кроме того, есть еще одно важное замечание. Все эти правила по расходованию наличных денег относятся только к выручке от продажи собственных товаров или услуг. Если вы работаете как платежный агент по посредническому договору и в интересах другой компании принимаете оплату от покупателей, такую выручку нужно в полном объеме сдать в банк.

Правило № 2. Нужно соблюдать лимит при расчетах наличными

Наличными деньгами можно рассчитываться не только с физическими лицами, но и с другими организациями и предпринимателями. Но при этом в расчетах наличкой с другими юридическими лицами и ИП нужно соблюдать лимит 100 тысяч рублей по одному договору.

Предел 100 тысяч рублей нужно соблюдать и по долгосрочным договорам и если выплаты будут периодическими. Ограничение действует в целом на весь договор.

Не нужно соблюдать лимит на таможенные платежи, если вы выдаете заработную плату работникам или деньги под отчет. Однако, в случае, если сотрудник на подотчетные суммы будет производить оплату от имени организации, то за лимитом придётся следить.

От населения (обычных граждан) можно принимать оплату наличными без ограничений.

Что грозит за нарушение

За несоблюдение этих правил расчета наличными при проверке кассовой дисциплины налоговая может вас оштрафовать по статье 15.1 Кодекса об административных правонарушениях. Размер штрафа для ИП установлен 4 — 5 тысяч рублей, а для организаций гораздо существеннее — от 40 до 50 тысяч рублей. Но при этом на такие нарушения распространяется срок давности 2 месяца. Это значит, что если налоговая не поймает вас за это время, то потом оштрафовать уже не сможет.

12 комментариев
Представьтесь через
фейсбук контакте твиттер
Написать комментарий
  • Абашев Дмитрий 7 ноября 2014, 15:22
    А почему нельзя "заплатить наличкой за аренду помещения"? Разве это не считается услугой?
    Ответить
    • Серж 7 ноября 2014, 18:22
      Так читайте внимательно, нельзя из торговой выручки. Т.е. сначала несете деньги в банк, а потом снимаете их на аренду и расплачиваетесь.
      Ответить
    • Avvakumova Olga 7 ноября 2014, 18:39
      Добрый день! В указании ЦБ РФ для аренды недвижимого имущества есть исключение и для таких целей наличку нужно специально снять с расчетного счета.
      Ответить
  • Кудинов Петр 7 ноября 2014, 17:11
    То есть, если гендир возьмет кучку денег из кассы на личные нужды, то через два месяца за это уже никто не накажет?
    Ответить
    • Горелкин Михаил 7 ноября 2014, 17:57
      Да, было бы интересно получить ответ!
      Ответить
    • Avvakumova Olga 10 ноября 2014, 11:48
      За несоблюдение этих правил расчета наличными – да :) Но как-то всё равно нужно обосновать на какие цели эта кучка денег бралась. Понятия "на личные нужды" для директора нет. Должно быть что-то из этого: под отчет, займ, зарплата, дивиденды. И в зависимости от этого, налоговая может еще наказать организацию за неисполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ.
      В таких случаях лучше оформлять под отчет, но обязательно возвращать перед тем как взять следующую кучку :)
      Ответить
  • Новиков Дмитрий 7 ноября 2014, 19:39
    Заявления нужно составить на все подотчетные суммы, выданные за предшествующие началу проверки 2 месяца, получить на них подписи работников и директора и сдать проверяющим.

    За более ранние периоды делать заявления не имеет смысла, ведь срок давности по штрафу за "кассовые" нарушения составляет 2 месяца <9>.
    Ответить
    • куралиса 9 ноября 2014, 23:00
      Спилберг!не поняяятно! Что за заявления надо писать за предшествующие 2 месяца???
      Например, гендир взял "кучку" из наличности в кассе в январе, время идет, у него в подотчете копится-копится. Понемногу тратится на хознужды, ремонт и пр. Так и доживет до декабря. Предположем проверки не было. И что? Ничего не будет? Он по подотчетным суммам все погасит.
      Ответить
  • Дмитрий 10 ноября 2014, 20:41
    А, как ИП оплачивать за аренду помещения, обязательно расчетный счет?
    Ответить

Блог /

На что можно тратить наличные деньги

Знаете ли вы, что наличную выручку нельзя тратить как вам угодно? Более того, при расчетах наличными вам нужно следить, чтобы не был превышен определенный лимит. Сегодня мы расскажем вам, какие правила нужно соблюдать при расчетах наличными из кассы.

Как вы знаете, совсем не обязательно все деньги сдавать в банк и хранить на расчетном счете. В июне изменился порядок ведения кассовых операций, и теперь ИП и небольшим организациям можно не соблюдать лимит наличных денег в кассе и хранить их в неограниченной сумме.

Безусловно, расчетный счет использовать удобнее, но вот если у вас есть наличная выручка, которую вы не сдали в банк, на что её можно потратить? Оказывается не на всё. Существует указание Центробанка, которое регулирует наличные расчеты.

Правило № 1. Выручку от продажи товаров и услуг разрешается тратить на:

  • выплаты сотрудникам по зарплате и различных пособий;
  • выплаты страховых сумм, если имеются договоры страхования с физ.лицами;
  • оплату товаров, работ и услуг;
  • выдачу денег сотрудникам под отчет;
  • возврат денег покупателю за неоказанные услуги и возвращенные товары, если покупатель платил вам наличными;
  • личные нужды ИП.

Обратите внимание, взять любую сумму денег на личные нужды может только индивидуальный предприниматель. ИП = физ.лицо, поэтому с момента попадания денег в кассу, они уже становятся личными. Директор и учредитель ООО так делать не имеют права, потому что денежные средства принадлежат организации, а это отдельное юридическое лицо.

Этот список на что можно тратить наличную выручку является закрытым, т.е. на практике его нельзя добавлять новыми пунктами. Поэтому если вы решите заплатить наличкой за аренду помещения, вернуть заём или наоборот выдать заём сотруднику или учредителю — этого нельзя делать из торговой выручки, а нужно пойти в банк и специально снять деньги со счета для таких целей.

Кроме того, есть еще одно важное замечание. Все эти правила по расходованию наличных денег относятся только к выручке от продажи собственных товаров или услуг. Если вы работаете как платежный агент по посредническому договору и в интересах другой компании принимаете оплату от покупателей, такую выручку нужно в полном объеме сдать в банк.

Правило № 2. Нужно соблюдать лимит при расчетах наличными

Наличными деньгами можно рассчитываться не только с физическими лицами, но и с другими организациями и предпринимателями. Но при этом в расчетах наличкой с другими юридическими лицами и ИП нужно соблюдать лимит 100 тысяч рублей по одному договору.

Предел 100 тысяч рублей нужно соблюдать и по долгосрочным договорам и если выплаты будут периодическими. Ограничение действует в целом на весь договор.

Не нужно соблюдать лимит на таможенные платежи, если вы выдаете заработную плату работникам или деньги под отчет. Однако, в случае, если сотрудник на подотчетные суммы будет производить оплату от имени организации, то за лимитом придётся следить.

От населения (обычных граждан) можно принимать оплату наличными без ограничений.

Что грозит за нарушение

За несоблюдение этих правил расчета наличными при проверке кассовой дисциплины налоговая может вас оштрафовать по статье 15.1 Кодекса об административных правонарушениях. Размер штрафа для ИП установлен 4 — 5 тысяч рублей, а для организаций гораздо существеннее — от 40 до 50 тысяч рублей. Но при этом на такие нарушения распространяется срок давности 2 месяца. Это значит, что если налоговая не поймает вас за это время, то потом оштрафовать уже не сможет.

Оставить комментарий
Комментарии (12)
  • Абашев Дмитрий 7 ноября 2014, 15:22
    А почему нельзя "заплатить наличкой за аренду помещения"? Разве это не считается услугой?
    Ответить
    • Серж 7 ноября 2014, 18:22
      Так читайте внимательно, нельзя из торговой выручки. Т.е. сначала несете деньги в банк, а потом снимаете их на аренду и расплачиваетесь.
      Ответить
    • Avvakumova Olga 7 ноября 2014, 18:39
      Добрый день! В указании ЦБ РФ для аренды недвижимого имущества есть исключение и для таких целей наличку нужно специально снять с расчетного счета.
      Ответить
  • Кудинов Петр 7 ноября 2014, 17:11
    То есть, если гендир возьмет кучку денег из кассы на личные нужды, то через два месяца за это уже никто не накажет?
    Ответить
    • Горелкин Михаил 7 ноября 2014, 17:57
      Да, было бы интересно получить ответ!
      Ответить
    • Avvakumova Olga 10 ноября 2014, 11:48
      За несоблюдение этих правил расчета наличными – да :) Но как-то всё равно нужно обосновать на какие цели эта кучка денег бралась. Понятия "на личные нужды" для директора нет. Должно быть что-то из этого: под отчет, займ, зарплата, дивиденды. И в зависимости от этого, налоговая может еще наказать организацию за неисполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ.
      В таких случаях лучше оформлять под отчет, но обязательно возвращать перед тем как взять следующую кучку :)
      Ответить
  • Новиков Дмитрий 7 ноября 2014, 19:39
    Заявления нужно составить на все подотчетные суммы, выданные за предшествующие началу проверки 2 месяца, получить на них подписи работников и директора и сдать проверяющим.

    За более ранние периоды делать заявления не имеет смысла, ведь срок давности по штрафу за "кассовые" нарушения составляет 2 месяца <9>.
    Ответить
    • куралиса 9 ноября 2014, 23:00
      Спилберг!не поняяятно! Что за заявления надо писать за предшествующие 2 месяца???
      Например, гендир взял "кучку" из наличности в кассе в январе, время идет, у него в подотчете копится-копится. Понемногу тратится на хознужды, ремонт и пр. Так и доживет до декабря. Предположем проверки не было. И что? Ничего не будет? Он по подотчетным суммам все погасит.
      Ответить
  • Дмитрий 10 ноября 2014, 20:41
    А, как ИП оплачивать за аренду помещения, обязательно расчетный счет?
    Ответить
8 800 500-02-75
Найти

Темы

Подпишитесь на наши новости
Сегодня
отличный день,
чтобы начать!
Начать пользоваться Эльбой 30 дней бесплатно