Закупка — это форма размещения заказа на поставку товаров и услуг. Выделяют три вида:

  • По 44-ФЗ (госзакупки). Их проводят государственные заказчики: компании, которые полностью принадлежат государству (школы, больницы, библиотеки и т.д.).
  • По 223-ФЗ. Здесь заказчиками выступают компании, доля которых принадлежит государству (например, «Мегафон», «Роснефть», «Сбербанк»). Такие предприятия разрабатывают собственное положение о закупках, сами выбирают площадку для проведения торгов и устанавливают требования для поставщиков.
  • Коммерческая закупка. Ее проводит любая коммерческая организация по своему желанию. Она сама устанавливает требования, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу.

С чего начать?

Если вы участвуете в торгах впервые, проще всего начинать с закупок по 44-ФЗ:

  1. Если ваша компания выиграла торги, заказчик не может сказать: «ой, всё» и отказаться от заключения контракта без серьезных обоснований.
  2. По 44-ФЗ заказчики обязаны публиковать протоколы завершенных закупок. Изучите их прежде, чем начать участвовать в аукционах. Так вы поймете, не подтасовал ли заказчик результаты: реальны ли его требования, конкурентную ли цену предложил победитель. Если вас ничего не смутило, значит, стоит поучаствовать в закупках этого заказчика.
  3. Для участия в аукционе нужны только сертификат и деньги на лицевом счете, чтобы обеспечить заявку. Чтобы поучаствовать в конкурсе или запросе котировок не нужен даже сертификат: начать достаточно просто. Операторы электронных торговых площадок, на которых происходят торги, не берут плату за участие в госзакупках.

Видов много, рассмотрим самые популярные виды: запрос котировок, конкурс и аукцион.

Запрос котировок

Для участия в запросе котировок надо заполнить форму, предложенную заказчиком, указать в ней информацию о себе и цену, за которую готовы выполнить условия контракта, и передать котировку заказчику.

Здесь главным критерием выбора победителя является цена. Это значит, что важно предложить самую интересную цену, но при этом не опуститься ниже порога рентабельности.

Конкурс

Победитель в конкурсе определяется по максимальной сумме баллов по нескольким критериям (цена, сроки, отзывы по выполненным заказам, качественные характеристики, расходы на эксплуатацию и ремонт и т.д.). Критерии определяет заказчик и указывает их в требованиях.

Здесь важно внимательно прочитать конкурсную документацию интересных вам тендеров и определить, подходит ли ваша компания под критерии заказчика.

Заявки на конкурс и на запрос котировок подаются на бумаге в конвертах.

Аукцион

Победитель аукциона определяется по самому выгодному предложению. Ценовое предложение подается во время торгов и может несколько раз меняться. Аукцион проводится только в электронном виде. Для участия в нем обязательна электронная подпись.

Предположим, ваша компания продает мебель. Если вы участвуете в запросе котировок, просто определите самую низкую цену, по которой готовы ее продать: 100 школьных парт за 299 000 рублей. Если участвуете в конкурсе, укажите информацию, которую запросил заказчик: например, гарантийный срок обслуживания, стоимость запчастей, наличие лицензии. Если это аукцион, то сначала подайте заявку в соответствии с требованиями заказчика, а затем в указанное время придите на электронную торговую площадку и снижайте цену до приемлемого минимума в 299 000 рублей.

Посмотрите результаты закупок

Начинайте следить за рынком, даже если вы еще не готовы поучаствовать в закупке или не успели собрать документы. Определите:

  •  интересные вам регионы и направления,
  •  цену, ниже которой вы не готовы опускаться,
  •  уникальные услуги, которые вы можете предложить.

Анализируйте результаты торгов, если вы не победили в тендере. Выясните, кто подал заявку, все ли были допущены, какие делали ставки, с каким ценовым предложением выиграл победитель. Это поможет подготовиться к следующим торгам.

Начните искать подходящие закупки

Найти закупки по интересующей отрасли, подписаться на уведомления о новых, добавить закупки в избранное, посмотреть результаты завершенных торгов можно в удобном сервисе Контур.Закупки. Попробуйте его бесплатно в течение 7 дней.

Если у вас есть вопросы по закупкам, задавайте их прямо в комментариях к этой статье. На них ответит Марина Савукова, аналитик сервиса Контур.Закупки и аккредитованный преподаватель ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Статья актуальна на