Вернуться в блог

Как правильно заключить договор подряда

Знакомьтесь, наша новая рубрика «Юридический ликбез». В ней мы будем рассказывать о том, как защитить себя и свой бизнес с точки зрения закона.

Начать решили, конечно же, с договоров. Сегодня расскажем всё, что нужно знать для правильного заключения договора подряда.

Заключая договор подряда, вы поручаете выполнение работы другому лицу, желая в итоге получить определенный результат. Или наоборот — вы выполняете работы по поручению заказчика. Результат подрядных работ всегда представлен в материальном воплощении. Именно в этом принципиальное отличие договора подряда от договора оказания услуг.

Заключение договора

Обратите внимание, в договоре должно быть прописано несколько обязательных условий. Отсутствие даже одного из них может поставить под сомнение заключенность договора.

1. Предмет договора

Ответив на вопрос, что вы хотите получить в результате работ, подробно изложите это в договоре.

  • виды работ: какие работы вы поручаете подрядчику;
  • содержание работ: что включают в себя эти работы;
  • объем работ: в каком количестве эти работы должны быть выполнены;
  • желаемый результат.

Например, вы хотите поручить подрядчику изготовление мебели для офиса. Укажите, какую именно мебель должен изготовить подрядчик: её вид, количество, комплектность, цвет, размеры. Чем больше у вас пожеланий к конечному результату работы, тем подробнее следует его описать.

Вы можете конкретизировать предмет в самом договоре, но удобнее будет оформить приложение, являющееся его неотъемлемой частью. Для того, чтобы приложение приобрело юридическую значимость, его нужно подписать и сделать ссылку на него в тексте договора.

В качестве приложения могут выступать техническое задание, спецификация, эскизы. Таким образом, вы сможете подробно указать все требования, которые предъявляете к подрядчику.

Если вы не обладаете специальными знаниями и затрудняетесь самостоятельно составить техническое задание или проектную документацию, то в договоре следует прописать, что обязанность по их составлению возлагается на подрядчика.

2. Сроки

Судебная практика не дает однозначного ответа на вопрос «обязательно ли указывать сроки в договоре». Но во избежание лишних споров, рекомендуем согласовать начальные и конечные, а, при необходимости, и промежуточные сроки выполнения работ.

3. Цена работ

Отсутствие в договоре цены не лишает его значимости, но мы рекомендуем согласовать данное условие. Если стоимость работ не определена, размер вознаграждения рассчитывается из общей рыночной стоимости данного вида работ.

Цену можно установить как в точном, так и в приблизительном размере. Но имейте в виду, заключение договора с открытой ценой на практике приводит к спорам, вызванным значительным отличием итоговой суммы от изначально оговоренной. Заказчику, не согласному с выставленной стоимостью, придётся доказать её необоснованность в судебном порядке.

Цена договора может изменяться только по согласованию сторон. Для этого нужно заключить и подписать дополнительное соглашение, которое будет являться неотъемлемой частью договора и иметь такую же юридическую значимость. При необходимости можно оформить смету, которая становится частью договора и приобретает значимость только после того, как её одобрит и подпишет заказчик.

По общему правилу оплата производится после приёмки работ заказчиком, но в договоре вы можете предусмотреть любой порядок осуществления платежей.

4. Дополнительные условия

  • объект, на котором должны проводиться работы, следует указать, если он играет принципиальное значение. Например, чтобы после окончания работ не увидеть результат на соседнем земельном участке;
  • по общему правилу, работы выполняются средствами и материалами подрядчика, который несет ответственность за их качество. Если вы согласовали иной порядок, то следует также отразить это в договоре. Важно помнить, что при предоставлении материалов заказчиком, ответственность за их качество ложится уже на него;
  • иные дополнительные условия можно указывать почти без ограничений. Главное — достичь договоренности с контрагентом, не нарушая положений законодательства.

Вы можете скачать образец договора из интернета и наполнить его необходимым содержанием. Чтобы не натолкнуться на несоответствующий закону документ, рекомендуем воспользоваться шаблоном договора подряда, подготовленным специалистами Эльбы.

Отказ заказчика от исполнения договора

  • в случае увеличения цены работ: при оплате подрядчику фактически понесенных им расходов;
  • при затягивании исполнения подрядчиком: если становится ясно, что работы не будет выполнены в установленный срок. В таком случае исполнитель возмещает заказчику убытки;
  • при выявлении некачественного исполнения работ до их завершения заказчик предоставляет подрядчику срок для устранения недостатков. Если они не будут устранены в разумный срок, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и требовать возмещения убытков;
  • односторонний отказ: при оплате подрядчику фактически произведенных работ, а также возмещения убытков;

Отказ подрядчика от исполнения договора

  • при наличии зависящих от заказчика обстоятельств, которые могут негативно повлиять на качество работ, подрядчик должен предупредить его об этом. Если со стороны заказчика не последует никаких действий, исполнитель может отказаться от договора и требовать возмещения убытков;
  • при неисполнении заказчиком обязанностей подрядчик может отказаться от договора и требовать возмещения убытков

После исполнения договора следует правильно оформить передачу результата заказчику.

Приёмка работ оформляется актом, в котором указываются:

  • наименование документа;
  • дата его составления;
  • наименование и реквизиты исполнителя и заказчика;
  • наименование, количество и цена выполненных работ;
  • подписи сторон;

В случае, если имеются какие-либо комментарии, претензии или пожелания по качеству, составу, комплектации выполненных работ следует обязательно отразить это в акте. Очень проблематично будет доказать, что исполнителем были выполнены работы ненадлежащего качества, если соответствующего комментария не содержится в акте.

С помощью Эльбы вы можете составить акт, соответствующий всем этим условиям.

Предъявление претензий по качеству работ

Качество оценивается в соответствии с договором, установленными для данного вида работ нормами, а также общими представлениями, основанными на принципах разумности и добросовестности:)

Договором может быть установлен гарантийный срок. Он определяется по желанию исполнителя и является его правом, а не обязанностью.

Вне зависимости от гарантийного срока закон предоставляет заказчику два года (для строительного подряда — пять лет) для обнаружения скрытых недостатков выполненных работ. В течение этого срока можно предъявлять претензии к подрядчику, но придётся доказать, что недостатки возникли именно до передачи работ.

Если возникла необходимость урегулировать отношения с контрагентом в судебном порядке, важно определить, в какой из судов обращаться.

  • В арбитражный суд: обе стороны договора являются индивидуальными предпринимателями или организациями. Также в этом суде рассматриваются споры, связанные с исполнением государственного или муниципального контракта.
  • В суд общей юрисдикции: хотя бы одна из сторон договора является обычным гражданином, не осуществляющим предпринимательскую деятельность.

Не стоит путать договор подряда с другими видами договоров.

Договор подряда и трудовой договор

Трудовой договор заключается в том случае, если вы предполагаете долгосрочные взаимоотношения с работником, связанные с многократным личным выполнением им какой-либо функции. Конечно же, трудовой договор порождает множество обязанностей для вас, ведь вы становитесь работодателем и руководствуетесь в отношениях с работником трудовым законодательством.

Поэтому, если для вас важно лишь достижение результата в установленный срок, лучше будет заключить договор подряда.

Договор подряда и договор возмездного оказания услуг

При выполнении подрядных работ всегда есть материальный результат, и для заказчика важен именно итог, а не процесс. Например, поручая подрядчику изготовление мебели, вам важно в результате получить стол или стул. При этом, на второй план отходит то, как исполнитель достиг желаемого эффекта.

При возмездном оказании услуг материального результата может не быть вообще. Например, обращаясь к специалисту за оказанием юридических услуг, вы, конечно, желаете достичь определенного результата, но, при этом, для вас важно содействие юриста на каждом этапе. Таким образом, на первый план выходит сам процесс, а не результат. В этом случае заключается договор оказания услуг.

35 комментариев
Представьтесь через
фейсбук контакте твиттер
Написать комментарий
  • гость 1 сентября 2015, 20:46
    А может генеральный директор нанять жену как ИП личным водителем? Надо расписывать путевые листы или еще что то или просто можно в договоре прописать, что возит куда скажет, когда скажет 24 часа 365 дней в году?
    Ответить
    • Дарья Коробицина 2 сентября 2015, 11:26
      Если вы планируете нанимать водителя для некоммерческих (личных) нужд, то путевые листы не требуются. Можете оформить данные отношения договором оказания услуг.
      Ответить
      • гость 2 сентября 2015, 12:36
        А в расходы эти услуги занести можно? Проблем с налоговой не будет?
        Ответить
  • Al 2 сентября 2015, 08:26
    Может ли врач работать по договору подряда? Например оказывать услуги по приему больных один раз в неделю с 17-до 20 часов. И какие тогда работодатель несет расходы на такого работника?
    Ответить
    • Дарья Коробицина 2 сентября 2015, 10:34
      Договор подряда в данной ситуации не подойдет. Можно заключить договор оказания услуг с врачом, но только в том случае, если у вашей организации есть лицензия на право осуществления медицинской деятельности, либо такая лицензия есть у врача. В таком случае вы будете выступать как заказчик, а не как работодатель, и нести расходы в пределах суммы, оговоренной в договоре.
      Ответить
      • Гость 2 сентября 2015, 14:20
        Если лицензия у работодателя есть, то подряд с врачом возможен?
        Ответить
        • Дарья Коробицина 2 сентября 2015, 14:31
          Как было сказано выше, подряд в вашей ситуации не подходит, поскольку предметом договора будет являться оказание услуг. Поэтому в вашей ситуации договор оказания услуг подходит больше.
          Если врач - физическое лицо, то вам нужно будет помимо вознаграждения по договору оплатить взносы в ПФР, ФСС, а также исчислить, удержать и выплатить НДФЛ.
          Ответить
  • Анна 2 сентября 2015, 11:17
    А в случае заключения договора подряда ИП-физлицо, ИП необходимо за физлицо выплачивать страховые и налог? Раньше вроде было в законодательстве такое.
    Например, я ИП заключаю договор подряда на разработку сайта, цену работ мы определили, работа была сделана, а я выплачиваю физлицу согласованную сумму за вычетом 13% в налоговую и страховые (какой %, кстати?), которые сама перечисляю в соответствующие бюджеты. Или физлицо самостоятельно эти деньги должно перечислять?
    Ответить
    • Дарья Коробицина 2 сентября 2015, 12:59
      Да, если ИП заключает договор подряда с физическим лицом, то он является налоговым агентом и должен исчислить, удержать и уплатить НДФЛ.
      Также ИП выплачивает страховые взносы по договору подряда в ПФР (22%) и ФОМС (5,1%).
      Ответить
      • Анна 2 сентября 2015, 13:56
        Спасибо!
        Ответить
        • Demitry 3 сентября 2015, 18:24
          Помнится, в ФОМС нужно уплачивать, только если в договоре это прямо указано, а иначе - только НДФЛ и ПФР, или я ошибаюсь ?
          Ответить
          • Гость 4 сентября 2015, 08:20
            В ПФР и ФОМС нужно уплачивать взносы в любом случае, а вот в ФСС на травматизм только тогда, когда это указано в договоре.
            Ответить
      • Вячеслав 5 сентября 2015, 21:08
        По-моему при договоре подряда оплачивать НДФЛ обязанность работника, так как это не является трудовым договором
        Ответить
        • Дарья Коробицина 7 сентября 2015, 08:46
          Несмотря на то, что отношения по договору подряда не являются трудовыми, на организацию, производящую оплату по договору физическому лицу, возлагаются обязанности налогового агента в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ.
          Ответить
  • Гость 7 сентября 2015, 21:31
    Чем отличается договор оказания услуг от договора подряда в плане оформления и требований по уплате налогов?
    Ответить
    • Дарья Коробицина 8 сентября 2015, 16:49
      Если вас интересуют различия именно в плане оформления, то в договоре подряда больше условий, которые надо обязательно отразить при его заключении, есть разница в правах исполнителя/заказчика.
      Отличается предмет договора: подряд-работы, оказание услуг-говорит само за себя.
      Можно привести такой пример, отражающий практическую сторону этих различий: подряд не подразумевает возможность исполнителя в одностороннем порядке без правомерной причины отказаться от исполнения договора, при оказании услуг такая возможность есть.
      По налогообложению особых отличий нет.
      Кстати, скоро в блоге выйдет статья о договоре оказания услуг, сможете подробно ознакомиться:)
      Ответить
  • Дмитрий 24 сентября 2015, 22:08
    Дарья, как Вы думаете, возникает ли обязанность оплатить работы, если стороны подписали акт выполненных работ? При этом договором предусмотрели, что срок их оплаты зависит от наступления некоторых обстоятельств (получения денег от конечного заказчика).
    Должен ли заказчик оплатить работы, если обстоятельства не наступили?
    Ответить
    • Дарья Коробицина 25 сентября 2015, 13:19
      Я полагаю, что данное условие противоречит закону. Нельзя поставить оплату по договору в зависимость от действий третьего лица, не являющегося стороной сделки. Ст.190 ГК РФ устанавливает, что срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. В вашей ситуации поступление оплаты от конечного заказчика не является неизбежным событием. Такого же мнения придерживается и судебная практика, признавая подобные условия договоров ничтожными (Постановление ФАС от 16.08.2012 по делу № А53-22165/2011). Таким образом, у заказчика возникает обязанность оплатить выполненные работы.
      Ответить
      • Дмитрий 25 сентября 2015, 13:58
        Считается ли в таком случае (при таком порядке расчетов) договор заключенным?
        Можно считать такую сделку оспоримой?
        Ответить
        • Дарья Коробицина 25 сентября 2015, 15:33
          С учетом предоставленной вами информации, я не вижу причин для признания всей сделки недействительной, т.к. работы выполнены и их приемка осуществлена, что порождает обязательства по оплате. Но окончательный вердикт может вынести только суд, исследовав все документы и доказательства.
          Ответить
  • Гость 25 сентября 2015, 21:19
    курьер по договору подряда или оказания услуг?
    Ответить
    • Гость 25 сентября 2015, 21:44
      Это услуги.
      Ответить
    • Дарья Коробицина 29 сентября 2015, 06:57
      По договору оказания услуг.
      Ответить
  • Гость 12 октября 2015, 17:05
    Добрый день! а услуги по поиску покупателей (в интернете и т.д.) это услуги? и нужно ли платить налог?
    Ответить
    • Дарья Коробицина 14 октября 2015, 07:13
      Если вы осуществляете поиск покупателей для вашего клиента, то это, действительно, услуга. Какая у вас система налогообложения? Вы получаете доход при оказании этой услуги?
      Ответить
      • Гость 14 октября 2015, 09:36
        Ситуация такая. Мы нанимаем физ.лицо для поиска клиентов. Они получают процент с оформленного договора купли-продажи. Доход с их работы соответственно мы получаем. Работаю по договору . Договор на оказание услуг по поиску клиентов с правом расторжения договора с обоих сторон. Енвд.
        Ответить
        • Дарья Коробицина 16 октября 2015, 11:39
          По вашему описанию взаимоотношения с контрагентом больше похожи на посреднические. В зависимости от конкретных условий договора (за чей счет и от чьего имени действует посредник) нужно заключить договор поручения (посредник действует от имени и за счет доверителя), договор комиссии (посредник действует от своего имени, но за счет комитента) или агентский договор (возможны оба варианта). В любом случае, суть этих отношений одна - поверенный совершает порученные ему действия за вознаграждение и является посредником между вами и конечным покупателем. Если у вас эта деятельность попадает под ЕНВД, то иным налогом она не облагается.
          Ответить
  • Oleg 5 января, 20:06
    При заключении договора ИП-физлицо, обязан ли я (ИП) сообщать в пенсионный фонд о том, что стал работодателем?
    Ответить
    • Коробицина Дарья 6 января, 14:51
      Добрый день!
      При заключении первого договора подряда с физ.лицом нужно зарегистрироваться в ПФР в качестве работодателя.
      Ответить
  • Наталья 30 сентября, 09:33
    Скажите, пожалуйса, вывоз бытового мусора это договор подряда или договор оказания услуг?
    Ответить
    • Вологдин Павел 30 сентября, 13:20
      Добрый день. Это будет договор оказания услуг. Так как в данном случае, с контрагентом заключается договор на вывоз мусора. То есть, оказывается конкретная услуга.
      Ответить
  • Полина 9 октября, 10:46
    Добрый день! Я домашний кондитер, без оформленных документов. Могут ли фирмы заключать со мной договор подряда для изготовления мною новогодних сладких подарков (1.для продажи; 2. Для своих работников, постоянных клиентов)? Подарки - расписные имбирные пряники, которые можно считать сувенирной продукцией, а можно есть. Или мне все равно нужно оформлять свою продукцию/нужны сертификаты или прочее?
    Ответить
    • Вологдин Павел 21 октября, 16:01
      Здравствуйте, Полина. Будь это разовый заказ, можно обойтись и без регистрации. Но когда у вас есть постоянные клиенты, поставщики и имущество для дальнейшего извлечения прибыли, стоит задуматься о регистрации деятельности. Существует правило — любой бизнес нужно поставить на учет. Отсутствие регистрации может повлечь административную, налоговую, а в исключительных случаях — уголовную ответственность. Например, как зарегистрировать ИП описано в статье https://e-kontur.ru/enquiry/9.
      Ответить
  • Гость 6 декабря, 17:22
    Добрый день.
    Подскажите, собираемся заключать договора подряда с Физ. лицом на установку пластиковых окон от имени нашей фирмы. Несет ли генеральный директор при этом ответственность за жизнь и здоровье данного лица? Нужен ли инструктаж по технике безопасности?
    Ответить
    • Avvakumova Olga 7 декабря, 18:18
      Добрый день!
      Насколько я понимаю ситуация такая:
      Если в договор предусматривает, что вы будете отчислять взносы на страхование от несчастных случаев, то инспекция труда будет расследовать тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом. Затем по итогам вынесут заключение о виновном и о том, кто будет возмещать ущерб.

      Если в договоре такого условия нет, то вы не предоставляете сотруднику этих гарантий и ответственность на себя не берёте.
      Ответить

Блог /

Как правильно заключить договор подряда

Знакомьтесь, наша новая рубрика «Юридический ликбез». В ней мы будем рассказывать о том, как защитить себя и свой бизнес с точки зрения закона.

Начать решили, конечно же, с договоров. Сегодня расскажем всё, что нужно знать для правильного заключения договора подряда.

Заключая договор подряда, вы поручаете выполнение работы другому лицу, желая в итоге получить определенный результат. Или наоборот — вы выполняете работы по поручению заказчика. Результат подрядных работ всегда представлен в материальном воплощении. Именно в этом принципиальное отличие договора подряда от договора оказания услуг.

Заключение договора

Обратите внимание, в договоре должно быть прописано несколько обязательных условий. Отсутствие даже одного из них может поставить под сомнение заключенность договора.

1. Предмет договора

Ответив на вопрос, что вы хотите получить в результате работ, подробно изложите это в договоре.

  • виды работ: какие работы вы поручаете подрядчику;
  • содержание работ: что включают в себя эти работы;
  • объем работ: в каком количестве эти работы должны быть выполнены;
  • желаемый результат.

Например, вы хотите поручить подрядчику изготовление мебели для офиса. Укажите, какую именно мебель должен изготовить подрядчик: её вид, количество, комплектность, цвет, размеры. Чем больше у вас пожеланий к конечному результату работы, тем подробнее следует его описать.

Вы можете конкретизировать предмет в самом договоре, но удобнее будет оформить приложение, являющееся его неотъемлемой частью. Для того, чтобы приложение приобрело юридическую значимость, его нужно подписать и сделать ссылку на него в тексте договора.

В качестве приложения могут выступать техническое задание, спецификация, эскизы. Таким образом, вы сможете подробно указать все требования, которые предъявляете к подрядчику.

Если вы не обладаете специальными знаниями и затрудняетесь самостоятельно составить техническое задание или проектную документацию, то в договоре следует прописать, что обязанность по их составлению возлагается на подрядчика.

2. Сроки

Судебная практика не дает однозначного ответа на вопрос «обязательно ли указывать сроки в договоре». Но во избежание лишних споров, рекомендуем согласовать начальные и конечные, а, при необходимости, и промежуточные сроки выполнения работ.

3. Цена работ

Отсутствие в договоре цены не лишает его значимости, но мы рекомендуем согласовать данное условие. Если стоимость работ не определена, размер вознаграждения рассчитывается из общей рыночной стоимости данного вида работ.

Цену можно установить как в точном, так и в приблизительном размере. Но имейте в виду, заключение договора с открытой ценой на практике приводит к спорам, вызванным значительным отличием итоговой суммы от изначально оговоренной. Заказчику, не согласному с выставленной стоимостью, придётся доказать её необоснованность в судебном порядке.

Цена договора может изменяться только по согласованию сторон. Для этого нужно заключить и подписать дополнительное соглашение, которое будет являться неотъемлемой частью договора и иметь такую же юридическую значимость. При необходимости можно оформить смету, которая становится частью договора и приобретает значимость только после того, как её одобрит и подпишет заказчик.

По общему правилу оплата производится после приёмки работ заказчиком, но в договоре вы можете предусмотреть любой порядок осуществления платежей.

4. Дополнительные условия

  • объект, на котором должны проводиться работы, следует указать, если он играет принципиальное значение. Например, чтобы после окончания работ не увидеть результат на соседнем земельном участке;
  • по общему правилу, работы выполняются средствами и материалами подрядчика, который несет ответственность за их качество. Если вы согласовали иной порядок, то следует также отразить это в договоре. Важно помнить, что при предоставлении материалов заказчиком, ответственность за их качество ложится уже на него;
  • иные дополнительные условия можно указывать почти без ограничений. Главное — достичь договоренности с контрагентом, не нарушая положений законодательства.

Вы можете скачать образец договора из интернета и наполнить его необходимым содержанием. Чтобы не натолкнуться на несоответствующий закону документ, рекомендуем воспользоваться шаблоном договора подряда, подготовленным специалистами Эльбы.

Отказ заказчика от исполнения договора

  • в случае увеличения цены работ: при оплате подрядчику фактически понесенных им расходов;
  • при затягивании исполнения подрядчиком: если становится ясно, что работы не будет выполнены в установленный срок. В таком случае исполнитель возмещает заказчику убытки;
  • при выявлении некачественного исполнения работ до их завершения заказчик предоставляет подрядчику срок для устранения недостатков. Если они не будут устранены в разумный срок, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и требовать возмещения убытков;
  • односторонний отказ: при оплате подрядчику фактически произведенных работ, а также возмещения убытков;

Отказ подрядчика от исполнения договора

  • при наличии зависящих от заказчика обстоятельств, которые могут негативно повлиять на качество работ, подрядчик должен предупредить его об этом. Если со стороны заказчика не последует никаких действий, исполнитель может отказаться от договора и требовать возмещения убытков;
  • при неисполнении заказчиком обязанностей подрядчик может отказаться от договора и требовать возмещения убытков

После исполнения договора следует правильно оформить передачу результата заказчику.

Приёмка работ оформляется актом, в котором указываются:

  • наименование документа;
  • дата его составления;
  • наименование и реквизиты исполнителя и заказчика;
  • наименование, количество и цена выполненных работ;
  • подписи сторон;

В случае, если имеются какие-либо комментарии, претензии или пожелания по качеству, составу, комплектации выполненных работ следует обязательно отразить это в акте. Очень проблематично будет доказать, что исполнителем были выполнены работы ненадлежащего качества, если соответствующего комментария не содержится в акте.

С помощью Эльбы вы можете составить акт, соответствующий всем этим условиям.

Предъявление претензий по качеству работ

Качество оценивается в соответствии с договором, установленными для данного вида работ нормами, а также общими представлениями, основанными на принципах разумности и добросовестности:)

Договором может быть установлен гарантийный срок. Он определяется по желанию исполнителя и является его правом, а не обязанностью.

Вне зависимости от гарантийного срока закон предоставляет заказчику два года (для строительного подряда — пять лет) для обнаружения скрытых недостатков выполненных работ. В течение этого срока можно предъявлять претензии к подрядчику, но придётся доказать, что недостатки возникли именно до передачи работ.

Если возникла необходимость урегулировать отношения с контрагентом в судебном порядке, важно определить, в какой из судов обращаться.

  • В арбитражный суд: обе стороны договора являются индивидуальными предпринимателями или организациями. Также в этом суде рассматриваются споры, связанные с исполнением государственного или муниципального контракта.
  • В суд общей юрисдикции: хотя бы одна из сторон договора является обычным гражданином, не осуществляющим предпринимательскую деятельность.

Не стоит путать договор подряда с другими видами договоров.

Договор подряда и трудовой договор

Трудовой договор заключается в том случае, если вы предполагаете долгосрочные взаимоотношения с работником, связанные с многократным личным выполнением им какой-либо функции. Конечно же, трудовой договор порождает множество обязанностей для вас, ведь вы становитесь работодателем и руководствуетесь в отношениях с работником трудовым законодательством.

Поэтому, если для вас важно лишь достижение результата в установленный срок, лучше будет заключить договор подряда.

Договор подряда и договор возмездного оказания услуг

При выполнении подрядных работ всегда есть материальный результат, и для заказчика важен именно итог, а не процесс. Например, поручая подрядчику изготовление мебели, вам важно в результате получить стол или стул. При этом, на второй план отходит то, как исполнитель достиг желаемого эффекта.

При возмездном оказании услуг материального результата может не быть вообще. Например, обращаясь к специалисту за оказанием юридических услуг, вы, конечно, желаете достичь определенного результата, но, при этом, для вас важно содействие юриста на каждом этапе. Таким образом, на первый план выходит сам процесс, а не результат. В этом случае заключается договор оказания услуг.

Оставить комментарий
Комментарии (35)
  • гость 1 сентября 2015, 20:46
    А может генеральный директор нанять жену как ИП личным водителем? Надо расписывать путевые листы или еще что то или просто можно в договоре прописать, что возит куда скажет, когда скажет 24 часа 365 дней в году?
    Ответить
    • Дарья Коробицина 2 сентября 2015, 11:26
      Если вы планируете нанимать водителя для некоммерческих (личных) нужд, то путевые листы не требуются. Можете оформить данные отношения договором оказания услуг.
      Ответить
      • гость 2 сентября 2015, 12:36
        А в расходы эти услуги занести можно? Проблем с налоговой не будет?
        Ответить
  • Al 2 сентября 2015, 08:26
    Может ли врач работать по договору подряда? Например оказывать услуги по приему больных один раз в неделю с 17-до 20 часов. И какие тогда работодатель несет расходы на такого работника?
    Ответить
    • Дарья Коробицина 2 сентября 2015, 10:34
      Договор подряда в данной ситуации не подойдет. Можно заключить договор оказания услуг с врачом, но только в том случае, если у вашей организации есть лицензия на право осуществления медицинской деятельности, либо такая лицензия есть у врача. В таком случае вы будете выступать как заказчик, а не как работодатель, и нести расходы в пределах суммы, оговоренной в договоре.
      Ответить
      • Гость 2 сентября 2015, 14:20
        Если лицензия у работодателя есть, то подряд с врачом возможен?
        Ответить
        • Дарья Коробицина 2 сентября 2015, 14:31
          Как было сказано выше, подряд в вашей ситуации не подходит, поскольку предметом договора будет являться оказание услуг. Поэтому в вашей ситуации договор оказания услуг подходит больше.
          Если врач - физическое лицо, то вам нужно будет помимо вознаграждения по договору оплатить взносы в ПФР, ФСС, а также исчислить, удержать и выплатить НДФЛ.
          Ответить
  • Анна 2 сентября 2015, 11:17
    А в случае заключения договора подряда ИП-физлицо, ИП необходимо за физлицо выплачивать страховые и налог? Раньше вроде было в законодательстве такое.
    Например, я ИП заключаю договор подряда на разработку сайта, цену работ мы определили, работа была сделана, а я выплачиваю физлицу согласованную сумму за вычетом 13% в налоговую и страховые (какой %, кстати?), которые сама перечисляю в соответствующие бюджеты. Или физлицо самостоятельно эти деньги должно перечислять?
    Ответить
    • Дарья Коробицина 2 сентября 2015, 12:59
      Да, если ИП заключает договор подряда с физическим лицом, то он является налоговым агентом и должен исчислить, удержать и уплатить НДФЛ.
      Также ИП выплачивает страховые взносы по договору подряда в ПФР (22%) и ФОМС (5,1%).
      Ответить
      • Анна 2 сентября 2015, 13:56
        Спасибо!
        Ответить
        • Demitry 3 сентября 2015, 18:24
          Помнится, в ФОМС нужно уплачивать, только если в договоре это прямо указано, а иначе - только НДФЛ и ПФР, или я ошибаюсь ?
          Ответить
          • Гость 4 сентября 2015, 08:20
            В ПФР и ФОМС нужно уплачивать взносы в любом случае, а вот в ФСС на травматизм только тогда, когда это указано в договоре.
            Ответить
      • Вячеслав 5 сентября 2015, 21:08
        По-моему при договоре подряда оплачивать НДФЛ обязанность работника, так как это не является трудовым договором
        Ответить
        • Дарья Коробицина 7 сентября 2015, 08:46
          Несмотря на то, что отношения по договору подряда не являются трудовыми, на организацию, производящую оплату по договору физическому лицу, возлагаются обязанности налогового агента в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ.
          Ответить
  • Гость 7 сентября 2015, 21:31
    Чем отличается договор оказания услуг от договора подряда в плане оформления и требований по уплате налогов?
    Ответить
    • Дарья Коробицина 8 сентября 2015, 16:49
      Если вас интересуют различия именно в плане оформления, то в договоре подряда больше условий, которые надо обязательно отразить при его заключении, есть разница в правах исполнителя/заказчика.
      Отличается предмет договора: подряд-работы, оказание услуг-говорит само за себя.
      Можно привести такой пример, отражающий практическую сторону этих различий: подряд не подразумевает возможность исполнителя в одностороннем порядке без правомерной причины отказаться от исполнения договора, при оказании услуг такая возможность есть.
      По налогообложению особых отличий нет.
      Кстати, скоро в блоге выйдет статья о договоре оказания услуг, сможете подробно ознакомиться:)
      Ответить
  • Дмитрий 24 сентября 2015, 22:08
    Дарья, как Вы думаете, возникает ли обязанность оплатить работы, если стороны подписали акт выполненных работ? При этом договором предусмотрели, что срок их оплаты зависит от наступления некоторых обстоятельств (получения денег от конечного заказчика).
    Должен ли заказчик оплатить работы, если обстоятельства не наступили?
    Ответить
    • Дарья Коробицина 25 сентября 2015, 13:19
      Я полагаю, что данное условие противоречит закону. Нельзя поставить оплату по договору в зависимость от действий третьего лица, не являющегося стороной сделки. Ст.190 ГК РФ устанавливает, что срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. В вашей ситуации поступление оплаты от конечного заказчика не является неизбежным событием. Такого же мнения придерживается и судебная практика, признавая подобные условия договоров ничтожными (Постановление ФАС от 16.08.2012 по делу № А53-22165/2011). Таким образом, у заказчика возникает обязанность оплатить выполненные работы.
      Ответить
      • Дмитрий 25 сентября 2015, 13:58
        Считается ли в таком случае (при таком порядке расчетов) договор заключенным?
        Можно считать такую сделку оспоримой?
        Ответить
        • Дарья Коробицина 25 сентября 2015, 15:33
          С учетом предоставленной вами информации, я не вижу причин для признания всей сделки недействительной, т.к. работы выполнены и их приемка осуществлена, что порождает обязательства по оплате. Но окончательный вердикт может вынести только суд, исследовав все документы и доказательства.
          Ответить
  • Гость 25 сентября 2015, 21:19
    курьер по договору подряда или оказания услуг?
    Ответить
    • Гость 25 сентября 2015, 21:44
      Это услуги.
      Ответить
    • Дарья Коробицина 29 сентября 2015, 06:57
      По договору оказания услуг.
      Ответить
  • Гость 12 октября 2015, 17:05
    Добрый день! а услуги по поиску покупателей (в интернете и т.д.) это услуги? и нужно ли платить налог?
    Ответить
    • Дарья Коробицина 14 октября 2015, 07:13
      Если вы осуществляете поиск покупателей для вашего клиента, то это, действительно, услуга. Какая у вас система налогообложения? Вы получаете доход при оказании этой услуги?
      Ответить
      • Гость 14 октября 2015, 09:36
        Ситуация такая. Мы нанимаем физ.лицо для поиска клиентов. Они получают процент с оформленного договора купли-продажи. Доход с их работы соответственно мы получаем. Работаю по договору . Договор на оказание услуг по поиску клиентов с правом расторжения договора с обоих сторон. Енвд.
        Ответить
        • Дарья Коробицина 16 октября 2015, 11:39
          По вашему описанию взаимоотношения с контрагентом больше похожи на посреднические. В зависимости от конкретных условий договора (за чей счет и от чьего имени действует посредник) нужно заключить договор поручения (посредник действует от имени и за счет доверителя), договор комиссии (посредник действует от своего имени, но за счет комитента) или агентский договор (возможны оба варианта). В любом случае, суть этих отношений одна - поверенный совершает порученные ему действия за вознаграждение и является посредником между вами и конечным покупателем. Если у вас эта деятельность попадает под ЕНВД, то иным налогом она не облагается.
          Ответить
  • Oleg 5 января, 20:06
    При заключении договора ИП-физлицо, обязан ли я (ИП) сообщать в пенсионный фонд о том, что стал работодателем?
    Ответить
    • Коробицина Дарья 6 января, 14:51
      Добрый день!
      При заключении первого договора подряда с физ.лицом нужно зарегистрироваться в ПФР в качестве работодателя.
      Ответить
  • Наталья 30 сентября, 09:33
    Скажите, пожалуйса, вывоз бытового мусора это договор подряда или договор оказания услуг?
    Ответить
    • Вологдин Павел 30 сентября, 13:20
      Добрый день. Это будет договор оказания услуг. Так как в данном случае, с контрагентом заключается договор на вывоз мусора. То есть, оказывается конкретная услуга.
      Ответить
  • Полина 9 октября, 10:46
    Добрый день! Я домашний кондитер, без оформленных документов. Могут ли фирмы заключать со мной договор подряда для изготовления мною новогодних сладких подарков (1.для продажи; 2. Для своих работников, постоянных клиентов)? Подарки - расписные имбирные пряники, которые можно считать сувенирной продукцией, а можно есть. Или мне все равно нужно оформлять свою продукцию/нужны сертификаты или прочее?
    Ответить
    • Вологдин Павел 21 октября, 16:01
      Здравствуйте, Полина. Будь это разовый заказ, можно обойтись и без регистрации. Но когда у вас есть постоянные клиенты, поставщики и имущество для дальнейшего извлечения прибыли, стоит задуматься о регистрации деятельности. Существует правило — любой бизнес нужно поставить на учет. Отсутствие регистрации может повлечь административную, налоговую, а в исключительных случаях — уголовную ответственность. Например, как зарегистрировать ИП описано в статье https://e-kontur.ru/enquiry/9.
      Ответить
  • Гость 6 декабря, 17:22
    Добрый день.
    Подскажите, собираемся заключать договора подряда с Физ. лицом на установку пластиковых окон от имени нашей фирмы. Несет ли генеральный директор при этом ответственность за жизнь и здоровье данного лица? Нужен ли инструктаж по технике безопасности?
    Ответить
    • Avvakumova Olga 7 декабря, 18:18
      Добрый день!
      Насколько я понимаю ситуация такая:
      Если в договор предусматривает, что вы будете отчислять взносы на страхование от несчастных случаев, то инспекция труда будет расследовать тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом. Затем по итогам вынесут заключение о виновном и о том, кто будет возмещать ущерб.

      Если в договоре такого условия нет, то вы не предоставляете сотруднику этих гарантий и ответственность на себя не берёте.
      Ответить
8 800 500-02-75
Найти

Темы

Подпишитесь на наши новости
Сегодня
отличный день,
чтобы начать!
Начать пользоваться Эльбой 30 дней бесплатно