Константин Найчуков
Соучредитель, генеральный директор и проектный менеджер студии веб-технологий «Квадрата».
Спустя 2,5 года после основания студии, Константин так и не бросил эту затею и не отказался от идеи производства только правильных сайтов, чего бы это не стоило. Пройдя сквозь бури и невзгоды, предпринимателю в итоге удалось разработать 9 правил ведения бизнеса, которые помогают добиться успехов в любом начинании.
Правило 1. Чтобы научиться плавать — нужно плавать
Никто и никогда не научит тебя бизнесу. Это придет только с опытом. Так что не надейся поработать «на дядю», изучить все секреты и с первого раза запустить свой успешный бизнес. Дядя — не дурак. Он всех секретов никогда не расскажет. Да, ты будешь разбираться в отрасли, в которой работаешь, изучишь бизнес-процессы в рамках своей компетенции. Этот опыт тоже очень полезен, но не гарантирует успеха в бизнесе.
Я работал руководителем кемеровского филиала одной небольшой компании. Я набирал сотрудников, обучал их, распределял задачи, налаживал связи, поднимал продажи, выполнял план и, в результате, вывел убыточный до этого филиал на прибыль. Думаете, это мне сильно помогло в своем собственном деле? Вы бы удивились.
Правило 2. Не заработал — не трать
Я не брал кредит на открытие бизнеса, но свои собственные накопления благополучно спустил большей частью на обустройство офиса, от которого мы в последствии вообще отказались. Как выяснилось, для веб-студии офис не является предметом первой необходимости. Кто бы мог подумать.
Правило 3. Не жди поддержки со стороны
Дело в том, что человек по своей природе боится оказаться слабее, глупее и хуже окружающих. Поэтому тебя будут уверять в том, что затея с собственным бизнесом — бредовая, что без связей и денег его не начать, что глупо увольняться с хорошей работы. Не слушай никого. Они просто боятся твоего успеха. И никогда не поверят в тебя так, как ты сам веришь.
Правило 4. Тщательно выбирай людей
Делать вместе бизнес — это очень интимно. Главное тут — взаимопонимание и схожие культурные ценности (в широком смысле). Иначе конфликты, ссоры, скандалы и, как следствие, — развод. И хорошо, если развод на начальном этапе, когда делить нечего. Гораздо веселее, когда вопрос касается уже серьезных денег. Так что бизнес-партнера нужно выбирать по любви, а не по расчету.
Правило 5. Общайся с клиентом на равных
Не давай клиенту понять, что ты в нем нуждаешься. Люди существа по своей природе злобные и, почуяв слабость, из тебя начнут выбивать скидки, требовать большего объема работ за те же деньги, бесплатную пожизненную поддержку и так далее, и далее. Держись достойно. Сделка должна быть взаимовыгодной. Клиент получает качественный продукт, ты — достойную оплату.
Правило 6. Работай со своими клиентами
За время работы мы нарисовали портрет нашего клиента:
- он заинтересован в проекте не меньше нашего;
- он знает для чего ему сайт вообще и понимает, что сделать сайт — это только начало;
- он доверяет нам как профессионалам;
- ему важен качественный результат, а не размер скидки.
Каждый раз, когда клиент оказывался «не нашим», проект превращался в локальный кошмар различного масштаба. Сроки затягивались, оплата задерживалась, требования менялись, истерики устраивались, скандалы закатывались. Ничего хорошего. После такого уже и деньги не радуют.
Правило 7. Хороший продукт — еще не гарантия прибыли
Во-первых, может так получиться, что до тебя никто не делал качественного продукта, потому что он не так уж и востребован рынком.
Нечто подобное произошло с нами. Организовать студию нас сподвиг тот факт, что в нашем городе не было ни одной конторы, которая бы делала действительно хорошие сайты. Где-то хромал дизайн, где-то верстка и код, где-то логика разделов и подача информации на сайте. В большинстве случаев — вообще все сразу.
Когда же мы начали искать клиентов и предлагать свои услуги, то выяснилось, что доплачивать за качество никто не хочет, так как просто не видит разницы между качественным сайтом и некачественным. Со временем мы нашли своих заказчиков, которые по достоинству оценили нашу работу. Но это было не так просто, как казалось в самом начале.
Во-вторых, иногда в погоне за качеством продукта срываются намеченные сроки и превышаются обозначенные бюджеты. В результате, не смотря на высокое качество продукта, прибыль становится только меньше. Помни: лучшее — враг хорошего.
Правило 8. Не замыкайся в себе, общайся
Когда все вокруг рассматриваются только как клиенты либо конкуренты, очень легко потерять адекватность восприятия мира. Будь открытым, делись идеями, мыслями, проектами. Изучай мир вокруг. Не только свой рынок, но и смежные области, опыт других стран и регионов. Общайся с такими же как ты. Главное — люди. Всегда и везде.
Правило 9. Учиться, учиться и еще раз учиться
Светлое будущее несется нам в лицо со скоростью звука. Не будешь ловить ветер перемен — останешься далеко позади прогресса. Читай, слушай, изучай. И обязательно — применяй на практике.
Успехов, друзья!
Статья актуальна на