Вернуться в блог

Новый МРОТ с 1 июля 2017 года: как подготовиться

С 1 июля минимальный размер оплаты труда увеличивается до 7 800 рублей. Это повлияет на зарплату сотрудников и расчёт пособий. В статье рассказываем, как подготовиться к росту МРОТ, и объясним, почему страховые взносы ИП в этом году не изменятся. 

Страховые взносы ИП

От МРОТ зависит размер страховых взносов ИП. Но для их расчёта используют МРОТ, который действовал на начало года. Поэтому на взносы за 2017 год изменение не повлияет. Вам по-прежнему нужно заплатить 27 990 рублей + 1% от доходов свыше 300 тысяч. Если ничего не изменится, то взносы за 2018 год составят уже минимум 29 109,60 рублей. 

Зарплата сотрудников 

Месячная зарплата не должна опускаться ниже МРОТ. За этим следит трудовая инспекция и даже налоговая.

Обратите внимание — во многих регионах МРОТ выше федерального. В этом случае ориентируйтесь на него, когда выдаёте зарплату сотруднику.

Вот примеры нескольких регионов:

  • Москва — 17 624 рублей с 1 июля 2017 года
  • Московская область — 13 750 рублей
  • Санкт-Петербург — 16 000 рублей
  • Ленинградская область — 10 850 рублей
  • Свердловская область — 8 862 рубля
  • Новосибирская область — 10 000 рублей

Когда можно платить меньше 

  • Если сотрудник работает неполный день. Например, за работу на 0,5 ставки вы можете платить половину МРОТ.
  • Оклад может быть меньше МРОТ, если благодаря премиям и надбавкам сотрудник получит за месяц нужную сумму. 
  • На руки сотрудник может получать меньше, если зарплата до вычета НДФЛ соответствует МРОТ.

Как увеличить зарплату

Если вы платите сотрудникам меньше 7 800 рублей или МРОТ вашего региона, не забудьте увеличить зарплату с 1 июля.

  1. Составьте в произвольной форме приказ.
    Скачать шаблон приказа о повышении оклада
  2. Внесите изменения в штатное расписание
    Скачать шаблон штатного расписания 
  3. Подпишите с работником дополнительное соглашение к трудовому договору.
    Шаблон дополнительного соглашения 

Больничные и декретные 

Иногда МРОТ учитывается при расчёте больничных и декретных пособий: 

  • Если за всю жизнь сотрудник работал по трудовому договору меньше полугода. 
  • Если два года до болезни или декрета сотрудник не получал зарплату.
  • Если среднемесячный заработок за два года до болезни или декрета был ниже МРОТ.

На заметку

  1. Если у вас нет сотрудников, увеличение МРОТ пройдёт незаметно. Размер страховых взносов ИП за 2017 год останется прежним и изменится только в следующем году. 
  2. Если у вас есть сотрудники, проверьте, что они получают зарплату выше МРОТ. Если нет — повысьте её к 1 июля. Помните о новом МРОТ, когда считаете больничные и декретные.

Подпишитесь на новые статьи

Раз в месяц напишем об изменениях в законах, обновлениях
в сервисе и о бухгалтерии для предпринимателей

Подписаться
72 комментария
Представьтесь через
фейсбук контакте твиттер
Написать комментарий
  • Орлов Алексей 28 июня 2016, 21:14
    Спасибо
    Ответить
  • Гость 29 июня 2016, 09:03
    Спасибо Дарья.
    Ответить
  • Алексей 29 июня 2016, 10:10
    Насколько я понимаю, 7500 в месяц (или 17300 в Москве), это при работе 40 часов в неделю.
    Но с сотрудником можно заключить трудовой договор (соглашение к договору) в соответствии со ст.93 ТК РФ, что он работает на неполном рабочем дне или неполной рабочей недели. тогда зарплата, даже если она в штатном установлена 7500 или 17 300 выплачивается пропорционально отработанному времени. Ну и отчисления, есесено, платятся с выплаченной суммы. Так что, как говорится, испугали ежа голой...
    Ответить
    • Сергеева Дарья 29 июня 2016, 10:20
      Вы правы, Алексей. Не меньше МРОТ нужно платить, если сотрудник работает на полную ставку. Мы перечислили в статье случаи, когда можно платить меньше МРОТ, и неполный рабочий день — один из них.
      Ответить
      • Иван 30 июня 2016, 05:33
        Это зарплата. А не могли бы вы уточнить как насчет социала на работников? Если он принят на неполный рабочий - сколько за него платить социальных взносов? Тоже пропорционально?
        Ответить
        • Сергеева Дарья 30 июня 2016, 07:22
          Добрый день, Иван.
          Страховые взносы за сотрудников напрямую зависят от зарплаты. В ПФР нужно платить 22% от зарплаты, в ФОМС - 5,1%, в ФСС на нетрудоспособность - 2,9%. Есть ещё взносы в ФСС на травматизм, процентная ставка этих взносов зависит от того, какой деятельностью вы занимаетесь.
          Ответить
          • Иван 30 июня 2016, 07:49
            Я раньше всегда думал, что если ИП с сотрудниками - на сотрудников социал тоже уплачивается фиксированно. Черт. Похоже ошибался

            А подскажите что есть "ставка"? Я думал это понятие только в вузах и детских садах
            Ответить
            • Сергеева Дарья 30 июня 2016, 08:24
              В контексте предыдущего ответа ставка - это процент от зарплаты, который нужно платить в фонд в качестве страхового взноса. В ФСС на травматизм (страхование от несчастных случаев на производстве) она зависит от вида деятельности - от 0,2% до 8,5 %.
              Ответить
      • Выводнова Татьяна 4 июля, 20:48
        Дарья, а если в ООО один сотрудник (директор) - возможно ли его перевести на неполную ставку? И если да, то как это сделать? Спасибо!
        Ответить
        • Михаил 6 июля, 20:01
          Присоединяюсь к вопросу!
          Ответить
          • Сергеева Дарья 7 июля, 06:43
            Здравствуйте!
            Да, вы можете перевести директора на неполную ставку.

            Оформить переход на неполный рабочий день проще всего по соглашению с сотрудником. Он пишет заявление с просьбой перевести его на неполное рабочее время, вы издаёте приказ и заключаете с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. Формулировка будет такая «С ДД.ММ.ГГ. работнику устанавливается неполное рабочее время продолжительностью 20 рабочих часов в неделю. График: .....». Вот в этой статье на примерах описано, как оформить документы: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=7197
            Ответить
  • Сергей 29 июня 2016, 10:11
    Т.е. я правильно понял, 7500 на 50% северная МКС надбавка и 70% районный коэф-нт я должен платить минимум 16 500 !!!
    Замечательное государство, придется человека 2-3 уволить, чтобы сделать надбавку 50 рабочим.
    Ответить
    • Сергеева Дарья 30 июня 2016, 07:41
      Добрый день, Сергей!
      Верно, районные коэффициенты и северные надбавки начисляются "сверху" МРОТ. Также нужно проверить, не увеличили ли в вашем регионе МРОТ, заключив соглашение.
      Ответить
      • Сергей (2) 28 июля 2016, 15:15
        Дарья, а на основании чего Вы начисляете северные и районные сверху на МРОТ? У меня у сотрудников "все включено" в МРОТ и вопросов ни у одной инстанции не возникает.
        Ответить
        • Сергеева Дарья 29 июля 2016, 09:52
          Здравствуйте, Сергей.
          Об этом говорил Верховный суд (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014). Как обоснование приводил статьи Трудового кодекса — 146, 148, 315.
          Но в региональных соглашениях могут прямо прописать, что минимальная зарплата включает в себя районный коэффициент. Например, так в Свердловской области.
          Ответить
          • Сергей (2) 29 июля 2016, 10:31
            Согласен, про решение Верховного суда я знаю, но правовой нормы точно определяющей, что надбавки начисляются "сверху" МРОТ нет. И так, как у нас не прецендетное право, то решение Верховного суда не является законодательной нормой.
            Ответить
      • Патрушева Елена 28 июня, 07:34
        Добрый день, по поводу районных коэффициентов (у нас он 0,2) нашла Определение Верх. суда N 51-КП6-10 от 19.09.2016. Прокомментируйте его, пожалуйста, если не трудно.
        Ответить
  • Сергей 29 июня 2016, 11:08
    а если я работаю на 0,2 ставки (2500 руб) - регион МО нужно что то менянть? Исходя из средней зарплаты 12500руб по МО
    Ответить
    • Коробицина Дарья 30 июня 2016, 07:16
      Добрый день, Сергей!
      В Московской области МРОТ составляет 12500 рублей. Это для тех сотрудников, кто работает на полную ставку. Если вы трудоустроены на неполный рабочий день, то размер МРОТ можно уменьшать пропорционально. Поэтому при 0,2 ставки зарплата за месяц может быть 2500 рублей.
      Ответить
  • серж 29 июня 2016, 11:16
    Подскажите, к чему готовиться со стороны контролирующих органов, если человек переводится на 0,5 рабочего дня, следовательно его з/п падает в двое и становится ниже регионального МРОТ? Или маленькие компании никто даже не будет дергать?
    Ответить
    • Станислав 29 июня 2016, 16:29
      Я ИП, у меня на 0.5 ставки супруга оформлена(они не знали), и меня налоговая дергала, даже "угрожали", что созовут комиссию, пригласят работника и его расспросят, а правда ли такая маленькая зп. Я сказал созывайте комиссию, вызывайте работника, сказал что работник супруга)) В итоге ничего не было.
      Ответить
    • Сергеева Дарья 30 июня 2016, 07:29
      Добрый день!
      Главное, позаботиться, чтобы у вас все документы были оформлены. Даже если у контролирующих органов возникнут вопросы, почему зарплата ниже МРОТ, вы легко объясните им - сотрудник трудится неполный рабочий день, и подтвердите это документами. Проще всего оформить перевод на 0,5 ставки по просьбе сотрудника. Для этого он пишет заявление с просьбой перевести его на неполный рабочий день, вы издаёте приказ и подписываете с ним дополнительное соглашение к трудовому договору.
      Ответить
  • Гость 5 июля 2016, 09:13
    спасибо)
    Ответить
  • NOLF 5 июля 2016, 18:30
    Что делать если я работаю как наемный работник и получаю больше чем МРОТ и у себя в ООО я директор получаю меньше чем МРОТ?
    Ответить
    • Алексей 11 июля 2016, 16:29
      Выше же были предложения - заключить трудовой договор (соглашение к трудовому договору) на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Т.е. в штатном расписании установить необходимую сумму МРОТ или больше, а платить пропорционально отработанному времени. Эльба, кстати, такой расчет делает
      Ответить
  • Борис 14 июля 2016, 10:28
    Добрый день, а как теперь заплатить налог и отчитаться по ЕНВД (ИП без сотрудников) за II кв. и в последующих кв.? так же считать базовую ставку 6 204 рубля?
    Ответить
    • Вологдин Павел 14 июля 2016, 16:05
      Борис, здравствуйте! Базовая доходность и коэффициенты для расчета налога по ЕНВД, не зависят от МРОТ. Поэтому, размер налога останется тот же. Для примера, напоминаю, у нас есть статья, в которой расписано как считается налог по ЕНВД http://www.e-kontur.ru/enquiry/83.
      Ответить
  • Алла 15 июля 2016, 07:14
    Нужно попытаться сократить затраты по другим направлениям.
    Ответить
  • sharky 16 июля 2016, 07:01
    Оптимизировать штат - вот самое разумное решение.
    Ответить
    • Гость 23 июня, 10:32
      Оптимизировать штат - это оставлять людей без работы , сокращать. Жесть . Чтобы государство получало больше налогов, надо оставлять людей без работы
      Ответить
  • Алла 16 июля 2016, 07:52
    Мы так и поступили. Сократили бухгалтерию, а все ее функции вывели в аутсорс в компанию http://bporus.ru/
    Ответить
    • Илья 21 июля 2016, 16:34
      Какая почти не заметная реклама)
      Ответить
  • Гость 26 июля 2016, 10:25
    Спасибо за статью, приложение в виде документов. Сократил бухгалтера и сам через Эльбу выставляю счета, принимаю на работу, заключаю договора, выбрал банк, который работает с Эльбой, и всё пока о"кей. Всех сотрудников на не полный рабочий день - 6 часов по договору. Пользуйтесь подсказками и советами специалистов компании Эльба. БРАВО!!! СПАСИБО!!!
    Ответить
  • Berdnik Vladislav 30 июля 2016, 10:37
    Доброго времени суток!
    Подскажите, где узнать северный и районный коэффициенты? Работаем в Красноярске. По условиям гранта от центра занятости, нам надо, чтобы оклад у сотрудников был не ниже МРОТ. До этого просто зарплата была 10000. Сейчас с 1 июля надо пересчитать, а с коэффициентами никогда не сталкивался. МРОТ 7500 установлен, но нужно еще коэффиценты добавить. Где их взять?
    Ответить
    • Berdnik Vladislav 1 августа 2016, 09:47
      Спасибо, сам разобрался
      Ответить
  • Людмила 22 июня, 16:41
    Какой МРОТ для Псковской области , подскажите?
    Ответить
    • Сергеева Дарья 23 июня, 06:57
      Для работников организаций малого бизнеса — 7 800 рублей с 1 июля 2017 года.
      Для всех остальных — 11 450 рублей.
      Ответить
      • Людмила 24 июня, 14:37
        Спасибо за быстрый ответ.
        Ответить
  • Ольга 24 июня, 01:27
    Нужно перевести сотрудника на 0,5 ставки. Где в Контур.Эльба в разделе "Сотрудники" указать, что человек на 0,5 оклада, чтобы система правильно делала расчеты?
    Ответить
    • Дмитри 24 июня, 18:22
      Во вкладке Сотрудники выберите необходимого сотрудника.
      Например за июнь, проставьте отработано 10,5 дней из 21.
      Оклад оставьте полный. Вот и будет 0,5 ставки.
      Ответить
    • Рязанов Михаил 26 июня, 11:42
      Ольга, добрый день.
      Дополню, что в Эльбе нет возможности указать количество ставок у сотрудника.
      С точки зрения расчета зарплаты достаточно вместо полного оклада указать половину суммы. Это можно сделать в карточке работника в разделе меню "Сотрудники" (поле "Оклад"). В трудовом договоре необходимо указать, что работник принят на условиях неполного рабочего времени, а также прописать конкретную продолжительность его рабочего времени и часы работы, оклад в трудовом договоре указывается полностью, то есть согласно штатному расписанию исходя из полной ставки.
      Ответить
      • Ольга 4 июля, 14:27
        Спасибо. Вы пишите, что в Эльбе нет возможности указывать количество ставок.
        Скажите, ставка как-то влияет на всевозможные отчеты по сотрудникам (6-ндфл, 4-фсс и любые другие - всех не помню)? я имею ввиду в этих отчетах нужно где-то прописывать, что это полставки?
        Ответить
        • Сергеева Дарья 4 июля, 15:25
          На отчётность это никак не влияет: ) Там указывается зарплата и не конкретизируется, сколько времени сотрудник работает.
          Ответить
  • Дмитрий 27 июня, 09:41
    Добрый день! У нас сотрудница с середины июня 2017г. пошла в отпуск до 1,5 лет (у неё второй ребенок) сумма отпускных была начислена исходя из МРОТ тоесть 7500*24=180000/730=246,57*40%=98,63*30,4=2998,35*2=5996,70 т.к. у неё второй ребенок. Расчитанная сумма оказалась меньше установленного минимума.
    C 01.02.2017 минимальный размер пособия на второго ребенка составляет: 6131,37(мы платим эту сумму с июня). Вот теперь вопрос с ИЮЛЯ 2017г. МРОТ увеличился мне нужно будет пересчитать ей отпуск 7800*24=187200/730=256,43*40%=102,57*30,4=3118,12*2=6236,25 ИЛИ оставить прежнее пособие 6131,37.
    Ответить
    • Рязанов Михаил 27 июня, 13:36
      Дмитрий, добрый день.
      При повышении заработной платы во время отпуска по уходу за ребенком, величина пособия по уходу за ребенком не возрастает.
      Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Таким образом, если после назначения пособия, заработная плата работника была повышена, то это никак не влияет на размер пособия.
      Ссылка на закон: https://goo.gl/JyARp1
      Ответить
      • Дмитрий 27 июня, 13:39
        Спасибо за ответ.
        Ответить
  • Гость 28 июня, 10:13
    Добрый день! А если ИП и у него патент, тогда Страховые взносы ИП тоже заплатить 27 990 рублей + 1% от доходов свыше 300 тысяч.?
    Ответить
    • Сергеева Дарья 28 июня, 12:20
      Здравствуйте, 1% от доходов на патенте нужно платить. Но учитывается не реальный доход, а потенциальный — тот, от которого зависит стоимость патента. Если вы купили патент на неполный год, то потенциальный доход корректируется пропорционально сроку патента.
      Ответить
  • какой МРОТ для мурманской обл? 28 июня, 12:05
    Здравствуйте!
    Подскажите, пожалуйста, какой МРОТ для мурманской обл?
    Ответить
    • Сергеева Дарья 28 июня, 12:17
      Здравствуйте, МРОТ в Мурманской области до конца 2017 года — 14 281 рублей.
      Ответить
      • Катерина 19 июля, 12:24
        Здравствуйте.
        Сегодня увидела информацию, что МРОТ в Мурманской области - 14632 р. с 01.07.2017 (Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ).
        Пожалуйста, подскажите какое значение верно. На какой документ ориентироваться?
        Спасибо.
        Ответить
        • Сергеева Дарья 19 июля, 13:54
          По Соглашению о минимальной заработной плате в Мурманской области МРОТ —
          14 281 рублей (https://murman-zan.ru/Documents/Detail/0f0ce598-e6d2-4582-89ae-b8d9678c35b7/)
          Другого размера не нашла. А 14 632 рубля — это прожиточный минимум, он часто не совпадает с МРОТ.
          Ответить
  • Александр 29 июня, 18:03
    Здравствуйте! Подскажите, у ИП единственная сотрудница с зп 10000 рублей получает пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Правильно ли понимаю, что нужно пересчитать зп и выплачивать с 1 июля скорректированные пособия. Отпуск заканчивается в августе.
    Ответить
    • Александр 29 июня, 18:26
      регион Санкт-Петербург
      Ответить
      • Рязанов Михаил 30 июня, 16:51
        Александр, добрый день.
        Выше мы уже рассматривали аналогичную ситуацию.
        Дублирую для вас ответ от 27 июня:
        При повышении заработной платы во время отпуска по уходу за ребенком, величина пособия по уходу за ребенком не возрастает.
        Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Таким образом, если после назначения пособия, заработная плата работника была повышена, то это никак не влияет на размер пособия.
        Ссылка на закон: https://goo.gl/JyARp1
        Ответить
  • Utkaev Ilya 3 июля, 13:27
    Подскажите пожалуйста для Алтайского края МРОТ?
    Ответить
    • Сергеева Дарья 3 июля, 13:31
      Здравствуйте, 9 400 рублей)
      Ответить
      • Utkaev Ilya 3 июля, 14:18
        Спасибо большое, а можно еще вопрос? )
        В Эльбе у сотрудника есть поле "Оклад". Есть сотрудник на минималке. Вот в этом поле я должен указать сумму не менее 9400 или я могу из 9400 отнять налоги и ее указать как оклад? Не хочу просто проблем в будущем, буду признателен за консультации, т.к. в чате телеграмм никто не отвечает на этот вопрос ))
        Ответить
        • Сергеева Дарья 3 июля, 15:51
          В Эльбе в поле «Оклад» укажите 9 400 рублей. Эльба сама посчитает и вычтет из этой суммы НДФЛ.
          Ответить
  • Гость 7 июля, 13:55
    Правильно я понимаю, что если человек работает у меня по договору ГПХ с оплатой этапов по готовности (т.е он не является сотрудником в штате), то я не обязан отслеживать, чтобы суммы этапов были больше МРОТ или как то соответствовали любым временным промежуткам (например несколько месяцев нет выплат, так как этапы не готовы)?
    Ответить
    • Сергеева Дарья 7 июля, 14:59
      Всё верно)
      Ответить
      • Александр 14 июля, 04:09
        Вот всем новость!!!!!

        Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по связи и информационно-коммуникационным технологиям разработала и представила поправки к «закону Яровой». Они обсуждались на заседании комиссии в четверг, 13 июля.
        Согласно инициативе, вводится «специальный платеж для абонентов и пользователей» услуг связи, перечисляемый оператору. Эти средства, получаемые операторами в рамках концессионного соглашения между Россией и операторами связи, будут направлены на создание, модернизацию и эксплуатацию систем, необходимых для реализации требований «закона Яровой». Контроль за денежными средствами будет осуществлять Минкомсвязь.
        Согласно последней оценке, которую приводит профильная комиссия РСПП, к 1 января 2019 года затраты операторов на исполнение закона составят 17,5 трлн руб. В 2016 году суммарные доходы операторов от услуг связи составляли не более 1,7 млрд руб. Таким образом, необходимыми средствами для реализации требований «закона Яровой» отрасль связи не располагает, пришли к выводу в РСПП.

        Поэтому оплачивать этот дурдом предлагается нам.
        Ответить
  • Михаил 17 июля, 14:05
    Добрый день!
    Подскажите, пожалуйста, имеет ли работодатель обязанность применять "Уральский коэффициент" к МРОТ в Оренбургской области?
    На сайте трудовой инспекции области никаких документов подтверждающих эту обязанность нет. По телефону горячей линии трудовой инспекции сообщают, что такая обязанность существует, но аргументируют свой ответ только ссылаясь на Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.87 № 403/20-155, которое якобы еще действует. К слову, в этом постановлении вообще речь идет о заработке в 300 рублей....
    В связи с этим вопрос: какой размер МРОТ в Оренбургской области с учетом всех повышающих коэффициентов?
    Ответить
    • Вологдин Павел Вчера, 14:27
      Здравствуйте, Михаил.

      С одной стороны, МРОТ по Оренбургской области составляет – 7800. Но при этом, как указано в п.1 постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.87 № 403/20-155, сверх МРОТ нужно начислить уральский коэффициент 1,15. А значит, минимальная зарплата составит 7800*1,15 = 8970. В соглашении между Правительством, профсоюзами и работодателями Оренбургской области, говорится: «Работодатели осуществляют начисление уральского районного коэффициента сверх минимального размера оплаты труда».
      Ответить
      • Михаил Вчера, 15:14
        Спасибо, за развернутый ответ.
        Ответить
  • Ирина Вчера, 14:02
    Здравствуйте, подскажите пожалуйста МРОТ для Ханты Мансийский Автономный Округ-Югра, г.Радужный
    Ответить
    • Вологдин Павел Вчера, 14:38
      Здравствуйте, Ирина. С 01.07.2017 МРОТ составляет 7 800 рублей https://goo.gl/tZmiM1, при этом сверху начисляются районный коэффициент и надбавки за стаж.
      Ответить
  • Андрей 8 часов назад
    Здравствуйте.
    Сумма МРОТ указано до вычета налогов, или "чистые" деньги на руки сотруднику?
    Спасибо.
    Ответить

Блог /

Новый МРОТ с 1 июля 2017 года: как подготовиться

С 1 июля минимальный размер оплаты труда увеличивается до 7 800 рублей. Это повлияет на зарплату сотрудников и расчёт пособий. В статье рассказываем, как подготовиться к росту МРОТ, и объясним, почему страховые взносы ИП в этом году не изменятся. 

Страховые взносы ИП

От МРОТ зависит размер страховых взносов ИП. Но для их расчёта используют МРОТ, который действовал на начало года. Поэтому на взносы за 2017 год изменение не повлияет. Вам по-прежнему нужно заплатить 27 990 рублей + 1% от доходов свыше 300 тысяч. Если ничего не изменится, то взносы за 2018 год составят уже минимум 29 109,60 рублей. 

Зарплата сотрудников 

Месячная зарплата не должна опускаться ниже МРОТ. За этим следит трудовая инспекция и даже налоговая.

Обратите внимание — во многих регионах МРОТ выше федерального. В этом случае ориентируйтесь на него, когда выдаёте зарплату сотруднику.

Вот примеры нескольких регионов:

  • Москва — 17 624 рублей с 1 июля 2017 года
  • Московская область — 13 750 рублей
  • Санкт-Петербург — 16 000 рублей
  • Ленинградская область — 10 850 рублей
  • Свердловская область — 8 862 рубля
  • Новосибирская область — 10 000 рублей

Когда можно платить меньше 

  • Если сотрудник работает неполный день. Например, за работу на 0,5 ставки вы можете платить половину МРОТ.
  • Оклад может быть меньше МРОТ, если благодаря премиям и надбавкам сотрудник получит за месяц нужную сумму. 
  • На руки сотрудник может получать меньше, если зарплата до вычета НДФЛ соответствует МРОТ.

Как увеличить зарплату

Если вы платите сотрудникам меньше 7 800 рублей или МРОТ вашего региона, не забудьте увеличить зарплату с 1 июля.

  1. Составьте в произвольной форме приказ.
    Скачать шаблон приказа о повышении оклада
  2. Внесите изменения в штатное расписание
    Скачать шаблон штатного расписания 
  3. Подпишите с работником дополнительное соглашение к трудовому договору.
    Шаблон дополнительного соглашения 

Больничные и декретные 

Иногда МРОТ учитывается при расчёте больничных и декретных пособий: 

  • Если за всю жизнь сотрудник работал по трудовому договору меньше полугода. 
  • Если два года до болезни или декрета сотрудник не получал зарплату.
  • Если среднемесячный заработок за два года до болезни или декрета был ниже МРОТ.

На заметку

  1. Если у вас нет сотрудников, увеличение МРОТ пройдёт незаметно. Размер страховых взносов ИП за 2017 год останется прежним и изменится только в следующем году. 
  2. Если у вас есть сотрудники, проверьте, что они получают зарплату выше МРОТ. Если нет — повысьте её к 1 июля. Помните о новом МРОТ, когда считаете больничные и декретные.

Подпишитесь на новые статьи

Подписаться
Оставить комментарий
Комментарии (72)
  • Орлов Алексей 28 июня 2016, 21:14
    Спасибо
    Ответить
  • Гость 29 июня 2016, 09:03
    Спасибо Дарья.
    Ответить
  • Алексей 29 июня 2016, 10:10
    Насколько я понимаю, 7500 в месяц (или 17300 в Москве), это при работе 40 часов в неделю.
    Но с сотрудником можно заключить трудовой договор (соглашение к договору) в соответствии со ст.93 ТК РФ, что он работает на неполном рабочем дне или неполной рабочей недели. тогда зарплата, даже если она в штатном установлена 7500 или 17 300 выплачивается пропорционально отработанному времени. Ну и отчисления, есесено, платятся с выплаченной суммы. Так что, как говорится, испугали ежа голой...
    Ответить
    • Сергеева Дарья 29 июня 2016, 10:20
      Вы правы, Алексей. Не меньше МРОТ нужно платить, если сотрудник работает на полную ставку. Мы перечислили в статье случаи, когда можно платить меньше МРОТ, и неполный рабочий день — один из них.
      Ответить
      • Иван 30 июня 2016, 05:33
        Это зарплата. А не могли бы вы уточнить как насчет социала на работников? Если он принят на неполный рабочий - сколько за него платить социальных взносов? Тоже пропорционально?
        Ответить
        • Сергеева Дарья 30 июня 2016, 07:22
          Добрый день, Иван.
          Страховые взносы за сотрудников напрямую зависят от зарплаты. В ПФР нужно платить 22% от зарплаты, в ФОМС - 5,1%, в ФСС на нетрудоспособность - 2,9%. Есть ещё взносы в ФСС на травматизм, процентная ставка этих взносов зависит от того, какой деятельностью вы занимаетесь.
          Ответить
          • Иван 30 июня 2016, 07:49
            Я раньше всегда думал, что если ИП с сотрудниками - на сотрудников социал тоже уплачивается фиксированно. Черт. Похоже ошибался

            А подскажите что есть "ставка"? Я думал это понятие только в вузах и детских садах
            Ответить
            • Сергеева Дарья 30 июня 2016, 08:24
              В контексте предыдущего ответа ставка - это процент от зарплаты, который нужно платить в фонд в качестве страхового взноса. В ФСС на травматизм (страхование от несчастных случаев на производстве) она зависит от вида деятельности - от 0,2% до 8,5 %.
              Ответить
      • Дарья, а если в ООО один сотрудник (директор) - возможно ли его перевести на неполную ставку? И если да, то как это сделать? Спасибо!
        Ответить
        • Михаил 6 июля, 20:01
          Присоединяюсь к вопросу!
          Ответить
          • Сергеева Дарья 7 июля, 06:43
            Здравствуйте!
            Да, вы можете перевести директора на неполную ставку.

            Оформить переход на неполный рабочий день проще всего по соглашению с сотрудником. Он пишет заявление с просьбой перевести его на неполное рабочее время, вы издаёте приказ и заключаете с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. Формулировка будет такая «С ДД.ММ.ГГ. работнику устанавливается неполное рабочее время продолжительностью 20 рабочих часов в неделю. График: .....». Вот в этой статье на примерах описано, как оформить документы: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=7197
            Ответить
  • Сергей 29 июня 2016, 10:11
    Т.е. я правильно понял, 7500 на 50% северная МКС надбавка и 70% районный коэф-нт я должен платить минимум 16 500 !!!
    Замечательное государство, придется человека 2-3 уволить, чтобы сделать надбавку 50 рабочим.
    Ответить
    • Сергеева Дарья 30 июня 2016, 07:41
      Добрый день, Сергей!
      Верно, районные коэффициенты и северные надбавки начисляются "сверху" МРОТ. Также нужно проверить, не увеличили ли в вашем регионе МРОТ, заключив соглашение.
      Ответить
      • Сергей (2) 28 июля 2016, 15:15
        Дарья, а на основании чего Вы начисляете северные и районные сверху на МРОТ? У меня у сотрудников "все включено" в МРОТ и вопросов ни у одной инстанции не возникает.
        Ответить
        • Сергеева Дарья 29 июля 2016, 09:52
          Здравствуйте, Сергей.
          Об этом говорил Верховный суд (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014). Как обоснование приводил статьи Трудового кодекса — 146, 148, 315.
          Но в региональных соглашениях могут прямо прописать, что минимальная зарплата включает в себя районный коэффициент. Например, так в Свердловской области.
          Ответить
          • Сергей (2) 29 июля 2016, 10:31
            Согласен, про решение Верховного суда я знаю, но правовой нормы точно определяющей, что надбавки начисляются "сверху" МРОТ нет. И так, как у нас не прецендетное право, то решение Верховного суда не является законодательной нормой.
            Ответить
      • Патрушева Елена 28 июня, 07:34
        Добрый день, по поводу районных коэффициентов (у нас он 0,2) нашла Определение Верх. суда N 51-КП6-10 от 19.09.2016. Прокомментируйте его, пожалуйста, если не трудно.
        Ответить
  • Сергей 29 июня 2016, 11:08
    а если я работаю на 0,2 ставки (2500 руб) - регион МО нужно что то менянть? Исходя из средней зарплаты 12500руб по МО
    Ответить
    • Коробицина Дарья 30 июня 2016, 07:16
      Добрый день, Сергей!
      В Московской области МРОТ составляет 12500 рублей. Это для тех сотрудников, кто работает на полную ставку. Если вы трудоустроены на неполный рабочий день, то размер МРОТ можно уменьшать пропорционально. Поэтому при 0,2 ставки зарплата за месяц может быть 2500 рублей.
      Ответить
  • серж 29 июня 2016, 11:16
    Подскажите, к чему готовиться со стороны контролирующих органов, если человек переводится на 0,5 рабочего дня, следовательно его з/п падает в двое и становится ниже регионального МРОТ? Или маленькие компании никто даже не будет дергать?
    Ответить
    • Станислав 29 июня 2016, 16:29
      Я ИП, у меня на 0.5 ставки супруга оформлена(они не знали), и меня налоговая дергала, даже "угрожали", что созовут комиссию, пригласят работника и его расспросят, а правда ли такая маленькая зп. Я сказал созывайте комиссию, вызывайте работника, сказал что работник супруга)) В итоге ничего не было.
      Ответить
    • Сергеева Дарья 30 июня 2016, 07:29
      Добрый день!
      Главное, позаботиться, чтобы у вас все документы были оформлены. Даже если у контролирующих органов возникнут вопросы, почему зарплата ниже МРОТ, вы легко объясните им - сотрудник трудится неполный рабочий день, и подтвердите это документами. Проще всего оформить перевод на 0,5 ставки по просьбе сотрудника. Для этого он пишет заявление с просьбой перевести его на неполный рабочий день, вы издаёте приказ и подписываете с ним дополнительное соглашение к трудовому договору.
      Ответить
  • Гость 5 июля 2016, 09:13
    спасибо)
    Ответить
  • NOLF 5 июля 2016, 18:30
    Что делать если я работаю как наемный работник и получаю больше чем МРОТ и у себя в ООО я директор получаю меньше чем МРОТ?
    Ответить
    • Алексей 11 июля 2016, 16:29
      Выше же были предложения - заключить трудовой договор (соглашение к трудовому договору) на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Т.е. в штатном расписании установить необходимую сумму МРОТ или больше, а платить пропорционально отработанному времени. Эльба, кстати, такой расчет делает
      Ответить
  • Борис 14 июля 2016, 10:28
    Добрый день, а как теперь заплатить налог и отчитаться по ЕНВД (ИП без сотрудников) за II кв. и в последующих кв.? так же считать базовую ставку 6 204 рубля?
    Ответить
    • Вологдин Павел 14 июля 2016, 16:05
      Борис, здравствуйте! Базовая доходность и коэффициенты для расчета налога по ЕНВД, не зависят от МРОТ. Поэтому, размер налога останется тот же. Для примера, напоминаю, у нас есть статья, в которой расписано как считается налог по ЕНВД http://www.e-kontur.ru/enquiry/83.
      Ответить
  • Алла 15 июля 2016, 07:14
    Нужно попытаться сократить затраты по другим направлениям.
    Ответить
  • sharky 16 июля 2016, 07:01
    Оптимизировать штат - вот самое разумное решение.
    Ответить
    • Гость 23 июня, 10:32
      Оптимизировать штат - это оставлять людей без работы , сокращать. Жесть . Чтобы государство получало больше налогов, надо оставлять людей без работы
      Ответить
  • Алла 16 июля 2016, 07:52
    Мы так и поступили. Сократили бухгалтерию, а все ее функции вывели в аутсорс в компанию http://bporus.ru/
    Ответить
    • Илья 21 июля 2016, 16:34
      Какая почти не заметная реклама)
      Ответить
  • Гость 26 июля 2016, 10:25
    Спасибо за статью, приложение в виде документов. Сократил бухгалтера и сам через Эльбу выставляю счета, принимаю на работу, заключаю договора, выбрал банк, который работает с Эльбой, и всё пока о"кей. Всех сотрудников на не полный рабочий день - 6 часов по договору. Пользуйтесь подсказками и советами специалистов компании Эльба. БРАВО!!! СПАСИБО!!!
    Ответить
  • Berdnik Vladislav 30 июля 2016, 10:37
    Доброго времени суток!
    Подскажите, где узнать северный и районный коэффициенты? Работаем в Красноярске. По условиям гранта от центра занятости, нам надо, чтобы оклад у сотрудников был не ниже МРОТ. До этого просто зарплата была 10000. Сейчас с 1 июля надо пересчитать, а с коэффициентами никогда не сталкивался. МРОТ 7500 установлен, но нужно еще коэффиценты добавить. Где их взять?
    Ответить
    • Berdnik Vladislav 1 августа 2016, 09:47
      Спасибо, сам разобрался
      Ответить
  • Людмила 22 июня, 16:41
    Какой МРОТ для Псковской области , подскажите?
    Ответить
    • Сергеева Дарья 23 июня, 06:57
      Для работников организаций малого бизнеса — 7 800 рублей с 1 июля 2017 года.
      Для всех остальных — 11 450 рублей.
      Ответить
      • Людмила 24 июня, 14:37
        Спасибо за быстрый ответ.
        Ответить
  • Ольга 24 июня, 01:27
    Нужно перевести сотрудника на 0,5 ставки. Где в Контур.Эльба в разделе "Сотрудники" указать, что человек на 0,5 оклада, чтобы система правильно делала расчеты?
    Ответить
    • Дмитри 24 июня, 18:22
      Во вкладке Сотрудники выберите необходимого сотрудника.
      Например за июнь, проставьте отработано 10,5 дней из 21.
      Оклад оставьте полный. Вот и будет 0,5 ставки.
      Ответить
    • Рязанов Михаил 26 июня, 11:42
      Ольга, добрый день.
      Дополню, что в Эльбе нет возможности указать количество ставок у сотрудника.
      С точки зрения расчета зарплаты достаточно вместо полного оклада указать половину суммы. Это можно сделать в карточке работника в разделе меню "Сотрудники" (поле "Оклад"). В трудовом договоре необходимо указать, что работник принят на условиях неполного рабочего времени, а также прописать конкретную продолжительность его рабочего времени и часы работы, оклад в трудовом договоре указывается полностью, то есть согласно штатному расписанию исходя из полной ставки.
      Ответить
      • Ольга 4 июля, 14:27
        Спасибо. Вы пишите, что в Эльбе нет возможности указывать количество ставок.
        Скажите, ставка как-то влияет на всевозможные отчеты по сотрудникам (6-ндфл, 4-фсс и любые другие - всех не помню)? я имею ввиду в этих отчетах нужно где-то прописывать, что это полставки?
        Ответить
        • Сергеева Дарья 4 июля, 15:25
          На отчётность это никак не влияет: ) Там указывается зарплата и не конкретизируется, сколько времени сотрудник работает.
          Ответить
  • Дмитрий 27 июня, 09:41
    Добрый день! У нас сотрудница с середины июня 2017г. пошла в отпуск до 1,5 лет (у неё второй ребенок) сумма отпускных была начислена исходя из МРОТ тоесть 7500*24=180000/730=246,57*40%=98,63*30,4=2998,35*2=5996,70 т.к. у неё второй ребенок. Расчитанная сумма оказалась меньше установленного минимума.
    C 01.02.2017 минимальный размер пособия на второго ребенка составляет: 6131,37(мы платим эту сумму с июня). Вот теперь вопрос с ИЮЛЯ 2017г. МРОТ увеличился мне нужно будет пересчитать ей отпуск 7800*24=187200/730=256,43*40%=102,57*30,4=3118,12*2=6236,25 ИЛИ оставить прежнее пособие 6131,37.
    Ответить
    • Рязанов Михаил 27 июня, 13:36
      Дмитрий, добрый день.
      При повышении заработной платы во время отпуска по уходу за ребенком, величина пособия по уходу за ребенком не возрастает.
      Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Таким образом, если после назначения пособия, заработная плата работника была повышена, то это никак не влияет на размер пособия.
      Ссылка на закон: https://goo.gl/JyARp1
      Ответить
      • Дмитрий 27 июня, 13:39
        Спасибо за ответ.
        Ответить
  • Гость 28 июня, 10:13
    Добрый день! А если ИП и у него патент, тогда Страховые взносы ИП тоже заплатить 27 990 рублей + 1% от доходов свыше 300 тысяч.?
    Ответить
    • Сергеева Дарья 28 июня, 12:20
      Здравствуйте, 1% от доходов на патенте нужно платить. Но учитывается не реальный доход, а потенциальный — тот, от которого зависит стоимость патента. Если вы купили патент на неполный год, то потенциальный доход корректируется пропорционально сроку патента.
      Ответить
  • какой МРОТ для мурманской обл? 28 июня, 12:05
    Здравствуйте!
    Подскажите, пожалуйста, какой МРОТ для мурманской обл?
    Ответить
    • Сергеева Дарья 28 июня, 12:17
      Здравствуйте, МРОТ в Мурманской области до конца 2017 года — 14 281 рублей.
      Ответить
      • Катерина 19 июля, 12:24
        Здравствуйте.
        Сегодня увидела информацию, что МРОТ в Мурманской области - 14632 р. с 01.07.2017 (Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ).
        Пожалуйста, подскажите какое значение верно. На какой документ ориентироваться?
        Спасибо.
        Ответить
        • Сергеева Дарья 19 июля, 13:54
          По Соглашению о минимальной заработной плате в Мурманской области МРОТ —
          14 281 рублей (https://murman-zan.ru/Documents/Detail/0f0ce598-e6d2-4582-89ae-b8d9678c35b7/)
          Другого размера не нашла. А 14 632 рубля — это прожиточный минимум, он часто не совпадает с МРОТ.
          Ответить
  • Александр 29 июня, 18:03
    Здравствуйте! Подскажите, у ИП единственная сотрудница с зп 10000 рублей получает пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Правильно ли понимаю, что нужно пересчитать зп и выплачивать с 1 июля скорректированные пособия. Отпуск заканчивается в августе.
    Ответить
    • Александр 29 июня, 18:26
      регион Санкт-Петербург
      Ответить
      • Рязанов Михаил 30 июня, 16:51
        Александр, добрый день.
        Выше мы уже рассматривали аналогичную ситуацию.
        Дублирую для вас ответ от 27 июня:
        При повышении заработной платы во время отпуска по уходу за ребенком, величина пособия по уходу за ребенком не возрастает.
        Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Таким образом, если после назначения пособия, заработная плата работника была повышена, то это никак не влияет на размер пособия.
        Ссылка на закон: https://goo.gl/JyARp1
        Ответить
  • Utkaev Ilya 3 июля, 13:27
    Подскажите пожалуйста для Алтайского края МРОТ?
    Ответить
    • Сергеева Дарья 3 июля, 13:31
      Здравствуйте, 9 400 рублей)
      Ответить
      • Utkaev Ilya 3 июля, 14:18
        Спасибо большое, а можно еще вопрос? )
        В Эльбе у сотрудника есть поле "Оклад". Есть сотрудник на минималке. Вот в этом поле я должен указать сумму не менее 9400 или я могу из 9400 отнять налоги и ее указать как оклад? Не хочу просто проблем в будущем, буду признателен за консультации, т.к. в чате телеграмм никто не отвечает на этот вопрос ))
        Ответить
        • Сергеева Дарья 3 июля, 15:51
          В Эльбе в поле «Оклад» укажите 9 400 рублей. Эльба сама посчитает и вычтет из этой суммы НДФЛ.
          Ответить
  • Гость 7 июля, 13:55
    Правильно я понимаю, что если человек работает у меня по договору ГПХ с оплатой этапов по готовности (т.е он не является сотрудником в штате), то я не обязан отслеживать, чтобы суммы этапов были больше МРОТ или как то соответствовали любым временным промежуткам (например несколько месяцев нет выплат, так как этапы не готовы)?
    Ответить
    • Сергеева Дарья 7 июля, 14:59
      Всё верно)
      Ответить
      • Александр 14 июля, 04:09
        Вот всем новость!!!!!

        Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по связи и информационно-коммуникационным технологиям разработала и представила поправки к «закону Яровой». Они обсуждались на заседании комиссии в четверг, 13 июля.
        Согласно инициативе, вводится «специальный платеж для абонентов и пользователей» услуг связи, перечисляемый оператору. Эти средства, получаемые операторами в рамках концессионного соглашения между Россией и операторами связи, будут направлены на создание, модернизацию и эксплуатацию систем, необходимых для реализации требований «закона Яровой». Контроль за денежными средствами будет осуществлять Минкомсвязь.
        Согласно последней оценке, которую приводит профильная комиссия РСПП, к 1 января 2019 года затраты операторов на исполнение закона составят 17,5 трлн руб. В 2016 году суммарные доходы операторов от услуг связи составляли не более 1,7 млрд руб. Таким образом, необходимыми средствами для реализации требований «закона Яровой» отрасль связи не располагает, пришли к выводу в РСПП.

        Поэтому оплачивать этот дурдом предлагается нам.
        Ответить
  • Михаил 17 июля, 14:05
    Добрый день!
    Подскажите, пожалуйста, имеет ли работодатель обязанность применять "Уральский коэффициент" к МРОТ в Оренбургской области?
    На сайте трудовой инспекции области никаких документов подтверждающих эту обязанность нет. По телефону горячей линии трудовой инспекции сообщают, что такая обязанность существует, но аргументируют свой ответ только ссылаясь на Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.87 № 403/20-155, которое якобы еще действует. К слову, в этом постановлении вообще речь идет о заработке в 300 рублей....
    В связи с этим вопрос: какой размер МРОТ в Оренбургской области с учетом всех повышающих коэффициентов?
    Ответить
    • Вологдин Павел Вчера, 14:27
      Здравствуйте, Михаил.

      С одной стороны, МРОТ по Оренбургской области составляет – 7800. Но при этом, как указано в п.1 постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.87 № 403/20-155, сверх МРОТ нужно начислить уральский коэффициент 1,15. А значит, минимальная зарплата составит 7800*1,15 = 8970. В соглашении между Правительством, профсоюзами и работодателями Оренбургской области, говорится: «Работодатели осуществляют начисление уральского районного коэффициента сверх минимального размера оплаты труда».
      Ответить
      • Михаил Вчера, 15:14
        Спасибо, за развернутый ответ.
        Ответить
  • Ирина Вчера, 14:02
    Здравствуйте, подскажите пожалуйста МРОТ для Ханты Мансийский Автономный Округ-Югра, г.Радужный
    Ответить
    • Вологдин Павел Вчера, 14:38
      Здравствуйте, Ирина. С 01.07.2017 МРОТ составляет 7 800 рублей https://goo.gl/tZmiM1, при этом сверху начисляются районный коэффициент и надбавки за стаж.
      Ответить
  • Андрей 8 часов назад
    Здравствуйте.
    Сумма МРОТ указано до вычета налогов, или "чистые" деньги на руки сотруднику?
    Спасибо.
    Ответить
8 800 500-02-75
Найти

Темы

Сегодня
отличный день,
чтобы начать!
Начать пользоваться Эльбой 30 дней бесплатно