Что делать, если налоговая заблокировала счёт в банке

Налоговая мотивирует платить налоги и отчитываться вовремя разными способами. Чаще всего, контролёры прибегают к блокировке счёта в банке. Это неприятное событие для любого предпринимателя. Не получается заплатить поставщику вовремя — и выгодный контракт под угрозой. Рассказываем, как вести себя, узнав о блокировке счёта.
Что происходит при блокировке счёта
При блокировке деньги остаются на счёте, но вы не можете ими свободно пользоваться. В зависимости от причины блокировки «замораживают» все деньги или конкретную сумму на каждом открытом счёте. Банк запрещает тратить заблокированные деньги, кроме расходов на:
- возмещение вреда жизни и здоровью по исполнительному листу;
- алименты;
- зарплату работникам;
- уплату налогов и страховых взносов.
Если вы узнали о блокировке счёта, — обычно, об этом сразу сообщает банк — порядок действий такой:
- Не паниковать.
- Выяснить причину блокировки счёта.
- Устранить эту причину.
- Дождаться снятия блокировки со счёта.
Причины блокировки счёта
Самое главное — выяснить причину блокировки счёта, от неё зависит план действий. По закону налоговая должна передать вам копию решения о блокировке на следующий день после его принятия. На практике это случается не всегда, поэтому возьмите инициативу в свои руки. Спросите в банке номер решения налоговой, по которому заблокировали счёт, свяжитесь с инспекцией и узнайте причину блокировки. Вот самые распространённые из них.
Не сдали налоговую декларацию вовремя
Если в течение 10 дней после установленного Налоговым кодексом срока не сдать налоговую декларацию (например, по УСН или 6-НДФЛ), налоговая вправе заблокировать все деньги на каждом банковском счёте. С 1 июля 2021 года срок увеличивается до 20 дней — п. 3.2 ст.76 НК РФ.
Не заплатили налог или штраф по требованию налоговой
Сразу скажем — если пропустить срок уплаты по Налоговому кодексу, счёт не заблокируют. Блокировкой счёта наказывают тех, кто не заплатил налог по письменному требованию ФНС. При получении такого требования заплатите налог в течение 8 дней, если требование не даёт больше времени на уплату. Пропуск срока грозит блокировкой суммы долга на счёте.
Если у вас несколько счетов, заблокируют деньги в размере долга на каждом из них. Например, у вас два счёта в банке, и вы должны налоговой 5 000 рублей. Эту сумму заблокируют на каждом счёте. Это кажется несправедливым: долг равен 5 000 рублей, а блокируют в итоге 10 000 рублей. Такую несправедливость можно решить законным путём. Подайте в налоговую заявление об отмене блокировки с указанием счетов, денег на которых хватает для уплаты долга, и приложите к нему выписки с каждого счёта. Заблокированной останется только сумма долга, а с остальных денег арест снимут через 2 дня.
При задолженности меньше 3000 ₽ счета не блокируют. Налоговая не имеет право взыскивать такие долги п. 3 ст. 46 НК РФ.
Не отправили электронную квитанцию о получении требования
По этой причине блокировка счёта не грозит, если у вас небольшой бизнес до 10 сотрудников на УСН или патенте, и вы не отчитываетесь по НДС. Все остальные при получении электронного требования из налоговой должны отправлять квитанцию о его получении. Если через 6 дней налоговая не получит квитанцию, заблокирует все деньги на счёте — п. 3. ст. 47 и п. 5.1 ст. 23 НК РФ.
Проверка блокировки своего счёта или счетов партнёров
Проверить блокировку счетов сейчас можно в бесплатном сервисе на сайте налоговой. Выберите «Запрос о действующих решениях о приостановлении» и укажите свой ИНН и БИК банка, в котором открыт ваш расчётный счёт или ИНН партнёра, которого хотите проверить, и БИК его банка.
Устраните причину блокировки
Чтобы вновь свободно пользоваться счётом, устраните причину блокировки. Сроки принятия решения о снятии блокировки указаны в пункте 3.1 статьи 76 НК РФ. Налоговая примет решение и направит его в банк, после чего банк снимет блокировку. Понять, как угодить налоговой, поможет наша табличка.
Причина блокировки | Что делать | Когда снимут блокировку |
---|---|---|
Не сдали декларацию. | Сдать декларацию. | Через 2 рабочих дня после того, как налоговая получит декларацию. |
Не заплатили налог, пени или штраф по требованию. | Заплатить налог, пени или штраф. | Через 2 рабочих дня после поступления денег на счёт налоговой. Платёж идёт от 3 до 5 дней, поэтому для ускорения процесса принесите платёжки в инспекцию. Тогда блокировку снимут через 2 рабочих дня после получения платёжек. |
Не направили квитанцию о получении электронного требования. |
— или направить квитанцию; — или предоставить документы или пояснения по требованию. |
Через 2 рабочих дня после получения квитанции/документов или пояснений. |
Сдавайте отчётность в три клика
Эльба — онлайн-бухгалтерия для небольшого бизнеса. В сервисе легко разобраться, он сам готовит отчёты и считает налоги. Есть интеграции с банками и онлайн-кассами.
Правда и тут не все так просто.
Вот мне приходит (электронно) от налоговой требование об уплате части минимального налога на УСН, которую я уже заплатил в виде авансовых платежей (по по другому КБК). Тут же отправляю в налоговую заявление (электронно) с просьбой погасить возникшую задолженность за счет авансовых платежей. Налоговая на мое заявление кладет с прибором и списывает сумму задолженности с р/с. На мой возмущенный телефонный звонок - ответ - А в чем проблема - напишите заявление и мы вам вернем излишне удержанные средства. То. что эти деньги изъяты из оборота на период, пока налоговая будет рассматривать мое заявление, налоговой по барабану.
Поэтому мое решение - никаких налогов, все на предел самоокупаемости - прибыль - 1 руб!
А вообще, мы рады, что Эльба избавила вас от проблем с инспекцией :)
Без законного основания счета не блокируют!
У нас это стандартный способ вызова гендира или ИП на "беседу" с начальством
Подскажите, пожалуйста, из банка пришло смс-сообщение, что от налоговой поступил запрос выписки моей компании и что это "важный сигнал".
Что следует ждать и чего опасаться?
Но у меня не все денежные средства проходят через р/с. К примеру, если клиент оплачивает заказ через почту (наложенный платёж), то я эту сумму получаю наличными, через р/с она никак не проходит (в КУДиР запись делаю).
Поэтому, сумма в выписке из банка никак не может сойтись с суммой указанной в декларации. Что в этом случаи? Вызову в налоговую "на ковёр" с остальными документами?
Буде надеяться, что так и будет! :)
Возможно в налоговой не видят все платежи, которые вы совершили. Можно заказать сверку с ФНС и проверить эту информацию. Если предположение подтвердиться, то можно предоставить платежные документы, по которым вы совершали оплату.
Если кудир не сдана, присылают требование.
Квитанция о приеме отправляется Эльбой автоматически, когда вы расшифруете информацию от контролирующего органа.