Вернуться в блог

Как выбрать название бренда и не нарушить чужие права

На первых порах бизнеса многие не задумываются о бренде — названии продукта или логотипе компании. Сначала ищут место на рынке и нарабатывают клиентскую базу. Но с развитием бизнеса развивается и бренд: в продвижение вкладывают деньги и силы, чтобы компанию и продукт узнавали. Но ещё на этапе разработки бренда стоит проверить, не попадёт ли он под действие чужих товарных знаков. Как самостоятельно провести проверку и на что обратить внимание, рассказали эксперты из компании «Шульгин и партнёры».

О том, что такое товарный знак и нужен ли он вашему бизнесу, читайте в предыдущей статье.

В названии бренда нельзя использовать чужой товарный знак

Прежде чем приступать к активному использованию и продвижению бренда, убедитесь, что он не нарушает чужие права. Закон запрещает использовать названия, которые совпадают с уже зарегистрированными товарными знаками. Кроме того, избегайте названий, которые совпадают не полностью, но покупатель может решить, что всё это — продукт одной фирмы (KENZO — ENZO, LANCOME — LONCAME). Их могут признать сходными до степени смешения, что тоже считается незаконным использованием чужого товарного знака.

За незаконное использование чужого товарного знака грозит административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность. Вот её максимальные границы:

  • административный штраф в размере пятикратной стоимости контрафактных товаров и их конфискация;
  • гражданско-правовая ответственность — компенсация до 5 миллионов рублей или в размере двукратной стоимости контрафактных товаров;
  • уголовная ответственность — лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 500 тысяч рублей.

Исключения: когда можно выбрать чужое название

Некоторые товарные знаки не угрожают регистрации бренда, даже если их названия совпадают:

  1. Товарные знаки, зарегистрированные в других странах. Если не планируете вести бизнес за границей, проверяйте только товарные знаки России. Товарный знак охраняется только в той стране, где зарегистрирован.
  2. Товарные знаки товаров или услуг, никак не связанных с вашим видом деятельности. Если вы найдёте товарный знак, который полностью совпадает с названием вашего бренда, но зарегистрирован для продажи обуви, а вы разрабатываете веб-сайты, угроза отсутствует.
  3. Товарные знаки, которые зарегистрировали более 10 лет назад и не продлили. Товарный знак нужно продлевать каждые 10 лет, после этого его правовая охрана прекращается.

Как самостоятельно проверить бренд

Этап 1: поиск

Все зарегистрированные в России товарные знаки содержатся в базах Роспатента, поиск по которой платный. Но некоторые сервисы собирают информацию и дают к ней бесплатный доступ, например, TMview.

Формулируйте поисковые запросы так, чтобы найти максимальное количество результатов:

  • ищите каждое слово отдельно, если название состоит из нескольких слов;
  • используйте поисковые маски: запрашивайте «дом*», если в названии есть слово «домашний»;
  • проверяйте синонимы, похожие слова и перевод на английский язык (пятёрочка — пятачок, дом — home, aribolt — oribold).

Такой поиск занимает больше времени, но вы не пропустите схожие названия.

Этап 2: анализ документов

Вы провели тщательный поиск и нашли кучу документов. Разберём, как их анализировать.

  1. Создайте выборку из идентичных и похожих товарных знаков.
  2. Исключите из выборки те знаки, срок действия которых уже истёк.
  3. Исключите из выборки товарные знаки, которые точно не пересекаются с вашей деятельностью.

Оставшиеся в выборке документы нужно анализировать более детально. Если ваше название и сфера деятельности полностью совпадают с уже зарегистрированным товарным знаком, придётся придумывать другое название. Но возникают и не такие однозначные ситуации. Например, сходные обозначения у однородных товаров и услуг.

Что относится к однородным товарам и услугам? Вы производите косметику, а чужой товарный знак зарегистрирован в отношении салонов красоты. Покупатель может решить, что всё это — продукт одной компании, ведь крупные салоны иногда выпускают косметику собственных торговых марок. Из-за этого могут признать продукты однородными и решить, что вы незаконно используете чужой товарный знак.

Чтобы принять правильное решение в спорных ситуациях, придётся внимательно изучить нормы Роспатента по определению сходства обозначений и однородности товаров и услуг и поискать похожие ситуации в судебной практике. Если вы столкнулись со спорной ситуацией и не уверены в наличии нарушения — пишите в комментарии или на [email protected] Специалисты компании «Шульгин и партнёры» бесплатно подготовят ответ.

6 комментариев
Представьтесь через
фейсбук твиттер
Написать комментарий
  • Сергей 29 сентября, 10:46
    Напишите пожалуйста как защищать свой зарегистрированный ТЗ от тех кто его пытается использовать.
    Ответить
    • Шульгин Виталий 30 сентября, 11:37
      Сергей, добрый день!

      Мы бы рекомендовали следующий алгоритм действий в ситуации, когда вы предполагаете нарушение вашего ТЗ:

      1. Убедитесь, что предполагаемый нарушитель действительно использует ваш ТЗ. Должно быть тождественное или сходное до степени смешения обозначение. Деятельность предполагаемого нарушителя должна быть связана с перечнем товаров и услуг из вашего свидетельства о регистрации ТЗ.
      2. Зафиксируйте факт использования: купите образец продукции, сделайте скриншот сайта (можно его заверить у нотариуса) и т.д.
      3. Предъявите претензию с вашими требованиями. Это может быть прекращение использования, выплата компенсации или убытков, приобретение у вас лицензии.
      4. Если не получается договориться, можно обратиться в суд. Но перед обращением обязательно еще раз убедитесь, что правильно выполнили п.1 п.2 этого списка.
      Ответить
  • Алексей 12 октября, 20:23
    Оставлял заявку на сайте компании месяц назад. Так и не перезвонили((
    Ответить
    • Шульгин Виталий 13 октября, 10:45
      Алексей, добрый день!

      Приносим извинения за неудобства, мы обнаружили, что Ваша заявка совпала с днем, в который мы переходили на другую CRM систему - поэтому возникла такая ситуация.

      Большое спасибо, что обратили на это наше внимание, мы сегодня обязательно свяжемся с Вами.)
      Ответить
  • Руслан 21 октября, 16:06
    Похоже с июля месяца этот переход затянулся! Аналогичная ситуация((
    Ответить
    • Шульгин Виталий 22 октября, 15:10
      Руслан, добрый день!

      Очень жаль, что возникла такая ситуация. Большая просьба - напишите, пожалуйста, мне на почту [email protected] или вконтакте https://vk.com/write56413344 Ваш вопрос и когда Вы оставляли заявку.

      Обязательно ответим на вопрос и разберемся в ситуации.
      Ответить

Блог /

Как выбрать название бренда и не нарушить чужие права

На первых порах бизнеса многие не задумываются о бренде — названии продукта или логотипе компании. Сначала ищут место на рынке и нарабатывают клиентскую базу. Но с развитием бизнеса развивается и бренд: в продвижение вкладывают деньги и силы, чтобы компанию и продукт узнавали. Но ещё на этапе разработки бренда стоит проверить, не попадёт ли он под действие чужих товарных знаков. Как самостоятельно провести проверку и на что обратить внимание, рассказали эксперты из компании «Шульгин и партнёры».

О том, что такое товарный знак и нужен ли он вашему бизнесу, читайте в предыдущей статье.

В названии бренда нельзя использовать чужой товарный знак

Прежде чем приступать к активному использованию и продвижению бренда, убедитесь, что он не нарушает чужие права. Закон запрещает использовать названия, которые совпадают с уже зарегистрированными товарными знаками. Кроме того, избегайте названий, которые совпадают не полностью, но покупатель может решить, что всё это — продукт одной фирмы (KENZO — ENZO, LANCOME — LONCAME). Их могут признать сходными до степени смешения, что тоже считается незаконным использованием чужого товарного знака.

За незаконное использование чужого товарного знака грозит административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность. Вот её максимальные границы:

  • административный штраф в размере пятикратной стоимости контрафактных товаров и их конфискация;
  • гражданско-правовая ответственность — компенсация до 5 миллионов рублей или в размере двукратной стоимости контрафактных товаров;
  • уголовная ответственность — лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 500 тысяч рублей.

Исключения: когда можно выбрать чужое название

Некоторые товарные знаки не угрожают регистрации бренда, даже если их названия совпадают:

  1. Товарные знаки, зарегистрированные в других странах. Если не планируете вести бизнес за границей, проверяйте только товарные знаки России. Товарный знак охраняется только в той стране, где зарегистрирован.
  2. Товарные знаки товаров или услуг, никак не связанных с вашим видом деятельности. Если вы найдёте товарный знак, который полностью совпадает с названием вашего бренда, но зарегистрирован для продажи обуви, а вы разрабатываете веб-сайты, угроза отсутствует.
  3. Товарные знаки, которые зарегистрировали более 10 лет назад и не продлили. Товарный знак нужно продлевать каждые 10 лет, после этого его правовая охрана прекращается.

Как самостоятельно проверить бренд

Этап 1: поиск

Все зарегистрированные в России товарные знаки содержатся в базах Роспатента, поиск по которой платный. Но некоторые сервисы собирают информацию и дают к ней бесплатный доступ, например, TMview.

Формулируйте поисковые запросы так, чтобы найти максимальное количество результатов:

  • ищите каждое слово отдельно, если название состоит из нескольких слов;
  • используйте поисковые маски: запрашивайте «дом*», если в названии есть слово «домашний»;
  • проверяйте синонимы, похожие слова и перевод на английский язык (пятёрочка — пятачок, дом — home, aribolt — oribold).

Такой поиск занимает больше времени, но вы не пропустите схожие названия.

Этап 2: анализ документов

Вы провели тщательный поиск и нашли кучу документов. Разберём, как их анализировать.

  1. Создайте выборку из идентичных и похожих товарных знаков.
  2. Исключите из выборки те знаки, срок действия которых уже истёк.
  3. Исключите из выборки товарные знаки, которые точно не пересекаются с вашей деятельностью.

Оставшиеся в выборке документы нужно анализировать более детально. Если ваше название и сфера деятельности полностью совпадают с уже зарегистрированным товарным знаком, придётся придумывать другое название. Но возникают и не такие однозначные ситуации. Например, сходные обозначения у однородных товаров и услуг.

Что относится к однородным товарам и услугам? Вы производите косметику, а чужой товарный знак зарегистрирован в отношении салонов красоты. Покупатель может решить, что всё это — продукт одной компании, ведь крупные салоны иногда выпускают косметику собственных торговых марок. Из-за этого могут признать продукты однородными и решить, что вы незаконно используете чужой товарный знак.

Чтобы принять правильное решение в спорных ситуациях, придётся внимательно изучить нормы Роспатента по определению сходства обозначений и однородности товаров и услуг и поискать похожие ситуации в судебной практике. Если вы столкнулись со спорной ситуацией и не уверены в наличии нарушения — пишите в комментарии или на [email protected] Специалисты компании «Шульгин и партнёры» бесплатно подготовят ответ.

Оставить комментарий
Комментарии (6)
  • Сергей 29 сентября, 10:46
    Напишите пожалуйста как защищать свой зарегистрированный ТЗ от тех кто его пытается использовать.
    Ответить
    • Шульгин Виталий 30 сентября, 11:37
      Сергей, добрый день!

      Мы бы рекомендовали следующий алгоритм действий в ситуации, когда вы предполагаете нарушение вашего ТЗ:

      1. Убедитесь, что предполагаемый нарушитель действительно использует ваш ТЗ. Должно быть тождественное или сходное до степени смешения обозначение. Деятельность предполагаемого нарушителя должна быть связана с перечнем товаров и услуг из вашего свидетельства о регистрации ТЗ.
      2. Зафиксируйте факт использования: купите образец продукции, сделайте скриншот сайта (можно его заверить у нотариуса) и т.д.
      3. Предъявите претензию с вашими требованиями. Это может быть прекращение использования, выплата компенсации или убытков, приобретение у вас лицензии.
      4. Если не получается договориться, можно обратиться в суд. Но перед обращением обязательно еще раз убедитесь, что правильно выполнили п.1 п.2 этого списка.
      Ответить
  • Алексей 12 октября, 20:23
    Оставлял заявку на сайте компании месяц назад. Так и не перезвонили((
    Ответить
    • Шульгин Виталий 13 октября, 10:45
      Алексей, добрый день!

      Приносим извинения за неудобства, мы обнаружили, что Ваша заявка совпала с днем, в который мы переходили на другую CRM систему - поэтому возникла такая ситуация.

      Большое спасибо, что обратили на это наше внимание, мы сегодня обязательно свяжемся с Вами.)
      Ответить
  • Руслан 21 октября, 16:06
    Похоже с июля месяца этот переход затянулся! Аналогичная ситуация((
    Ответить
    • Шульгин Виталий 22 октября, 15:10
      Руслан, добрый день!

      Очень жаль, что возникла такая ситуация. Большая просьба - напишите, пожалуйста, мне на почту [email protected] или вконтакте https://vk.com/write56413344 Ваш вопрос и когда Вы оставляли заявку.

      Обязательно ответим на вопрос и разберемся в ситуации.
      Ответить
8 800 500-02-75
Найти

Темы

Подпишитесь на наши новости
Сегодня
отличный день,
чтобы начать!
Начать пользоваться Эльбой 30 дней бесплатно