Вернуться в блог

Агентские договоры: как принципалу платить налоги с продажи товаров или услуг через агента

Вы становитесь принципалом, если нанимаете курьера для доставки товара до покупателей, принимаете платежи через Яндекс.Кассу или поручаете продажу продукта другой компании. Между вами и клиентом появляется ещё один участник — агент. Разберёмся, как считать налоги в этой ситуации.

Агенту поручают разные задачи: получение денег за товар, передачу товара, поиск клиентов или всё сразу. Например, Яндекс.Касса только принимает оплату, а всё остальное вы делаете самостоятельно — ищете клиента, договариваетесь об условиях сделки и передаёте товар. Курьер доставляет товар покупателю и может получить за него оплату. А если поручить другой компании продвигать и продавать ваш товар, вы не контактируете с клиентом и только получаете выручку с продаж.

 

В налоге УСН учитывайте все деньги, которые заплатил клиент

Не вычитайте из дохода вознаграждение агента, даже если он сам удержал его из полученных от клиента денег и перечислил вам оставшуюся часть. 

Например, для доставки торта до покупателя вы нанимаете курьера. Стоимость торта 5 000 рублей, и покупатель рассчитывается за него в момент доставки. Из этих денег курьер удерживает своё вознаграждение 500 рублей и перечисляет вам оставшиеся 4 500 рублей. Учитывайте в налоге УСН 5 000 рублей, которые заплатил покупатель.

Дата учёта дохода в налоге УСН зависит от условий договора

  1. Агент продаёт от своего имени — учитывайте доход в налоге УСН в день, когда получили деньги от агента.
  2. Агент продаёт от вашего имени — учитывайте доход в налоге УСН в день, когда агент получил деньги от клиента.
  3. Покупатель платит вам напрямую, а агент не участвует в расчётах — учитывайте доход в налоге УСН в день получения денег от покупателя.

В расходы при расчёте УСН спишите агентское вознаграждение и затраты агента

Если вы на УСН «Доходы минус расходы», вознаграждение агента запишите в расходы при расчёте налога. Как определить дату расхода:

  1. Если агент сам удержал вознаграждение из полученных от покупателя денег — на дату утверждения отчёта агента или акта на агентское.
  2. Если вы перечислили вознаграждение отдельной суммой, то в день последнего из событий: перечисление денег или утверждение отчёта агента/акта на агентское.

Кроме агентского вознаграждения, вы можете списать в расходы затраты агента, которые возмещаете по условиям договора. Соблюдайте общие правила учёта расходов в налоге УСН.

Какие документы выдать агенту

Если агент по условиям договора работает от вашего имени, выдайте ему доверенность с перечислением всех полномочий — подписание документов, получение денег от покупателя и т.д. Если он работает от своего имени, то доверенность не потребуется.

По результатам работы агент предоставит отчёт о продажах. Проверьте его — если со всем согласны, можете смело подписывать отчёт. Если что-то не так, успевайте внести правки за 30 дней — договором этот срок можно продлить или сократить.

Какие документы выдать покупателю

Вам не придётся оформлять документы, если агент берёт на себя всё общение с покупателями — их поиск, обсуждение условий сделки, получение оплаты и передачу товара. Если полномочия агента не столь обширны, вам нужно выдать покупателю:

  • Накладную или акт об оказании услуг, если агент только принимает оплату (Яндекс.Касса).
  • Кассовый или товарный чек, если клиент платит вам наличными или картой, а агент только доставляет товар.
59 комментариев
Представьтесь через
фейсбук твиттер
Написать комментарий
  • олег 27 сентября, 09:25
    чем грозит - просто получать деньги за вычетом комиссии агента и с них платить налоги как с прибыли? сумма то к уплате та-же. (ИП УСН Доход-расход)
    Ответить
    • Орловский Павел 27 сентября, 10:18
      Если будут досконально проверять, то формально могут оштрафовать за грубое нарушение правил учета доходов и расходов по статье 120 НК РФ - 10 т.р.
      Штраф могут выписать даже при отсутствии занижения налоговой базы и налога.
      Правда, если говорить честно, шансы не велики. Т.к. должна быть проведена проверка КУДиР и первичных документов, чтобы выявить такое нарушение. Тем не менее, мы не рекомендуем пренебрегать такими требованиями учета.
      Ответить
    • Орловский Павел 27 сентября, 11:05
      Еще забыл упомянуть, что если вы так чтете доходы, то вы занизите доходы для взносов в фонды (1% с дохода свыше 300 т.р.). А значит, если ваш доход по итогам года превышает 300 т.р., то риск увеличивается - грозят штрафы и со стороны ПФР.
      Ответить
  • Огоньков Пафнутий 27 сентября, 10:53
    А как быть если УСН (Доходы)?
    Ответить
    • Коробицина Дарья 27 сентября, 11:05
      На УСН "Доходы" нужно учитывать в доходах все деньги, которые заплатил клиент, и эту сумму никак не уменьшить на агентское вознаграждение:(
      Ответить
  • Артем 27 сентября, 10:57
    Добрый день. Если я принципал УСН 6% и получаю деньги напрямую от клиента, должен ли я платить налог с комиссии агента, которую ему перечисляю после поступления денег.
    Ответить
    • Коробицина Дарья 27 сентября, 11:06
      Артём, нужно учесть в доходах всю сумму, которую заплатил клиент. Вычесть из неё расходы на выплату агентского вознаграждения не получится.
      Ответить
    • Орловский Павел 27 сентября, 11:08
      Да, должны. Тк комиссия агента - это расходы - вы платите комиссию агенту за его агентские услуги.
      Более того, на УСН Доходы сумма штрафа за неверный учет значительнее, тк более вероятно занижение налоговой базы и соответственно налога. Это уже идет по п. 3 ст. 120 НК РФ: "влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей."

      Ну и та же приписка про взносы ИП в 1% свыше 300 т.р.
      Ответить
  • Иван 27 сентября, 16:19
    А как лучше в Эльбе оформлять работу через агента? Раньше, например, при работе с агентом, принимающим платежи через интернет, советовали создавать приход по "прочему" с проставленным значением в поле "налог". Недавно заметил, что все эти "прочие" за прошлые года (может, после бух. отчета) сменили автоматически тип на "реализация по агентскому договору". Так правильнее?
    Ответить
    • Коробицина Дарья 27 сентября, 16:34
      Добрый день, Иван!
      Если у вас ОООшка, то отражайте получение денег от агента типом операции "Реализация по агентскому договору" (вы угадали, это важно для бухучёта). В поле "Учитывать в налогах" нужно поставить всю сумму, которую платит клиент, без вычета комиссии агента. А в начале следующего года, когда будете задачку по бухотчетности выполнять, добавите бух.справку с типом операции "Оплата от населения по банковским картам и электронными деньгами".
      Ответить
      • Коробицина Дарья 28 сентября, 08:14
        Иван, немного исправлю свой ответ.
        Учесть доход нужно на дату, когда клиент заплатил, а не на дату поступления денег на р/с. Чтобы сделать это в Эльбе, в день оплаты клиентом создайте поступление по "Прочее" на полную сумму, которую он заплатил. А когда деньги поступят на р/с, создадите поступление по банку с типом "Реализация по агентскому договору", но поле "Учитывать в налогах" будет пустым.
        А с бух.справками всё так же, как написала выше.
        Ответить
        • Тельменко Игорь 28 сентября, 09:25
          Статья потрясная! Спасибо за Ваш труд!

          Подскажите, пожалуйста, тогда какой комментарий писать к записи по "Прочему"? И какого контрагента выбирать в этой записи?

          Например, если пользователь Петров на сайте купил товар (услугу) у меня и оплатил через платежного агрегатора (Яндекс.Кассу, Робокассу, МонетуРу и т.п.), то я должен указать в контрагенте для записи по "Прочему" гражданина Петрова? И комментарий в этом случае будет "Покупка товара такого-то" (оказание услуги такой-то).

          А в той записи, что для поступления на р/c создается при "скармливании" Эльбе электронной выписки у меня сейчас автоматически выставляется тип "Оплтата товаров и услуг клиентами", а не "Реализация по агентскому договору". Придется вручную меняит. Хотя у меня УСН Доходы ИП, и бухучета у меня нет.

          Не стоит ли добавить в Эльбу такой функционал, чтобы она автоматически это дело меняла если деньги поступили от известных платежных агрегаторов?
          Так же было бы хорошо добавить функионал, который будет где-нибудь высвечивать, что у меня есть приходы от платежного агрегатора, на которые не создана соответствующая запись по "Прочему". А так же хоробы, чтобы запись по "Прочему" создавалась за меньшее число кликов. Сейчас действий многовато...

          Спасибо!
          Ответить
          • Коробицина Дарья 28 сентября, 10:09
            Спасибо огромное, Игорь! Рада, что статья вам понравилась :)
            В поступлении по "Прочее" контрагента можете не указывать. Выберите тип операции "Не указан", и автоматически появится подходящее описание "Доходы от реализации товаров и услуг".
            А в поступлении денег по банку тип операции для ИП не так важен, можно оставить и "Оплата товаров и услуг". Главное, обнулить поле "Учитывать в налогах".
            Мы планируем автоматизировать работу с агрегаторами, но пока точной даты не назову. Уже не в этом году :(
            Ответить
            • Тельменко Игорь 28 сентября, 11:38
              А если я выбираю контрагента в записи по прочему? И пишу в описании детально что за услуга была оказана (товар продан). Это будет ошибкой? Будет это лучше или хуже, чем "Доходы от реализации товаров и услуг"?

              И можно ли группировать все приходы в один день в интернет-магазин в одну запись в разделе Деньги (и соответсвенно КДиР)?
              Ответить
              • Коробицина Дарья 28 сентября, 12:05
                Если вам так удобно, укажите контрагента — это не ошибка. Просто никак на отчётность не влияет. Описание можете дать более подробное, и оно попадёт в КУДиР.

                Вообще, по правилам нужно на каждую оплату делать отдельную запись. Но, обычно, не придираются, если обобщение никак не влияет на расчёт налога. Если вам агрегатор платежей предоставляет реестр выплат, например, за месяц, можете по нему в конце месяца общую сумму по прочему добавлять. Или, как вы говорите, в конце каждого дня создавать общее поступление.
                Ответить
                • Тельменко Игорь 28 сентября, 12:35
                  Спасибо, Дарья!
                  Ответить
                  • Коробицина Дарья 28 сентября, 12:38
                    пожалуйста:)
                    Ответить
                    • Максим 29 сентября, 14:44
                      А если я делаю так, это не ошибка?
                      - в момент перечисления денег от Яндекс.Кассы делаю "Реализацию по агентскому договору", в налог 0
                      - в конце месяца при получении акта от Яндекс.Кассы делаю поступление по "Прочему" с налогом на всю сумму принятых платежей за месяц и одновременно Списание по "Прочему" на сумму вознаграждения Яндекс.Кассы, в налоги идет минус эта комиссия (у нас доходы-расходы)
                      Просто ежедневно много платежей агент принимает, и если каждый их заводить - сойдешь с ума, я делаю их все одним скопом раз в месяц...
                      Ответить
                      • Коробицина Дарья 29 сентября, 14:52
                        Добрый день.
                        Формально это не совсем правильно. Но можно использовать такую схему, ведь это не ведёт к несвоевременной уплате или неверному расчёту налога. А подтверждающим документом будет акт от Яндекс.Кассы.
                        Ответить
  • Андрей 27 сентября, 16:46
    Лучше напишите статью, как правильно оформлять все это в случае работы с зарубежными фриланс-биржами
    Ответить
    • Коробицина Дарья 28 сентября, 08:43
      Про Upwork, например?
      В части налогов принцип такой же — нужно учесть в доходах УСН всю сумму, которую перечисляет клиент, включая удержанную им комиссию. Безопаснее делать это в день, когда деньги поступили на счет в Upwork.
      А про особенности работы с валютой у нас есть отдельная статья — http://www.e-kontur.ru/enquiry/190
      Ответить
      • Елена 29 сентября, 05:30
        Добрый день! наша организация(агент) предоставляет услуги принципала...клиенты оплачивают нам потом те же деньги мы передаем принципалу. от этой суммы нам оплачивают аг возн(доход) как правильно сделать чтобы те деньги от клиента которые мы передаем принципалу не учитывалась в налогах. у нас УСН доходы. спасибо.
        Ответить
        • Коробицина Дарья 29 сентября, 07:48
          Добрый день, Елена!
          У вас ОООшка, я правильно поняла? Тогда так:
          1. Поступление денег от клиента отразите типом операции "Реализация по агентскому договору", в налогах не учитывается.
          2. Перечисление денег принципалу отразите типом "Выплаты по агентскому договору".
          3. Если принципал перечисляет вознаграждение отдельно, создайте на эту сумму поступление с типом "Реализация по агентскому договору", заполните в нём поле "Учитывать в налогах".
          4. А при выполнении годовой задачки по бухотчётности создайте бух.справку с типом "Продажа товаров и услуг принципала по агентскому договору".
          Ответить
          • Елена 12 октября, 07:59
            спасибо за ответ. еще вопрос, принципал выставл счет акт накл клиенту ( точнее у нас есть доступ мы сами распечатываем) но эти счета мы клиенту не даем а даем (делаем) счета, акты от нашего ооо правильно ли делаем, в этом случае поступление от клиента денег принципалу учитывать в налогах или нет?
            Ответить
            • Коробицина Дарья 13 октября, 07:08
              Елена, если по условиям договора вы как агент работаете от своего имени, то правильно выставляете документы клиенту от своего ООО. В этой ситуации деньги, полученные от клиента и перечисленные потом принципалу, также не будут вашим доходом. Схема отражения та же, что я писала выше.
              Ответить
      • Андрей 29 сентября, 13:47
        То есть если у меня 10 клиентов, мне нужно вручную вбивать поступления по ним еженедельно (деньги от них каждую неделю Upwork списывает)? Вы это серьезно? :)
        А как быть с НДС, который должен (или не должен) уплачиваться на сумму комиссии Upwork?
        Ответить
        • Коробицина Дарья 30 сентября, 12:31
          Если строго следовать Налоговому кодексу, то да, нужно создавать поступление каждый раз, когда деньги поступают на ваш счёт в Upwork (п.1 ст.346.17 Налогового кодекса). Ну а на практике маловероятно, что налоговая проверит, когда платежи приходят на ваш счет в Upwork.

          А про НДС тоже неоднозначный момент. Это зависит от того, как трактовать услугу, которую Upwork вам оказывает. На мой взгляд, это могут отнести к услугам по обработке информации. Тогда на основании ст.148 Налогового кодекса местом реализации будет РФ, и с комиссии Upwork нужно заплатить НДС. Опять же, никакой практики или официальных разъяснений по этому поводу нет. Сомневаюсь, что многие предприниматели платят этот НДС. Но если хотите полностью обезопасить себя, конечно, лучше платить.
          Ответить
          • Андрей 30 сентября, 18:24
            Неточностей много, поэтому-то я и подумал о том, что Эльба может посвятить этой теме отдельную статью.
            Ответить
            • Тельменко Игорь 3 октября, 09:15
              Поддерживаю! Думаю очень полезная будет иформация для IT-предпринимателей.
              Ответить
            • Константин 4 октября, 02:43
              Мне бы тоже очень хотелось увидеть подробную статью по данной тематике!
              Ответить
    • Тельменко Игорь 28 сентября, 09:30
      Андрей, интересно, а средства заработанные на Upwork куда поступают? Можете описать механизм. Конечно интересуют именно законные для РФ способы.
      Можно ли выводить на р/c в российском банке?
      Ответить
      • Андрей 29 сентября, 13:48
        Почитайте топики на habrahabr.ru и toster.ru, там много материала на эту тему.
        Ответить
  • Гость 29 сентября, 09:24
    А как мне как агенту все учесть? ИП на УСН доходы. Действую от своего имени, вознаграждение разница в отпускной цене от Принципала и ценой продажи клиенту, удерживаю сразу. Принципалу товар оплачиваю по его счетам.
    Ответить
    • Коробицина Дарья 29 сентября, 09:43
      Здравствуйте!

      При получении денег от клиента создайте поступление с типом "Реализация по агентскому договору". Вручную отредактируйте в поступлении поле «Учитывать в налогах», поставив туда только сумму вознаграждения. А перечисление денег принципалу отразите списанием с типом операции «Выплаты по агентскому договору».

      Можете ещё заглянуть в нашу статью о нюансах учёта налогов агента — http://www.e-kontur.ru/blog/15636
      Ответить
  • Максим 29 сентября, 14:48
    Вы пишете, что покупателю надо выдать "Накладную или акт об оказании услуг, если агент только принимает оплату (Яндекс.Касса).". А ничего, что получатель платежа у клиента будет значится Яндекс, а акт от нашего ООО? Например, если платить через Яндекс.Кассу через терминалы, то в чеке стоит Яндекс как получатель платежа... И акт потом от нашего ООО ))) Если например, будет платить физик за юрика подотчетными деньгами и ему потом надо будет предоставить авансовый отчет на эту сумму с приложением подтверждающих документов и среди них будет чек в Яндекс, но акт от ООО "Рога и копыта". Им зачтется этот расход?
    Ответить
    • Коробицина Дарья 30 сентября, 12:12
      Ничего страшного:) Им, наоборот, ваши акты или накладные очень нужны, чтобы признать расход. А в чеке Яндекса будет указано назначение платежа (например по счёту такому-то), по нему и распознают, что оплатили за эту услугу.
      Ответить
  • Гость 4 октября, 02:35
    .
    Ответить
  • Константин 4 октября, 03:52
    Спасибо за полезную статью!
    Не могли бы вы пояснить как платить налоги при работе с агентами - магазинами мобильных приложений (App Store, Windows Store, Google play)? В данном случае магазин, выступая в роли агента, в качестве вознаграждения забирает 30% доходов с продаж мобильных приложений, а 70% переводит принципалу.
    - Если принципал - ИП на УСН (Доходы), то он платит налог 6% со всего дохода (30% + 70%) и еще НДС в размере 18% от агентских 30%? Можно ли данный НДС уменьшать на величину уже уплаченных индивидуальным предпринимателем в фонды обязательного страхования взносов, подобно тому как это делается с налогом 6%?
    - Если покупатель приложения находится, например, в ЕС, то магазин платит VAT в стране покупателя (около 20%), а уже оставшееся делит в соотношении 30/70 с принципалом. Нужно ли принципалу ИП на УСН (Доходы) платить 6% с суммы уплаченного магазином в стране покупателя налога?
    - На пути между магазином и покупателем могут возникать дополнительные комиссии: например, покупатель оплатил приложение с лицевого счета своего мобильного оператора, оператор забрал 20% от стоимости покупки. Оставшиеся 80% поделены между агентом и принципалом в как обычно (30/70). Нужно ли платить налог с 20%комиссии оператора?
    - Магазин продает приложения пользователям из множества государств, принимая к оплате местную валюту. Затем конвертирует ее в USD и рассчитывается с принципалом в USD. Не возникает ли здесь налога на доход с курсовой разницы?
    - Аналогично магазин Windows Store переводит получаемые от покупателей платежи в USD, а при расчетах с принципалом производит вторую конвертацию в валюты страны принципала (RUR). Нужно ли в данном случае платить налог с курсовой разницы и как посчитать его величину?
    - Если действовать в соответствии с приведенным в комментариях п.1 ст.346.17 Налогового кодекса, то следует каждую транзакцию отдельно отражать в КУДиР в день получения денег на счет магазина, а не отражать единой транзакцией в день получения денег на счет принципала? В месяц это могут быть тысячи транзакций, и все их, очевидно, надо как-то подтверждать: простая электронная таблица с детализацией транзакций из личного кабинета на сайте агента устроит налоговую?
    Благодарю, что осилили эту простыню до конца! На самом деле, это очень важные вопросы налогообложения (но далеко не все :), которые касаются огромного числа мобильных разработчиков, и ответы на них, а, возможно, и публикация отдельной статьи по данной теме, несомненно были бы интересны читателям.
    Ответить
    • Коробицина Дарья 5 октября, 11:39
      Добрый день, Константин!
      Мы уже поняли, что эта тема многих интересует, и планируем написать статью :)

      Теперь по вашим вопросам:
      1. Да, нужно платить налог УСН со 100% уплаченных покупателем денег. Насчёт НДС вопрос спорный, как я уже писала в комментариях выше. Если вы решили перестраховаться и платить, то он составляет 18% от агентского вознаграждения посредника. НДС уменьшить на страховые взносы нельзя, нужно заплатить эту сумму полностью.
      2-3. Налог рассчитывается от всех денег, которые заплатил покупатель посреднику. Например, если покупатель платит за приложение 100 рублей, а вы за вычетом всех комиссий и удержаний получаете 60 рублей, то налог вам всё равно нужно заплатить со 100 рублей.
      4. Курсовая разница возникает только при продаже валюты по более выгодному курсу в сравнении с курсом ЦБ РФ в этот день. Например, вы продаёте 100$ по курсу 66 рублей, а курс ЦБ РФ в этот день 64 рубля. Ваша выгода составит 200 рублей, и с этой суммы нужно заплатить налог. Об это у нас есть подробная статья — http://www.e-kontur.ru/enquiry/190
      5. Агент (Windows Store) действует в ваших интересах и за ваш счёт. И если при конвертации валюты в рубли образовалась положительная курсовая разница, о которой я писала в предыдущем пункте, то вам нужно учесть её в доходах УСН.
      6. Налоговая не так часто интересуется документами, подтверждающими доход. Детализация платежей подойдёт. Можете в конце месяца учитывать доход за месяц единой суммой. Думаю, ничего страшного в этом нет.
      Ответить
    • Коробицина Дарья 5 октября, 12:36
      Кстати, по поводу НДС. Нашла письмо Минфина, в котором он говорит, что в случае c Apple обязанностей по НДС не возникает — письмо от 06.02.2014 N 03-07-14/4654.
      Можно руководствоваться им.
      Ответить
      • Константин 6 октября, 06:46
        Благодарю за подробный ответ!
        Не могли бы вы пояснить: поскольку деньги от покупателей приходят в разных валютах, можно ли за 100% доходов принять сумму в USD, которая получается в результате конвертации агентом всех полученных от покупателей денег? Неясность в том, что сама процедура конвертации вносит погрешность. Здесь как будто не хватает сравнения с курсом ЦБ РФ, но для USD и налога на курсовую разницу :)
        Ответить
        • Коробицина Дарья 10 октября, 15:10
          По правилам доход в валюте пересчитывается в рубли на дату, когда вы его получили. И не важно, в какой валюте он поступил — сразу переводите его в рубли по курсу ЦБ РФ и учитывайте в налоге УСН (п.3 ст.346.18 Налогового кодекса).
          А потом в налогах нужно учесть положительную курсовую разницу, если она возникает.
          Ответить
  • Светлана 7 октября, 15:56
    Добрый день.
    Скажите, пожалуйста, а какие правовые основания учитывать доход в налоге УСН в день получения денег от агента, если он продаёт товар от своего имени, а не в день продажи товара, когда агент получил деньги от клиента? И как быть, если агент перечисляет деньги не ежемесячно, а, например, сразу за несколько месяцев?
    Ответить
    • Коробицина Дарья 10 октября, 15:50
      Добрый день, Светлана.
      Если агент работает от своего имени, доход можно учесть в день, когда он перечисляет вам деньги. Вот почему:
      Датой получения доходов считается день поступления денежных средств на банковский счёт или в кассу, а также погашения задолженности налогоплательщику иным способом (ст.346.17 Налогового кодекса).
      По сделке, которую агент совершает от своего имени, приобретает права и обязанности сам агент (ст.1005 Гражданского кодекса). То есть в день, когда агент получил деньги за товар, у вас как принципала прав и обязанностей ещё не возникло.
      Это позволяет учитывать доход в день получения денег от агента.
      Такой же позиции придерживается Минфин (письмо от 29 июля 2016 г. N 03-11-06/2/44819)
      Ответить
      • Светлана 11 октября, 20:53
        Дарья, спасибо! Но у Минфина есть и противоположная точка зрения, см. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=237334. К тому же, у вас в техподдержке отвечали по-другому, что деньги нужно учитывать на дату их поступления агенту.

        Тогда как лучше быть в ситуации, если агент перечисляет деньги сразу за несколько месяцев? При этом задолженность может перейти на следующий квартал. Учитывать на дату их поступления комитенту или на конец месяца по акту?
        Ответить
        • Коробицина Дарья 12 октября, 07:35
          В письме, о котором я упомянула, приведена самая последняя позиция Минфина по этому поводу. Хотя не стоит исключать того, что они опять поменяют свою точку зрения.
          Всё же мы считаем, что вполне законно учитывать доход в день получения денег от агента, когда он работает от своего имени. Есть ещё судебные решения, в которых суды придерживаются такой же позиции (Постановление ФАС Уральского округа от 9 сентября 2010 г. N Ф09-7027/10-С2).

          Но если вы хотите перестраховаться и есть такая возможность — учитывайте доход в день поступления денег на счёт агента или в конце каждого месяца на основании данных от агента.
          Ответить
  • Алексей 15 октября, 00:19
    Прямо как гром среди ясного неба, даже и не задумался что при приеме денег через Яндекс.Кассу надо учитывать всю сумму, уже не первый год на УСН 6% учитывается как есть в Эльбе то что пришло на р/с. Интересно каковы шансы что это где-то всплывет и как вообще докажут что покупатель платил больше чем пришло? Яндекс же не пишет в переводе что там была комиссия.

    А в договоре с Яндекс.Кассой, вообще ни слова про "принципал" и "агент", а только про "информационно-технологическом взаимодействии при осуществлении переводов" :)

    Кстати, а как тогда все это дело проводить в Эльбе корректно? Вот есть за месяц 30 переводов от яндекса за вычетом комиссии, куда и где вписать недостающие 3,5%?
    Ответить
    • Коробицина Дарья 17 октября, 10:08
      Добрый день, Алексей!
      Скорее всего, налоговая сможет выяснить это только при выездной проверке. Могу предположить: в банковской выписке видно, что платёж пришёл от ЯК, могут посмотреть договор, а там сказано про комиссию, которую она удерживает. Так можно посчитать, сколько платили клиенты на самом деле.
      Поэтому лучше не рисковать, на мой взгляд.
      В Эльбе достаточно в поступлении отредактировать сумму в поле "Учитывать в налогах", увеличив её на размер комиссии.
      Ответить
      • Алексей 17 октября, 16:21
        А стоит ли как-то за прошлый год пытаться исправить и что-то доплатить? Или лучше оставить как есть, а там может и не заметят?

        Это если каждый день править "Учитывать в налогах" много лишней рутины получается, так еще и там разная комиссия в зависимости от того каким видом оплаты пользовался клиент, т.е. нельзя просто прибавить проценты, а надо именно лазить в кабинет яндекс кассы и смотреть суммы.
        А что если эти 30 ежедневных платежей пометить везде как 0 в налогах, а потом в конце месяца как Яндекс.Касса пришлет акт где написано "платежей принято 50000 рублей, комиссия за все 1750 рублей" просто взять и вписать за один раз 50000? Или же просто оставить как есть, а отдельной строкой добавить эту комиссию в налоги?
        Или нужно обязательно учитывать какого числа сколько пришло?

        Просто пытаюсь как-то это дело оптимизировать, а то ведь выписка из банка грузится автоматом, все красиво и приятно, а тут вот такая рутиная ежедневная операция нужна, хоть скрипт пиши =)
        Ответить
        • Коробицина Дарья 18 октября, 15:23
          Вообще, риск проведения выездной проверки небольшой. Поэтому вполне вероятно, что не придерутся. Если всё же выяснят, что вы не в полной мере учитывали доходы, то нужно будет доплатить налог + пеню за каждый день просрочки + штраф от 20 до 40% от неуплаченной суммы. Тут уже самостоятельно стоит взвесить риск и цену каждого вариантов.

          В Эльбе можете в конце каждого месяца создавать поступление по "Прочее" на всю сумму удержанных за этот месяц комиссий.
          Ответить
          • Дмитрий 22 октября, 23:15
            Здравствуйте!
            Почему так важно учитывать дни прихода денег и эти проценты от Якассы и курьеров? Ведь УСН, когда платишь пишет авансовый платёж, я так понимаю я 3 квартала плачу "примерный аванс" по 6% с полученных доходов на р/с, а в начале следующего года можно высчитать все комиссии от всех агентов и отдельно доплатить налог 6%. С точки зрения налогов перед государством буду чист. В чём я неправ? Зачем столько заморочек? Реально вручную перебивать все платёжки из банка это ни разу не автоматизация бизнеса.
            Ответить
            • Коробицина Дарья 24 октября, 07:45
              Здравствуйте, Дмитрий!

              Несмотря на то что на УСН ежеквартальные платежи называются авансовыми, платить их нужно вовремя и в полном размере. И они рассчитываются не приблизительно, а от доходов. Например, за 1 квартал ваши доходы составили 100 000 рублей, авансовый по УСН 6% — 6 000 рублей. И именно эту сумму нужно заплатить до 25 апреля. Если вы заплатите меньше, то будет уже недоплата налога, на которую начисляют пени.

              Как я написала выше, можно не перебивать каждый платёж из банка, а, допустим, в конце месяца создать дополнительное поступление по "Прочее" на сумму удержанной комиссии.
              Ответить
  • Сергей 13 ноября, 22:29
    Здравствуйте. Может не совсем в тему, и тем не менее. У меня ИП (дох.-расх.). Как отразить в Эльбе поступление денег от клиента на мою личную дебетовую карту Сбербанка?
    Ответить
    • Коробицина Дарья 14 ноября, 07:23
      Здравствуйте, Сергей!
      Есть два варианта:
      1. Добавить личную карту в банковские реквизиты и отразить такое поступление в разделе "Деньги" через поступление по банку.
      2. Не добавлять личную карту в Эльбу, а чтобы учесть доход для расчёта УСН достаточно в разделе "Деньги" добавить поступление по "Прочее" (вместо по банку/наличными) с типом операции "Не указан".
      Ответить
  • Юлия 24 ноября, 01:22
    Здравствуйте. Не могу понять смысл. Вбивать нужно всю сумму, но потом можно учесть эту комиссию агента в расходах.
    Т.е. нужно всё перебить вручную, чтоб был тот же самый итог?
    Ведь в Эльбе приход денег на р/с отражается в КУДиР уже с учётом вычтенной комиссии.
    В чём разница? Объясните, пожалуйста. 100+100+100=300 и 110+110+110-30=300
    Ответить
    • Коробицина Дарья 24 ноября, 08:25
      Добрый день, Юлия!

      По правилам нужно учесть всю сумму в доходах, а отдельно — комиссию агента в расходах. Да, итоговая сумма, с которой вы заплатите налог, остаётся одинаковой. Но всё же не стоит игнорировать эти правила.

      Во-первых, если вы ИП, то размер страховых взносов зависит от доходов без учёта расходов. Если вы будете учитывать в доходах итоговую сумму за вычетом комиссии, то не доплатите страховых взносов. Если ПФР это выявит, грозит доначисление взносов, пени и штрафы.

      Во-вторых, если будут досконально проверять ваш учёт, то формально могут оштрафовать за грубое нарушение правил учета доходов и расходов по статье 120 НК РФ — 10 тысяч рублей.

      Если честно, вероятность невелика. Выявить нарушение могут только при выездной проверке с доскональным изучением КУДиР и первичных документов. Но всё же лучше не рисковать.
      Ответить
      • Юлия 26 ноября, 15:54
        Добрый день, Дарья.
        Спасибо за ответ!
        Да, про размер доходов я как-то не подумала...

        В итоге, мне каждый день в КУДиР нужно исправлять запись, которая проставляется после перечисления денег на р/с от Яндекс Кассы?
        Ответить
        • Коробицина Дарья 27 ноября, 13:34
          Можно не исправлять каждый день. Например, если ЯК в конце каждого месяца выдаёт реестр платежей, где выделяет сумму удержанной комиссии, то в последнее число месяца вы можете создавать одно общее поступление на эту сумму по "Прочее" (вместо по банку/наличными).
          Ответить

Блог /

Агентские договоры: как принципалу платить налоги с продажи товаров или услуг через агента

Вы становитесь принципалом, если нанимаете курьера для доставки товара до покупателей, принимаете платежи через Яндекс.Кассу или поручаете продажу продукта другой компании. Между вами и клиентом появляется ещё один участник — агент. Разберёмся, как считать налоги в этой ситуации.

Агенту поручают разные задачи: получение денег за товар, передачу товара, поиск клиентов или всё сразу. Например, Яндекс.Касса только принимает оплату, а всё остальное вы делаете самостоятельно — ищете клиента, договариваетесь об условиях сделки и передаёте товар. Курьер доставляет товар покупателю и может получить за него оплату. А если поручить другой компании продвигать и продавать ваш товар, вы не контактируете с клиентом и только получаете выручку с продаж.

 

В налоге УСН учитывайте все деньги, которые заплатил клиент

Не вычитайте из дохода вознаграждение агента, даже если он сам удержал его из полученных от клиента денег и перечислил вам оставшуюся часть. 

Например, для доставки торта до покупателя вы нанимаете курьера. Стоимость торта 5 000 рублей, и покупатель рассчитывается за него в момент доставки. Из этих денег курьер удерживает своё вознаграждение 500 рублей и перечисляет вам оставшиеся 4 500 рублей. Учитывайте в налоге УСН 5 000 рублей, которые заплатил покупатель.

Дата учёта дохода в налоге УСН зависит от условий договора

  1. Агент продаёт от своего имени — учитывайте доход в налоге УСН в день, когда получили деньги от агента.
  2. Агент продаёт от вашего имени — учитывайте доход в налоге УСН в день, когда агент получил деньги от клиента.
  3. Покупатель платит вам напрямую, а агент не участвует в расчётах — учитывайте доход в налоге УСН в день получения денег от покупателя.

В расходы при расчёте УСН спишите агентское вознаграждение и затраты агента

Если вы на УСН «Доходы минус расходы», вознаграждение агента запишите в расходы при расчёте налога. Как определить дату расхода:

  1. Если агент сам удержал вознаграждение из полученных от покупателя денег — на дату утверждения отчёта агента или акта на агентское.
  2. Если вы перечислили вознаграждение отдельной суммой, то в день последнего из событий: перечисление денег или утверждение отчёта агента/акта на агентское.

Кроме агентского вознаграждения, вы можете списать в расходы затраты агента, которые возмещаете по условиям договора. Соблюдайте общие правила учёта расходов в налоге УСН.

Какие документы выдать агенту

Если агент по условиям договора работает от вашего имени, выдайте ему доверенность с перечислением всех полномочий — подписание документов, получение денег от покупателя и т.д. Если он работает от своего имени, то доверенность не потребуется.

По результатам работы агент предоставит отчёт о продажах. Проверьте его — если со всем согласны, можете смело подписывать отчёт. Если что-то не так, успевайте внести правки за 30 дней — договором этот срок можно продлить или сократить.

Какие документы выдать покупателю

Вам не придётся оформлять документы, если агент берёт на себя всё общение с покупателями — их поиск, обсуждение условий сделки, получение оплаты и передачу товара. Если полномочия агента не столь обширны, вам нужно выдать покупателю:

  • Накладную или акт об оказании услуг, если агент только принимает оплату (Яндекс.Касса).
  • Кассовый или товарный чек, если клиент платит вам наличными или картой, а агент только доставляет товар.
Оставить комментарий
Комментарии (59)
  • олег 27 сентября, 09:25
    чем грозит - просто получать деньги за вычетом комиссии агента и с них платить налоги как с прибыли? сумма то к уплате та-же. (ИП УСН Доход-расход)
    Ответить
    • Орловский Павел 27 сентября, 10:18
      Если будут досконально проверять, то формально могут оштрафовать за грубое нарушение правил учета доходов и расходов по статье 120 НК РФ - 10 т.р.
      Штраф могут выписать даже при отсутствии занижения налоговой базы и налога.
      Правда, если говорить честно, шансы не велики. Т.к. должна быть проведена проверка КУДиР и первичных документов, чтобы выявить такое нарушение. Тем не менее, мы не рекомендуем пренебрегать такими требованиями учета.
      Ответить
    • Орловский Павел 27 сентября, 11:05
      Еще забыл упомянуть, что если вы так чтете доходы, то вы занизите доходы для взносов в фонды (1% с дохода свыше 300 т.р.). А значит, если ваш доход по итогам года превышает 300 т.р., то риск увеличивается - грозят штрафы и со стороны ПФР.
      Ответить
  • Огоньков Пафнутий 27 сентября, 10:53
    А как быть если УСН (Доходы)?
    Ответить
    • Коробицина Дарья 27 сентября, 11:05
      На УСН "Доходы" нужно учитывать в доходах все деньги, которые заплатил клиент, и эту сумму никак не уменьшить на агентское вознаграждение:(
      Ответить
  • Артем 27 сентября, 10:57
    Добрый день. Если я принципал УСН 6% и получаю деньги напрямую от клиента, должен ли я платить налог с комиссии агента, которую ему перечисляю после поступления денег.
    Ответить
    • Коробицина Дарья 27 сентября, 11:06
      Артём, нужно учесть в доходах всю сумму, которую заплатил клиент. Вычесть из неё расходы на выплату агентского вознаграждения не получится.
      Ответить
    • Орловский Павел 27 сентября, 11:08
      Да, должны. Тк комиссия агента - это расходы - вы платите комиссию агенту за его агентские услуги.
      Более того, на УСН Доходы сумма штрафа за неверный учет значительнее, тк более вероятно занижение налоговой базы и соответственно налога. Это уже идет по п. 3 ст. 120 НК РФ: "влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей."

      Ну и та же приписка про взносы ИП в 1% свыше 300 т.р.
      Ответить
  • Иван 27 сентября, 16:19
    А как лучше в Эльбе оформлять работу через агента? Раньше, например, при работе с агентом, принимающим платежи через интернет, советовали создавать приход по "прочему" с проставленным значением в поле "налог". Недавно заметил, что все эти "прочие" за прошлые года (может, после бух. отчета) сменили автоматически тип на "реализация по агентскому договору". Так правильнее?
    Ответить
    • Коробицина Дарья 27 сентября, 16:34
      Добрый день, Иван!
      Если у вас ОООшка, то отражайте получение денег от агента типом операции "Реализация по агентскому договору" (вы угадали, это важно для бухучёта). В поле "Учитывать в налогах" нужно поставить всю сумму, которую платит клиент, без вычета комиссии агента. А в начале следующего года, когда будете задачку по бухотчетности выполнять, добавите бух.справку с типом операции "Оплата от населения по банковским картам и электронными деньгами".
      Ответить
      • Коробицина Дарья 28 сентября, 08:14
        Иван, немного исправлю свой ответ.
        Учесть доход нужно на дату, когда клиент заплатил, а не на дату поступления денег на р/с. Чтобы сделать это в Эльбе, в день оплаты клиентом создайте поступление по "Прочее" на полную сумму, которую он заплатил. А когда деньги поступят на р/с, создадите поступление по банку с типом "Реализация по агентскому договору", но поле "Учитывать в налогах" будет пустым.
        А с бух.справками всё так же, как написала выше.
        Ответить
        • Тельменко Игорь 28 сентября, 09:25
          Статья потрясная! Спасибо за Ваш труд!

          Подскажите, пожалуйста, тогда какой комментарий писать к записи по "Прочему"? И какого контрагента выбирать в этой записи?

          Например, если пользователь Петров на сайте купил товар (услугу) у меня и оплатил через платежного агрегатора (Яндекс.Кассу, Робокассу, МонетуРу и т.п.), то я должен указать в контрагенте для записи по "Прочему" гражданина Петрова? И комментарий в этом случае будет "Покупка товара такого-то" (оказание услуги такой-то).

          А в той записи, что для поступления на р/c создается при "скармливании" Эльбе электронной выписки у меня сейчас автоматически выставляется тип "Оплтата товаров и услуг клиентами", а не "Реализация по агентскому договору". Придется вручную меняит. Хотя у меня УСН Доходы ИП, и бухучета у меня нет.

          Не стоит ли добавить в Эльбу такой функционал, чтобы она автоматически это дело меняла если деньги поступили от известных платежных агрегаторов?
          Так же было бы хорошо добавить функионал, который будет где-нибудь высвечивать, что у меня есть приходы от платежного агрегатора, на которые не создана соответствующая запись по "Прочему". А так же хоробы, чтобы запись по "Прочему" создавалась за меньшее число кликов. Сейчас действий многовато...

          Спасибо!
          Ответить
          • Коробицина Дарья 28 сентября, 10:09
            Спасибо огромное, Игорь! Рада, что статья вам понравилась :)
            В поступлении по "Прочее" контрагента можете не указывать. Выберите тип операции "Не указан", и автоматически появится подходящее описание "Доходы от реализации товаров и услуг".
            А в поступлении денег по банку тип операции для ИП не так важен, можно оставить и "Оплата товаров и услуг". Главное, обнулить поле "Учитывать в налогах".
            Мы планируем автоматизировать работу с агрегаторами, но пока точной даты не назову. Уже не в этом году :(
            Ответить
            • Тельменко Игорь 28 сентября, 11:38
              А если я выбираю контрагента в записи по прочему? И пишу в описании детально что за услуга была оказана (товар продан). Это будет ошибкой? Будет это лучше или хуже, чем "Доходы от реализации товаров и услуг"?

              И можно ли группировать все приходы в один день в интернет-магазин в одну запись в разделе Деньги (и соответсвенно КДиР)?
              Ответить
              • Коробицина Дарья 28 сентября, 12:05
                Если вам так удобно, укажите контрагента — это не ошибка. Просто никак на отчётность не влияет. Описание можете дать более подробное, и оно попадёт в КУДиР.

                Вообще, по правилам нужно на каждую оплату делать отдельную запись. Но, обычно, не придираются, если обобщение никак не влияет на расчёт налога. Если вам агрегатор платежей предоставляет реестр выплат, например, за месяц, можете по нему в конце месяца общую сумму по прочему добавлять. Или, как вы говорите, в конце каждого дня создавать общее поступление.
                Ответить
                • Тельменко Игорь 28 сентября, 12:35
                  Спасибо, Дарья!
                  Ответить
                  • Коробицина Дарья 28 сентября, 12:38
                    пожалуйста:)
                    Ответить
                    • Максим 29 сентября, 14:44
                      А если я делаю так, это не ошибка?
                      - в момент перечисления денег от Яндекс.Кассы делаю "Реализацию по агентскому договору", в налог 0
                      - в конце месяца при получении акта от Яндекс.Кассы делаю поступление по "Прочему" с налогом на всю сумму принятых платежей за месяц и одновременно Списание по "Прочему" на сумму вознаграждения Яндекс.Кассы, в налоги идет минус эта комиссия (у нас доходы-расходы)
                      Просто ежедневно много платежей агент принимает, и если каждый их заводить - сойдешь с ума, я делаю их все одним скопом раз в месяц...
                      Ответить
                      • Коробицина Дарья 29 сентября, 14:52
                        Добрый день.
                        Формально это не совсем правильно. Но можно использовать такую схему, ведь это не ведёт к несвоевременной уплате или неверному расчёту налога. А подтверждающим документом будет акт от Яндекс.Кассы.
                        Ответить
  • Андрей 27 сентября, 16:46
    Лучше напишите статью, как правильно оформлять все это в случае работы с зарубежными фриланс-биржами
    Ответить
    • Коробицина Дарья 28 сентября, 08:43
      Про Upwork, например?
      В части налогов принцип такой же — нужно учесть в доходах УСН всю сумму, которую перечисляет клиент, включая удержанную им комиссию. Безопаснее делать это в день, когда деньги поступили на счет в Upwork.
      А про особенности работы с валютой у нас есть отдельная статья — http://www.e-kontur.ru/enquiry/190
      Ответить
      • Елена 29 сентября, 05:30
        Добрый день! наша организация(агент) предоставляет услуги принципала...клиенты оплачивают нам потом те же деньги мы передаем принципалу. от этой суммы нам оплачивают аг возн(доход) как правильно сделать чтобы те деньги от клиента которые мы передаем принципалу не учитывалась в налогах. у нас УСН доходы. спасибо.
        Ответить
        • Коробицина Дарья 29 сентября, 07:48
          Добрый день, Елена!
          У вас ОООшка, я правильно поняла? Тогда так:
          1. Поступление денег от клиента отразите типом операции "Реализация по агентскому договору", в налогах не учитывается.
          2. Перечисление денег принципалу отразите типом "Выплаты по агентскому договору".
          3. Если принципал перечисляет вознаграждение отдельно, создайте на эту сумму поступление с типом "Реализация по агентскому договору", заполните в нём поле "Учитывать в налогах".
          4. А при выполнении годовой задачки по бухотчётности создайте бух.справку с типом "Продажа товаров и услуг принципала по агентскому договору".
          Ответить
          • Елена 12 октября, 07:59
            спасибо за ответ. еще вопрос, принципал выставл счет акт накл клиенту ( точнее у нас есть доступ мы сами распечатываем) но эти счета мы клиенту не даем а даем (делаем) счета, акты от нашего ооо правильно ли делаем, в этом случае поступление от клиента денег принципалу учитывать в налогах или нет?
            Ответить
            • Коробицина Дарья 13 октября, 07:08
              Елена, если по условиям договора вы как агент работаете от своего имени, то правильно выставляете документы клиенту от своего ООО. В этой ситуации деньги, полученные от клиента и перечисленные потом принципалу, также не будут вашим доходом. Схема отражения та же, что я писала выше.
              Ответить
      • Андрей 29 сентября, 13:47
        То есть если у меня 10 клиентов, мне нужно вручную вбивать поступления по ним еженедельно (деньги от них каждую неделю Upwork списывает)? Вы это серьезно? :)
        А как быть с НДС, который должен (или не должен) уплачиваться на сумму комиссии Upwork?
        Ответить
        • Коробицина Дарья 30 сентября, 12:31
          Если строго следовать Налоговому кодексу, то да, нужно создавать поступление каждый раз, когда деньги поступают на ваш счёт в Upwork (п.1 ст.346.17 Налогового кодекса). Ну а на практике маловероятно, что налоговая проверит, когда платежи приходят на ваш счет в Upwork.

          А про НДС тоже неоднозначный момент. Это зависит от того, как трактовать услугу, которую Upwork вам оказывает. На мой взгляд, это могут отнести к услугам по обработке информации. Тогда на основании ст.148 Налогового кодекса местом реализации будет РФ, и с комиссии Upwork нужно заплатить НДС. Опять же, никакой практики или официальных разъяснений по этому поводу нет. Сомневаюсь, что многие предприниматели платят этот НДС. Но если хотите полностью обезопасить себя, конечно, лучше платить.
          Ответить
          • Андрей 30 сентября, 18:24
            Неточностей много, поэтому-то я и подумал о том, что Эльба может посвятить этой теме отдельную статью.
            Ответить
            • Тельменко Игорь 3 октября, 09:15
              Поддерживаю! Думаю очень полезная будет иформация для IT-предпринимателей.
              Ответить
            • Константин 4 октября, 02:43
              Мне бы тоже очень хотелось увидеть подробную статью по данной тематике!
              Ответить
    • Тельменко Игорь 28 сентября, 09:30
      Андрей, интересно, а средства заработанные на Upwork куда поступают? Можете описать механизм. Конечно интересуют именно законные для РФ способы.
      Можно ли выводить на р/c в российском банке?
      Ответить
      • Андрей 29 сентября, 13:48
        Почитайте топики на habrahabr.ru и toster.ru, там много материала на эту тему.
        Ответить
  • Гость 29 сентября, 09:24
    А как мне как агенту все учесть? ИП на УСН доходы. Действую от своего имени, вознаграждение разница в отпускной цене от Принципала и ценой продажи клиенту, удерживаю сразу. Принципалу товар оплачиваю по его счетам.
    Ответить
    • Коробицина Дарья 29 сентября, 09:43
      Здравствуйте!

      При получении денег от клиента создайте поступление с типом "Реализация по агентскому договору". Вручную отредактируйте в поступлении поле «Учитывать в налогах», поставив туда только сумму вознаграждения. А перечисление денег принципалу отразите списанием с типом операции «Выплаты по агентскому договору».

      Можете ещё заглянуть в нашу статью о нюансах учёта налогов агента — http://www.e-kontur.ru/blog/15636
      Ответить
  • Максим 29 сентября, 14:48
    Вы пишете, что покупателю надо выдать "Накладную или акт об оказании услуг, если агент только принимает оплату (Яндекс.Касса).". А ничего, что получатель платежа у клиента будет значится Яндекс, а акт от нашего ООО? Например, если платить через Яндекс.Кассу через терминалы, то в чеке стоит Яндекс как получатель платежа... И акт потом от нашего ООО ))) Если например, будет платить физик за юрика подотчетными деньгами и ему потом надо будет предоставить авансовый отчет на эту сумму с приложением подтверждающих документов и среди них будет чек в Яндекс, но акт от ООО "Рога и копыта". Им зачтется этот расход?
    Ответить
    • Коробицина Дарья 30 сентября, 12:12
      Ничего страшного:) Им, наоборот, ваши акты или накладные очень нужны, чтобы признать расход. А в чеке Яндекса будет указано назначение платежа (например по счёту такому-то), по нему и распознают, что оплатили за эту услугу.
      Ответить
  • Гость 4 октября, 02:35
    .
    Ответить
  • Константин 4 октября, 03:52
    Спасибо за полезную статью!
    Не могли бы вы пояснить как платить налоги при работе с агентами - магазинами мобильных приложений (App Store, Windows Store, Google play)? В данном случае магазин, выступая в роли агента, в качестве вознаграждения забирает 30% доходов с продаж мобильных приложений, а 70% переводит принципалу.
    - Если принципал - ИП на УСН (Доходы), то он платит налог 6% со всего дохода (30% + 70%) и еще НДС в размере 18% от агентских 30%? Можно ли данный НДС уменьшать на величину уже уплаченных индивидуальным предпринимателем в фонды обязательного страхования взносов, подобно тому как это делается с налогом 6%?
    - Если покупатель приложения находится, например, в ЕС, то магазин платит VAT в стране покупателя (около 20%), а уже оставшееся делит в соотношении 30/70 с принципалом. Нужно ли принципалу ИП на УСН (Доходы) платить 6% с суммы уплаченного магазином в стране покупателя налога?
    - На пути между магазином и покупателем могут возникать дополнительные комиссии: например, покупатель оплатил приложение с лицевого счета своего мобильного оператора, оператор забрал 20% от стоимости покупки. Оставшиеся 80% поделены между агентом и принципалом в как обычно (30/70). Нужно ли платить налог с 20%комиссии оператора?
    - Магазин продает приложения пользователям из множества государств, принимая к оплате местную валюту. Затем конвертирует ее в USD и рассчитывается с принципалом в USD. Не возникает ли здесь налога на доход с курсовой разницы?
    - Аналогично магазин Windows Store переводит получаемые от покупателей платежи в USD, а при расчетах с принципалом производит вторую конвертацию в валюты страны принципала (RUR). Нужно ли в данном случае платить налог с курсовой разницы и как посчитать его величину?
    - Если действовать в соответствии с приведенным в комментариях п.1 ст.346.17 Налогового кодекса, то следует каждую транзакцию отдельно отражать в КУДиР в день получения денег на счет магазина, а не отражать единой транзакцией в день получения денег на счет принципала? В месяц это могут быть тысячи транзакций, и все их, очевидно, надо как-то подтверждать: простая электронная таблица с детализацией транзакций из личного кабинета на сайте агента устроит налоговую?
    Благодарю, что осилили эту простыню до конца! На самом деле, это очень важные вопросы налогообложения (но далеко не все :), которые касаются огромного числа мобильных разработчиков, и ответы на них, а, возможно, и публикация отдельной статьи по данной теме, несомненно были бы интересны читателям.
    Ответить
    • Коробицина Дарья 5 октября, 11:39
      Добрый день, Константин!
      Мы уже поняли, что эта тема многих интересует, и планируем написать статью :)

      Теперь по вашим вопросам:
      1. Да, нужно платить налог УСН со 100% уплаченных покупателем денег. Насчёт НДС вопрос спорный, как я уже писала в комментариях выше. Если вы решили перестраховаться и платить, то он составляет 18% от агентского вознаграждения посредника. НДС уменьшить на страховые взносы нельзя, нужно заплатить эту сумму полностью.
      2-3. Налог рассчитывается от всех денег, которые заплатил покупатель посреднику. Например, если покупатель платит за приложение 100 рублей, а вы за вычетом всех комиссий и удержаний получаете 60 рублей, то налог вам всё равно нужно заплатить со 100 рублей.
      4. Курсовая разница возникает только при продаже валюты по более выгодному курсу в сравнении с курсом ЦБ РФ в этот день. Например, вы продаёте 100$ по курсу 66 рублей, а курс ЦБ РФ в этот день 64 рубля. Ваша выгода составит 200 рублей, и с этой суммы нужно заплатить налог. Об это у нас есть подробная статья — http://www.e-kontur.ru/enquiry/190
      5. Агент (Windows Store) действует в ваших интересах и за ваш счёт. И если при конвертации валюты в рубли образовалась положительная курсовая разница, о которой я писала в предыдущем пункте, то вам нужно учесть её в доходах УСН.
      6. Налоговая не так часто интересуется документами, подтверждающими доход. Детализация платежей подойдёт. Можете в конце месяца учитывать доход за месяц единой суммой. Думаю, ничего страшного в этом нет.
      Ответить
    • Коробицина Дарья 5 октября, 12:36
      Кстати, по поводу НДС. Нашла письмо Минфина, в котором он говорит, что в случае c Apple обязанностей по НДС не возникает — письмо от 06.02.2014 N 03-07-14/4654.
      Можно руководствоваться им.
      Ответить
      • Константин 6 октября, 06:46
        Благодарю за подробный ответ!
        Не могли бы вы пояснить: поскольку деньги от покупателей приходят в разных валютах, можно ли за 100% доходов принять сумму в USD, которая получается в результате конвертации агентом всех полученных от покупателей денег? Неясность в том, что сама процедура конвертации вносит погрешность. Здесь как будто не хватает сравнения с курсом ЦБ РФ, но для USD и налога на курсовую разницу :)
        Ответить
        • Коробицина Дарья 10 октября, 15:10
          По правилам доход в валюте пересчитывается в рубли на дату, когда вы его получили. И не важно, в какой валюте он поступил — сразу переводите его в рубли по курсу ЦБ РФ и учитывайте в налоге УСН (п.3 ст.346.18 Налогового кодекса).
          А потом в налогах нужно учесть положительную курсовую разницу, если она возникает.
          Ответить
  • Светлана 7 октября, 15:56
    Добрый день.
    Скажите, пожалуйста, а какие правовые основания учитывать доход в налоге УСН в день получения денег от агента, если он продаёт товар от своего имени, а не в день продажи товара, когда агент получил деньги от клиента? И как быть, если агент перечисляет деньги не ежемесячно, а, например, сразу за несколько месяцев?
    Ответить
    • Коробицина Дарья 10 октября, 15:50
      Добрый день, Светлана.
      Если агент работает от своего имени, доход можно учесть в день, когда он перечисляет вам деньги. Вот почему:
      Датой получения доходов считается день поступления денежных средств на банковский счёт или в кассу, а также погашения задолженности налогоплательщику иным способом (ст.346.17 Налогового кодекса).
      По сделке, которую агент совершает от своего имени, приобретает права и обязанности сам агент (ст.1005 Гражданского кодекса). То есть в день, когда агент получил деньги за товар, у вас как принципала прав и обязанностей ещё не возникло.
      Это позволяет учитывать доход в день получения денег от агента.
      Такой же позиции придерживается Минфин (письмо от 29 июля 2016 г. N 03-11-06/2/44819)
      Ответить
      • Светлана 11 октября, 20:53
        Дарья, спасибо! Но у Минфина есть и противоположная точка зрения, см. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=237334. К тому же, у вас в техподдержке отвечали по-другому, что деньги нужно учитывать на дату их поступления агенту.

        Тогда как лучше быть в ситуации, если агент перечисляет деньги сразу за несколько месяцев? При этом задолженность может перейти на следующий квартал. Учитывать на дату их поступления комитенту или на конец месяца по акту?
        Ответить
        • Коробицина Дарья 12 октября, 07:35
          В письме, о котором я упомянула, приведена самая последняя позиция Минфина по этому поводу. Хотя не стоит исключать того, что они опять поменяют свою точку зрения.
          Всё же мы считаем, что вполне законно учитывать доход в день получения денег от агента, когда он работает от своего имени. Есть ещё судебные решения, в которых суды придерживаются такой же позиции (Постановление ФАС Уральского округа от 9 сентября 2010 г. N Ф09-7027/10-С2).

          Но если вы хотите перестраховаться и есть такая возможность — учитывайте доход в день поступления денег на счёт агента или в конце каждого месяца на основании данных от агента.
          Ответить
  • Алексей 15 октября, 00:19
    Прямо как гром среди ясного неба, даже и не задумался что при приеме денег через Яндекс.Кассу надо учитывать всю сумму, уже не первый год на УСН 6% учитывается как есть в Эльбе то что пришло на р/с. Интересно каковы шансы что это где-то всплывет и как вообще докажут что покупатель платил больше чем пришло? Яндекс же не пишет в переводе что там была комиссия.

    А в договоре с Яндекс.Кассой, вообще ни слова про "принципал" и "агент", а только про "информационно-технологическом взаимодействии при осуществлении переводов" :)

    Кстати, а как тогда все это дело проводить в Эльбе корректно? Вот есть за месяц 30 переводов от яндекса за вычетом комиссии, куда и где вписать недостающие 3,5%?
    Ответить
    • Коробицина Дарья 17 октября, 10:08
      Добрый день, Алексей!
      Скорее всего, налоговая сможет выяснить это только при выездной проверке. Могу предположить: в банковской выписке видно, что платёж пришёл от ЯК, могут посмотреть договор, а там сказано про комиссию, которую она удерживает. Так можно посчитать, сколько платили клиенты на самом деле.
      Поэтому лучше не рисковать, на мой взгляд.
      В Эльбе достаточно в поступлении отредактировать сумму в поле "Учитывать в налогах", увеличив её на размер комиссии.
      Ответить
      • Алексей 17 октября, 16:21
        А стоит ли как-то за прошлый год пытаться исправить и что-то доплатить? Или лучше оставить как есть, а там может и не заметят?

        Это если каждый день править "Учитывать в налогах" много лишней рутины получается, так еще и там разная комиссия в зависимости от того каким видом оплаты пользовался клиент, т.е. нельзя просто прибавить проценты, а надо именно лазить в кабинет яндекс кассы и смотреть суммы.
        А что если эти 30 ежедневных платежей пометить везде как 0 в налогах, а потом в конце месяца как Яндекс.Касса пришлет акт где написано "платежей принято 50000 рублей, комиссия за все 1750 рублей" просто взять и вписать за один раз 50000? Или же просто оставить как есть, а отдельной строкой добавить эту комиссию в налоги?
        Или нужно обязательно учитывать какого числа сколько пришло?

        Просто пытаюсь как-то это дело оптимизировать, а то ведь выписка из банка грузится автоматом, все красиво и приятно, а тут вот такая рутиная ежедневная операция нужна, хоть скрипт пиши =)
        Ответить
        • Коробицина Дарья 18 октября, 15:23
          Вообще, риск проведения выездной проверки небольшой. Поэтому вполне вероятно, что не придерутся. Если всё же выяснят, что вы не в полной мере учитывали доходы, то нужно будет доплатить налог + пеню за каждый день просрочки + штраф от 20 до 40% от неуплаченной суммы. Тут уже самостоятельно стоит взвесить риск и цену каждого вариантов.

          В Эльбе можете в конце каждого месяца создавать поступление по "Прочее" на всю сумму удержанных за этот месяц комиссий.
          Ответить
          • Дмитрий 22 октября, 23:15
            Здравствуйте!
            Почему так важно учитывать дни прихода денег и эти проценты от Якассы и курьеров? Ведь УСН, когда платишь пишет авансовый платёж, я так понимаю я 3 квартала плачу "примерный аванс" по 6% с полученных доходов на р/с, а в начале следующего года можно высчитать все комиссии от всех агентов и отдельно доплатить налог 6%. С точки зрения налогов перед государством буду чист. В чём я неправ? Зачем столько заморочек? Реально вручную перебивать все платёжки из банка это ни разу не автоматизация бизнеса.
            Ответить
            • Коробицина Дарья 24 октября, 07:45
              Здравствуйте, Дмитрий!

              Несмотря на то что на УСН ежеквартальные платежи называются авансовыми, платить их нужно вовремя и в полном размере. И они рассчитываются не приблизительно, а от доходов. Например, за 1 квартал ваши доходы составили 100 000 рублей, авансовый по УСН 6% — 6 000 рублей. И именно эту сумму нужно заплатить до 25 апреля. Если вы заплатите меньше, то будет уже недоплата налога, на которую начисляют пени.

              Как я написала выше, можно не перебивать каждый платёж из банка, а, допустим, в конце месяца создать дополнительное поступление по "Прочее" на сумму удержанной комиссии.
              Ответить
  • Сергей 13 ноября, 22:29
    Здравствуйте. Может не совсем в тему, и тем не менее. У меня ИП (дох.-расх.). Как отразить в Эльбе поступление денег от клиента на мою личную дебетовую карту Сбербанка?
    Ответить
    • Коробицина Дарья 14 ноября, 07:23
      Здравствуйте, Сергей!
      Есть два варианта:
      1. Добавить личную карту в банковские реквизиты и отразить такое поступление в разделе "Деньги" через поступление по банку.
      2. Не добавлять личную карту в Эльбу, а чтобы учесть доход для расчёта УСН достаточно в разделе "Деньги" добавить поступление по "Прочее" (вместо по банку/наличными) с типом операции "Не указан".
      Ответить
  • Юлия 24 ноября, 01:22
    Здравствуйте. Не могу понять смысл. Вбивать нужно всю сумму, но потом можно учесть эту комиссию агента в расходах.
    Т.е. нужно всё перебить вручную, чтоб был тот же самый итог?
    Ведь в Эльбе приход денег на р/с отражается в КУДиР уже с учётом вычтенной комиссии.
    В чём разница? Объясните, пожалуйста. 100+100+100=300 и 110+110+110-30=300
    Ответить
    • Коробицина Дарья 24 ноября, 08:25
      Добрый день, Юлия!

      По правилам нужно учесть всю сумму в доходах, а отдельно — комиссию агента в расходах. Да, итоговая сумма, с которой вы заплатите налог, остаётся одинаковой. Но всё же не стоит игнорировать эти правила.

      Во-первых, если вы ИП, то размер страховых взносов зависит от доходов без учёта расходов. Если вы будете учитывать в доходах итоговую сумму за вычетом комиссии, то не доплатите страховых взносов. Если ПФР это выявит, грозит доначисление взносов, пени и штрафы.

      Во-вторых, если будут досконально проверять ваш учёт, то формально могут оштрафовать за грубое нарушение правил учета доходов и расходов по статье 120 НК РФ — 10 тысяч рублей.

      Если честно, вероятность невелика. Выявить нарушение могут только при выездной проверке с доскональным изучением КУДиР и первичных документов. Но всё же лучше не рисковать.
      Ответить
      • Юлия 26 ноября, 15:54
        Добрый день, Дарья.
        Спасибо за ответ!
        Да, про размер доходов я как-то не подумала...

        В итоге, мне каждый день в КУДиР нужно исправлять запись, которая проставляется после перечисления денег на р/с от Яндекс Кассы?
        Ответить
        • Коробицина Дарья 27 ноября, 13:34
          Можно не исправлять каждый день. Например, если ЯК в конце каждого месяца выдаёт реестр платежей, где выделяет сумму удержанной комиссии, то в последнее число месяца вы можете создавать одно общее поступление на эту сумму по "Прочее" (вместо по банку/наличными).
          Ответить
8 800 500-02-75
Найти

Темы

Подпишитесь на наши новости
Сегодня
отличный день,
чтобы начать!
Начать пользоваться Эльбой 30 дней бесплатно