Перед увлечением фуд-фото ты уже 6 лет был фотографом. Почему тебя затянула именно фотография еды?

 

Даже чуть больше, и это только если говорить о профессиональной съемке. В целом, я уже 12-13 лет с цифровым фотоаппаратом. За это время помимо личных съемок я снимал (в порядке очередности): портреты, свадьбы, студийные портреты, детей, бизнес-портреты, миллион репортажей, корпоративов, машины, предметку, интерьеры, виртуальные туры. На самом деле, практически все жанры. В еду попал благодаря моим друзьям из Smart-Food. Они позвали поснимать в качестве эксперимента. Получилась жуть, но желание снимать осталось. До сих пор у них одни из самых интересных съемок — не просто картинки в меню, а фотографии с идеей.

 

И все-таки, почему именно фуд-фотография?

 

Сначала это была ниша, в которой можно было найти много заказов, а теперь это ниша, в которой я занимаю какое-то место. Как говорится, сначала работаешь на свою репутацию, а потом репутация работает на тебя. И я не ограничиваю себя только фуд-фото, я еще пытаюсь вести блог и соцсети, снимать для стоков, друзей и какие-нибудь события.

 

Выгоднее ли ей заниматься, чем другими видами фотографии? Интуитивно кажется, что свадьбы и корпоративы приносят больше денег.

 

Я считаю, ради денег не стоит заниматься творческими профессиями. Я снял 25 свадеб, и это было мучительно, очень был рад найти другой способ заработать. Но и оборудования для фуд-фото нужно больше, чем для свадеб и уж тем более корпоративов. Просто деньги — это не так интересно!

 

Когда впервые почувствовал, что ты профессиональный фуд-фотограф?

 

Когда перестал снимать что-то другое. Красивые интерьеры и виртуальные туры снимать не отказываюсь, а от всего остального открестился. Подумываю вернуться в предметку и рекламную предметную съемку, разбавить съедобные объекты несъедобными.

 

 

Фуд-фотография кажется работой мечты. Ты фоткаешь красивые блюда и бесплатно ешь, потом обрабатываешь фотографии, и вот уже кладешь в карман гонорар в десятки тысяч рублей. Что в этой картинке не так?

 

У меня тут холодильник сгорел из-за ремонта на подстанции. За замену компрессора мастер взял 5000р./час, а за ремонт сгоревшей платы — 3000р./час. При этом у обоих оборудования на порядок меньше, чем у меня. Так что насчет работы мечты… И расскажу подробней, как проходит мой день. Я приезжаю в заведение, заношу и расставляю оборудование, настраиваю камеру и свет. Насчет еды правда процентов на семьдесят, тут отрицать не буду!  Дальше я еду домой, срочно скидываю материал на три носителя и в течение суток отправляю превью фотографий заказчику. Он высылает номера нужных фото и я сажусь за обработку. Про документооборот, оплату налогов и сборов, ведение учета и своевременные подачи заявлений я промолчу, тут все в курсе.

В картинке так всё, но чтобы быть успешным, эти действия нужно повторять до трех раз в сутки. А еще отпуск — это отдельный разговор, уедешь — лишишься заказов и дашь шанс конкуренту получить опыт и картинки в портфолио. Отпускные мне никто не платит.

Расскажи, сколько времени ты тратишь на разные этапы — подготовку, съемку и обработку фотографий.

Это очень сильно зависит от вида съемки, от «белого фона» до рекламы. Больше всего практически всегда занимает выезд на съемку. Стараюсь на этапе обработки только улучшать снимки, а не «переделывать» их, то есть, важно уже при нажатии на кнопку камеры получать хороший кадр. Еще один пожиратель времени — документация! Я это дело ненавидел, пока год назад не оплатил Эльбу!

Год назад снимал месяц без выходных. И в первом квартале выходные можно было пересчитать по пальцам. В этом году уже так не хочется...

 

Фотографы иногда прибегают к помощи ассистента или стилиста. Ты работаешь с ними?

 

Я с удовольствием работаю со стилистами и дизайнерами, это залог успешной съемки! Но, например, при каталожной или технической съемке «под обтравку» (вырезание с фона) — я справляюсь сам. Хоть я и могу легко составить композицию, предпочитаю чтобы по техзаданию это делал кто-то другой.

 

 

Твой таймлапс дает представление, как выглядит фуд-фотосъемка со стороны. В нем много оборудования — оно твое? Ощущение, что ты ездишь с ним в фургоне, а не в легковой машине. И возникает вопрос, какой нужен минимальный набор оборудования для профессионального фуд-фотографа?

 

Это еще не все оборудование, оно все моё, я еще докупил. Вожу в обыкновенном хэтчбэке, все влазит в багажник плюс рюкзак с камерой в салоне. Насчет минимального набора фуд-фотографа — современный смартфон, с некоторыми оговорками.

Если говорить о коммерции — в фуд-фото, как и в любой другой съемке, главное — свет. Надеяться на солнышко на Урале — не мой стиль, я предпочитаю полностью искусственное импульсное освещение. Оно не дает расслабиться, но при этом реально учит пользоваться светом, а не надеяться на благосклонность погоды.

 

 

 

Как ты себя определяешь — фрилансер, предприниматель, бизнесмен?

 

Хороший вопрос! Это все тесно связано, но все-таки я больше предприниматель. Предпринимаю попытки заработать разными способами. Фрилансер — это такой беззаботный чувак, нашел халтурку — сделал — получил деньги, а бизнесмен — это тот, кто заморачивается за IPO, покупку и дробление нерентабельных компаний, что-то такое. Я же цепляюсь за идею и начинаю ее реализовывать как могу. Вот, например, пару лет назад мы с женой стали заниматься съемкой для фотостоков. Перспективное направление, но нужна постоянная студия, дома невозможно работать. А еще я начал свой канал на YouTube — заработал за полтора года 50 баксов, но познакомился с тысячами людей которым интересна тема фуд-фото, кто хочет учиться и задает вопросы. А это в свою очередь — почва для создания образовательных курсов.

 

 

Коммерческая задача фуд-фотографии — пробудить аппетит и заставить купить больше еды. Насколько тебе интересны результаты клиентов, например: «Поменяли меню — подняли продажи на 10%»?

 

Это очень интересно, но такие метрики отслеживают единицы, а со мной делятся и того меньше. И не в интересах заказчика хвалиться, насколько успешно работают мои фотографии, ведь это заставит меня задуматься о повышении цен. Кстати, с 2014 года не поднимал, но теперь ценю время больше, так что с 2017 у меня новое коммерческое предложение. Потихоньку всех оповещаю.

 

Получается, многие заказчики — твои постоянные клиенты? Причина — необходимость выдерживать общую стилистику фотографий?

 

Да, практически все остаются постоянниками. Причина, я надеюсь, в качестве предоставления услуги, сервисе, который я предоставляю. Но и общая стилистика тоже не последнюю роль играет!

 

Ты чувствуешь себя свободным человеком? Тебе нравится твой образ жизни?

 

Как я раньше уже отмечал — интересуюсь способами заработка без необходимости присутствовать в конкретном месте… Это моя цель на ближайшие пару лет. Хочу зарабатывать на продаже чего-то, что я произвел, а не создавать на заказ. Ведь у нас заказчики часто не знают что конкретно им нужно, а потому работа частенько походит на примерку свадебных платьев — «ой это не нравится, а давайте то, и то не то, давайте это». Всегда завидую таксистам —представляете им бы говорили: «Ой, нет, давайте не сюда, а лучше в другой район! Ой, и это что-то не то, я представлял это место по-другому…»

Но вообще я, конечно, проработал 5 месяцев на зарплате за всю жизнь. 1 месяц продавцом в отделе бензопил и 4 месяца фотографом на ювелирном производстве. И в Штатах 3 месяца фотографом на рафтинге.

 

 

Кто твои клиенты, и как ты их находишь? Как часто они сами находят тебя?

 

Мои клиенты — рестораны, кафе, реже производители продовольственных товаров, шефы. Очень редко сотрудничаю с журналами, о чем сожалею, но никак не могу начать двигаться в этом направлении…

По поводу поиска клиентов — я вообще не ищу, изредка предлагаю какие-то проекты любимым заведениям. Все находят меня сами, я даже телефон удалил отовсюду, надоело беспредметно разговаривать, текстом удобнее.

 

В каком коммерческом фотопроекте хотел бы поучаствовать? В каком фотопроекте лично для себя?

 

Не мыслю проектами. Хотел бы снимать для стоков и записывать видео для канала, собирать информацию для курсов по съемке и этим покрывать все расходы. И очень дорого и круто снимать единичные рекламные заказы. Проблема моей профессии и вида работы в том, что все смешалось. Мне все это настолько нравится и подходит, что нет деления «для других/для себя» — все смешалось.

 

Что бы ты посоветовал людям, которые скачали Lightroom, в первый раз взяли в руки профессиональный фотоаппарат и вышли на фуд-фотоохоту?

 

Банальщину — снимайте в удовольствие! Если нравится — не думайте о деньгах. Если хотите заработать — есть тысячи путей сделать это проще и быстрее. На мой взгляд самое главное — чтобы ты был готов делать свою работу и бесплатно, просто потому, что нравится. Не всем так везет, но к этому нужно стремиться.

Для тех, кто интересуется фуд-фотографией и хочет получить фидбэк по своим работам Эдуард создал группу Вконтакте

Статья актуальна на