Аутсорс

Плюсы:

  • Готовые команды. Вам не придётся самостоятельно искать разработчиков и налаживать взаимодействие между ними. 
  • Быстрый старт. Проект запускается сразу же, без долгого поиска специалистов. 
  • Мало рисков, что проект не состоится. Аутсорсинговая команда будет кодить до стёртой клавиатуры, но выполнит проект. Для них это будет не в первый раз.
  • Гибкость. При низкой загрузке часть разработчиков перекинут на другой проект, и за это время вы не будете платить. При высокой загрузке аутсорсеры привлекут дополнительных специалистов. 

Минусы:

  • Работа не слишком прозрачная. Под видом экономичного варианта вы можете получить более дорогой. Вы не знаете, сколько точно времени потратят на ваш проект.
  • Качество может пострадать. Ваша цель — потратить минимум ресурсов, цель аутсорсинговой компании — прямо противоположна. Аутсорсеры могут специально оставлять пробелы в качестве и исправлять проблемы на последующих этапах разработки за ваш счёт.
  • Низкая гибкость в принятии решений. Благодаря формализму взаимодействия с аутсорсерами, вы будете тратить усилия на согласование работ и все равно можете получить результат, который не соответствует вашим ожиданиям.

Все в одном офисе

Плюсы:

  • Прозрачность работы. Вы знаете, чем занимаются ваши разработчики. Команда будет заниматься только вашим проектом. Вы видите, как устроена работа и можете предложить улучшения. 
  • Вы полностью управляете проектом. В любой момент можете свернуть его или направить в другую сторону без согласования с внешней организацией.

Минусы:

  • Долго. На поиск разработчика уходит 1,5-2 месяца, а тимлида вы можете искать ещё больше. Вы конкурируете с Yandex, Google и стартапами при поддержке мощных компаний, поэтому вероятность, что разработчик выберет ваш проект невелика. Разработчиков меньше, чем нужно рынку, и набрать их по объявлению как расклейщиков рекламы не получится.
  • Высокие расходы на поддержание команды. Разработчикам нужно обеспечить соцпакет, офисное помещение, рабочие места, дружелюбную атмосферу. Ко всему они требовательны и избалованы крупными компаниями.
  • Сотрудники болеют и уходят. Это замедляет работу, а быстро найти замену не получится.

Удаленная работа

Плюсы:

  • Меньше расходов на офис. Даже если разработчики живут в вашем городе, многим комфортней работать из дома — не надо тратить время на дорогу и отвлекаться на общение, можно полностью сосредоточиться на коде. 
  • Легче найти сотрудников. На рынке IT царит кадровый голод и собрать команду в одном городе — большое приключение.

Минусы:

  • Сложнее организовать работу. Без системы управления проектами, удалённой парной разработки и видеоконференций не обойтись. Нужно учесть разницу в часовых поясах, которая может мешать совместной работе.

Книга «Remote» об удаленной работе

Самостоятельно во всех технических тонкостях разобраться невозможно. Вам понадобится человек, который даст экспертную оценку вашего проекта и расскажет, какие нужны инструменты для работы, какой будет инфраструктура, и как скоро будет готова первая версия продукта. 

Зная, как выглядит техническая сторона проекта, можно приступить к поиску разработчиков. Тимлид будет участвовать в собеседованиях и собирать команду. После найма первых разработчиков он будет играть роль лидера: оценивать приоритеты задач, координировать работу, улучшать процессы, помогать в сложных ситуациях.

Лучшая книга о командной работе в IT — «Идеальная IT-компания»

Вы можете нанять тимлида как сотрудника фирмы или оформить партнерские соглашения. Для этого зарегистрируйте ООО и договоритесь о доле каждого в уставном капитале. 

Если вы регистрируете компанию на территории России, ООО — лучший вариант для стартапа по трем причинам.

  • Привлечение инвесторов и партнеров. Получить долю бизнеса в ИП нельзя, а к ООО может присоединиться любое число партнеров (до 50 учредителей).
  • Опционы для сотрудников. Сотрудники смогут стать собственниками компании, им будет интереснее вывести проект на рынок.
  • Продажа компании. Когда компания приобретёт ценность на рынке, вы можете получить деньги и перейти к новому проекту. 

Подготовьте документы для регистрации ООО в нашем мастере регистрации

Западные инвесторы не любят вкладываться в местные компании. Если вы планируете привлекать инвестиции из-за рубежа, подумайте о регистрации за пределами России. 

Поиск сотрудников — самая большая проблема стартапа после стартового капитала. Разработчиков меньше, чем нужно рынку, и они выбирают между множеством проектов. Поэтому за риск и неопределенность смело предлагайте цену выше средней. Заодно ответьте на два вопроса: в чем ценность вашей идеи и почему задачи будут интересными. Помните, что обычные профессионалы нарасхват, а профессионалы-разработчики — рок-звезды. 

Лучший вариант — найм знакомых разработчиков. Большинство успешных технологических компаний отбирали первых сотрудников на основе личных рекомендаций. Если круг знакомых и знакомых знакомых уже исчерпан, попробуйте другие варианты.

Сайты с вакансиями для разработчиков 

Djinny.co — площадка с очень хорошими отзывами, сейчас там 8355 вакансий. Когда кандидат выходит на работу, вам нужно заплатить сайту 20% от его зарплатных ожиданий.

Мой Круг — площадка от создателей Хабрахабра, где сейчас 695 вакансий.

Vc.ru — в самом популярном СМИ о стартапах есть «биржа труда». Обязательное требование — фотография вашего офиса в хорошем качестве.

Spark — на «тусовке технологических проектов» 3700 вакансий — почему бы не пополнить вашим предложением этот список?

Сервисы поиска команды для стартапа

Team Finding — сервис предлагает присоединиться к чужому проекту, или рассказать о своем. Работает в бета-режиме и предложений пока немного. 

Cofounder — сервис для поиска сооснователей. Работает с 2011 года и выглядит ужасно неудобным, зато в нём много вакансий и проектов.

HR-маркетплейсы 

Stafory — первый в России сервис для работодателей и кадровых агентств. Через него работает около 1000 рекрутеров и 250 агентств — примерно 20% от общего числа агентств в России. Stafory прошел акселератор и получил финансирование от ФРИИ.

HRspace — сервис Headhunter’а, крупнейшего сайта для поиска сотрудников. Запущен в 2016 году и быстро развивается. Вы можете нанять одновременно до 5 рекрутёров, как и в Stafory.

В случае стартапов обычные сайты для поиска сотрудников работают плохо. Размещайте вакансии, но не ждите множества откликов. Кадровых агентств слишком много, и мы не можем рассказать обо всех. Зато можем посоветовать навигатор по кадровым агентствам Headhunter’а, в котором есть раздел «Информационные технологии».

Хотят ли разработчики работать в стартапах и быть их основателями? Интересная статистика

Сервис, который держится на одном разработчике — это рискованно. Даже если он способен написать код в одиночку, стоит учесть, что он может внезапно заболеть или уйти из проекта. Вы попробуете передать его дело другому специалисту, но с большой вероятностью он не разберется в чужом коде, и всё придется писать с нуля. Если ваш проект крупнее, чем приложение «фонарик», то рассчитывайте на несколько сотрудников.

Самая распространенная схема работы команды — двое разработчиков работают в паре, а третий правит баги. Разработка в парах повышает читабельность кода и снижает риск внезапной гибели проекта в 2 раза. На самом деле, даже больше, потому что повысится шанс, что в коде разберется любой другой разработчик. 

Для бизнесмена лучший способ убить стартап — управлять им. По словам Пола Грэма, лидера Y Combinator: «Менеджмент — проблема, которая в стартапе возникает, только если он демонстрирует серьёзные успехи». Поэтому на этапе зарождения стартапа стоит полностью сосредоточиться на маркетинге, продажах и привлечении инвестиций, а в команде обеспечить творческую атмосферу. 

Как делать не надо: статья о плохом менеджменте в стартапе

Творческая атмосфера — понятие абстрактное, но её можно измерить простыми показателями: временем на общение и временем на уединение. 

Если разработчики активно общаются между собой, у них есть время, чтобы поговорить и обменяться мыслями, значит, все хорошо. В ходе обсуждений могут рождаться новые идеи, хотя со стороны это может выглядеть как не связанный с работой троллинг. И, наоборот, хорошо, если разработчик может уделить время задачам, смысл которых он не способен объяснить. Например, свободно покопаться в коде или документации. Иногда в одиночестве удобнее искать способы улучшить проект или научиться чему-то.

Как в Эльбе?

В Эльбе демократия. Мы совместно решаем, какие задачи взять в разработку, писать е или ё в текстах и в какую сторону развивать продвижение. Мы много общаемся, чтобы обеспечить друг другу конструктивную критику. Каждое утро подгруппы разработчиков и маркетологов обсуждают текущие задачи, а каждый вечер проходит обсуждение всей командой. Наверное, за всё время существования Эльбы не было выполнено ни одной задачи без отзывов и комментариев коллег. 

Помимо личного общения, мы чатимся в Телеграме и не стесняемся веселых гифок и стикеров. Даже делимся фотографиями своих котов. А для уединения есть маленькая комнатка за книжным шкафом. 

Гибкая методология разработки помогает быстро создать работающий проект. 

— Инвесторы будут понимать, что проект существует не только в документах и видеть, как он развивается. 
— Вы начнете получать прибыль задолго до момента, когда он будет полностью проработан. 
— Конкуренты не успеют выпустить прорывной продукт раньше, чем вы.

За время существования Agile придумано много техник и обычаев, которые повышают эффективность работы.  Пример обычая — ведение Agile-доски, которая показывает, в какой стадии находится каждая задача. Комплекс техник и обычаев составляет методологию. Методологий придумано много и самая популярная из них — скрам.

Книга по гибким методологиям разработки

Не стоит выбирать жестко стандартизированную методологию, особенно если у вас 3 разработчика и 1 дизайнер. Она основана на опыте чужой команды и может вам не подойти. Если вы подобрали хорошую команду разработчиков, она сама выберет методологию разработки, а тимлид будет следить за её развитием. 

Как в Эльбе?

Пожелания предпринимателей и наши идеи составляют большой список задач, который мы можем выполнить. Мы проводим планирование раз в 1-2 месяца, чтобы решить, какие из них брать в разработку. При выборе опираемся на аналитику по запросам в поддержку пользователей, соцсети, ЮзерЭхо и Лайки. 

На ежедневном «стэндап-митинге» (мы такой термин не используем, но он популярен в книгах и статьях об Agile) все участники команды рассказывают, чем они занимаются и делятся полученными знаниями. Все делают то, что можно сразу после завершения передать коллегам — никто не «пишет в стол».

Ещё мы добавили в наш процесс обсуждения в узких кругах. Мы столкнулись с проблемой — при пробелах в аналитике и сложных для воплощения макетах разработчик возвращает задачу назад. В обоих случаях команда тратит время зря, потому что разработчик способен на этап раньше рассказать о своих требованиях. Поэтому в Эльбе перед созданием макета дизайнер, аналитик и один из разработчиков ищут решение, удобное для всех.

От скрама мы взяли подведение итогов каждые две недели — «ретроспективу». Мы не соблюдаем двухнедельные спринты. Но ретроспективы позволяют нам накапливать историю достижений и неудач и ощущать, что наша команда — единый сервис и часть истории, которой 7 лет. Ещё на ретроспективе мы обсуждаем недавние неудачи и придумываем как не допустить их в будущем.
 
Лучшую книгу о скраме написал его создатель — Джефф Сазерленд, «Scrum. Революционный метод управления проектами».

Тестирование новых возможностей отнимает много времени — и об этом часто забывают. По представлениям далекого от разработки человека, главное — запустить возможность. Но не менее важно, как она работает: все ли её нормально применяют, правильно видят дизайн страницы и удобно ли её развивать. Тестировщик следит за качеством проекта. С точки зрения бизнеса, разработчик создает то, что продается, тестировщик — то, что позволит спокойно продлиться и не требовать денег обратно. 

Статья на Хабрахабре об оценке трудозатрат. По ее данным, тестирование занимает 30-50% от разработки

Как в Эльбе?

В Эльбе автотестирования для проверки возможностей пишут разработчики. Они следят за тем, чтобы покрытие тестов было близко к 100%. Это означает, что перед каждым обновлением тысячи тестов проверяют, что ничего не нарушится и каждая возможность будет работать правильно. 

Тестировщики контролируют, что при обновлении не потерялись нюансы прошлых версий. Они проверяют логику задачи, и как новая плюшка выглядит на разных устройствах и в браузерах. Ещё они внимательно следят за пожеланиями пользователей на ЮзерЭхо и в Лайках, чтобы быстро выявлять баги и недоработки. 

Сферический сервис в вакууме вряд ли соберёт большую аудиторию. Даже если вы уверены в своей идее, люди могут не согласиться с ней. Именно они — верховные судьи, которые решают, уйти или порекомендовать, хорош сервис или плох, стоит покупать ваш продукт или нет. Проверять гипотезы об удобстве для пользователей стоит всегда, но особенно активно, когда у продукта ещё небольшая аудитория. 

Чтобы сделать удобный сервис, нужно знать, кто им пользуется. Узнавайте мнение вашей аудитории из обращений, больше общайтесь с ней лично, учитывайте её предложения  — и ваш сервис взлетит. Правда, в реальном мире вы столкнетесь с тем, что всем угодить сложно.  

Дружить с клиентами должна не только поддержка пользователей, но и дизайнер. Когда он любит творчество и красоту больше, чем людей, любой продукт превращается в картину. А пользователям нужен инструмент. 

Хороший дизайнер предсказывает поведение людей. Никто не способен сделать это на 100%, поэтому разобраться помогают исследования пользователей. Зная, как воспринимается каждый участок вашего сервиса, вы сможете устранить проблемы в навигации и скорости решения задач. Люди будут любить вас и рекомендовать. 

Значительная часть книг «Стартап. Настольная книги основателя» и «Бизнес с нуля» посвящена взаимодействию с пользователями
Курс о стартапах в Стэнфордском университете посвятил две лекции пользовательскому опыту

Как в Эльбе?

1. Техподдержка —> поддержка пользователей.

Главная ценность Эльбы — люди. У нас работает большой отдел поддержки пользователей, который помимо помощи с сервисом, консультирует предпринимателей по налогообложению малого бизнеса. Он помогает по удобным для пользователей каналам связи — по почте, телефону, в соцсетях и в Телеграме. 

Раз в квартал мы собираем аналитику по обращениям и обсуждаем всей командой. Становится понятным, какую возможность стоит запустить быстрее, раз её так сильно ожидают. Новые идеи берем на вооружение и помещаем в столбец «To do» на Agile-доске. 

2. Юзабилити

Когда возникает идея обновления сервиса, юзабилити-специалист исследует, нужна ли новая возможность и в каком виде. Дизайнер разрабатывает прототип на основе портрета пользователей, аналитики и исследований. Мы показываем прототип пользователям и просим решить задачу — например, сформировать документ, загрузить выписку или зарегистрироваться через Yandex. Неудачное расположение элементов и неправильные тексты выявляются мгновенно. 

Дизайнер улучшает прототип  и устраивает презентацию для всей команды. Мы рассаживаемся перед большим экраном, кто на полу, кто на качелях, а кто на диване. После презентации задаем каверзные вопросы, ищем уязвимые места и пытаемся предложить лучшее решение. Проверенная несколько раз, новая возможность выходит к массовой аудитории.

Если вы рассчитываете, что через несколько месяцев проект полностью завершится, можно будет распустить команду, лечь на диван и ловить пролетающие мимо $100 купюры, есть неприятные новости.  Внешняя среда все время будет меняться. В разных проектах степень зависимости от внешних изменений отличается, но она всегда есть. Поэтому приходится поддерживать проект.

Учитывать нужно рыночные изменения — конкуренты появляются, потребности покупателей меняются; законодательные изменения; технические изменения — новые версии операционных систем, новые API, обновления браузеров. 

Как в Эльбе?

Самая большая проблема в Эльбе — законодательные изменения, под которые приходится перестраиваться каждый год. Новые отчеты, старые отчеты в новой форме, передача страховых взносов, коэффициенты, КБК, ОКВЭДы и прочая нечисть не дают заскучать. 

Мы интегрированы с четырьмя банками, онлайн-кассами и связаны с другими сервисами Контура. Интеграции регулярно ломаются, API меняются и приходится тратить силы разработчиков на поддержку. 


Рассказывая о создании команды для стартапа, мы заодно раскрыли пару находок Эльбы. Надеемся, вам было интересно и полезно. Успехов и гениальных идей! 

Статья актуальна на