Всё, что нужно знать о команде стартапа бизнесменам-неразработчикам.
Стартап — это бизнес, который построен на новой идее. СМИ создали миф, будто стартап легко запустить и вывести на международный рынок. Каждый проект — это большой труд и сложности возникают уже на этапе создания команды. Мы собрали советы, которые помогут меньше ошибаться на старте.
Совет 1. Выберите между аутсорсингом, распределённой и своей командами разработки
Аутсорс
Плюсы:
- Готовые команды. Вам не придётся самостоятельно искать разработчиков и налаживать взаимодействие между ними.
- Быстрый старт. Проект запускается сразу же, без долгого поиска специалистов.
- Мало рисков, что проект не состоится. Аутсорсинговая команда будет кодить до стёртой клавиатуры, но выполнит проект. Для них это будет не в первый раз.
- Гибкость. При низкой загрузке часть разработчиков перекинут на другой проект, и за это время вы не будете платить. При высокой загрузке аутсорсеры привлекут дополнительных специалистов.
Минусы:
- Работа не слишком прозрачная. Под видом экономичного варианта вы можете получить более дорогой. Вы не знаете, сколько точно времени потратят на ваш проект.
- Качество может пострадать. Ваша цель — потратить минимум ресурсов, цель аутсорсинговой компании — прямо противоположна. Аутсорсеры могут специально оставлять пробелы в качестве и исправлять проблемы на последующих этапах разработки за ваш счёт.
- Низкая гибкость в принятии решений. Благодаря формализму взаимодействия с аутсорсерами, вы будете тратить усилия на согласование работ и все равно можете получить результат, который не соответствует вашим ожиданиям.
Все в одном офисе
Плюсы:
- Прозрачность работы. Вы знаете, чем занимаются ваши разработчики. Команда будет заниматься только вашим проектом. Вы видите, как устроена работа и можете предложить улучшения.
- Вы полностью управляете проектом. В любой момент можете свернуть его или направить в другую сторону без согласования с внешней организацией.
Минусы:
- Долго. На поиск разработчика уходит 1,5-2 месяца, а тимлида вы можете искать ещё больше. Вы конкурируете с Yandex, Google и стартапами при поддержке мощных компаний, поэтому вероятность, что разработчик выберет ваш проект невелика. Разработчиков меньше, чем нужно рынку, и набрать их по объявлению как расклейщиков рекламы не получится.
- Высокие расходы на поддержание команды. Разработчикам нужно обеспечить соцпакет, офисное помещение, рабочие места, дружелюбную атмосферу. Ко всему они требовательны и избалованы крупными компаниями.
- Сотрудники болеют и уходят. Это замедляет работу, а быстро найти замену не получится.
Удаленная работа
Плюсы:
- Меньше расходов на офис. Даже если разработчики живут в вашем городе, многим комфортней работать из дома — не надо тратить время на дорогу и отвлекаться на общение, можно полностью сосредоточиться на коде.
- Легче найти сотрудников. На рынке IT царит кадровый голод и собрать команду в одном городе — большое приключение.
Минусы:
- Сложнее организовать работу. Без системы управления проектами, удалённой парной разработки и видеоконференций не обойтись. Нужно учесть разницу в часовых поясах, которая может мешать совместной работе.
Книга «Remote» об удаленной работе
Совет 2. Найдите тимлида
Самостоятельно во всех технических тонкостях разобраться невозможно. Вам понадобится человек, который даст экспертную оценку вашего проекта и расскажет, какие нужны инструменты для работы, какой будет инфраструктура, и как скоро будет готова первая версия продукта.
Зная, как выглядит техническая сторона проекта, можно приступить к поиску разработчиков. Тимлид будет участвовать в собеседованиях и собирать команду. После найма первых разработчиков он будет играть роль лидера: оценивать приоритеты задач, координировать работу, улучшать процессы, помогать в сложных ситуациях.
Лучшая книга о командной работе в IT — «Идеальная IT-компания»
Вы можете нанять тимлида как сотрудника фирмы или оформить партнерские соглашения. Для этого зарегистрируйте ООО и договоритесь о доле каждого в уставном капитале.
Совет 3. Заранее решите, где и как зарегистрировать компанию
Если вы регистрируете компанию на территории России, ООО — лучший вариант для стартапа по трем причинам.
- Привлечение инвесторов и партнеров. Получить долю бизнеса в ИП нельзя, а к ООО может присоединиться любое число партнеров (до 50 учредителей).
- Опционы для сотрудников. Сотрудники смогут стать собственниками компании, им будет интереснее вывести проект на рынок.
- Продажа компании. Когда компания приобретёт ценность на рынке, вы можете получить деньги и перейти к новому проекту.
Подготовьте документы для регистрации ООО в нашем мастере регистрации
Западные инвесторы не любят вкладываться в местные компании. Если вы планируете привлекать инвестиции из-за рубежа, подумайте о регистрации за пределами России.
Совет 4. Настройтесь на то, что поиск разработчиков будет долгим и трудным
Поиск сотрудников — самая большая проблема стартапа после стартового капитала. Разработчиков меньше, чем нужно рынку, и они выбирают между множеством проектов. Поэтому за риск и неопределенность смело предлагайте цену выше средней. Заодно ответьте на два вопроса: в чем ценность вашей идеи и почему задачи будут интересными. Помните, что обычные профессионалы нарасхват, а профессионалы-разработчики — рок-звезды.
Лучший вариант — найм знакомых разработчиков. Большинство успешных технологических компаний отбирали первых сотрудников на основе личных рекомендаций. Если круг знакомых и знакомых знакомых уже исчерпан, попробуйте другие варианты.
Сайты с вакансиями для разработчиков
Djinny.co — площадка с очень хорошими отзывами, сейчас там 8355 вакансий. Когда кандидат выходит на работу, вам нужно заплатить сайту 20% от его зарплатных ожиданий.
Мой Круг — площадка от создателей Хабрахабра, где сейчас 695 вакансий.
Vc.ru — в самом популярном СМИ о стартапах есть «биржа труда». Обязательное требование — фотография вашего офиса в хорошем качестве.
Spark — на «тусовке технологических проектов» 3700 вакансий — почему бы не пополнить вашим предложением этот список?
Сервисы поиска команды для стартапа
Team Finding — сервис предлагает присоединиться к чужому проекту, или рассказать о своем. Работает в бета-режиме и предложений пока немного.
Cofounder — сервис для поиска сооснователей. Работает с 2011 года и выглядит ужасно неудобным, зато в нём много вакансий и проектов.
HR-маркетплейсы
Stafory — первый в России сервис для работодателей и кадровых агентств. Через него работает около 1000 рекрутеров и 250 агентств — примерно 20% от общего числа агентств в России. Stafory прошел акселератор и получил финансирование от ФРИИ.
HRspace — сервис Headhunter’а, крупнейшего сайта для поиска сотрудников. Запущен в 2016 году и быстро развивается. Вы можете нанять одновременно до 5 рекрутёров, как и в Stafory.
В случае стартапов обычные сайты для поиска сотрудников работают плохо. Размещайте вакансии, но не ждите множества откликов. Кадровых агентств слишком много, и мы не можем рассказать обо всех. Зато можем посоветовать навигатор по кадровым агентствам Headhunter’а, в котором есть раздел «Информационные технологии».
Хотят ли разработчики работать в стартапах и быть их основателями? Интересная статистика
Совет 5. В любом проекте вам нужен не один программист, а команда
Сервис, который держится на одном разработчике — это рискованно. Даже если он способен написать код в одиночку, стоит учесть, что он может внезапно заболеть или уйти из проекта. Вы попробуете передать его дело другому специалисту, но с большой вероятностью он не разберется в чужом коде, и всё придется писать с нуля. Если ваш проект крупнее, чем приложение «фонарик», то рассчитывайте на несколько сотрудников.
Самая распространенная схема работы команды — двое разработчиков работают в паре, а третий правит баги. Разработка в парах повышает читабельность кода и снижает риск внезапной гибели проекта в 2 раза. На самом деле, даже больше, потому что повысится шанс, что в коде разберется любой другой разработчик.
Совет 6. Обеспечьте творческую атмосферу
Для бизнесмена лучший способ убить стартап — управлять им. По словам Пола Грэма, лидера Y Combinator: «Менеджмент — проблема, которая в стартапе возникает, только если он демонстрирует серьёзные успехи». Поэтому на этапе зарождения стартапа стоит полностью сосредоточиться на маркетинге, продажах и привлечении инвестиций, а в команде обеспечить творческую атмосферу.
Как делать не надо: статья о плохом менеджменте в стартапе
Творческая атмосфера — понятие абстрактное, но её можно измерить простыми показателями: временем на общение и временем на уединение.
Если разработчики активно общаются между собой, у них есть время, чтобы поговорить и обменяться мыслями, значит, все хорошо. В ходе обсуждений могут рождаться новые идеи, хотя со стороны это может выглядеть как не связанный с работой троллинг. И, наоборот, хорошо, если разработчик может уделить время задачам, смысл которых он не способен объяснить. Например, свободно покопаться в коде или документации. Иногда в одиночестве удобнее искать способы улучшить проект или научиться чему-то.
Как в Эльбе?
В Эльбе демократия. Мы совместно решаем, какие задачи взять в разработку, писать е или ё в текстах и в какую сторону развивать продвижение. Мы много общаемся, чтобы обеспечить друг другу конструктивную критику. Каждое утро подгруппы разработчиков и маркетологов обсуждают текущие задачи, а каждый вечер проходит обсуждение всей командой. Наверное, за всё время существования Эльбы не было выполнено ни одной задачи без отзывов и комментариев коллег.
Помимо личного общения, мы чатимся в Телеграме и не стесняемся веселых гифок и стикеров. Даже делимся фотографиями своих котов. А для уединения есть маленькая комнатка за книжным шкафом.
Совет 7. Agile, но без фанатизма
Гибкая методология разработки помогает быстро создать работающий проект.
— Инвесторы будут понимать, что проект существует не только в документах и видеть, как он развивается.
— Вы начнете получать прибыль задолго до момента, когда он будет полностью проработан.
— Конкуренты не успеют выпустить прорывной продукт раньше, чем вы.
За время существования Agile придумано много техник и обычаев, которые повышают эффективность работы. Пример обычая — ведение Agile-доски, которая показывает, в какой стадии находится каждая задача. Комплекс техник и обычаев составляет методологию. Методологий придумано много и самая популярная из них — скрам.
Книга по гибким методологиям разработки
Не стоит выбирать жестко стандартизированную методологию, особенно если у вас 3 разработчика и 1 дизайнер. Она основана на опыте чужой команды и может вам не подойти. Если вы подобрали хорошую команду разработчиков, она сама выберет методологию разработки, а тимлид будет следить за её развитием.
Как в Эльбе?
Пожелания предпринимателей и наши идеи составляют большой список задач, который мы можем выполнить. Мы проводим планирование раз в 1-2 месяца, чтобы решить, какие из них брать в разработку. При выборе опираемся на аналитику по запросам в поддержку пользователей, соцсети, ЮзерЭхо и Лайки.
На ежедневном «стэндап-митинге» (мы такой термин не используем, но он популярен в книгах и статьях об Agile) все участники команды рассказывают, чем они занимаются и делятся полученными знаниями. Все делают то, что можно сразу после завершения передать коллегам — никто не «пишет в стол».
Ещё мы добавили в наш процесс обсуждения в узких кругах. Мы столкнулись с проблемой — при пробелах в аналитике и сложных для воплощения макетах разработчик возвращает задачу назад. В обоих случаях команда тратит время зря, потому что разработчик способен на этап раньше рассказать о своих требованиях. Поэтому в Эльбе перед созданием макета дизайнер, аналитик и один из разработчиков ищут решение, удобное для всех.
От скрама мы взяли подведение итогов каждые две недели — «ретроспективу». Мы не соблюдаем двухнедельные спринты. Но ретроспективы позволяют нам накапливать историю достижений и неудач и ощущать, что наша команда — единый сервис и часть истории, которой 7 лет. Ещё на ретроспективе мы обсуждаем недавние неудачи и придумываем как не допустить их в будущем.
Лучшую книгу о скраме написал его создатель — Джефф Сазерленд, «Scrum. Революционный метод управления проектами».
Совет 8. Закладывайте большой запас времени на тестирование
Тестирование новых возможностей отнимает много времени — и об этом часто забывают. По представлениям далекого от разработки человека, главное — запустить возможность. Но не менее важно, как она работает: все ли её нормально применяют, правильно видят дизайн страницы и удобно ли её развивать. Тестировщик следит за качеством проекта. С точки зрения бизнеса, разработчик создает то, что продается, тестировщик — то, что позволит спокойно продлиться и не требовать денег обратно.
Статья на Хабрахабре об оценке трудозатрат. По ее данным, тестирование занимает 30-50% от разработки
Как в Эльбе?
В Эльбе автотестирования для проверки возможностей пишут разработчики. Они следят за тем, чтобы покрытие тестов было близко к 100%. Это означает, что перед каждым обновлением тысячи тестов проверяют, что ничего не нарушится и каждая возможность будет работать правильно.
Тестировщики контролируют, что при обновлении не потерялись нюансы прошлых версий. Они проверяют логику задачи, и как новая плюшка выглядит на разных устройствах и в браузерах. Ещё они внимательно следят за пожеланиями пользователей на ЮзерЭхо и в Лайках, чтобы быстро выявлять баги и недоработки.
Совет 9. Учитывайте обратную связь от пользователей
Сферический сервис в вакууме вряд ли соберёт большую аудиторию. Даже если вы уверены в своей идее, люди могут не согласиться с ней. Именно они — верховные судьи, которые решают, уйти или порекомендовать, хорош сервис или плох, стоит покупать ваш продукт или нет. Проверять гипотезы об удобстве для пользователей стоит всегда, но особенно активно, когда у продукта ещё небольшая аудитория.
Чтобы сделать удобный сервис, нужно знать, кто им пользуется. Узнавайте мнение вашей аудитории из обращений, больше общайтесь с ней лично, учитывайте её предложения — и ваш сервис взлетит. Правда, в реальном мире вы столкнетесь с тем, что всем угодить сложно.
Дружить с клиентами должна не только поддержка пользователей, но и дизайнер. Когда он любит творчество и красоту больше, чем людей, любой продукт превращается в картину. А пользователям нужен инструмент.
Хороший дизайнер предсказывает поведение людей. Никто не способен сделать это на 100%, поэтому разобраться помогают исследования пользователей. Зная, как воспринимается каждый участок вашего сервиса, вы сможете устранить проблемы в навигации и скорости решения задач. Люди будут любить вас и рекомендовать.
Значительная часть книг «Стартап. Настольная книги основателя» и «Бизнес с нуля» посвящена взаимодействию с пользователями
Курс о стартапах в Стэнфордском университете посвятил две лекции пользовательскому опыту
Как в Эльбе?
1. Техподдержка —> поддержка пользователей.
Главная ценность Эльбы — люди. У нас работает большой отдел поддержки пользователей, который помимо помощи с сервисом, консультирует предпринимателей по налогообложению малого бизнеса. Он помогает по удобным для пользователей каналам связи — по почте, телефону, в соцсетях и в Телеграме.
Раз в квартал мы собираем аналитику по обращениям и обсуждаем всей командой. Становится понятным, какую возможность стоит запустить быстрее, раз её так сильно ожидают. Новые идеи берем на вооружение и помещаем в столбец «To do» на Agile-доске.
2. Юзабилити
Когда возникает идея обновления сервиса, юзабилити-специалист исследует, нужна ли новая возможность и в каком виде. Дизайнер разрабатывает прототип на основе портрета пользователей, аналитики и исследований. Мы показываем прототип пользователям и просим решить задачу — например, сформировать документ, загрузить выписку или зарегистрироваться через Yandex. Неудачное расположение элементов и неправильные тексты выявляются мгновенно.
Дизайнер улучшает прототип и устраивает презентацию для всей команды. Мы рассаживаемся перед большим экраном, кто на полу, кто на качелях, а кто на диване. После презентации задаем каверзные вопросы, ищем уязвимые места и пытаемся предложить лучшее решение. Проверенная несколько раз, новая возможность выходит к массовой аудитории.
Совет 10. Подумайте о поддержке сервиса
Если вы рассчитываете, что через несколько месяцев проект полностью завершится, можно будет распустить команду, лечь на диван и ловить пролетающие мимо $100 купюры, есть неприятные новости. Внешняя среда все время будет меняться. В разных проектах степень зависимости от внешних изменений отличается, но она всегда есть. Поэтому приходится поддерживать проект.
Учитывать нужно рыночные изменения — конкуренты появляются, потребности покупателей меняются; законодательные изменения; технические изменения — новые версии операционных систем, новые API, обновления браузеров.
Как в Эльбе?
Самая большая проблема в Эльбе — законодательные изменения, под которые приходится перестраиваться каждый год. Новые отчеты, старые отчеты в новой форме, передача страховых взносов, коэффициенты, КБК, ОКВЭДы и прочая нечисть не дают заскучать.
Мы интегрированы с четырьмя банками, онлайн-кассами и связаны с другими сервисами Контура. Интеграции регулярно ломаются, API меняются и приходится тратить силы разработчиков на поддержку.
Рассказывая о создании команды для стартапа, мы заодно раскрыли пару находок Эльбы. Надеемся, вам было интересно и полезно. Успехов и гениальных идей!
Статья актуальна на