Зачем проводить тестирования

За внешний вид сервиса отвечают дизайнеры-проектировщики. Они рисуют прототипы новых возможностей. Прототипы бывают в виде статичных картинок и интерактивные. 

Когда проектировщик продумывает интерфейс, он учитывает находки других дизайнеров, похожие возможности в Эльбе и исследования предпринимателей, которые проводила команда. Внимательно относится к мелочам: где и зачем расположить ссылку, какой написать текст ошибки, как подсказать, зачем нужны типы операций. 

Бывает, проектировщик считает интерфейс хорошим, а пользователи в нём теряются. Тратят время, переживают, звонят в поддержку. Аналитик поддержки сообщает о большом числе писем проектировщику, и он перерисовывает интерфейс. Затем разработчики переписывают код. 

Чтобы не дожидаться обращений в поддержку, можно заранее показать прототип пользователям: провести тестирование. 

Обычное юзабилити-тестирование

В небольших компаниях проектировщик общается с пользователями сам. В Контуре он передаёт прототип юзабилити-специалисту. Обычно это психолог, который умеет проводить исследования и задавать вопросы пользователям.

Чтобы выявить проблемы в прототипе, обычно хватает пяти тестирований

Тестирования проводят, чтобы понять поведение людей в сервисе, а не только собрать мнения. Пользователей просят выполнить в прототипе задачу, например, отправить напоминание об оплате ООО «Ромашка». Юзабилити-специалист замечает, где пользователь медлит и пытается понять его логику. 

Затем он делится наблюдениями с проектировщиком. Проектировщик переделывает прототип — и новую версию тоже тестируют.

Пример о входе по паролю и push-уведомлению

В Эльбе есть привычная для пользователей бизнес-сервисов двухфакторная аутентификация. Предприниматель сначала вводит пароль, а потом одноразовый код из СМС. Проблема в том, что иногда СМС задерживаются или не приходят. Предприниматели пишут в поддержку, что не могут попасть в Эльбу. 

Мы решили заменить СМС push-уведомлениями мобильного приложения. Когда интернет работает, уведомления приходят мгновенно. Проектировщица Оля нарисовала прототип, а юзабилити-специалистка Лена договорилась с предпринимателями о встречах. Пять тестирований помогли понять, что улучшить в прототипе. 

Четверо пользователей зависли перед опцией «вход по паролю и push-уведомлению». В веб-версии она заблокирована, а перейти в приложение они не догадались.  Подсказку в прототипе не заметили. 

Трое забыли обновить страницу в конце. 

Никто не справился с заданием без помощи юзабилити-специалиста.

После этого мы разрешили настраивать вход из браузера. Посоветовались с разработчиками и стали автоматически обновлять страницу в конце. Переписали тексты подсказок. 

Итоговый прототип показали трём пользователям. Все справились без помощи Лены. Оля убедилась, что прототип понятный, поэтому передала его разработчикам.

Вот так пара доработок прототипа помогла сотням людей избежать переживаний и путаницы в настройках. 

Массовое тестирование: напоминалка об оплате счёта

Предприниматели отправляют клиентам счета. Клиенты забывают оплачивать, и приходится писать им снова. Поэтому мы придумали напоминалку. Если оплата не пришла, Эльба автоматически отправит письмо со счётом. 

Проектировщик Никита задумался. Возможность классная, потому что помогает получать деньги. Знать бы наверняка, что пользователи заметят её и настроят.  

Никита нарисовал интерактивный прототип, в котором помощь юзабилити-специалиста заменили подсказки. Для сбора обратной связи он прикрепил в конце опрос. Выложил прототип на сайт и включил Яндекс.Метрику, которая помогает понять, как пользователи как ведут себя на странице и куда кликают. 

В ходе тестирования пользователи нажимали на нужные кнопки. Они правильно ответили на проверочные вопросы. Всем понравилось: 217 из 223 согласились участвовать в похожих тестированиях в будущем.  

«Огонь!» — решил Никита и передал прототип разработчикам. Так мы попробовали новый вид тестирования для самых полезных возможностей. 

Бета-тестирование мобильного приложения Эльбы

Разработчики перенесли мобильное приложение для Android на платформу Xamarin. Теперь они могут добавлять возможности одновременно в iOS и Android, поэтому оба приложения будут развиваться быстрее. Но разработчики переживали, что в новой версии спрятались баги.

В Google Play есть режим бета-тестирований. Мы знали о нём, но решили попробовать впервые. Бета-версия ничем не отличается от обычного приложения. Её скачивают по ссылке от разработчика или получают автоматически, если согласились на это в Google Play. Мы предложили поучаствовать активным пользователям приложения, и 200 человек скачало бета-версию. 

Пользователи нашли десяток багов. Самые сложные из них связаны с одновременной работой в приложении и на компьютере. 

А ещё нас попросили добавить новые возможности: выбирать свои шаблоны,  отправлять документы без подписи и печати, входить по отпечатку пальца.

После исправления ошибок мы нажали на волшебную кнопку в Google Play, и бета-версия превратилась в версию для всех. Часть пожеланий вошла в неё, а остальные появились в течение двух месяцев. Заодно мы получили первую пользу от переезда на Xamarin: ошибки, которые исправили в Android, исчезли из версии для iOS.

Как участвовать в тестированиях

Тестирования помогают подстроить каждую возможность Эльбы под предпринимателей. Спасибо всем, кто участвует в них — мы вас любим! 

Будем рады и тем, кто ещё не участвовал. Вы первыми увидите новые возможности и познакомитесь с разработчиками Эльбы. Просто напишите, как с вами связаться. 

Статья актуальна на 22.02.2018