Вернуться в блог

Как работать с самозанятыми

Разбираемся, как ИП и ООО работать с самозанятыми. 

Наступил 2019 год, и физлица вовсю регистируются в качестве самозанятых. Они сами платят за себя налог, отчитываются перед налоговой и даже выдают чеки. Поэтому если будете работать с самозанятым, вам не придётся платить за него НДФЛ и взносы. Самозанятый для вас — почти самый обычный контрагент. Но и тут есть исключения.

Что с НДФЛ и страховыми взносами

НДФЛ и взносы за самозанятого платить не нужно, как и не нужно показывать его в отчётах. Всё потому, что самозанятые не являются застрахованными лицами, сами платят налог на профессиональный доход и освобождаются от НДФЛ.

Единственное исключение: самозанятый уже работает у вас по трудовому договору или уволился меньше двух лет назад. Тут придётся отчитываться как за обычное физлицо. В законе прописали такое правило, чтобы работодатели не начали массово переводить своих сотрудников в самозанятых.

Слава работает в кофейне по трудовому договору. Работодатель удерживает с его зарплаты 13% НДФЛ, плюс отчисляет страховые взносы 32%.

Директор кофейни подумал: «Недурно будет Славе стать самозанятым и ничего за него не платить». Слава тоже не против: 6% вместо 13% — это хорошо. 

Такая схема не сработает и сэкономить на налогах и взносах у ребят не получится. Всё потому, что в пп.8 п.2 ст.6 ФЗ-422 сказано, что доход от бывшего работодателя не попадает под доходы самозанятого в течение двух лет после увольнения.

А в другой фирме самозанятый может работать спокойно — для вас никаких последствий не будет. Как и в том случае, если самозанятый раньше работал с вами по договору ГПХ. Ограничивают только сотрудников по трудовому договору. 

Какой договор заключить

Если думаете заключить с самозанятым договор, то это будет самый обычный договор ГПХ. При этом в договоре стоит отметить, что исполнитель — не просто физлицо, а самозанятый гражданин. Как и то, что он сам отчитается и заплатит за себя налоги.

Например, в разделе «Прочие условия» или «Иные условия» можно прописать:

«Исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход, в связи с чем Заказчик освобождается от обязанности перечислять налоги и страховые взносы за Исполнителя в бюджет РФ на основании п.8 ст.2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ».

Сняться с учёта самозанятому так же легко, как им стать. Поэтому даже если сегодня ваш исполнитель самозанятый, завтра он может им не быть. Для вас это риск: придётся начислять НДФЛ, страховые взносы и показывать его в отчётах, будто вы работали с обычным физлицом. Важно, чтобы самозанятый сохранял свой статус до момента вашего расчёта. Пропишите в условиях договора, что самозанятый должен оповестить вас о смене своего статуса:

«В случае снятия Исполнителя с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход он обязуется сообщить об этом Заказчику письменно в течение 3 дней с даты снятия с такого учета».

Как проверить статус самозанятого

Попросите у него справку о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход по форме КНД 1122035 или проверьте сами на сайте налоговой. Второй вариант понадёжнее, потому что показывает положение дел на текущий момент. А вот справку можно сделать и через пару дней сняться с учёта. Правда сейчас сайт ещё не работает.

На деле даже чек от самозанятого подтвердит его особый статус: там будет, кроме прочего, ФИО, регистрационный номер продавца и упоминание о том, что он плательщик налога на профессиональный доход. 

Как учесть расходы на самозанятого в УСН

Расходы учитываете как при покупке любой другой услуги. Подтвердит расход чек, который самозанятые отправляют по почте, смс или мессенджеру через приложение «Мой налог». Ещё могут показать qr-код с ссылкой на ваш чек. 

Одного чека достаточно — акта не нужно. Чек подтвердит факт оплаты и факт оказания услуги. В КУДиР подтверждающим документом будет номер чека. 

Так выглядит чек: 

Если вы ничего не знаете про самозанятых, читайте наш предыдущий пост.

Подпишитесь на новые статьи

Раз в месяц напишем об изменениях в законах, обновлениях
в сервисе и о бухгалтерии для предпринимателей

Подписаться
41 комментарий
Представьтесь через
фейсбук контакте твиттер
Написать комментарий
  • Ярослав 14 января, 16:42
    Может ли официально работающий гражданин оформится как самозанятый и осуществлять деятельность параллельно основной работы?
    Ответить
  • Halef 14 января, 22:27
    "Доход от бывшего работодателя не попадает под доходы самозанятого в течение двух лет после увольнения."
    Создаем новое ЮЛ, увольняем сотрудников и берем их самозанятыми в новую контору...
    Но зато "избежали" законного использования возможности уменьшения налогов в честных конторах.
    Ответить
    • Антон 15 января, 13:37
      Т-Ж подробно расписал такую ситуацию. В налоговой не идиоты работают, я думаю)

      "А если платить работникам от другой фирмы?
      Эта схема долго не проработает и в итоге все равно закончится доначислениями. Будет примерно так.

      Допустим, какая-то хитрая компания решила уволить всех продавцов и грузчиков и сделать их самозанятыми. ФНС скоро заметит, что среднесписочная численность внезапно уменьшилась на 30 человек.

      Какое совпадение — уволенные из этой компании работники сразу же стали самозанятыми. И все вместе стали получать деньги, которые примерно равны их зарплате на прежнем месте, но уже от другой компании. По случайности в этих фирмах один учредитель или офисы в одном бизнес-центре.

      В течение нескольких месяцев эти самозанятые получают доход только от одной компании. Странное дело — такую же сумму прежний работодатель этих людей платит общему заказчику новоиспеченных самозанятых за какие-то услуги. Или одновременно с увольнением клиенты первой компании вдруг стали клиентами второй компании.

      Но у самозанятых красота: с ними даже составили подробный гражданско-правовой договор с арендой рабочего места. Подстраховались, как советовали в интернете.

      ФНС может присмотреться: что там происходит? Доказать незаконную оптимизацию при таком раскладе проще простого. Гражданско-правовой договор переквалифицируют в трудовой. Кстати, аренда рабочего места, о которой так много говорят, станет одним из главных доказательств трудовых, а не подрядных отношений.

      Верховный суд в таких ситуациях на стороне налоговой — даже по договору услуг и подряда можно начислить налоги и взносы, как по трудовому договору. Начислить небольшой фирме миллион рублей за работу по гражданско-правовым договорам вместе трудовых? Запросто. В законодательстве все для этого есть".
      Ответить
      • елена 15 января, 14:19
        Будет не один учредитель (а его жена с другой фамилией) , и офис не №1 , а №2 ... была бы цель...
        Ответить
    • Антон 15 января, 15:07
      А с чего вообще люди, которые уже работают по ТК, будут регистрироваться самозанятыми, чтобы продолжить работать у такого великого комбинатора? До этого у них был соцпакет, больничные и отпуска. Что они приобретут, став самозанятыми вместо полноценного трудового договора? Скорее просто пойдут и найдут нормального работодателя. Я еще понимаю ситуацию, когда человек изначально согласился на рабство по ГПХ вместо нормального трудового договора. Тогда да, НПД избавит фирму от необходимости быть налоговым агентом и платить в ПФР. А работникам добавится только необходимость самостоятельно каждый месяц платить налог с той суммы, которая в договоре ГПХ указана, и в итоге они получат больше. Есть выгода и для работника.
      Ответить
  • Надежда 15 января, 10:00
    Добрый день. Закон о самозанятых пока проектный или я что-то не понимаю?! на все территорию РФ он пока распространение не получил верно?
    Ответить
    • Носков Михаил 15 января, 11:35
      Да, самозанятые сейчас только в Москве, Московской области, Калужской области и Татарстане. Если вы не работаете в этих регионах и не заказываете работы и услуги у тех, кто в них работает — для вас всё останется по-прежнему.
      Ответить
      • Надежда 15 января, 11:36
        Михаил, спасибо за разъяснение.
        Ответить
  • Лина 15 января, 12:26
    А может ли самозанятый заключить договор аренды коммерческого помещения?
    Ответить
    • Богданов Виктор 15 января, 13:03
      Добрый день, Лина.

      Любое дееспособное лицо, не зависимо от правового статуса, в соответствии со статьей 651 ГК вправе заключить письменный договор аренды нежилого помещения, то есть снять его для реализации товаров, предоставления услуг.
      Но рекомендую уточнить этот вопрос в налоговой.
      Ответить
  • Вадим 15 января, 13:58
    Добрый день.
    Вопрос 1: Я ИП УСН 6%. У меня парикмахерская, начинаю работать. Стоит моя касса. Со всего дохода плачу 6%. Если я приму самозанятых парикмахеров по ГПХ, то какие для меня будут изменения ? Я так же продолжу платить 6% и для меня ничего не изменится, кроме договора на руках ? А если он не заплатит % от своей з/п, который он у меня заработает ? Как это контролируется ? Я что то не пойму.
    Ответить
    • Сметанин Дмитрий 15 января, 17:30
      Приветствую, Вадим.

      Если примете самозанятых на работу, то УСН будете платить как и раньше, 6% с дохода, пока не поменяете систему налогообложения. Если работник не заплатит НПД сам, то на вас это никак не скажется. Скажется, если он перестанет быть плательщиком НПД, как написано в нашей статье. Поэтому нужно периодически проверять его статус на сайте налоговой, чтобы его переход на обычный договор подряда не стал для вас слишком внезапным.
      Ответить
  • елена 15 января, 14:16
    Есть ли ограничение по видам деятельности , по которым человек не может быть самозанятым ? Например , человек не может быть продавцом?
    Ответить
    • Борисов Максим 16 января, 09:14
      Здравствуйте, Елена.

      Да, есть ограничения по видам деятельности. Они перечислены в статье 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ → https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=324989&rangeId=162630

      «Не вправе применять специальный налоговый режим:

      ...

      2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд»

      Поэтому продавец не может быть самозанятым.
      Ответить
      • Йо 16 января, 09:51
        А если продавца назвать консультантом?
        Ответить
        • Борисов Максим 16 января, 10:38
          Здравствуйте.

          Дело не в том, как назвать продавца, а в том, что он делает. Если перепродает, то по закону нельзя применять специальный режим «налог на профессиональный доход». Иначе рискуете переквалификацией отношений с самозанятым в трудовой договор.
          Ответить
  • елена 15 января, 14:31
    Соответственно аттестация рабочих мест тоже не нужна?
    Ответить
    • Антон 15 января, 15:00
      Какая аттестация рабочих мест? Если вы планируете по договору ГПХ заставлять людей сидеть у вас в офисе с 9 до 18, то через суд такой договор ГПХ легко превращается в трудовой, а вы получаете штрафы и доначисление страховых взносов за этих людей. Режим НПД придумали для того, чтобы фрилансеры перестали работать втемную и платили налоги, чтобы можно было печь торты на заказ без создания ИП и т.д.! А не для недобросовестных работодателей, желающих сэкономить.
      Ответить
    • Борисов Максим 16 января, 09:23
      Проводить спецоценку условий труда в отношении самозанятых не нужно.
      Ответить
  • Гость 15 января, 18:24
    https://npd.nalog.ru/check-status/
    Пока сервис недоступен. Он заработает в 2019 году, когда закон о налоге на профессиональный доход вступит в силу.

    Хотелось бы знать, а когда в налоговой наступит 2019 год?
    Ответить
    • Борисов Максим 16 января, 10:32
      Здравствуйте.

      Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ действует с 01.01.2019.

      К сожалению, мы не знаем, когда заработает сервис налоговой. Вы можете написать в техподдержку ФНС. Контакты есть по указанной вами ссылке в нижнем левом углу.
      Ответить
  • михаил 15 января, 19:38
    Но недавно были статьи о том ,что бизнесс массово переводит своих сотрудников в само занятых...это уже происходит.
    Ответить
  • Гость 16 января, 10:04
    Может ли самозанятый сохранить статус ИП и не платить УСН6 и взносы?. В этом случае онлайн касса с 01.07.2019 тоже не нужна будет?
    Ответить
    • Борисов Максим 16 января, 11:10
      Здравствуйте.

      Да, самозанятый может сохранить статус ИП и начать применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». После регистрации в качестве самозанятого необходимо подать уведомление о том, что вы прекращаете применять УСН. Это нужно сделать в течение месяца после регистрации.

      Основание — пункт 3 и 4, статья 15 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ → https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=324989&rangeId=162665

      «3. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения... при условии соблюдения требований к налогоплательщикам вправе отказаться от их применения и перейти на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом.

      4. Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения.... В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения... со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика».

      Касса будет не нужна с 01.07.2019, но чеки формировать придется через приложение «Мой налог».
      Ответить
  • Юрий 16 января, 12:15
    Добрый день.
    Я был в статусе ИП. Но был вынужден банкротиться как физическое лицо. (не справился с кредитной нагрузкой) Соответственно я потерял статус ИП после признания меня банкротом, и повторно я могу зарегистрироваться как ИП только через три года.

    Подскажите, а могу ли я регистрировать себя как самозанятый граждан и осуществлять свою прежнюю предпринимательскую деятельность ?
    Ответить
    • Сидорова Екатерина 16 января, 13:26
      Здравствуйте, Юрий.

      В законе о самозанятых нет запрета на регистрацию в этом статусе физических лиц прошедших процедуру банкротства. Поэтому вы можете попробовать встать на учёт в налоговом органе в качестве налогоплательщика.
      Убедитесь, что ваша деятельность не попадает под запрещённую, для применения самозанятыми:
      — продаёте подакцизные или подлежащие маркировке товары,
      — перепродаёте товары,
      — добываете или реализуете полезные ископаемые,
      — работаете по договору поручения, комиссии или агентскому.
      Подробнее о законе можно прочитать в статье «Самозанятые в 2019 году» → https://e-kontur.ru/blog/15731/self-employed
      Ответить
  • Ильнур 16 января, 15:30
    Здравствуйте. Я ИП, уволил сотрудника в июне 2018. Он устроился на завод. Я не понял про 2 года, Что мне нужно делать в этой ситуации.
    Единственное исключение: самозанятый уже работает у вас по трудовому договору или уволился меньше двух лет назад. Тут придётся отчитываться как за обычное физлицо. В законе прописали такое правило, чтобы работодатели не начали массово переводить своих сотрудников в самозанятых.
    Ответить
    • Ильнур 16 января, 15:33
      (Единственное исключение: самозанятый уже работает у вас по трудовому договору или уволился меньше двух лет назад. Тут придётся отчитываться как за обычное физлицо. В законе прописали такое правило, чтобы работодатели не начали массово переводить своих сотрудников в самозанятых.) написано отчитываться как за обычное физлицо. Это как.
      Ответить
      • Молокова Анастасия 16 января, 17:59
        Добрый день, Ильнур.

        Если с даты увольнение прошло не меньше 2-х лет, то вы не сможете работать с этим сотрудником как с самозанятым. НДФЛ нужно будет уплачивать в размере 13%, а взносы в зависимости от типа договора и наличия льготы.
        Ответить
  • Самозанятый 16 января, 18:50
    Здравствуйте! А учредитель ООО может получить статус самозанятого и оказывать возмездные услуги Обществу?
    Ответить
    • Костромин Антон 16 часов назад
      Добрый день! Прямого запрета нет, но лучше несколько раз подумать, не будет ли такое сотрудничество между ООО и самозанятым расценено как трудовой договор контролирующими органами. Если учредитель единственный, то мы придерживаемся позиции, что трудовой договор обязателен. Об этом мы писали в нашей справочной → https://e-kontur.ru/enquiry/194.
      Ответить
  • Александр 16 января, 22:16
    Самозанятому не нужна касса? Чеки отправляются через приложение? Если ФЛ - ИП, то может ли он избежать покупки кассы, если он может стать одновременно и самозанятым? Например и с юриками по безналу работать как ИП, а с физиками(продажи в розницу) как самозанятый? :)
    Ответить
    • Йо 16 января, 23:42
      Только если вы на ОСН:
      Может ли ИП совмещать этот спецрежим с упрощенной системой налогообложения?
      Нет, совмещать разные спецрежимы нельзя, даже по разным видам деятельности. При применении упрощенной системы налогообложения нельзя зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход.

      https://npd.nalog.ru/#start
      Ответить
  • Алия 16 часов назад
    Здравствуйте! Подскажите, есть ли какая-либо минимальная оплата труда по договору ГПХ между самозанятым и ИП? И как вообще все это происходит: подписали договор ГПХ, самозанятый выполнил услугу моим заказчикам. Я выставляю счет через ИП своим заказчикам. После поступления оплаты перевожу на карту самозанятого договоренный процент. Самозанятый направляет мне на почту чек. Так? Или с самозанятым должен быть только наличный расчет?
    Ответить
    • Костромин Антон 15 часов назад
      Добрый день, Алия! Ограничений по МРОТ нет. Схема такая, как вы описали. Ограничения по способу приема денег нет у самозанятых нет. Чек самозанятый должен направить даже если вы ему переведете деньги через банк.
      Ответить
      • Алия 14 часов назад
        Спасибо за ответ! И еще: услуги самозанятые могут предоставлять. А если допустим необходимо доставить товар за наличный расчет. Кассы у ИП нет. Может ли самозанятый через себя провести этот товар и его доставку? Т.е. ип на 6% покупает картриджи, а продаст их самозанятый. ИП самозанятому эти картриджи не продает, просто отдает (мы можем, у нас семейный бизнес).
        Насколько я понимаю, что нет?
        Но, например, самозанятый может ведь продавать свои торты или мыло ручной работы, или свои вязанные шапки-варежки, самодельные игрушки - это же все тоже товар, а не услуга?
        Ответить
        • Костромин Антон 14 часов назад
          Правильно понимаете, что нельзя. Так как это уже подпадает под агентскую схему, а самозанятым нельзя работать по агентским договорам.
          Ответить
          • Алия 14 часов назад
            Хорошо, а если не связывать с продажей товара (в данном случае картридж для принтера) ИП. Самозанятый сам по себе. Оформился в налоговой и решил на этом зарабатывать. Все равно нельзя?
            Ответить
            • Алия 14 часов назад
              Даже частникам? (не организациям)
              Ответить

Блог /

Как работать с самозанятыми

Разбираемся, как ИП и ООО работать с самозанятыми. 

Наступил 2019 год, и физлица вовсю регистируются в качестве самозанятых. Они сами платят за себя налог, отчитываются перед налоговой и даже выдают чеки. Поэтому если будете работать с самозанятым, вам не придётся платить за него НДФЛ и взносы. Самозанятый для вас — почти самый обычный контрагент. Но и тут есть исключения.

Что с НДФЛ и страховыми взносами

НДФЛ и взносы за самозанятого платить не нужно, как и не нужно показывать его в отчётах. Всё потому, что самозанятые не являются застрахованными лицами, сами платят налог на профессиональный доход и освобождаются от НДФЛ.

Единственное исключение: самозанятый уже работает у вас по трудовому договору или уволился меньше двух лет назад. Тут придётся отчитываться как за обычное физлицо. В законе прописали такое правило, чтобы работодатели не начали массово переводить своих сотрудников в самозанятых.

Слава работает в кофейне по трудовому договору. Работодатель удерживает с его зарплаты 13% НДФЛ, плюс отчисляет страховые взносы 32%.

Директор кофейни подумал: «Недурно будет Славе стать самозанятым и ничего за него не платить». Слава тоже не против: 6% вместо 13% — это хорошо. 

Такая схема не сработает и сэкономить на налогах и взносах у ребят не получится. Всё потому, что в пп.8 п.2 ст.6 ФЗ-422 сказано, что доход от бывшего работодателя не попадает под доходы самозанятого в течение двух лет после увольнения.

А в другой фирме самозанятый может работать спокойно — для вас никаких последствий не будет. Как и в том случае, если самозанятый раньше работал с вами по договору ГПХ. Ограничивают только сотрудников по трудовому договору. 

Какой договор заключить

Если думаете заключить с самозанятым договор, то это будет самый обычный договор ГПХ. При этом в договоре стоит отметить, что исполнитель — не просто физлицо, а самозанятый гражданин. Как и то, что он сам отчитается и заплатит за себя налоги.

Например, в разделе «Прочие условия» или «Иные условия» можно прописать:

«Исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход, в связи с чем Заказчик освобождается от обязанности перечислять налоги и страховые взносы за Исполнителя в бюджет РФ на основании п.8 ст.2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ».

Сняться с учёта самозанятому так же легко, как им стать. Поэтому даже если сегодня ваш исполнитель самозанятый, завтра он может им не быть. Для вас это риск: придётся начислять НДФЛ, страховые взносы и показывать его в отчётах, будто вы работали с обычным физлицом. Важно, чтобы самозанятый сохранял свой статус до момента вашего расчёта. Пропишите в условиях договора, что самозанятый должен оповестить вас о смене своего статуса:

«В случае снятия Исполнителя с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход он обязуется сообщить об этом Заказчику письменно в течение 3 дней с даты снятия с такого учета».

Как проверить статус самозанятого

Попросите у него справку о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход по форме КНД 1122035 или проверьте сами на сайте налоговой. Второй вариант понадёжнее, потому что показывает положение дел на текущий момент. А вот справку можно сделать и через пару дней сняться с учёта. Правда сейчас сайт ещё не работает.

На деле даже чек от самозанятого подтвердит его особый статус: там будет, кроме прочего, ФИО, регистрационный номер продавца и упоминание о том, что он плательщик налога на профессиональный доход. 

Как учесть расходы на самозанятого в УСН

Расходы учитываете как при покупке любой другой услуги. Подтвердит расход чек, который самозанятые отправляют по почте, смс или мессенджеру через приложение «Мой налог». Ещё могут показать qr-код с ссылкой на ваш чек. 

Одного чека достаточно — акта не нужно. Чек подтвердит факт оплаты и факт оказания услуги. В КУДиР подтверждающим документом будет номер чека. 

Так выглядит чек: 

Если вы ничего не знаете про самозанятых, читайте наш предыдущий пост.

Подпишитесь на новые статьи

Подписаться
Оставить комментарий
Комментарии (41)
  • Ярослав 14 января, 16:42
    Может ли официально работающий гражданин оформится как самозанятый и осуществлять деятельность параллельно основной работы?
    Ответить
  • Halef 14 января, 22:27
    "Доход от бывшего работодателя не попадает под доходы самозанятого в течение двух лет после увольнения."
    Создаем новое ЮЛ, увольняем сотрудников и берем их самозанятыми в новую контору...
    Но зато "избежали" законного использования возможности уменьшения налогов в честных конторах.
    Ответить
    • Антон 15 января, 13:37
      Т-Ж подробно расписал такую ситуацию. В налоговой не идиоты работают, я думаю)

      "А если платить работникам от другой фирмы?
      Эта схема долго не проработает и в итоге все равно закончится доначислениями. Будет примерно так.

      Допустим, какая-то хитрая компания решила уволить всех продавцов и грузчиков и сделать их самозанятыми. ФНС скоро заметит, что среднесписочная численность внезапно уменьшилась на 30 человек.

      Какое совпадение — уволенные из этой компании работники сразу же стали самозанятыми. И все вместе стали получать деньги, которые примерно равны их зарплате на прежнем месте, но уже от другой компании. По случайности в этих фирмах один учредитель или офисы в одном бизнес-центре.

      В течение нескольких месяцев эти самозанятые получают доход только от одной компании. Странное дело — такую же сумму прежний работодатель этих людей платит общему заказчику новоиспеченных самозанятых за какие-то услуги. Или одновременно с увольнением клиенты первой компании вдруг стали клиентами второй компании.

      Но у самозанятых красота: с ними даже составили подробный гражданско-правовой договор с арендой рабочего места. Подстраховались, как советовали в интернете.

      ФНС может присмотреться: что там происходит? Доказать незаконную оптимизацию при таком раскладе проще простого. Гражданско-правовой договор переквалифицируют в трудовой. Кстати, аренда рабочего места, о которой так много говорят, станет одним из главных доказательств трудовых, а не подрядных отношений.

      Верховный суд в таких ситуациях на стороне налоговой — даже по договору услуг и подряда можно начислить налоги и взносы, как по трудовому договору. Начислить небольшой фирме миллион рублей за работу по гражданско-правовым договорам вместе трудовых? Запросто. В законодательстве все для этого есть".
      Ответить
      • елена 15 января, 14:19
        Будет не один учредитель (а его жена с другой фамилией) , и офис не №1 , а №2 ... была бы цель...
        Ответить
    • Антон 15 января, 15:07
      А с чего вообще люди, которые уже работают по ТК, будут регистрироваться самозанятыми, чтобы продолжить работать у такого великого комбинатора? До этого у них был соцпакет, больничные и отпуска. Что они приобретут, став самозанятыми вместо полноценного трудового договора? Скорее просто пойдут и найдут нормального работодателя. Я еще понимаю ситуацию, когда человек изначально согласился на рабство по ГПХ вместо нормального трудового договора. Тогда да, НПД избавит фирму от необходимости быть налоговым агентом и платить в ПФР. А работникам добавится только необходимость самостоятельно каждый месяц платить налог с той суммы, которая в договоре ГПХ указана, и в итоге они получат больше. Есть выгода и для работника.
      Ответить
  • Надежда 15 января, 10:00
    Добрый день. Закон о самозанятых пока проектный или я что-то не понимаю?! на все территорию РФ он пока распространение не получил верно?
    Ответить
    • Носков Михаил 15 января, 11:35
      Да, самозанятые сейчас только в Москве, Московской области, Калужской области и Татарстане. Если вы не работаете в этих регионах и не заказываете работы и услуги у тех, кто в них работает — для вас всё останется по-прежнему.
      Ответить
      • Надежда 15 января, 11:36
        Михаил, спасибо за разъяснение.
        Ответить
  • Лина 15 января, 12:26
    А может ли самозанятый заключить договор аренды коммерческого помещения?
    Ответить
    • Богданов Виктор 15 января, 13:03
      Добрый день, Лина.

      Любое дееспособное лицо, не зависимо от правового статуса, в соответствии со статьей 651 ГК вправе заключить письменный договор аренды нежилого помещения, то есть снять его для реализации товаров, предоставления услуг.
      Но рекомендую уточнить этот вопрос в налоговой.
      Ответить
  • Вадим 15 января, 13:58
    Добрый день.
    Вопрос 1: Я ИП УСН 6%. У меня парикмахерская, начинаю работать. Стоит моя касса. Со всего дохода плачу 6%. Если я приму самозанятых парикмахеров по ГПХ, то какие для меня будут изменения ? Я так же продолжу платить 6% и для меня ничего не изменится, кроме договора на руках ? А если он не заплатит % от своей з/п, который он у меня заработает ? Как это контролируется ? Я что то не пойму.
    Ответить
    • Сметанин Дмитрий 15 января, 17:30
      Приветствую, Вадим.

      Если примете самозанятых на работу, то УСН будете платить как и раньше, 6% с дохода, пока не поменяете систему налогообложения. Если работник не заплатит НПД сам, то на вас это никак не скажется. Скажется, если он перестанет быть плательщиком НПД, как написано в нашей статье. Поэтому нужно периодически проверять его статус на сайте налоговой, чтобы его переход на обычный договор подряда не стал для вас слишком внезапным.
      Ответить
  • елена 15 января, 14:16
    Есть ли ограничение по видам деятельности , по которым человек не может быть самозанятым ? Например , человек не может быть продавцом?
    Ответить
    • Борисов Максим 16 января, 09:14
      Здравствуйте, Елена.

      Да, есть ограничения по видам деятельности. Они перечислены в статье 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ → https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=324989&rangeId=162630

      «Не вправе применять специальный налоговый режим:

      ...

      2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд»

      Поэтому продавец не может быть самозанятым.
      Ответить
      • Йо 16 января, 09:51
        А если продавца назвать консультантом?
        Ответить
        • Борисов Максим 16 января, 10:38
          Здравствуйте.

          Дело не в том, как назвать продавца, а в том, что он делает. Если перепродает, то по закону нельзя применять специальный режим «налог на профессиональный доход». Иначе рискуете переквалификацией отношений с самозанятым в трудовой договор.
          Ответить
  • елена 15 января, 14:31
    Соответственно аттестация рабочих мест тоже не нужна?
    Ответить
    • Антон 15 января, 15:00
      Какая аттестация рабочих мест? Если вы планируете по договору ГПХ заставлять людей сидеть у вас в офисе с 9 до 18, то через суд такой договор ГПХ легко превращается в трудовой, а вы получаете штрафы и доначисление страховых взносов за этих людей. Режим НПД придумали для того, чтобы фрилансеры перестали работать втемную и платили налоги, чтобы можно было печь торты на заказ без создания ИП и т.д.! А не для недобросовестных работодателей, желающих сэкономить.
      Ответить
    • Борисов Максим 16 января, 09:23
      Проводить спецоценку условий труда в отношении самозанятых не нужно.
      Ответить
  • Гость 15 января, 18:24
    https://npd.nalog.ru/check-status/
    Пока сервис недоступен. Он заработает в 2019 году, когда закон о налоге на профессиональный доход вступит в силу.

    Хотелось бы знать, а когда в налоговой наступит 2019 год?
    Ответить
    • Борисов Максим 16 января, 10:32
      Здравствуйте.

      Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ действует с 01.01.2019.

      К сожалению, мы не знаем, когда заработает сервис налоговой. Вы можете написать в техподдержку ФНС. Контакты есть по указанной вами ссылке в нижнем левом углу.
      Ответить
  • михаил 15 января, 19:38
    Но недавно были статьи о том ,что бизнесс массово переводит своих сотрудников в само занятых...это уже происходит.
    Ответить
  • Гость 16 января, 10:04
    Может ли самозанятый сохранить статус ИП и не платить УСН6 и взносы?. В этом случае онлайн касса с 01.07.2019 тоже не нужна будет?
    Ответить
    • Борисов Максим 16 января, 11:10
      Здравствуйте.

      Да, самозанятый может сохранить статус ИП и начать применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». После регистрации в качестве самозанятого необходимо подать уведомление о том, что вы прекращаете применять УСН. Это нужно сделать в течение месяца после регистрации.

      Основание — пункт 3 и 4, статья 15 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ → https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=324989&rangeId=162665

      «3. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения... при условии соблюдения требований к налогоплательщикам вправе отказаться от их применения и перейти на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом.

      4. Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения.... В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения... со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика».

      Касса будет не нужна с 01.07.2019, но чеки формировать придется через приложение «Мой налог».
      Ответить
  • Юрий 16 января, 12:15
    Добрый день.
    Я был в статусе ИП. Но был вынужден банкротиться как физическое лицо. (не справился с кредитной нагрузкой) Соответственно я потерял статус ИП после признания меня банкротом, и повторно я могу зарегистрироваться как ИП только через три года.

    Подскажите, а могу ли я регистрировать себя как самозанятый граждан и осуществлять свою прежнюю предпринимательскую деятельность ?
    Ответить
    • Сидорова Екатерина 16 января, 13:26
      Здравствуйте, Юрий.

      В законе о самозанятых нет запрета на регистрацию в этом статусе физических лиц прошедших процедуру банкротства. Поэтому вы можете попробовать встать на учёт в налоговом органе в качестве налогоплательщика.
      Убедитесь, что ваша деятельность не попадает под запрещённую, для применения самозанятыми:
      — продаёте подакцизные или подлежащие маркировке товары,
      — перепродаёте товары,
      — добываете или реализуете полезные ископаемые,
      — работаете по договору поручения, комиссии или агентскому.
      Подробнее о законе можно прочитать в статье «Самозанятые в 2019 году» → https://e-kontur.ru/blog/15731/self-employed
      Ответить
  • Ильнур 16 января, 15:30
    Здравствуйте. Я ИП, уволил сотрудника в июне 2018. Он устроился на завод. Я не понял про 2 года, Что мне нужно делать в этой ситуации.
    Единственное исключение: самозанятый уже работает у вас по трудовому договору или уволился меньше двух лет назад. Тут придётся отчитываться как за обычное физлицо. В законе прописали такое правило, чтобы работодатели не начали массово переводить своих сотрудников в самозанятых.
    Ответить
    • Ильнур 16 января, 15:33
      (Единственное исключение: самозанятый уже работает у вас по трудовому договору или уволился меньше двух лет назад. Тут придётся отчитываться как за обычное физлицо. В законе прописали такое правило, чтобы работодатели не начали массово переводить своих сотрудников в самозанятых.) написано отчитываться как за обычное физлицо. Это как.
      Ответить
      • Молокова Анастасия 16 января, 17:59
        Добрый день, Ильнур.

        Если с даты увольнение прошло не меньше 2-х лет, то вы не сможете работать с этим сотрудником как с самозанятым. НДФЛ нужно будет уплачивать в размере 13%, а взносы в зависимости от типа договора и наличия льготы.
        Ответить
  • Самозанятый 16 января, 18:50
    Здравствуйте! А учредитель ООО может получить статус самозанятого и оказывать возмездные услуги Обществу?
    Ответить
    • Костромин Антон 16 часов назад
      Добрый день! Прямого запрета нет, но лучше несколько раз подумать, не будет ли такое сотрудничество между ООО и самозанятым расценено как трудовой договор контролирующими органами. Если учредитель единственный, то мы придерживаемся позиции, что трудовой договор обязателен. Об этом мы писали в нашей справочной → https://e-kontur.ru/enquiry/194.
      Ответить
  • Александр 16 января, 22:16
    Самозанятому не нужна касса? Чеки отправляются через приложение? Если ФЛ - ИП, то может ли он избежать покупки кассы, если он может стать одновременно и самозанятым? Например и с юриками по безналу работать как ИП, а с физиками(продажи в розницу) как самозанятый? :)
    Ответить
    • Йо 16 января, 23:42
      Только если вы на ОСН:
      Может ли ИП совмещать этот спецрежим с упрощенной системой налогообложения?
      Нет, совмещать разные спецрежимы нельзя, даже по разным видам деятельности. При применении упрощенной системы налогообложения нельзя зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход.

      https://npd.nalog.ru/#start
      Ответить
  • Алия 16 часов назад
    Здравствуйте! Подскажите, есть ли какая-либо минимальная оплата труда по договору ГПХ между самозанятым и ИП? И как вообще все это происходит: подписали договор ГПХ, самозанятый выполнил услугу моим заказчикам. Я выставляю счет через ИП своим заказчикам. После поступления оплаты перевожу на карту самозанятого договоренный процент. Самозанятый направляет мне на почту чек. Так? Или с самозанятым должен быть только наличный расчет?
    Ответить
    • Костромин Антон 15 часов назад
      Добрый день, Алия! Ограничений по МРОТ нет. Схема такая, как вы описали. Ограничения по способу приема денег нет у самозанятых нет. Чек самозанятый должен направить даже если вы ему переведете деньги через банк.
      Ответить
      • Алия 14 часов назад
        Спасибо за ответ! И еще: услуги самозанятые могут предоставлять. А если допустим необходимо доставить товар за наличный расчет. Кассы у ИП нет. Может ли самозанятый через себя провести этот товар и его доставку? Т.е. ип на 6% покупает картриджи, а продаст их самозанятый. ИП самозанятому эти картриджи не продает, просто отдает (мы можем, у нас семейный бизнес).
        Насколько я понимаю, что нет?
        Но, например, самозанятый может ведь продавать свои торты или мыло ручной работы, или свои вязанные шапки-варежки, самодельные игрушки - это же все тоже товар, а не услуга?
        Ответить
        • Костромин Антон 14 часов назад
          Правильно понимаете, что нельзя. Так как это уже подпадает под агентскую схему, а самозанятым нельзя работать по агентским договорам.
          Ответить
          • Алия 14 часов назад
            Хорошо, а если не связывать с продажей товара (в данном случае картридж для принтера) ИП. Самозанятый сам по себе. Оформился в налоговой и решил на этом зарабатывать. Все равно нельзя?
            Ответить
            • Алия 14 часов назад
              Даже частникам? (не организациям)
              Ответить
Найти

Темы

Сегодня
отличный день,
чтобы начать!
Начать пользоваться Эльбой 30 дней бесплатно