Дисклеймер: сейчас маркируют табачные изделия, обувь, некоторые виды одежды, шины, покрышки, духи, фотоаппараты, лампы, вспышки, лекарства, плюс начался процесс маркировки молочной продукции и бутилированной воды. Если вы не имеете дела с такими товарами, то можете выдохнуть, маркировка до вас пока не добралась. 

Если коротко и текстом:

Как устроена маркировка

Процесс маркировки контролирует Честный ЗНАК — это такой подрядчик государства. Честный ЗНАК не сделал своей обособленной системы, где нужно отмечать передвижение маркируемых товаров — он сделал надстройку над уже существующими системами: электронным документооборотом (ЭДО) и ОФД. То есть: получаете вы УПД с маркируемым товаром в условном Диадоке — Честный ЗНАК это видит, отбиваете маркируемый товар на кассе с ОФД — Честный ЗНАК это видит. С одной стороны, удобно, с другой стороны, нужно проследить, чтобы все ваши кассы и операторы умели работать с маркировкой, ведь УПД и чеки в этом случае особые. Но решается это простым уточнением при покупке. Чуть сложнее может быть, если касса и ЭДО у вас уже есть и их нужно перенастроить. 

Почему со сроками всё не так однозначно

Наверное, больше всего в истории с маркировкой достаётся производителям и импортёрам. Им нужно и двухмерные коды выкупить (за 50 коп. каждый), и наклеить их на каждую единицу товара, и отгружать всё это по УПД с правильными полями и пометками. Именно поэтому маркировку нового товара вводят долго и поэтапно: 

  1. Эксперимент (обкатывают на лидерах рынка);
  2. Регистрация в Честном ЗНАКе всех участников оборота;
  3. Непосредственная маркировка на производстве или в импорте;
  4. Маркировка остатков, если у товара нет срока годности;
  5. Обязательство получать документы с маркированными товарами через ЭДО;
  6. «Отпикивание» на кассе того самого двухмерного кода и отправка данных по ОФД.

Для каждого из этих этапов установлены свои сроки, поэтому если вы услышали, что скоро будут маркировать товар, с которым вы работаете, при этом у вас розница или общепит, то по факту это может коснуться вас ещё не скоро. Так, например, сейчас происходит с молоком. И вообще молоко и вода — первые товары, которые приведут маркировку в общепит, раньше не маркировали ничего съедобного.

Об этом и рознице, о дублировании с Меркурием и всеобъемлющей маркировке мы порассуждали с Настей, экспертом Контур.Маркета, в видео на канале Эльбы (оно там выше). А если вам по душе подкасты, то выпуск есть на Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, Castbox, ВКонтакте, Spotify, Overcast, Google Podcasts

Статья актуальна на