1. Погасить бюджетные долги
За долги по налогам и взносам ФНС обратится в суд, после чего пристав вынесет постановление о взыскании. Тогда вам запретят выезд из страны или встретят с сюрпризом по возвращении.
Узнать о задолженностях можно в личном кабинете ИП на сайте ФНС:
Во вкладке «Задолженность» доступна структура долга:
На этой же странице можно разом расплатиться по долгам с банковской карты. Напомним, выезд из страны запрещают, когда долги превышают 30 000 ₽. Мы рассказывали об этом здесь.
Проверьте долги по остальным налогам — за личный транспорт, недвижимость и прочему в личном кабинете физлица и на Госуслугах.
Настройте личный кабинет перед эмиграцией, если не сделали это раньше — так будет проще платить налоги и получать уведомления от ФНС.
2. Подготовить и заверить подлинность документов
За пределами СНГ документы принимают при наличии штампа о подлинности от профильных ведомств. Порядок подтверждения зависит от выбранной страны.
Для стран-участниц Гаагской конвенции достаточно апостиля. Его ставят в ведомстве, которое выдавало документ. Например, свидетельство о рождении — в ЗАГСе, диплом — в региональном Министерстве образования.
Апостилирование одного документа обойдётся в 4000 ₽ —5000 ₽. Порядок и сроки разные, уточняйте информацию в ведомствах.
Если страна не относится к Гаагской конвенции, подлинность заверяют в консульстве выбранной страны. Но перед этим проходят проверку в Минюсте и МИДе. Процедура занимает больше времени и обходится в 6000 ₽ — 7000 ₽ за документ. Можно обратиться в специализированную организацию, но тогда расходы вырастут до 10 000 ₽ —12 000 ₽.
Сначала составьте список необходимых документов, а затем приступайте к сбору. Тогда меньше шансов, что забудете что-то важное.
3. Провести собрание с сотрудниками
На собрании определите порядок удалённого общения. Спросите, кто из сотрудников хочет переехать в другую страну. Переезжать вместе — проще, удобнее и безопаснее.
Выберите платформы для совместной работы, планирования задач и проведения летучек. Разберите все моменты, актуальные для бизнеса.
Определитесь с заместителем на время вашего отсутствия. Человек должен взять на себя взаимодействие с госорганами, работу с документами и сдачу отчётов. Для этого потребуется доверенность.
Выберите эффективное и понятное решение для совместного планирования задач, контроля и оценки эффективности. Сегодня существует масса удобных инструментов: Trello, Asana и другие.
4. Оформить доверенности
Доверьте роль представителя надёжному человеку, который способен организовать деятельность на местах, работать с документами и общаться с госорганами.
Достаточно стандартной доверенности, в которой перечислены обязанности и полномочия представителя. Подробно опишите функции, чтобы потом не было споров.
Документ заверьте у нотариуса, это обойдётся в 2000 ₽ —5 000 ₽ в зависимости от региона. Оформите помощнику электронную подпись, чтобы он мог удалённо работать с документами. Если затрудняетесь с подготовкой доверенности, нотариус поможет с оформлением за дополнительную плату.
- Шаблон доверенности на подписание документов
- Шаблон доверенности ИП для налоговой
- Шаблон доверенности ИП для суда
Не забудьте про личное имущество. Найдите надёжного человека, который проследит за квартирой, домом, автомобилем и осталным. Можете оформить доверенность, которая позволит сдавать недвижимость в аренду и взаимодействовать с коммунальными службами.
Если в бизнесе нет помощника, найдите менеджера. Рассматривайте кандидатов с опытом работы в вашей сфере, чтобы не тратить много времени на обучение сотрудника.
5. Верифицировать Госуслуги
Подтверждённый аккаунт на Госуслугах открывает доступ ко всем электронным услугам: для физлиц и предпринимателей. Аккаунт можно верифицировать:
- через Сбербанк, Тинькофф или Почта Банк;
- в центре обслуживания;
- в отделении Почты России;
- с электронной подписью на портале.
Для подтверждения личности приготовьте паспорт и СНИЛС.
До отъезда оформите электронную подпись для удалённого обмена документами с госорганами и контрагентами.
6. Найти юристов
Защиту интересов доверьте профессионалам, которые в ваше отсутствие составят грамотные договоры, проверят добропорядочность контрагентов и отстоят права бизнеса в судебных разбирательствах.
Есть два варианта:
- нанять штатного сотрудника,
- отдать на аутсорс команде специалистов.
Выбирайте исходя из финансовых возможностей и частоты потребности в юридических услугах. Если бизнес небольшой, достаточно аутсорсинга. Только не забудьте проверить репутацию фирмы перед заключением договора.
Отдайте налоговый учёт, составление отчётов и формирование первички на аутсорсинг.
7. Застраховать имущество
Застрахуйте личное и предпринимательское имущество. В случае повреждения или уничтожения страховая компенсирует убытки, а вы без труда замените вышедший из строя объект.
Это особенно актуально, если планируете сдавать недвижимость в аренду. Никто не застрахован от порчи вещей недобропорядочными жильцами. Судебные тяжбы с ними часто не приносят результатов и затягиваются на несколько лет.
Если решили сдавать квартиру во время отсутствия, обратитесь в риелторское агентство с хорошей репутацией. Они найдут арендаторов и проследят за сохранностью имущества.
Коротко
-
Закройте долги по налогам и сборам.
-
Заверьте подлинность важных документов в профильных ведомствах или консульстве.
-
Проведите собрание с командой, чтобы обсудить удалённое взаимодействие.
-
Оформите доверенность на помощника, чтобы он представлял интересы в госорганах, судах и банках.
-
Верифицируйте аккаунт на Госуслугах, чтобы получить доступ ко всем электронным услугам.
-
Найдите юристов, которые возьмут на себя составление договоров, проверку контрагентов и судебные разбирательства.
-
Застрахуйте имущество, чтобы в случае его порчи получить компенсации.
Статья актуальна на