Закон Об органической продукции №280-ФЗ вступил в силу только 1 января 2020 года. До этого момента единой законодательной базы по регулированию производства, хранения, транспортировки, маркировки и продажи экологически чистой продукции не было, только отдельные ГОСТы, национальные стандарты и требования. Общего стандарта маркировки экопродуктов до 2020 года тоже не существовало.

Закон 280-ФЗ запретил производителям органической продукции:

— выращивать, обрабатывать, перевозить органику вместе с неорганической продукцией;

— применять «нечистые» способы улучшения экопродукции — пестициды, химикаты, антибиотики, гормоны и стимуляторы роста;

— использовать генную инженерию и гидропонику;

— содержать животных в плохих условиях;

— упаковывать товар в упаковку, которая загрязняет окружающую среду.

При этом, если честные эко-производители проходили добровольную сертификацию, то получали возможность маркировать товары специальным логотипом — белым листком на зелёном фоне с надписями «органик» на кириллице и латинице. А также просто писать на упаковке это слово и его производные на русском языке.

Прошедшие эко-сертификацию попадают в реестр производителей органической продукции от Министерства сельского хозяйства.

Казалось бы, новые правила должны были обезопасить потребителей от псевдоорганики на полках магазинов, но этого не произошло. Закон подписали в 2018 году, но полтора года действовал переходный период, и за это время некоторые недобросовестные производители без сертификата просто поменяли дизайн упаковок и заменили слово «органический» на «био», «эко», «зелёный» и другие. Для обычного покупателя, который зашёл в магазин за молоком после работы, разница невелика. При этом по закону производитель ничего не нарушил.

На этот правовой пробел обращали внимание многие ассоциации и настоящие эко-производители. И вот недавно Президент подписал новый закон, расширяющий 280-ФЗ.

1 сентября 2024 года вступят в силу изменения к закону Об органической продукции. С этого момента производители не смогут маркировать упаковку и использовать в рекламе слова «био», «биологический», «биодинамический», «эко, «зелёный», «органик» и их производные без сертификата соответствия.

Исключение составят только товары, у которых:

— слово «зелёный» применяется для обозначения цвета или степени созревания (сок из зелёных яблок, зелёная гречка);

— приставка «био» характеризует технологический регламент производства (например, к йогурту добавили «био», потому что он обогащён пробиотиками);

— маркировка «зелёный эталон» применяется для маркировки сельхозпродукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками.

Вот как менялись правила маркировки органических товаров в соответствии с изменением закона:

Сейчас у тех, кто «ошибся» с эко-маркировкой, есть ещё год, чтобы решить, как быть дальше: подтверждать свою органичность сертификатом или, если продукция не соответствует критериям экологически чистой — менять позиционирование, дизайн и рекламу.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Попробовать бесплатно

Закон в первую очередь повлиял на производителей, но магазины, в которых продаются псевдо-органические продукты, тоже не остались в стороне.

Ещё в 2020 году Минпромторг направил в адрес крупных торговых сетей письмо с рекомендацией проверить наличие сертификатов, подтверждающих органичность товаров, и если таких не будет — снять фальш-органику с продажи. Эти рекомендации разработали в Роскачестве, а согласовали их Минсельхоз, Росаккредитация и Росстандарт. Тогда речь шла только про упаковки с надписью «органик», теперь же список запретных слов вырос. Но до вступления в силу изменений в закон об органике ещё целый год, да и после, пока срок годности таких товаров не закончится, магазин может оставить их на полках.

Пока продавцам стоит следить за эко-маркировкой только продуктов. А, например, органическая (или нет) косметика не входит в список товаров, которые надо сертифицировать. Но в апреле 2023 года Минпромторг сообщило о планах разработать национальный стандарт сертификации органической косметики и бытовой химии. Так что, возможно, в будущем единую эко-маркировку можно будет встретить не только на продуктах.

Если говорить об ответственности продавца, то стоит прежде всего ориентироваться на другой закон — «О защите прав потребителей». В п.2 ст. 14.7 сказано, что не только производитель, но и продавец не должен вводить покупателя в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара. Штраф в этом случае составит от 3000 ₽ до 5000 ₽ для граждан, от 12 000 ₽ до 20 000 ₽ для должностных лиц и от 100 000 ₽ до 500 000 ₽ для юрлиц. То есть ООО, в магазине которого продаётся «эко-хлеб» без соответствующего сертификата, рискует заплатить до полумиллиона рублей. Чтобы этого избежать, лучше проверять заранее все документы на продукты.

Возникает логичный вопрос: как быть производителям, которые хотят подсветить качество своей продукции, но при этом не могут (или не хотят) проходить сертификацию? Мы считаем, что в любом случае надо действовать честно и не заниматься гринвошингом.

Гринвошинг — метод «серого» маркетинга, когда производитель создаёт впечатление экологически чистого товара, который таким на самом деле не является. Например, бренд намеренно использует в упаковке природные цвета и фактуры, намекая на органичность продукции, или добавляет на коробку товара знаки выдуманных сертификаций. Таким образом, неорганический продукт мимикрирует под органический.

Если заветный белый органик-листочек пока недосягаем, лучше делать упор на реальные качества товара и не использовать в упаковке и рекламе «органические» термины.

Даже если при производстве компания выполняет не все требования к органической продукции, это не значит, что она не может иначе становиться экологичнее. Некоторые небольшие бренды принимают решение сократить влияние бизнеса на окружающую среду, например, создают упаковку, которую можно переработать, и рассказывают покупателям, как это правильно делать. Или предлагают подарить упаковке вторую жизнь, например, из пластиковой бутылки из-под молока сделать кормушку для птиц.

Ещё бывает так: компания производит достаточно экологический продукт, но до органического пока недотягивает. В этом случае можно изучить частные независимые системы сертификации пищевых и непищевых товаров. Одна из таких — Листок жизни от Экологического союза, которая сертифицирует жизненный цикл производства и качество готового продукта. Эта добровольная маркировка признана международным сообществом (входит во Всемирную ассоциацию экомаркировки (GEN) и знакома многим эко-активистам, но не заменяет маркировку с надписью ORGANIC.

Отдельно встаёт вопрос о названиях брендов. В России компаний с названиями, которые содержат «экологичные» уточнения, много — получается, им надо либо менять название, либо получать эко-сертификат? Закон об органической продукции этот момент никак не регулирует, и разъяснений от Минпромторга пока тоже нет. Скорее всего, в течение следующего года ситуация прояснится, а пока мы будем следить за изменениями.

Статья актуальна на