Быть предпринимателем — это уметь не только продавать свои товары и услуги, но и управлять людьми, налаживать отношения с клиентами, организовывать своё время. Эти и другие личностные качества, не связанные напрямую с профессиональной деятельностью, называют софт-скиллами — гибкими или мягкими навыками. О них и поговорим сегодня.

Начнём с нетворкинга. Умение создавать и поддерживать сеть полезных контактов очень выручает в рабочих вопросах. С одной стороны — предприниматель тренируется говорить о себе и своём бизнесе, с другой — расширяет круг знакомых экспертов, к которым можно прийти за советом или помощью. Если вы никогда раньше не нетворкали, наши советы помогут разобраться что к чему.

📝 Что такое нетворкинг и в чём его польза?

 

Фраза «Привет, мне особо нечего о себе рассказать, я ничего крутого ещё не сделал» — худший вариант для бизнес-знакомства. А всё потому что это говорит не сам предприниматель, а его синдром самозванца. Эта штука мешает развиваться и чувствовать себя уверенно, поэтому мы рекомендуем периодически прислушиваться к своим ощущениям. Ведь если вовремя заметить признаки самозванца, то и побороть его будет проще.

📝 Синдром самозванца: что это такое, признаки, как избавиться

 

У вас нет времени на это?... А как вообще обстоят дела с дедлайнами? Если вы всё чаще откладываете задачи на потом, и их список с каждым днём растёт, можно прокачать ещё один полезный софт-скилл — тайм-менеджмент. Чтобы грамотно управлять своим временем не нужны супер-способности, достаточно изучить несколько техник или воспользоваться приложениями-помощниками.

📝 Что такое тайм-менеджмент

 

Немного задержимся на парочке техник тайм-менеджмента. В основе «лягушек» и «помидоров» лежат два принципа — планирование и приоритезация. Проще говоря, вам надо чётко знать, чем заняться в первую очередь и сосредоточиться на этом.

📝 Тайм-менеджмент: лягушки и помидоры

 

Подходов к тайм-менеджменту много, но в последние годы набирает популярность методика управления проектами, которая зародилась в IT-сфере — Agile. Аджайл использует принципы гибкости и итеративности, и хоть изначально его применяли только при разработке программного обеспечения, сейчас уже многие предприниматели перешли на работу по спринтам — коротким временным циклам.

📝 Что такое Agile

 

Вообще аджайл — незаменимая методика для тех, кто хочет масштабировать бизнес. Но когда бизнес растёт, перед предпринимателем встаёт ещё один важный вопрос: продолжать вести дела в одиночку или передать операционку помощникам? При этом эффективно делегировать задачи умеет далеко не каждый. К счастью, у нас есть толковая инструкция и на этот случай.

📝 Как делегировать операционную деятельность

 

Но уж если предприниматель научился делегировать, стоит перейти на новый уровень владения софт-скиллами — научиться грамотно управлять людьми. У хорошего руководителя должны быть развиты сразу несколько компетенций: часть из них мы уже обсудили, но это далеко не всё.

📝 Компетенции руководителя: список, виды, какие прокачать

 

Мы в Эльбе больше разбираемся в налогах и отчётах, а в плане развития софт-скиллов доверяем практикам. Хорошо, что опытные бизнесмены тоже понимают важность мягких навыков и делятся своими знаниями! Вот, например, семь полезных книг для начинающих предпринимателей от владельцев и топ-менеджеров известных компаний.

📝 Что читать начинающему предпринимателю

Статья актуальна на