Новым ИП — год Эльбы бесплатно

Всем ИП младше 3 месяцев годовой доступ ко всем возможностям Эльбы

Получить бесплатно

С 1 сентября 2025 года ввели обязательную маркировку звонков с бизнес-номеров. Теперь при звонке на экране телефона видно, кто звонит и с какой целью. При этом сохранять контакт не нужно.

Это поможет определить незнакомые номера и покажет, что входящий вызов — не спам, а важный звонок. Например, если позвонят из банка, на экране высветится название и пометка «банк». Если такой подписи нет, а абонент говорит, что он — представитель банка, то это мошенники.

Маркируют любые коммерческие звонки с корпоративных номеров — номеров ИП и компаний. Исключение — если корпоративные номера используют для деловой коммуникации: связаться с налоговой, уточнить детали сделки у поставщика, обсудить задачи с сотрудником, то есть не для обзвона клиентов.

Физлиц такое изменение не касается. Если вы самозанятый, ничего маркировать не нужно. Также не нужно маркировать личные номера сотрудников.

С 1 сентября 2025 года для рекламы услуг и товаров кроме согласия на обработку персданных от клиентов нужно получать отдельное разрешение на рекламные звонки и СМС-рассылки.

Кроме номера, при входящем вызове на экране телефона появятся:

  • Название компании или ИП либо коммерческое обозначение, если оно есть.
  • Категория звонка — определяют по основному виду деятельности, пока в списке 38 вариантов: «банк», «реклама», «кафе и рестораны», «доставка».

Длина сообщения — до 32 символов.

Номера маркируют операторы связи — для этого бизнес должен заключить с ними договор об отображении информации и передать свои данные:

  • название компании или ФИО предпринимателя;
  • ИНН;
  • свидетельство о регистрации товарного знака, если оно есть;
  • вид деятельности по ОКВЭД;
  • номера, с которых бизнес будет звонить клиентам;
  • информацию для маркировки.

Оператор подключит маркировку в течение 10 дней. Цена на услугу зависит от конкретного оператора, поэтому советуем уточнить этот момент.

Отдельных штрафов за отсутствие маркировки звонков пока нет. Но такие вызовы могут посчитать спам-обзвоном клиентов без их согласия — п. 4.1 ст. 14.3 КоАП РФ. В этом случае руководителей компаний и ИП оштрафуют на сумму от 20 до 100 тыс. ₽, малый бизнес — от 150 до 500 тыс. ₽, а средние и крупные предприятия — от 300 тыс. до 1 млн ₽.

Также оператор связи вправе заблокировать номер без маркировки и пометить как спам.

30 дней Эльбы за 0 ₽

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Попробовать бесплатно
  • Проверьте корпоративные номера — какие из них бизнес использует для общения с клиентом. Если используете личный номер в коммерческих целях — переоформите его на ИП или компанию или зарегистрируйте новый корпоративный номер.
  • Свяжитесь с мобильным оператором и заключите договор.
  • Проверьте, как работает маркировка — отображаются ли все сведения при звонке.

Больше подробностей у наших друзей: