С начала осени компании и ИП обязаны маркировать звонки — на экране абонента будет высвечиваться не только номер, но и какой бизнес и зачем ему звонит. Рассказываем, как подключить маркировку и что будет, если этого не сделать.
Что произошло
С 1 сентября 2025 года ввели обязательную маркировку звонков с бизнес-номеров. Теперь при звонке на экране телефона видно, кто звонит и с какой целью. При этом сохранять контакт не нужно.
Это поможет определить незнакомые номера и покажет, что входящий вызов — не спам, а важный звонок. Например, если позвонят из банка, на экране высветится название и пометка «банк». Если такой подписи нет, а абонент говорит, что он — представитель банка, то это мошенники.
Кого касается маркировка
Маркируют любые коммерческие звонки с корпоративных номеров — номеров ИП и компаний. Исключение — если корпоративные номера используют для деловой коммуникации: связаться с налоговой, уточнить детали сделки у поставщика, обсудить задачи с сотрудником, то есть не для обзвона клиентов.
Физлиц такое изменение не касается. Если вы самозанятый, ничего маркировать не нужно. Также не нужно маркировать личные номера сотрудников.
С 1 сентября 2025 года для рекламы услуг и товаров кроме согласия на обработку персданных от клиентов нужно получать отдельное разрешение на рекламные звонки и СМС-рассылки.
Требования к маркировке: что нужно указать
Кроме номера, при входящем вызове на экране телефона появятся:
- Название компании или ИП либо коммерческое обозначение, если оно есть.
- Категория звонка — определяют по основному виду деятельности, пока в списке 38 вариантов: «банк», «реклама», «кафе и рестораны», «доставка».
Длина сообщения — до 32 символов.
Как подключить маркировку
Номера маркируют операторы связи — для этого бизнес должен заключить с ними договор об отображении информации и передать свои данные:
- название компании или ФИО предпринимателя;
- ИНН;
- свидетельство о регистрации товарного знака, если оно есть;
- вид деятельности по ОКВЭД;
- номера, с которых бизнес будет звонить клиентам;
- информацию для маркировки.
Оператор подключит маркировку в течение 10 дней. Цена на услугу зависит от конкретного оператора, поэтому советуем уточнить этот момент.
Какие будут штрафы, если не маркировать звонки
Отдельных штрафов за отсутствие маркировки звонков пока нет. Но такие вызовы могут посчитать спам-обзвоном клиентов без их согласия — п. 4.1 ст. 14.3 КоАП РФ. В этом случае руководителей компаний и ИП оштрафуют на сумму от 20 до 100 тыс. ₽, малый бизнес — от 150 до 500 тыс. ₽, а средние и крупные предприятия — от 300 тыс. до 1 млн ₽.
Также оператор связи вправе заблокировать номер без маркировки и пометить как спам.
Коротко: как подготовиться к маркировке звонков
- Проверьте корпоративные номера — какие из них бизнес использует для общения с клиентом. Если используете личный номер в коммерческих целях — переоформите его на ИП или компанию или зарегистрируйте новый корпоративный номер.
- Свяжитесь с мобильным оператором и заключите договор.
- Проверьте, как работает маркировка — отображаются ли все сведения при звонке.
Больше подробностей у наших друзей: