Что ж, приходится признать, что я бизнесмен (несмотря на крайне ироничное отношение к этому термину). В этом блоге принято рассказывать о разных любопытно-полезных приемах, принципах и особенностях предпринимательства. Правилами делиться не буду. Собственно говоря, не буду и давать советов или делиться опытом. Я просто расскажу о том, чего не делаю в своем бизнесе (о, опять это слово:)). 

Надеюсь, для читателей блога это будет полезная информация. Как минимум, — для расширения кругозора.

Итак:

Я не универмаг.

Купить быстро все нужное и закрыть глаза на некоторые минусы — так выглядит шоппинг в универмаге, где можно купить еды, выпивки и кучу всякого барахла. Но когда в планах значится идеальная вещь, каждый из нас пойдет в специализированный магазин. Любитель хорошего вина не будет искать его среди алкогольного ширпотреба на полках в «Ашане», он знает адреса винотек, где можно купить красное сухое нужной марки и нужного года. Так и я не предлагаю своим клиентам прейскурант с дюжиной позиций, а концентрируюсь на совершенствовании одной, но любимой.

Я не берусь за чужую работу.

Практически любой деятель интернета является и швецом, и жнецом. И умеет работать за себя и за того парня-дизайнера, верстальщика, сеошника. Я адепт философии: «делай то, что умеешь делать лучше всего». Как бы тебя ни соблазняло желание сэкономить и самостоятельно забубенить дизайн своего сайта; как бы тебя ни соблазняло желание заработать и выдать себя за офигенного специалиста смежной области — не поддавайся. Если есть люди, которые делают это лучше тебя, и ты их знаешь — будь самокритичным и честным перед собой и клиентом. Во-первых, когда делаешь сам для себя — тебе не платят, поэтому энтузиазм заметно ниже. Во-вторых, очевиден риск показать себя не таким уж молодцом в непрофильном деле и подпортить репутационную карму.

Я не транжирю визитки.

Визитки — это не флаеры, их не надо раздавать каждому встречному, в брови которого промелькнула тень заинтересованности. На мой взгляд, визитки надо давать не столько тем людям, которые интересуются тобой, сколько тем, которыми интересуешься ты. Обмен визитками — не ритуал, а контакт. Это как реклама в Директе — показывается действительно целевой аудитории. Да, и подумайте, так ли уж необходимо отчество.

Я не прячусь от клиентов.

Отношения «поставщик-клиент» на самом деле довольно интимные. Не надо их усложнять, особенно если ваш бизнес еще не успел войти в стадию транснациональной корпорации с развитой филиальной структурой. Надуманная важность, напускная занятость и мифическая секретарша, которая «перезвонит после согласования времени встречи» — это лишнее. Говорите с клиентом, советуйте ему, предостерегайте от глупых вложений денег. За свою работу я получаю не только деньги, но и подтверждение репутации.

Я не делаю скидок.

Что такое скидка с точки зрения продавца? Это попытка завлечь сомневающегося покупателя и\или возможность прикрыть некоторое несовершенство товара. Человек, продающий лучший продукт, настолько уверен в его качестве, что не будет снижать цену. Давайте попробуем на секундочку представить распродажу часов Breguet (не тех Breguet, которые продают в переходах, а тех, которые в России продают в двух салонах). Если и получилось, то только усилием фантазии. Суть этого красочного примера ясна. Именно благодаря уверенности в качестве своей работы, я не даю скидок за опт, скидок в честь первого обращения или за короткую юбку. 

А в качестве плавного завершения этого текста я просто советую организовать свой бизнес, чтобы было где проверять чужие правила и заводить свои.

Успехов!

Статья актуальна на