Вопросы бухгалтеру. Выпуск №3
Вопросы бухгалтеру. Выпуск №3

Подборка самых интересных вопросов, поступивших к нам в «редакцию» за последние две недели, и ответы на них от профессионального бухгалтера. Встречайте!
Сдаем квартиры
Вопрос. Уважаемая Эльба! Я ИП на УСН 6%. Занимаюсь сдачей в аренду принадлежащего мне имущества (жилые квартиры). Законно ли то, что ФНС начисляет мне за квартиры налог на имущество? (квартиры приобретались до того, как я зарегистрировался как ИП).
ИП на УСН освобождаются от обязанности платить налог на имущество физических лиц, если это имущество используется для предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.11 НК РФ).
Для получения этого права предпринимателю необходимо представить в налоговые органы (по месту осуществления предпринимательской деятельности или месту нахождения используемого в предпринимательской деятельности недвижимого имущества) заявление (в произвольной форме) с просьбой об освобождении от исполнения обязанности платить налог на имущество физических лиц в отношении указанных в заявлениях объектов недвижимости.
Выступаем в роли налогового агента
Вопрос. Заключил договор с частными лицами на оказание услуг. Получается, что я выступаю налоговым агентом и должен заплатить 13% с суммы выплаты. Объясните, пожалуйста, как мне это делать, на какие реквизиты платить и какие суммы?
Заключая договор с физическими лицами (договор гражданско-правового характера), предприниматель выступает в роли налогового агента, следовательно, должен заплатить НДФЛ с суммы выплат и страховые взносы.
Сделать это очень просто: зайдите в Эльбу, во вкладку «Сотрудники», добавьте нового сотрудника и поставьте галочку «принят по договору подряда». Эльба сама рассчитает сумму взносов и сформирует платежки.
В этом материале вы найдете ответы на многие вопросы, связанные с оформлением сотрудников.
Разбираемся со штрафами
Вопрос. Я ИП. Пенсионный фонд выставил мне штрафы за нарушение сроков предоставления сообщения о закрытии счета. Штрафов выставлено два: ч.1, ст. 15.33 КОАП; ст. 46,1 ФЗ 212. Насколько правомерно выставление двух штрафов по одному нарушению?
Штраф в размере 5 000 выставлен правомерно, а вот штраф согласно ст.15.33 КОАП выставлен неправомерно, т.к. ИП не является должностным лицом, а в статье написано: «Нарушение установленного законодательством РФ о страховых взносах срока представления в органы государственных внебюджетных фондов информации об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей».
Рассчитываем налоги по валютным доходам
Вопрос. Как рассчитывать налоги по валютным доходам? Оказываю услуги по разработке ПО и консалтингу иностранным клиентам. Оплачивают в долларах, деньги поступают на мой валютный счет.
Доход учитывается по дате поступления денег на валютный счет. Пересчитайте его в рубли по курсу ЦБ на дату поступления. Затем, если будете снимать или тратить деньги прямо с валютного счета, не забывайте про курсовую разницу. Она может быть как положительной, так и отрицательной. Соответственно, ее необходимо будет отразить либо в доходах, либо в расходах.
Пример
01.04.2012 получен платеж в 1 000 $. Курс ЦБ 28 руб. В доходах необходимо отразить 28 000 руб.
10.04.2012 вы перевели с валютного счета на расчетный рублевый счет 1 000 $ по курсу своего банка. На момент совершения операции он составлял 29 руб. Образовалась курсовая разница: 29 — 28 = 1 руб. с $. Ее необходимо отразить в доходах на 10.04.2012 в размере 1 000 руб. (1 000 *1).
Если бы курс банка был ниже, например, 27 руб., а у Вас — УСН (доход — расход), платеж от 10.04.2012 можно было бы учесть в расходах в размере 1 000 руб.
***
А скажите, такую штуку только с квартирами можно провернуть или с машиной также - если использовать её для предпринимательских нужд, то не нужно будет платить за неё какой-нить налог?
Попробовать то можно, но доказать что Ваше использование машины в "предпринимательских" целях экономически обосновано - будет сложно... Поездки к теще на дачу все же, часто гораздо длиннее, чем объективная потребность деятельности...
Можно, но сложно...
Вы с доходом в 2 млн за 3 мес проходите вполне. Для того, чтобы "попасть" под ОСНО, надо иметь доход порядка 15 млн руб за 3 мес. или остаточную стоимость ОС и НМА более 100 млн рублей.
Доход учитывается по дате поступления денег на валютный счет. А какой? Транзитный или текущий?
И никакой ясности не настало...
Может здесь я узнаю истину? :)
В этих мудрых письмах почти тотального счастья (за подписью уважаемого г-на Разгулина) упор (и конкретный такой упор) делается на ответ "по вопросам учета курсовых разниц" в случае полной или частичной предварительной оплаты, сиречь аванса. О чём в письмах и указывется - "В этой связи курсовые разницы, которые возникают при оплате налогоплательщику авансов в иностранной валюте, при определении налоговой базы не учитываются.". Ха! Ещё бы они учитывались... Эдак можно авансик получить на транзитный, и, не торопясь скидывать на текущий, "поиграть" на курсовых разницах (следя за меняющимся курсом). Когда курс выгодный - хоп поручение банку на перевод-продажу валюты, вот и гуд (при кассовом-то методу учета доходов). Э, нет товарищи, пришла валюта "по авансу" (и как бы задолженность контрагента по окончательной и полной оплате образовалась - пока ведь только аванс :) ), будьте добры не мутить воду и сразу всё в доход записывать. А значит и учет! А значит и отчетность! (А значит и штрафы, ежели чего). Так что не уменьшайте налоговую базу, товарищи, путем всяких хитростей с курсом!
Ну это еще в 2008 г. сие ведомство разъясняло.
Фишка там как раз в их словах "по нашему мнению" и "по вопросам курсовых разниц".
Так что... очень много нюансов и разных ситуаций. Мы, например, аванс не используем. :) У нас нет разбивки по периодам прихода бабла в разные налогово-учетно-марсианские периоды. Посему, доход - это когда на текущий счетец капнуло. И в этот же период (и по этому же периоду) отчитались. Ай, маладца.
Впрочем, мы со всем нашим уважением к вашим консультациям и ответам...
Давайте уже по пенсионке задачу открывайте, плиз.
извините за оффтоп..
Валютвыручка (и, соответственно, офицдоход) - это пересчет в рубли по офицкурсу ЦБ (публикация курса - "Росгазета"; кстати, ежели что, то , подчас, реально надо брать именно бу-маж-ну-ю газету (из библиотечной подшивки, например) для тыканья в нос челам из инстанций "вот он, курс"). В рубли - это когда валютой можно распоряжаться по полной, в смысле реализации всемирно известного и священного права собственности. Йо! Вау... По полной - это когда она на счете, которым можно распоряжаться по полной же. А по полной - это текущий. А транзитный - это т.н. спецсчет для валютконтроля (открывается параллельно с текущим, хочешь-не хочешь), им распоряжаться нельзя, по нему только контролироваться, в налоговых целях полноценным счетом не является. Валюта капнула, банк звякает "вам валюта пришла, несите бумажки-справки" (да и сам постоянно звякаешь "ну чо, валюта пришла?"), несешься с дурацкими бумажками (бу-маж-ка-ми, с печать и подписью; никакие электронные варианты даже и не принимаются) "валюта пришла, вот справки-бумажки" (надо успеть в течение недели с момента прихода валюты, иначе штраф за невыполнение норм по валютконтролю; "привет, это банк, сообщаем: валюта вам пришла, стока-то и стока-то.. несите справки о том, что валюта вам пришла, стока-то и стока-то"; а что вы хотели-то? страна победившего... контроля), тут же даешь поручение банку на перечисление валюты на текущий счет (вот она дата дохода (!), ибо с этого момента - полное распоряжение и возможность, например, качнуть в рубли; ну а уж качнул-не качнул...) и тут же даешь банку поручение на 100% продажу валюты (чтоб валюта на счету не болталась, чтоб на курсовую разницу не попасть; ну это уже кому как, в смысле валюта нужна-не нужна), с зачислением рублевых средств на рубрасчетный. Алес капут. Уф... Да, и не забыть сразу втюхать все эти факты в КУДиР. А то забудешь...
Тут важно придумать правильную письменную учетную фразу по этим операциям для КУДиР. Мы придумали... :)
У меня вопрос по кассовой дисциплине.
В выпуске №1 сообщалось, что при снятии денег с расчетного счета ИП на личные нужды и т.п. необходимо оформлять ряд документов в соответствии с Положением ЦБ РФ от 12.10.2011 № 343-П.
Я снимаю поступившие денежные средства следующим образом: после поступления на расчетный счет ИП - перевожу на свой счет физического лица в этом же банке, к которому привязана банковская карта. Далее снимаю наличные в банкомате по этой карте.
В поле "Назначение платежа" указываю: "Перевод собственных средств, доход от предпринимательской деятельности. НДС не облагается."
Нарушаю ли я законодательство в этом случае? (Много читал на эту тему - большинство мнений что это не нарушение).
Нужно ли мне оформлять какие либо документы? (В соответствии с Положением ЦБ РФ от 12.10.2011 № 343-П).
За ранее большое спасибо за ответ.
Заголовок над строками 30, 40, 50 гласит: "Сумма авансового платежа по налогу, ИСЧИСЛЕННАЯ по налогу за: " Обратите внимание на слово "ИСЧИСЛЕННАЯ" !! Не "уплаченная" !! (оговорки в таких документах редки), а именно ИСЧИСЛЕННАЯ!
Собственно, если Вы поставите суммы уплаченные, то вряд ли выйдете на реальную, к уплате за год, сумму налога. Она высчитывается по формулам декларации именно из исчисленых...
Но смею возразить вам. Тогда причем тут "сумма авансового платежа"? понятно что она исчисляется, но тогда как я узнаю какую сумму нужно оплатить по концу года? Например:
1. За 1 квартал исчислили сумму ав.платежа 7148, и оплатили 7148, за полугодие исчислили 41987, а уплатили 36244, за 9 месяцев исчислили 73913 а уплатили 0. За год сумма исчисл.налога (строка 260) = 66050руб. Сумма налога подлежащая уплате (строка 060) = 0, тк 260-280-050 (объект н/о "доходы-расходы*15"). Получается 66050-73913= -7863. Данную сумму указываем в строке 070: 7863, т.к. (050-(260-280) если 260-280-050<0).
2. А по факту оплаты получается следующее: строка 030 = 7148, строка 040 = 43392 (нарастающим итогом), строка 050 = 43392 (т.к. за 3 квартал ничего не платили). Строка 060 = 66050-43392 = 22658 (сумма налога подлежащая уплате за нал.период). Абсолютно логично. В первом квартале след.года мы уплачиваем 22658р. А в первом случае сумма налога к уменьшению за нал.период 7863, а сколько оплачивать? Получается я не должен уплачивать в данном варианте. Так получается можно и не платить. Я понял бы первый вариант, если бы декларация по УСН сдавалась ежеквартально. Но у нас годовая! Налог исчисляется за год, и по этой сумме анализируется итоговая сумма к уплате! А если мы вкинули авансов больше чем рассчитали налог за год, тогда формируется строка 070. Понятно что у нас в 3 квартале получился убыток, поэтому сумма налога исчисленная < суммы ав.платежа за 9 месяцев. Да и зачем ИФНС промежуточные итоги налога, им важна ОПЛАТА, ПЕНИ и т.п.