Школа бизнеса: Логотип, который поработит мир

Тот, кто дружит с нами уже давно, наверняка вспомнит старую-добрую рубрику «Школа бизнеса». Как и все прочие школы, она закрывалась на продолжительные каникулы. Мы решили не дожидаться сентября и предлагаем начать учебный год прямо сейчас. Встречайте «Школу бизнеса», свежую и отдохнувшую!
Найти общий язык между заказчиком и разработчиком — несложно, считает Роман Шистеров, руководитель бюро графического дизайна «Red», достаточно просто иметь общую мерку для оценки качества выполненной работы.
Пролог
У нас в компании всем ясно, кто здесь Босс. На моей кружке так и написано, что это я. В своем бизнесе я уже два года, ну почти три. Кормлю рыбок в аквариуме и рисую маркером на доске. И это далеко не все мои таланты! Еще я знаю язык дизайнеров и умею с ними разговаривать. Переводить мольбы заказчика на язык дизайнера и наоборот. Многие ошибочно думают, что с любым разработчиком надо разговаривать только стройным языком брифа (так мы называем техническое задание, когда умничаем), однако, на практике этот стройный язык брифа почти всегда превращается в нестройный русский. И далеко не всегда в том вина разработчика. Искусством постановки задач тоже нужно овладевать. Давайте попробуем прямо сейчас. Хотя бы на примере разработки логотипа.
Зачем вам логотип?
Я рисую логотипы девять лет. Мой первый логотип нынче уже пошел бы в третий класс. Высоты моей колокольни теперь достаточно, чтобы иногда поучать других дизайнеров, а не дизайнеров и подавно. Поэтому буду поучать вас. Итак, у вас есть Компания. Крупная Компания. И, конечно, вы хотите поработить мир (план А) и заработать немножко денег (план Б). Нужен Компании логотип? Конечно. Нельзя просто взять и поработить мир, не имея внятной айдентики (так мы называем фирменный стиль, когда умничаем). Вспомните историю человечества — у каждого завоевателя была чёткая символика. Допустим, вы позвонили в дизайн-бюро, заполнили присланный бриф, и отправили его разработчику. На огромной карте мира вы уже рисуете зловещие черные стрелки черным фломастером. И вот, вам присылают эскизы, и что вы видите? ВООБЩЕ ВСЁ НЕ ТО. Нет, вроде бы все правильно, вроде бы всё как вы писали в брифе, а НЕ ТО.
Три правила хорошего логотипа
В нашем бюро, перед тем как отпустить логотип «в люди», то есть показать заказчику, мы устраиваем ему тест на профпригодность. Чтобы нам было не стыдно за логотип, а ему за нас, он должен соответствовать «Трем правилам хорошего логотипа», которые я сформулировал для себя за 9 лет работы.
Правило хорошего логотипа № 1
Хороший логотип — красивый логотип. Очевидно, что понятие красоты весьма субъективное, и у каждого оно своё. Я знавал одного чудака, который считал некрасивым “Черный квадрат”. Но ведь можем же мы отличить чёрное от белого, доброе от злого, холодное от горячего? Можем. А глубже погружаться и не надо. Попробуйте по тем же принципам отличить красивое от некрасивого. Красивый логотип видно сразу, в нем ничего не торчит и не топорщится, в нем каждый элемент на своем месте. Разве что доработать напильником для порядку, и будет полная гармония.
Зачем же еще два правила, если логотип и так красивый? Идём дальше:
Правило хорошего логотипа № 2
Логотип должен легко запоминаться. Все просто: однажды увидев ваш логотип, человек должен запомнить его навсегда. Ну ладно, не навсегда, но надолго. Разбудите человека среди ночи и покажите свой логотип, он должен узнать где, когда и при каких обстоятельствах его видел, где находится пожарный щит и как пройти в библиотеку. Если не скажет — вас обманули и продали халтуру.
Как добиться запоминаемых форм? Графика в логотипе должна быть максимально простой, она должна считываться глазом также быстро, как картинка на дорожном знаке.
Неужели и этого мало? Мой логотип красивый и запоминающийся, зачем мне третье правило? Давайте посмотрим:
Правило хорошего логотипа № 3
Правильный логотип выдает сферу деятельности компании. Даже если сфера эта консалтинг, лизинг или коучинг. Для каждой из них можно создать графическую аллегорию. Только не надо пытаться сделать ребус или масонский символ — это только усложнит вам жизнь в дальнейшем. Графически логотип должен работать скорее на создание впечатления или ощущения, чем на буквальное понимание того чем занимается компания. Просто оцените с этих позиций лучшие логотипы последних десятилетий, и вы поймете, о чем речь.
Ну, вот собственно и всё. Замечу еще, что «программа минимум» — выполнение двух из этих правил. Есть работающие логотипы, которые некрасивы, зато они хорошо запоминаются и точно передают специфику компании, а есть напротив — красивые, по которым очень трудно понять, чем занимается предприятие.
Правила хороши, прежде всего, тем, что могут применяться как разработчиком, так и заказчиком. Озвучьте их дизайнеру ДО начала работы, и вы начнете и закончите общение стройным языком брифа, получите ваш логотип и приступите к плану «А». Разработчик больше не имеет права рвать волосы на голове с криками: «Они сами не знают, чего они хочут!», у вас есть общая с разработчиками мерка работоспособности логотипа. А логотип — это не просто картинка на вашей визитке, это один из продающих элементов вашей Компании.
P.S. Если кто-то желает пообщаться, поспорить или бросить помидором — милости прошу на мою страничку в фейсбук.
***
Начиная с этого выпуска, рубрика «Школа бизнеса» вновь станет постоянной. Следить за обновлениями, а также прочитать предыдущие уроки вы можете в нашем блоге, выбрав вверху рубрику «Школа бизнеса».
Мы уверены, что у вас тоже есть о чем поведать миру! Если это так, если у вас есть интересные кейсы, мысли и практические советы, основанные на собственном опыте, мы ждем вашего письма с темой «Мне есть, что рассказать!»
С другой стороны, логотип от Лебедева вызвал много шума, так что пользу принес, пусть и неожиданную. Не последнюю роль в этом сыграла его заурядность : )
А вообще, скоро всех ждет сюрприз, связанный с лого от Тёмы. Большой такой сюрприз : )
А у меня на сейфе магнитик, на кассе наклейка... - спасибо Эльбе за подарки!!)))
Появится что-нибудь новое - обязательно поделимся : )
Я свой логотип тоже сам придумал, дизайнеру доверил только нарисовать. Был неудачный опыт работы с "дизайнер-студией" по ТЗ - у них свои фантазии, слишком абстрактные и примитивные какие-то.
По моим наблюдениям любая фокус-группа в процентном соотношении делится так:
40% - Ворчуны (Мой 5-и летний племяш лучше рисует!)
40% - Умники (Я сам немножко дизайнер, в армии дембелям альбомы оформлял.)
19% - Восхищенцы (И-и-и-и, все ОФИГЕННО, просто СУПЕР!)
1% - Ваша жена (Вот к ее мнению можно прислушаться)
Первые две категории не одобрят ничего им показанного, а третья одобрит всё.
Поэтому я настаиваю на том, чтобы решения принимались одним (с половиной) человеком.