Вернуться в Бизнес-старт

Правила оформления директора ООО

Сегодня мы вам расскажем о том, почему директору — учредителю положена зарплата и, когда не стоит слушать Минфин.

Иногда в нашем законодательстве, известном своей многогранностью, очень сложно найти четкое разъяснение. Бывает, что одно и тоже положение различные контролирующие органы трактуют по-разному и занимают прямо противоположные позиции. Наш вопрос — не исключение. Не так давно Минфин выпустил письмо, в котором сообщил, что директор — единственный учредитель не должен начислять себе зарплату.

Нужен трудовой договор

В отличие от ИП, ООО не отождествляется с физическими лицами — учредителем или директором. Руководитель организации, независимо от того, является он наемным менеджером или сам владеет компанией, с точки зрения трудового законодательства считается работником этой организации. Таким же полноценным работником, как и любой другой, так как выполняет определенные должностные функции (управление организацией в её интересах).

Если заглянуть в Трудовой кодекс, то среди лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство, директор-учредитель не назван. Более того, в статье 16 сказано, что трудовые отношения возникают в результате избрания на должность. Таким образом, директору в любом случае необходимо оформить трудовой договор.

В компании, где единственный учредитель становится директором, трудовой договор будет подписан одним физическим лицом. Ничего страшного в этом нет, работодателем выступает организация — юридическое лицо и первая подпись будет за организацию, как учредителя, а вторая за себя, как за работника. Обратите внимание, суды придерживаются именно такой позиции. Заключение трудового договора точно не навредит и обезопасит вас от различных разногласий с проверяющими.

Аргументы чиновников Минфина о невозможности заключения договора с подписью одного лица являются очень спорными и не находят поддержки у арбитров. Рекомендуем вам придерживаться более безопасных позиций.

Если есть трудовой договор — положена зарплата

После заключения трудового договора от выплаты зарплаты директору — учредителю просто не отвертеться: в Трудовом кодексе четко зафиксирована обязанность работодателя выплачивать зарплату. Более того, вам нужно следить, чтобы ежемесячная зарплата была не ниже минимального размера при полной выработке. Максимальная зарплата руководителя не ограничивается.

Федеральный МРОТ в 2016 году 6 204 рубля, а с 01 июля 2016 года — 7 500 рублей. В регионах, как правило, устанавливается повышенный МРОТ, и если на вашей территории он утвержден — стоит придерживаться его.

Начислять зарплату руководителю нужно в любом случае, даже когда нет денег на выплату зарплаты: вы получили убыток, приостановили деятельность или только открылись и еще не начали работать. Но есть некоторые способы сохранить бюджет компании. Зарплату директору можно обоснованно установить меньше минимального размера, если заключить трудовой договор на неполное рабочее время. Тогда, если оклад будет определяться МРОТ, зарплата будет рассчитываться как ставка от МРОТ. Например, директор на полставки может получать 3 500 рублей (7 500 рубля * 0,5).

Если ваша организация не ведет деятельность, директор может принять решение уйти в отпуск без содержания. Срок не ограничивается законодательством, его определяет сам руководитель. Пока длится отпуск без содержания отсутствие зарплаты является вполне законным. Как только у компании появятся контракты и обороты денежных средств, из отпуска без содержания директору нужно «вернуться».

Кстати, помимо зарплаты учредитель, который является директором, одновременно может получать и дивиденды.

Если нет трудового договора и зарплаты

Первое время, когда организация только открывается, действительно может быть так, что трудовой договор еще не заключен и нулевая отчетность в фонды обоснована тем, что вы могли еще просто не успеть заключить трудовой договор. Но в случае длительного отсутствия работников в действующей организации у контролирующих органов могут возникнуть вопросы.

За нарушение трудового законодательства накладывается штраф на организацию в размере от 30 до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности на 90 суток, а также в КоАП предусмотрен штраф на самого директора — от 1 до 1,5 тысяч рублей.

Новый год принесёт ужесточение штрафов за нарушения трудового законодательства: за уклонение от оформления трудового договора или его неправильное оформление организацию смогут наказать штрафом от 50 до 100 тысяч рублей, а директора от 10 до 20 тысяч рублей. Кроме того, будет введен повышенный штраф за повторное нарушение — от 100 до 200 тысяч на организацию, а директора могут дисквалифицировать на срок от года до трех лет.

Рекомендуем использовать вам законные методы оптимизации своих затрат и не рисковать с отсутствием договоров с сотрудниками.

Если вы только сейчас выяснили необходимость трудового договора и ранее работали без него, задним числом заключать его все же не советуем. Это может повлечь дополнительные вопросы об отсутствии зарплаты и новые санкции.

10 комментариев
Представьтесь через
фейсбук контакте твиттер
Написать комментарий
  • Михаил 12 января, 00:49
    Здравствуйте,
    может ли учредитель ООО оказывать услуги генерального директора этому ООО от своего ИП? Если да то как это должность все же будет называться?
    Ответить
    • Вологдин Павел 12 января, 16:27
      Здравствуйте, Михаил. Директор, будучи учредителем организации и в то же время ИП может оказывать ООО услуги от имени своего ИП. По сути это будет обычная сделка между ИП и ООО. Но есть и риски, что налоговая посчитает это как схему ухода от налогов. Или как минимум пристальное внимание со стороны налоговых органов вам будет обеспечено.
      Ответить
  • Юрий 21 января, 01:44
    Честно говоря, возникает путаница. Много где пишут и разъясняют, что трудовой договор (если учредитель один и он же выступает ген. директором) НЕ нужен.

    Положения статьи 53 ГК РФ, статьи 32,33, 40 закона «Об ООО» указывают, что директор является единоличным исполнительным органом общества и осуществляет текущее руководство деятельностью ООО.

    Свои управленческие полномочия единственный учредитель получает с того момента, когда он своим решением возлагает на себя функции единоличного исполнительного органа. Управленческая деятельность в этом случае ведется без заключения какого-либо договора, в том числе трудового.

    Единственный учредитель, желающий сам руководить своей организацией, вправе как заключить трудовой договор, так обойтись и без этого. Обязать его заключить трудовой договор с собой никто не может. Разве это не так? Какие тут нарушения? Поясните подробней пожалуйста.
    Ответить
    • Isheev Kirill 21 января, 14:24
      Добрый день.

      Контролирующие органы высказывают разные позиции на этот счет. Эксперты в Эльбе придерживаются позиции, что безопаснее всего заключить договор между ООО и учредителем-руководителем, чтобы у контролирующих органов не возникло вопросов по начислению и уплате взносов и сдачи отчетности. В статье указаны нормативные документы, которые подкрепляют нашу позицию.
      Ответить
  • Дмитрий 12 мая, 14:34
    Подскажите, я могу быть Директором ООО "Имя" и в то же время быть сотрудником, оформленным по договору и с записью в трудовой книжке в ООО "Фамилия"?
    Ответить
    • Вологдин Павел 15 мая, 13:29
      Здравствуйте, Дмитрий. Уточните, пожалуйста, речь идёт про одну и ту же организацию?
      Ответить
      • Дмитрий 16 мая, 16:15
        Павел, я же написал в вопросе различные названия ОООшек.
        в первой я н-к отдела, во второй могу быть ген диром?
        Ответить
        • Вологдин Павел 17 мая, 11:22
          Да, так можно. В трудовом законодательстве нет ограничений по работе в 2 организациях. Отмечу, что в таком случае будет 2 трудовых книжки.
          Ответить
  • Алексей 16 мая, 09:56
    Добрый день, скажите, пжста, какую минимальную долю ставки можно выплачивать директору, если в месяц скажем будет 10 операций по счету. Можно ли 0,1 ставки от МРОТ? это к цитате из Вашей статьи "....директор на полставки может получать 3 500 рублей (7 500 рубля * 0,5)....."
    Ответить
    • Вологдин Павел 17 мая, 11:28
      Здравствуйте, Алексей. Да, можно. На работу с неполным графиком организация может принять или перевести любого сотрудника по его просьбе (заявлению) или по соглашению сторон трудового договора.
      Ответить

Бизнес-старт / Регистрация бизнеса

Правила оформления директора ООО

Сегодня мы вам расскажем о том, почему директору — учредителю положена зарплата и, когда не стоит слушать Минфин.

Иногда в нашем законодательстве, известном своей многогранностью, очень сложно найти четкое разъяснение. Бывает, что одно и тоже положение различные контролирующие органы трактуют по-разному и занимают прямо противоположные позиции. Наш вопрос — не исключение. Не так давно Минфин выпустил письмо, в котором сообщил, что директор — единственный учредитель не должен начислять себе зарплату.

Нужен трудовой договор

В отличие от ИП, ООО не отождествляется с физическими лицами — учредителем или директором. Руководитель организации, независимо от того, является он наемным менеджером или сам владеет компанией, с точки зрения трудового законодательства считается работником этой организации. Таким же полноценным работником, как и любой другой, так как выполняет определенные должностные функции (управление организацией в её интересах).

Если заглянуть в Трудовой кодекс, то среди лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство, директор-учредитель не назван. Более того, в статье 16 сказано, что трудовые отношения возникают в результате избрания на должность. Таким образом, директору в любом случае необходимо оформить трудовой договор.

В компании, где единственный учредитель становится директором, трудовой договор будет подписан одним физическим лицом. Ничего страшного в этом нет, работодателем выступает организация — юридическое лицо и первая подпись будет за организацию, как учредителя, а вторая за себя, как за работника. Обратите внимание, суды придерживаются именно такой позиции. Заключение трудового договора точно не навредит и обезопасит вас от различных разногласий с проверяющими.

Аргументы чиновников Минфина о невозможности заключения договора с подписью одного лица являются очень спорными и не находят поддержки у арбитров. Рекомендуем вам придерживаться более безопасных позиций.

Если есть трудовой договор — положена зарплата

После заключения трудового договора от выплаты зарплаты директору — учредителю просто не отвертеться: в Трудовом кодексе четко зафиксирована обязанность работодателя выплачивать зарплату. Более того, вам нужно следить, чтобы ежемесячная зарплата была не ниже минимального размера при полной выработке. Максимальная зарплата руководителя не ограничивается.

Федеральный МРОТ в 2016 году 6 204 рубля, а с 01 июля 2016 года — 7 500 рублей. В регионах, как правило, устанавливается повышенный МРОТ, и если на вашей территории он утвержден — стоит придерживаться его.

Начислять зарплату руководителю нужно в любом случае, даже когда нет денег на выплату зарплаты: вы получили убыток, приостановили деятельность или только открылись и еще не начали работать. Но есть некоторые способы сохранить бюджет компании. Зарплату директору можно обоснованно установить меньше минимального размера, если заключить трудовой договор на неполное рабочее время. Тогда, если оклад будет определяться МРОТ, зарплата будет рассчитываться как ставка от МРОТ. Например, директор на полставки может получать 3 500 рублей (7 500 рубля * 0,5).

Если ваша организация не ведет деятельность, директор может принять решение уйти в отпуск без содержания. Срок не ограничивается законодательством, его определяет сам руководитель. Пока длится отпуск без содержания отсутствие зарплаты является вполне законным. Как только у компании появятся контракты и обороты денежных средств, из отпуска без содержания директору нужно «вернуться».

Кстати, помимо зарплаты учредитель, который является директором, одновременно может получать и дивиденды.

Если нет трудового договора и зарплаты

Первое время, когда организация только открывается, действительно может быть так, что трудовой договор еще не заключен и нулевая отчетность в фонды обоснована тем, что вы могли еще просто не успеть заключить трудовой договор. Но в случае длительного отсутствия работников в действующей организации у контролирующих органов могут возникнуть вопросы.

За нарушение трудового законодательства накладывается штраф на организацию в размере от 30 до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности на 90 суток, а также в КоАП предусмотрен штраф на самого директора — от 1 до 1,5 тысяч рублей.

Новый год принесёт ужесточение штрафов за нарушения трудового законодательства: за уклонение от оформления трудового договора или его неправильное оформление организацию смогут наказать штрафом от 50 до 100 тысяч рублей, а директора от 10 до 20 тысяч рублей. Кроме того, будет введен повышенный штраф за повторное нарушение — от 100 до 200 тысяч на организацию, а директора могут дисквалифицировать на срок от года до трех лет.

Рекомендуем использовать вам законные методы оптимизации своих затрат и не рисковать с отсутствием договоров с сотрудниками.

Если вы только сейчас выяснили необходимость трудового договора и ранее работали без него, задним числом заключать его все же не советуем. Это может повлечь дополнительные вопросы об отсутствии зарплаты и новые санкции.

Оставить комментарий
Комментарии (10)
  • Михаил 12 января, 00:49
    Здравствуйте,
    может ли учредитель ООО оказывать услуги генерального директора этому ООО от своего ИП? Если да то как это должность все же будет называться?
    Ответить
    • Вологдин Павел 12 января, 16:27
      Здравствуйте, Михаил. Директор, будучи учредителем организации и в то же время ИП может оказывать ООО услуги от имени своего ИП. По сути это будет обычная сделка между ИП и ООО. Но есть и риски, что налоговая посчитает это как схему ухода от налогов. Или как минимум пристальное внимание со стороны налоговых органов вам будет обеспечено.
      Ответить
  • Юрий 21 января, 01:44
    Честно говоря, возникает путаница. Много где пишут и разъясняют, что трудовой договор (если учредитель один и он же выступает ген. директором) НЕ нужен.

    Положения статьи 53 ГК РФ, статьи 32,33, 40 закона «Об ООО» указывают, что директор является единоличным исполнительным органом общества и осуществляет текущее руководство деятельностью ООО.

    Свои управленческие полномочия единственный учредитель получает с того момента, когда он своим решением возлагает на себя функции единоличного исполнительного органа. Управленческая деятельность в этом случае ведется без заключения какого-либо договора, в том числе трудового.

    Единственный учредитель, желающий сам руководить своей организацией, вправе как заключить трудовой договор, так обойтись и без этого. Обязать его заключить трудовой договор с собой никто не может. Разве это не так? Какие тут нарушения? Поясните подробней пожалуйста.
    Ответить
    • Isheev Kirill 21 января, 14:24
      Добрый день.

      Контролирующие органы высказывают разные позиции на этот счет. Эксперты в Эльбе придерживаются позиции, что безопаснее всего заключить договор между ООО и учредителем-руководителем, чтобы у контролирующих органов не возникло вопросов по начислению и уплате взносов и сдачи отчетности. В статье указаны нормативные документы, которые подкрепляют нашу позицию.
      Ответить
  • Дмитрий 12 мая, 14:34
    Подскажите, я могу быть Директором ООО "Имя" и в то же время быть сотрудником, оформленным по договору и с записью в трудовой книжке в ООО "Фамилия"?
    Ответить
    • Вологдин Павел 15 мая, 13:29
      Здравствуйте, Дмитрий. Уточните, пожалуйста, речь идёт про одну и ту же организацию?
      Ответить
      • Дмитрий 16 мая, 16:15
        Павел, я же написал в вопросе различные названия ОООшек.
        в первой я н-к отдела, во второй могу быть ген диром?
        Ответить
        • Вологдин Павел 17 мая, 11:22
          Да, так можно. В трудовом законодательстве нет ограничений по работе в 2 организациях. Отмечу, что в таком случае будет 2 трудовых книжки.
          Ответить
  • Алексей 16 мая, 09:56
    Добрый день, скажите, пжста, какую минимальную долю ставки можно выплачивать директору, если в месяц скажем будет 10 операций по счету. Можно ли 0,1 ставки от МРОТ? это к цитате из Вашей статьи "....директор на полставки может получать 3 500 рублей (7 500 рубля * 0,5)....."
    Ответить
    • Вологдин Павел 17 мая, 11:28
      Здравствуйте, Алексей. Да, можно. На работу с неполным графиком организация может принять или перевести любого сотрудника по его просьбе (заявлению) или по соглашению сторон трудового договора.
      Ответить