Вернуться в Бизнес-старт

Бизнес по франшизе

Какому предпринимателю не хотелось бы иметь широко известное имя уже на старте своего бизнеса? В этом самый очевидный плюс франчайзинга — узнаваемый бренд. Мы готовы поделиться с вами, чем еще хорош так распространенный на Западе бизнес и к чему нужно готовиться заранее.

На практике, как и в любой сделке, все начинается с заключения договора. В российском законодательстве понятие франчайзинга не определено. Такие отношения называются коммерческой концессией, но смысл тот же. По договору коммерческой концессии вы приобретаете франшизу и можете действовать от имени вашего франчайзера (продавца франшизы), использовать его известный бренд, товарный знак, рецепт.

Плюсы бизнес по франшизе

№1 Быстрый старт и готовая клиентская база

Так как вы самостоятельно выбираете франшизу для бизнеса, вы заранее знаете своих целевых клиентов. Вам не придется исследовать рынок, тратить много денег на рекламу, у вашего предприятия уже при открытии будет узнаваемость и репутация.

№2. Обучение и советы от франчайзера

Крупные компании, которые продают франшизу, часто сопровождают своих предпринимателей. Проводят обучение, делятся своими знаниями и опытом, помогают найти эффективные способы построения бизнеса. Большинство франчайзеров дают консультации не только на старте, но и на протяжении всего контракта.

№3. Надежные поставщики

Вам не придется самим искать поставщиков нужных ингредиентов и остерегаться недобросовестных компаний. Ваш франчайзер заинтересован в вашей успешности, у него есть годами наработанные связи с контрагентами, и он готов с вами поделиться.

Минусы бизнес по франшизе

№1. Большие финансовые расходы

В стоимость франшизы не входят расходы на аренду помещения, оборудование, подбор персонала. Кроме отчислений франчайзеру, вам понадобится капитал на все остальное.

№2. Ограничения во всем

Следуя модели бизнеса по франшизе, вам придется забыть о своих идеях и полностью следовать установленным правилам. Нововведения франчайзеры не приветствуют, так как отвечают за качество товаров и услуг. Поставщики франчайзера могут поставлять вам продукцию не по самым выгодным ценам, но у других вы закупаться, скорее всего, не сможете. Кроме этого, контрактом часто предусмотрены ограничения по выходу из франчайзинговой системы. К примеру, может быть предусмотрено, что вы не должны осуществлять предпринимательскую деятельность в течение нескольких лет после расторжения договора.

О чем следует помнить при выборе франчайзера

При выборе франчайзера постарайтесь узнать о нем как можно больше информации. Составьте небольшой план вопросов, которые вам необходимо выяснить о компании. Важными будут следующие показатели:

  • история бренда и торговой марки;
  • успешность развития собственных фирм;
  • как долго существуют франшизные предприятия;
  • оптимальные для вас условия приобретения франшизы;
  • формы вознаграждения франчайзера;
  • требования франчайзера к вашей деятельности;
  • обучение и консультации в течение всего срока действия контракта;
  • поставка необходимого сырья;
  • условия расторжения договора.

Хороший способ узнать франчайзера в деле — пообщаться с уже действующими по его франшизе предприятиями.

Весь пакет документов на приобретение франшизы желательно исследовать с юристом. Особое внимание уделите разделу «Права и обязанности сторон», в договоре должен быть определен полный перечень прав. Желательно, чтобы было предусмотрено условие об исключительном праве вести свою деятельность на конкретной ограниченной территории. Тогда вы не столкнетесь с такой ситуацией, когда рядом с вами откроется предприятие под тем же брендом.

Кроме этого, проследите, чтобы обучение и поддержка, обещанные вам, тоже были зафиксированы в договоре.

Ещё одним существенным условием в контракте является вознаграждение франчайзера. Форма вознаграждения может быть разной: фиксированный платёж или отчисления от выручки. Фиксированные платежи становятся выгодными при крупной масштабности бизнеса с хорошим доходом. На старте оптимальным условием вознаграждения скорее будет процент от выручки. Причём некоторые франчайзеры могут снижать размер процента, если вы улучшаете свой результат. В торговой сфере распространены наценки на товар для перепродажи. Вознаграждение вашего франчайзера уже изначально может быть заложено в оптовую цену товара, который вы закупаете. Теперь вы понимаете, почему вам не может быть предоставлен свободный выбор поставщика.

Условия расторжения договора могут быть самыми разнообразными. Постарайтесь договориться, чтобы этот раздел был прописан максимально прозрачно. Вам необходимо чётко понимать ваши риски в случае, если вы решите досрочно отказаться от франшизы. Чаще всего франчайзеры используют запрет на предпринимательскую деятельность в той же сфере в течение нескольких лет после расторжения договора. При этом могут быть предусмотрены и различные компенсации.

Встречаются контракты с правом франчайзера расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае, если бизнес ведётся ненадлежащим образом. Обязательно позаботьтесь о подробной расшифровке такого пункта, чтобы выяснить, при каких нарушениях вы можете потерять контракт.

Самым небезопасным условием расторжения договора может быть запрет на конкуренцию. Он заключается в том, что вы обязаны закрыть свой бизнес, если ваш франчайзер решит открыть точку под тем же брендом на одной территории с вами.

Заключенный договор необходимо зарегистрировать в Роспатенте. По общим правилам, согласно Гражданскому Кодексу, это должен делать франчайзер, но в договоре может быть установлено, что зарегистрировать его нужно вам самим.

Помните, что не стоит покупать франшизу на последние деньги. Кроме покупки бренда потребуется еще достаточно вложений.

И последний совет: первым делом найдите помещение для вашего бизнеса, а только потом занимайтесь франшизой — предложений франшизы намного больше, чем подходящих помещений.

Представьтесь через
фейсбук контакте твиттер
Написать комментарий

Бизнес-старт / Планирование

Бизнес по франшизе

Какому предпринимателю не хотелось бы иметь широко известное имя уже на старте своего бизнеса? В этом самый очевидный плюс франчайзинга — узнаваемый бренд. Мы готовы поделиться с вами, чем еще хорош так распространенный на Западе бизнес и к чему нужно готовиться заранее.

На практике, как и в любой сделке, все начинается с заключения договора. В российском законодательстве понятие франчайзинга не определено. Такие отношения называются коммерческой концессией, но смысл тот же. По договору коммерческой концессии вы приобретаете франшизу и можете действовать от имени вашего франчайзера (продавца франшизы), использовать его известный бренд, товарный знак, рецепт.

Плюсы бизнес по франшизе

№1 Быстрый старт и готовая клиентская база

Так как вы самостоятельно выбираете франшизу для бизнеса, вы заранее знаете своих целевых клиентов. Вам не придется исследовать рынок, тратить много денег на рекламу, у вашего предприятия уже при открытии будет узнаваемость и репутация.

№2. Обучение и советы от франчайзера

Крупные компании, которые продают франшизу, часто сопровождают своих предпринимателей. Проводят обучение, делятся своими знаниями и опытом, помогают найти эффективные способы построения бизнеса. Большинство франчайзеров дают консультации не только на старте, но и на протяжении всего контракта.

№3. Надежные поставщики

Вам не придется самим искать поставщиков нужных ингредиентов и остерегаться недобросовестных компаний. Ваш франчайзер заинтересован в вашей успешности, у него есть годами наработанные связи с контрагентами, и он готов с вами поделиться.

Минусы бизнес по франшизе

№1. Большие финансовые расходы

В стоимость франшизы не входят расходы на аренду помещения, оборудование, подбор персонала. Кроме отчислений франчайзеру, вам понадобится капитал на все остальное.

№2. Ограничения во всем

Следуя модели бизнеса по франшизе, вам придется забыть о своих идеях и полностью следовать установленным правилам. Нововведения франчайзеры не приветствуют, так как отвечают за качество товаров и услуг. Поставщики франчайзера могут поставлять вам продукцию не по самым выгодным ценам, но у других вы закупаться, скорее всего, не сможете. Кроме этого, контрактом часто предусмотрены ограничения по выходу из франчайзинговой системы. К примеру, может быть предусмотрено, что вы не должны осуществлять предпринимательскую деятельность в течение нескольких лет после расторжения договора.

О чем следует помнить при выборе франчайзера

При выборе франчайзера постарайтесь узнать о нем как можно больше информации. Составьте небольшой план вопросов, которые вам необходимо выяснить о компании. Важными будут следующие показатели:

  • история бренда и торговой марки;
  • успешность развития собственных фирм;
  • как долго существуют франшизные предприятия;
  • оптимальные для вас условия приобретения франшизы;
  • формы вознаграждения франчайзера;
  • требования франчайзера к вашей деятельности;
  • обучение и консультации в течение всего срока действия контракта;
  • поставка необходимого сырья;
  • условия расторжения договора.

Хороший способ узнать франчайзера в деле — пообщаться с уже действующими по его франшизе предприятиями.

Весь пакет документов на приобретение франшизы желательно исследовать с юристом. Особое внимание уделите разделу «Права и обязанности сторон», в договоре должен быть определен полный перечень прав. Желательно, чтобы было предусмотрено условие об исключительном праве вести свою деятельность на конкретной ограниченной территории. Тогда вы не столкнетесь с такой ситуацией, когда рядом с вами откроется предприятие под тем же брендом.

Кроме этого, проследите, чтобы обучение и поддержка, обещанные вам, тоже были зафиксированы в договоре.

Ещё одним существенным условием в контракте является вознаграждение франчайзера. Форма вознаграждения может быть разной: фиксированный платёж или отчисления от выручки. Фиксированные платежи становятся выгодными при крупной масштабности бизнеса с хорошим доходом. На старте оптимальным условием вознаграждения скорее будет процент от выручки. Причём некоторые франчайзеры могут снижать размер процента, если вы улучшаете свой результат. В торговой сфере распространены наценки на товар для перепродажи. Вознаграждение вашего франчайзера уже изначально может быть заложено в оптовую цену товара, который вы закупаете. Теперь вы понимаете, почему вам не может быть предоставлен свободный выбор поставщика.

Условия расторжения договора могут быть самыми разнообразными. Постарайтесь договориться, чтобы этот раздел был прописан максимально прозрачно. Вам необходимо чётко понимать ваши риски в случае, если вы решите досрочно отказаться от франшизы. Чаще всего франчайзеры используют запрет на предпринимательскую деятельность в той же сфере в течение нескольких лет после расторжения договора. При этом могут быть предусмотрены и различные компенсации.

Встречаются контракты с правом франчайзера расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае, если бизнес ведётся ненадлежащим образом. Обязательно позаботьтесь о подробной расшифровке такого пункта, чтобы выяснить, при каких нарушениях вы можете потерять контракт.

Самым небезопасным условием расторжения договора может быть запрет на конкуренцию. Он заключается в том, что вы обязаны закрыть свой бизнес, если ваш франчайзер решит открыть точку под тем же брендом на одной территории с вами.

Заключенный договор необходимо зарегистрировать в Роспатенте. По общим правилам, согласно Гражданскому Кодексу, это должен делать франчайзер, но в договоре может быть установлено, что зарегистрировать его нужно вам самим.

Помните, что не стоит покупать франшизу на последние деньги. Кроме покупки бренда потребуется еще достаточно вложений.

И последний совет: первым делом найдите помещение для вашего бизнеса, а только потом занимайтесь франшизой — предложений франшизы намного больше, чем подходящих помещений.

Оставить комментарий
Комментарии (0)