Факторинг — это система финансовых услуг для производителей и поставщиков, которые продают свои товары и услуги на условиях отсрочки платежей. Бывает, что организациям приходится выбирать: работать по предоплате или дать отсрочку. Если выбрать первый вариант, то некоторые клиенты откажутся от сотрудничества из-за невыгодных условий. Второй вариант может привести к тому, что у компании не останется денег для текущих расходов, и она обанкротится.
Факторинг поможет принять решение. Простыми словами — это своеобразная форма кредита для покупателя на оплату поставки товаров и услуг. Производитель или поставщик услуг передаёт право на задолженность посреднику — фактору. Это помогает получить оплату быстрее.
Выступать в роли фактора может факторинговая компания или банк.
Схема факторинга
В факторинге всегда участвуют три стороны:
-
Поставщик товара — клиент факторинговой компании или отдела банка, кредитор.
-
Покупатель — дебитор.
-
Фактор — факторинговая компания или отдел банка.
Самая распространённая схема реализации факторинга состоит из четырёх шагов.
Шаг 1. Поставщик договаривается с покупателем об отсрочке платежа и отгружает товар. Отсрочка может составлять от одной недели до четырёх месяцев.
Шаг 2. Поставщик подписывает договор с фактором и передаёт ему накладные.
Шаг 3. Фактор выплачивает 90% от общей стоимости поставки по накладным. Оставшуюся сумму выплачивают после того, как покупатель получит и проверит товар.
Шаг 4. Покупатель выплачивает задолженность фактору.
Виды факторинга
Существует несколько классификаций факторинга. Вот основные из них.
По способу информирования:
- Открытый факторинг — поставщик сообщил покупателю о заключении договора с фактором, и покупатель выплачивает задолженность фактору.
- Закрытый факторинг — поставщик не сообщает покупателю о факторинговой сделке. Покупатель выплачивает деньги поставщику, который расплачивается с фактором.
По распределению рисков факторинг может быть:
- С правом регресса — если должник нарушил договор, то фактор возвращает неоплаченные счета и требует вернуть деньги.
- Без права регресса — все риски берёт на себя факторинговая компания, и в случае взыскания долга покрывает все судебные издержки.
По времени возникновения долга факторинг может быть реальным, если договор заключают, когда уже наступили долговые обязательства, и консенсуальным, если долг переуступается заранее.
По резидентности участников факторинг бывает внутренним, если все участники — резиденты одной страны, и внешним, то есть международным.
В сделке может участвовать один или два фактора. В зависимости от этого факторинг бывает прямым и взаимным.
По спектру услуг:
- Широкий или конвенционный факторинг, если факторинговая компания, кроме финансирования и инкассации долга, предоставляет бухгалтерские, страховые и другие услуги;
- Узкий или ограниченный подразумевает, что перечень услуг ограничен основными функциями факторинга.
По виду документооборота факторинг бывает традиционным и электронным, если все документы оформляются и передаются в электронном виде.
Этапы факторинга
1. Перед заключением договора оцениваются финансовые возможности клиента. Поставщик предоставляет фактору информацию о покупателе, условиях доставки, оплаты, случаях нарушения договоров.
2. Подготовка и заключение договора факторинга. В договоре указывают:
- предмет договора
- права и обязанности сторон
- процедуру финансирования
- кредитный лимит
- условия передачи фактору права на долг
- стоимость услуг фактора и порядок расчёта
- действия при нарушении обязательств дебитором
- срок договора и другие условия.
3. Контроль сделки. В период действия договора важно, чтобы все участники исполняли обязательства. Если договор нарушен, оформляют претензию.
Факторинговая компания тоже может провести переоценку поставщика и покупателя и проконтролировать, что задействованные активы соответствуют требованиям по договору.
Когда факторинг полезен для предпринимателя
С помощью факторинга компании могут в короткие сроки увеличить оборотный капитал. Факторинг оказывается дешевле краткосрочных кредитов.
Компании прибегают к этой системе финансирования, когда хотят привлечь покупателей, предлагая удобные способы оплаты.
Кто не может пользоваться факторингом
Компании, которые
- выпускают специализированные товары,
- выставляют счета после выполнения определённых работ,
- имеют много покупателей, которые не оплатили товары и услуги,
- работают с субподрядчиками,
- работают на условиях постпродажного обслуживания.
Факторинг не используют для расчётов между филиалами одной организации и погашения долговых обязательств физлиц и бюджетных организаций.
Статья актуальна на