Уголок потребителя для ИП

Справочная / Права потребителей

Уголок потребителя для ИП

Человек приходит в магазин или турагентство. Получает работающий пылесос или увлекательное путешествие — и счастлив. Это идеальная ситуация, но в реальности ожидания нарушаются.

Покупатель возвращает бракованный пылесос — а администратор не принимает. Отравился просроченным йогуртом и пишет в Роспотребнадзор — но не знает названия фирмы.  Аптека выглядит сомнительно — а он не может проверить лицензию. Чтобы защитить права потребителей и помочь в разрешении споров, государство обязывает предпринимателей заводить «уголок потребителя».

Сдавайте отчётность в 3 клика

Эльба поможет вам работать без бухгалтера. Она подготовит отчёты, посчитает налоги и не потребует от вас специальных знаний.

Попробуйте 30 дней бесплатно Подарок новым ИП Год на «Премиуме» для ИП младше 3 месяцев

Кто обязан оформлять уголок потребителя

Все, кто продаёт товары или оказывает услуги населению.

Что такое уголок потребителя

Уголок потребителя — это набор документов: часть — тексты законов, часть — информация о продавце. Обычно документы помещают на специальные стенды. Наверное, вы видели такие в магазинах или в налоговой. Они стоят от 500 рублей. Подойдёт и экономный вариант: вложить документы в файлы и положить на стол или прикрепить к стене.  

Уголок потребителя размещают внутри помещения. Место должно быть заметным и доступным для покупателей.

Что должно быть в уголке потребителя

Предприниматели размещают в уголке потребителя четыре вида документов.

1. Информация о продавце или исполнителе:

  • Копия документа о государственной регистрации ИП или ООО. Наименование зарегистрировавшего его органа.
  • Документы, которые разрешают предприятию вести определённую деятельность:  лицензии или свидетельства о госаккредитации. Например, для магазина — лицензия на продажу алкоголя и табачной продукции.
  • График работы и адрес.

2. Нормативно-правовые акты РФ:

  • Закон «О защите прав потребителей».
  • Кодекс РФ «Об административных правонарушениях».
  • Постановление правительства РФ «Правила продажи отдельных видов товаров» или «Правила оказания услуг общепита».

3. Документы, которые зависят от вида бизнеса. Например:

  • Условия продаж определенных групп товаров, Например, ограничения на продажу табачных изделий и алкоголя несовершеннолетним.
  • Журнал показания проверок торговой деятельности — для торговли.
  • Санитарно-эпидемиологические правила — для торговли и общепита.
  • Правила оказания услуг и прейскурант — для тех, кто оказывает услуги.

4. Прочие документы:

  • Книга жалоб и предложений.
  • Перечень контролирующих и надзорных органов с адресами и телефонами.
  • Порядок обслуживания льготных категорий граждан.
  • План эвакуации и правила пожарной безопасности.

Книжки с нормативно-правовыми актами продают в Роспечатях и книжных магазинах. Порой предприниматели распечатывают тексты на принтере, чтобы сэкономить. Контролирующие органы против: мало ли что вы изменили в содержании. Покупайте официальные издания, чтобы не рисковать.

Все тексты в уголке потребителя должны быть на русском языке. Если в вашем регионе дополнительно принят национальный язык — можете продублировать информацию на нём, но это не обязательно.

Штраф за отсутствие уголка потребителя

Роспотребнадзор узнаёт нарушении из жалоб покупателей или наблюдений сотрудников ведомства.  За ошибки в оформлении штрафуют по  ст.14.5 КоАП:

— ИП — на 1500 — 2000 рублей.

— Должностные лица — на 3000 — 4000 рублей.

— Юрлица — на 30000 — 40000 рублей.

При первом нарушении штраф заменяют на предупреждение. Недочёты просят устранить в определённый срок.

Нормативка

Ст. 8-10 Закона «О защите прав потребителей» и ст. 495 Гражданского кодекса РФ.

Региональные власти имеют право устанавливать дополнительные требования к уголкам потребителей. Поэтому узнайте об особенностях в вашем регионе.

Выводы:

  1. Все компании, которые продают товары или оказывают услуги населению, оформляют уголки потребителя. Они помогают потребителям реализовывать свои права.
  2. Уголок потребителя — набор документов о компании и нормативно-правовых актов. Обычно его оформляют в виде стенда. Это не обязательно: подойдут папки или файлы на видном месте.
  3. Затраты на оформление уголка потребителя — от 300 рублей. Штрафы для ИП — от 1500 до 2000 ₽, для ООО — от 30 000 до 40 000 ₽. Решайте сами, рисковать или нет.
Статья актуальна на 28.01.2021

ТОЛЬКО ПОЛЕЗНАЯ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Нажимая кнопку Подписаться, я даю согласие
на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур
3 МЕСЯЦА
ЭЛЬБЫ
В ПОДАРОК

ТОЛЬКО ПОЛЕЗНАЯ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

3 МЕСЯЦА ЭЛЬБЫ В ПОДАРОК
Нажимая кнопку Подписаться, я даю согласие
на обработку персональных данных.
12 комментариев
Оставить комментарий
Комментарии (12)
Представьтесь через
Войдите через соцсети
фейсбук контакте
Написать комментарий
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Написать
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
  • Светлана Геннадьевна 25 марта 2019, 23:49
    Здравствуйте!
    Прочитала статью.
    Есть вопросы:
    1. "Условия продаж определенных групп товаров" Это где взять? У нас Розн. торговля автозапчастями.
    2. "Санитарно-эпидемиологические правила". -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-
    3. "Перечень контролирующих и надзорных органов с адресами и телефонами". Какие именно.
    4. "Порядок обслуживания льготных категорий граждан." Где его("порядок") можно взять?

    Интернет выдаёт тааакую загадочную информацию.

    Заранее благодарна.
    Ответить
  • Оксана 28 марта, 21:09
    Здравствуйте!
    Нужно ли где то регестрировать книгу жалоб?
    Ответить
  • Ирина 17 мая, 11:26
    Здравствуйте, на каждом этаже в торговом центре нужно размещать уголок потребителя, если собственник один?
    Ответить
    • Добрый день, Ирина.

      У торгового центра уголок потребителя может быть один, он должен быть размещен в заметном и легкодоступном месте. Если сомневаетесь как правильно оформить уголок, можете обратиться в Роспотребнадзор.
      Ответить
      • Светлана Геннадьевна 17 мая, 13:09
        Написала комментарий к статье ещё в марте 2019года.
        До сих пор так и не получила ответа
        Обидно.
        Ответить
        • Здравствуйте, Светлана Геннадьевна.

          Приносим свои извинения за сложившуюся ситуацию.

          Статью обновляли в начале этого года, вероятно, посчитали, что ваш вопросы уже могут быть неактуальны.

          Судя по вашему комментарию это не так, ниже то, что удалось найти по вашим вопросам:

          1. Отдельного документа регулирующего условия розничной торговли автозапчастями законодательством не предусмотрено. Можно опубликовать, для клиентов постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463.
          2. Закон «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
          3. Желательно указать сведения как общероссийских организаций, которые контролируют деятельность магазина, так и местных.
          Роспотребнадзор, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба, Санэпидемстанция.

          И телефоны экстренных служб: МЧС, Полиция, Скорая помощь, Аварийная служба.

          4. Этот документ разработан для социальных объектов, у магазина автозапчастей его может не быть.
          Ответить
          • Светлана Геннадьевна 17 мая, 17:16
            Спасибо большое!!
            Ответить
  • Мали 25 мая, 13:31
    Здравствуйте. Для табачного магазина . Где найти эти номера и тд. Позвонила в Роспотребнадзор сказали , что можно просто уведомление отправить онлайн через гос услуги. Я отправила . Какие документы они мне должны отправить , чтоб я их в уголок положила ?
    Ответить
    • Добрый день.

      Речь о телефонах контролирующих органов? Их можно найти на официальных сайтах этих органов или на сайте администрации города.

      Какие документы должен отправить Роспотребнадзор — следует уточнить непосредственно у сотрудников этого органа. Документы, которые должны быть в уголке потребителя указаны в статье.
      Ответить
  • Ангелина 17 июля, 10:00
    Здравствуйте, если я веду свою деятельность через интернет: то есть продаю товары через интернет-площадки, где я должна размещаться информацию для потребителя и должна ли?
    Ответить
    • Шайн Лена 18 июля, 12:01
      Добрый день, Ангелина!

      Да, информация должна быть размещена, но немного другая. Подробнее об этом мы рассказали в другой статье → https://e-kontur.ru/enquiry/1376/rules_online_shops
      Ответить

Устали от предпринимательской рутины?