Предприниматели часто рискуют: поставщик пропадает с предоплатой, исполнитель не выполняет работу за аванс, налоговая требует разъяснений по сомнительной сделке. Поэтому важно всегда проверять новых контрагентов. Расскажем, как обезопасить свой бизнес и не попасть на деньги с новыми партнёрами.
Зачем проверять контрагентов
Презентабельный офис с сотрудниками и положительные отзывы не всегда показатель к успешному партнёрству. Компании могут скрывать проблемы, среди которых:
- нехватка денег,
- долги по налогам и кредитам,
- задержки поставок,
- судебные разбирательства,
- признаки фирмы-однодневки.
Узнать о внутренних проблемах компании помогут специальные сайты и сервисы. Проверка позволяет определить, кто:
- Не выполняет договорные обязательства.
- Занимается мошенничеством или обналичиванием.
- Находится на стадии банкротства.
- Имеет задолженность по налогам и сборам.
- Исключён из единого государственного реестра.
- Работает без лицензии.
- Участвует в судебных разбирательствах.
ИП Семёнов В. А. заключил договор с ООО «Спектр». Купил стройматериалов на 300 000 ₽ и включил их в расходы по УСН 15%. Когда налоговая проверяла декларацию, она автоматически проанализировала контрагента и обнаружила, что он обладает признаками фирмы-однодневки. Она признала сделку недействительной, и компания заплатила больше 50 000 ₽:
- налог: 300 000 ₽ * 15% = 45 000 ₽,
- штраф: 45 000 ₽ * 20% = 9 000 ₽,
- пени: 45 000 ₽ * 7,75% * 1/300 = 11,62 ₽ за каждый день просрочки.
Когда проверять контрагентов
Проверять контрагентов нужно, когда:
- Сделка проводится впервые. Лучше убедиться, что компания благонадёжная.
- Контрагент зарегистрировался недавно. Возможно, это однодневка.
- вероятном партнёре плохие отзывы. Есть вариант, что у компании проблемы или она намеренно кидает партнёров.
- Организация работает только по полной предоплате. Возможно, она возьмёт деньги и исчезнет.
Способы проверить контрагента
- Закажите услугу у юриста или специализированной компании.
- Воспользуйтесь платным сервисом вроде Контур.Фокуса.
-
Проверьте сами в открытых источниках.
Как проверить контрагента самостоятельно
Сначала проверьте компанию на сайте налоговой. Здесь вы узнаете, зарегистрирована ли компания, получите выписку из ЕГРИП/ЕГРЮЛ и ссылки на другие сервисы ФНС.
Сведения помогут узнать:
- Задолженность по налогам и отчётам юрлица.
- Планы компании по ликвидации и банкротству.
- Дисквалифицирован ли директор.
- Массовый ли адрес регистрации. Когда десять компаний зарегистрировано в одном помещении — это явный признак однодневки.
- Существует ли вообще адрес регистрации.
Сервис «Прозрачный бизнес» полезен малому и среднему бизнесу, самозанятым, ИП, бухгалтерам, юристам, инвесторам и кредиторам — всем, кто заключает договоры с поставщиками, подрядчиками и партнёрами.
Кроме этих инструментов, узнайте, как часто компанию вызывают в суд. Если другие партнёры постоянно пытаются что-то у неё отсудить, возможно, она регулярно нарушает договорённости:
Если заключаете договор с представителем компании, попросите доверенность. Проверьте, что она действительна на сайте Федеральной нотариальной палаты.
Выясните, что компания не попала в список недобросовестных подрядчиков по госзакупкам. Если она там, то, скорее всего, недобросовестная и с контрагентами-предпринимателями.
На что обратить внимание в выписке из ЕГРИП/ЕГРЮЛ
При получении выписки обратите внимание на такие моменты:
- Коды ОКВЭД соответствуют фактической деятельности компании.
- Число кодов не превышает разумное количество. Если кодов больше 20, возможно, компанию зарегистрировали под «серые» сделки.
- Виды деятельности не сильно отличаются. Если компания занимается одновременно строительством, торговлей и юридическими консультациями, возможно, она что-то скрывает.
- Нет записи о недостоверности сведений. Если адрес компании недействительный, возможно, её счёт заблокируют, и вы не получите оплату. Налоговая может даже ликвидировать такое предприятие.
А Эльба поможет?
В Эльбе можно узнать основную информацию о компании: когда она зарегистрирована, кто ей владеет и руководит, какое у неё финансовое состояние на конец предыдущего года. Возможность есть на тарифах «Бизнес» и «Премиум», во вкладке «Контрагенты» → «Проверка контрагента».