Способ контроля напоминает то, как ученые следят за миграцией птиц и животных с помощью установленных на них меток. У каждого товара будет подобная метка — индивидуальный код Data Matrix (не путайте с QR-кодами, это разные форматы).
Чем отличается QR-код и Data Matrix
Собирает и хранит информацию о кодах Data Matrix госсистема мониторинга Честный ЗНАК. Это облачный ресурс, за его работу отвечает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
К Честному ЗНАКу есть доступ у обычных покупателей, Минпромторга, ФНС и других госорганов. Покупатель может отсканировать код мобильным приложением «Честный ЗНАК» для Android и iOS и убедиться, что ему, например, продали легальную пару кроссовок. А контролирующие органы могут узнать ее историю: где кроссовки произвели, куда отгрузили, через сколько посредников она прошла и в каком магазине эту обувь продали. Обо всём этом в систему мониторинга должны сообщать участники рынка: производители, импортеры, оптовые и розничные точки.
Отсюда вытекают требования для розницы:
- Пройти регистрацию в Честном ЗНАКе;
- Сообщать системе, что принимаете товар;
- Промаркировать остатки продукции, которую не успели продать до запрета на торговлю товарами без маркировки (в том числе можно промаркировать остатки табака на 30 июня, это можно сделать до 30 декабря, хотя раньше запрещали) ;
- Отчитываться в систему, что продаете и списываете товар, на языке регулятора это называется «выводом из оборота».
Кого и когда коснется маркировка
Для каждой отрасли маркировку вводят в свои сроки, у разных игроков одной отрасли обязанности тоже наступают не одновременно. Например, маркировка одежды идёт с 1 января. С 1 января 2021 года уже запрещено продавать непромаркированную одежду, до 1 февраля магазины должны были промаркировать остатки.
Обычно сначала ЦРПТ объявляет в отрасли эксперимент. Его добровольные участники подключаются к Честному ЗНАКу, пробуют новые схемы работы, делятся мнением в рабочих группах. По результатам эксперимента правительство закрепляет правила и сроки маркировки в нормативном акте. Работа с маркировкой одежды, парфюмерии, шин — это уже не эксперимент, а обязанность всех предпринимателей.
Маркировка одежды, парфюмерии, шин
1. Зарегистрируйтесь в Честном ЗНАКе
Пройти регистрацию в Честном ЗНАКе можно в веб-сервисе Контур.Маркет. Для этого подключите модуль «Маркировка» к основному тарифу Маркета. Сервис внесет в заявку нужные данные, попросит проверить заполнение и отправить документ. Как только Честный ЗНАК одобрит заявку, Маркет сообщит об этом. Как зарегистрироваться в Честном ЗНАКе в Маркете.
На сайте Честного ЗНАКа заполните заявку данными о своей компании и подпишите квалифицированной электронной подписью (КЭП). Как только регистрация состоится, вы получите доступ к личному кабинету в системе мониторинга.
2. На кассе сканируйте Data Matrix, чтобы уведомить Честный ЗНАК о продаже (выводе из оборота)
Кассир должен считывать маркировку 2D-сканером, который распознаёт формат Data Matrix. Если у вас 1D-сканер для одномерных штрихкодов, он не подойдет. Например, продавцы крепкого спиртного делают то же самое с акцизной маркой на бутылке.
Получив код, кассовая программа добавляет в чек тег 1162. Это признак маркированного товара, в электронном чеке он прописан числовым кодом, в бумажном — преобразован в букву знак [М].
По тегу 1162 ОФД понимает, что нужно переслать данные не только в налоговую, но и в Честный ЗНАК, чтобы он вывел из оборота проданный код. Если товар с тем же кодом попробуют продать на другой кассе, она не помешает добавить его в чек, но Честный ЗНАК узнает, что на рынке появился дубль. Это станет поводом для проверки в магазине.
Используете кассу в автономном режиме? Работайте с Честным ЗНАКом без ОФД
Вы имеете право не подключить ОФД, если ваш населенный пункт входит в список местностей, отдаленных от сетей связи. В этом случае вы обязаны самостоятельно информировать Честный ЗНАК, когда и какие коды проданы. Для этого скачайте данные с кассы, загрузите в личный кабинет и отправьте уведомление о выводе из оборота. Уложиться нужно в 30 календарных дней с даты реализации.
3. Получайте электронные накладные, чтобы подтверждать в Честном ЗНАКе приемку товара
Вы уже работаете с накладными, подтверждающими прием и отгрузку. В Честный ЗНАК тоже нужно будет отправлять документальные подтверждения, что у товара сменился собственник. Система получает документы только в электронном виде.
Для приемки обязательно использовать универсальные передаточные документы (УПД). Такие документы «путешествуют» между компаниями только через операторов электронного документооборота (ЭДО), например, через Контур.Диадок. Вам следует подключиться к одному из них.
Ваши поставщики тоже должны выполнять требования к маркировке
Хороший пример
Магазин «Тапочки» и поставщик «Женские тапочки» подключили ЭДО. В своем товароучетном сервисе магазин получает УПД от поставщика и подтверждает приемку. Оператор ЭДО автоматически сообщает в Честный ЗНАК, что у партии женских тапочек новый хозяин — магазин «Тапочки».
Плохой пример
А поставщик «Мужские тапочки» не подключил ЭДО, но отправил партию товара магазину «Тапочки» и бумажные накладные на них. Магазин видит, что нет УПД и надеется, что поставщик отправил электронную накладную из личного кабинета в Честном ЗНАКе. Магазин заходит в свой личный кабинет в Честном ЗНАКе, но и там документа нет. Значит, он не имеет права оприходовать мужские тапочки, потому что без документа не сможет поставить товар на баланс в Честном ЗНАКе. Если магазин все-таки примет партию и начнет ее продавать, он нарушит требования закона.
Маркировка остатков одежды закончилась 1 февраля
Как правило, в магазинах много остатков, закупленных до начала реформы. Предполагалось, что владельцы магазинов сами организуют их маркировку — инструкцию мы приводим ниже. Но после 1 февраля получить коды маркировки уже нельзя. Возможно, сроки продлят, мы будем следить за новостями, и обязательно сообщим о них в нашем телеграм-канале.
Есть исключение: коды можно получить, если с товаром что-то произошло. Например, бирка с кодом потерялась или выгорела или покупатель вернул товар и не сохранил «родную» маркировку
Как промаркировать остатки:
1. В личном кабинете Честного ЗНАКа создайте заявку на нужное число кодов. В заявке напишите информацию о товаре:
- ИНН организации или ИП;
- вид товара;
- происхождение: импорт или российское производство;
- код 64: первые два знака по номенклатурному классификатору ТН ВЭД.
Заметьте, что для заявки достаточно сведений, которые реально указать и без документов.
Стоимость кодов — такая же, как при импорте и производстве — 50 копеек без НДС.
2. Получите коды и распечатайте
Подойдет офисный принтер или принтер для печати на клейких этикетках. И тот и другой подключается к компьютеру. Выбор зависит от того, в какой программе вы работаете с Честным ЗНАКом. Например, пользователи Контур.Маркет смогут запрашивать коды прямо из своего сервиса: Маркет отправляет заявку, получает коды в виде набора цифр, превращает в Data Matrix и отправляет на печать.
3. Прикрепите каждый распечатанный код на упаковку
4. Направьте в Честный ЗНАК уведомление, что промаркировали товар и хотите ввести его в оборот.
В документе перечислите все коды, которые использовали. Если остались лишние коды, через 60 дней система их аннулирует. То же самое случится с кодами, которые вы получили, но не ввели в оборот.
Кстати, теперь Контур.Маркет помогает запрашивать коды проще и быстрее: подать заявку можно будет прямо из сервиса, не переходя на сайт «Честного ЗНАКа».
Что, если игнорировать требования?
Не считываете маркировку на кассе. ИП оштрафуют на 1 500-3000 ₽, ООО на 5000-10 000 ₽ по п. 4 ст. 14.5 КоАП.
Продаете товар без маркировки. Товары конфискуют, ИП оштрафуют на 5000-10 000 ₽, ООО на 50 000-300 000 ₽ по п. 2 ст. 15.12 КоАП
Чек-лист для перехода розницы на маркировку
Что нужно |
Зачем |
Что делать |
Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП) |
Для подписи заявления о регистрации в Честном ЗНАКе и заверения электронных документов о приемке и отгрузке |
Если у вас есть КЭП, можно ее проверить на сайте Контур.Диадока |
Товароучетный сервис, позволяющий соблюдать требования к маркировке |
Для регистрации в Честном ЗНАКе, запроса кодов, подтверждения УПД, работы с кассой |
Подключите модуль «Маркировка» в сервисе Контур.Маркет |
Кассовое программное обеспечение, обновленное под маркировку |
Для добавления в фискальные данные чека тега 1162 и отправки сведений ОФД |
|
Оператор фискальных данных ! Не нужен, если используете кассу в автономном режиме без ОФД |
Для сообщения в Честный ЗНАК о продаже товаров с конкретными кодами |
Подключите модуль «Маркировка» в сервисе Контур.ОФД |
2D-сканер, умеющий распознавать формат Data Matrix |
Для сканирования маркировки на кассе |
Проверьте сканер, если он у вас есть |
Сроки внедрения маркировки для разных товаров
Сроки | Вид продукции | Обоснование |
С 12 августа 2016 |
Шубы и другая одежда из натурального меха |
Федеральный закон № 105-ФЗ, Постановления Правительства № 787 и № 270 |
С 1 июоя 2019 |
Сигареты и папиросы |
Постановление Правительства № 224
|
С 1 июля 2020 |
Обувь |
|
С 1 октября 2019 |
Лекарственные препараты из перечня высокозатратных нозологий |
|
С 1 января 2020 | Все остальные лекарственные средства | Федеральный закон № 61-ФЗ |
С 1 июля 2020 | Кальянный табак и прочая табачная продукция | Постановление Правительства № 224 |
С 1 октября 2020 | Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки | Постановление Правительства № 1953 |
С 1 октября 2020 | Духи и туалетная вода | Постановление Правительства № 1957 |
С 1 ноября 2020 |
Новые шины и пневматические покрышки | Постановление Правительства № 1958 |
С 1 января 2021 |
Одежда | Постановление Правительства № 1956
|
Также идут пилотные проекты: по пиву, БАДам, антисептикам и медицинским изделиям.
Статья актуальна на