С 1 июля 2020 года запрещены производство и импорт обуви без маркировки, а также продажа обуви оптом и в розницу без передачи сведений в Честный ЗНАК. 

Мы собрали болезненные и частые вопросы про маркировку обуви и ответили на них. 

Базовая статья про маркировку товаров

Вот на какие вопросы мы ответили:

Зачем нужна маркировка?

Какая обувь подлежит маркировке?

Что, если проигнорировать её?

Что магазин должен будет приобрести?

С чего начать?

Как принимать маркированную обувь от поставщика?

Как промаркировать остатки?

И другие вопросы предпринимателей

Зачем нужна маркировка?

1. Государство — чтобы вывести рынок продажи обуви из тени и повысить сборы налогов.

2. Официальному бизнесу — чтобы не конкурировать с неофициальным, который сбивает цену за счёт продажи некачественных товаров и подделок. 

3. Покупателям — чтобы проверять подлинность товаров, узнать, кто товар произвел, из чего он сделан. 

Какая обувь подлежит маркировке? 

Маркируют всю обувь: мужскую, женскую, детскую, из меха, кожи, резины, текстиля, пробки… кожи единорога, волос эльфа. И спортивную тоже: для сноуборда, футбола, гимнастики и т.д. 

По кодам ТНВЭД маркируется 6401, 6402, 6403, 6404 и 6405. По ОКПЭД 2 — 15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32 и 32.30.12.

Обувь на заказ можно не маркировать. Только заказ должен быть подтверждён договором. 

Что, если проигнорировать маркировку?

В кассовом чеке должен быть специальный тег 1162 — код товара. Продажа товара без него будет считаться применением онлайн-кассы с нарушениями. Это штраф 1500-3000 ₽ для ИП, 5000-10 000 ₽ для ООО по ч. 4 ст. 14.15 КоАП.

Более суровый вариант — штраф по ст. 15.12 КоАП. Тогда товар конфискуют и заодно оштрафуют ИП на 5000-10 000 ₽, ООО — на 50 000-300 000 ₽. 

Что магазин должен приобрести?

Что понадобится Зачем

Квалифицированная электронная подпись

для регистрации и работы в Честном ЗНАКе

Онлайн-касса с распознаванием маркировки

для продажи маркированных товаров по правилам

2D-сканер 

для сканирования кода маркировки при продаже 

Кассовая программа с распознаванием маркировки

для формирования чеков со специальным реквизитом «код товара» (тег 1162)

ОФД с поддержкой маркировки

для передачи данных о продаже маркированных товаров в Честный ЗНАК

Товароучетный сервис с поддержкой маркировки

для приёмки маркированного товара в розничной точке

Как принимать маркированную обувь от поставщика?

В целом схема такая. Поставщик отразит коды маркировки каждого товара в УПД. При приёмке вы проверите: привезли действительно товары из УПД. Затем подпишете документ в электронном виде (например, в Диадоке). Честный ЗНАК получит информацию из документа через интернет. 

Коды принятых товаров должны соответствовать УПД. Если не соответствуют — товары запрещено продавать.

Что делать, если в магазине есть непромаркированная обувь

Непромаркированную обувь запрещено продавать.  По идее, вы должны были сами промаркировать её до августа 2020 года. Правительство рассматривает как вариант — продлить срок маркировки остатков, если они решатся — мы обязательно сообщим в нашем телеграм-канале. Там появляются все важные новости об изменениях в законе. 

Если примут, вам пригодятся контуровские сервисы, которые упрощают заказ кодов и формирование этикеток. Это Контур.Маркировка — для производителей, импортеров и поставщиков и Контур.Маркет — для розничных магазинов.  

А как быть комиссионным магазинам?

Комиссионер маркирует остатки обуви только в одном случае — если обувь на продажу сдал обычный человек. Если обувь пришла от юрлица или ИП, то маркируют остатки они сами. 

Наталье в магазин на продажу люди отдают поношенную обувь. Наталья продает её со скидкой. Но перед продажей Наталья заказывает коды маркировки в Честном ЗНАКе.

Если продаёте комиссионное и маркированное, выводите это через онлайн-кассу с отправкой данных в Честный ЗНАК. 

Для описания такого товара указывайте атрибуты: 

  • вид обуви (мужская/женская/детская/унисекс);
  • вид материала верха;
  • вид материала подкладки;
  • вид материала подошвы;
  • цвет;
  • размер;
  • ИНН участника.

А если принимаете товар от юрлица или ИП, регистрироваться в Честном ЗНАКе и передавать туда сведения не нужно. Так говорится в Постановлении правительства № 860. Но на самом деле в этом случае вы принимаете товар с УПД и продаёте его от своего имени, то есть становитесь участниками оборота. ЦРПТ пока не принял решение по таким случаям. 

Иногда в магазин к Наталье на продажу приходит обувь от местного дизайнера. У дизайнера ИП. В этом случае Наталья пока не знает, как поступить: она не заказывает коды маркировки на такую обувь — этим занимается дизайнер — но для приёмки такой обуви Наталья ждёт разъяснений от ЦРПТ. 

Я продаю обувь на рынке или освобождён от ОФД. Мне что, нужно будет купить кассу?

Да:( Выводить маркированный товар нужно через онлайн-кассу с передачей сведений о продаже в Честный ЗНАК. Если работаете автономно, без ОФД, придётся раз в месяц загружать в Честный ЗНАК данные о продаже маркированного вручную. 

Придется завести кассу и тем, кто продает обувь на рынке. В большинстве случаев рыночные продавцы освобождены от онлайн-кассы по 54-ФЗ. Но если продаете маркированный товар, придется ставить её, заводить ОФД, сканер, кассовую программу с маркировкой. 

А что делать, если человек вернул товар? 

Если коробка с кодом сохранились, сообщите в Честный ЗНАК, что снова вводите в оборот этот код. Если кода нет, запросите новый, промаркируйте товар, введите код в оборот. 

Обувь сгорела, утонула или исчезла. Как быть?

Сформируйте акт списания. Потом в течение трёх рабочих дней сформируйте в Честном ЗНАКе сообщение о выбытии: перечислите коды товаров, реквизиты акта и причины выбытия. 

Статья актуальна на