Налоговики активно занимаются выявлением мнимых сделок и при обнаружении «однодневного» контрагента могут заподозрить умышленное снижение налога. Тогда начислят недоимку, пени и штрафы. Несколько советов помогут избежать претензий инспектора и оправдают вас в суде.
1. Проверяйте документы у контрагентов
Первым делом, попросите у контрагента свидетельства о регистрации ИП или ООО и о постановке на учёт в налоговой. В них обратите внимание на дату регистрации бизнеса. «Фирмы-однодневки», обычно, живут недолго. Затем проверьте устав, в нём особое внимание уделите полномочиям директора — вправе ли он совершать сделку без одобрения учредителей. Попросите также приказ о назначении директора. Если фирма осуществляет деятельность, на которую нужна лицензия (например, торговля алкоголем), проверьте её наличие.
Копии этих документов сохраните у себя. Если контрагент окажется «фирмой-однодневкой», это докажет вашу добросовестность и предусмотрительность и поможет решить проблемы с налоговой.
2. Запрос в инспекцию
Если сумма контракта большая, сделайте запрос в налоговую инспекцию об уплате контрагентом налогов и совершённых налоговых нарушениях. Такую информацию вам, скорее всего, не предоставят, но важен сам факт запроса.
3. Используйте интернет-сервисы
Полезная информация о контрагенте есть на официальных сайтах госорганов:
- На сайте налоговой сразу несколько сервисов помогают проверить контрагента. Например, можно получить сведения о гос.регистрации, процедурах реорганизации или ликвидации контрагента, узнать об исключении его из ЕГРЮЛ, проверить наличие долгов по налогам и отчётам.
- На сайте антимонопольной службы поищите контрагента в реестре недобросовестных поставщиков.
- На сайте арбитражного суда проверьте судебные процессы с участием контрагента.
- На сайте службы судебных приставов выясните, есть ли у контрагента незакрытые исполнительные производства.
Сделайте и сохраните копии интернет-страниц. Они подтвердят, что вы проводили проверку контрагента, при возникновении претензий со стороны контролирующих органов.
С помощью Эльбы вы можете проверить контрагента по базам индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и организаций (ЕГРЮЛ), узнать об их финансовом состоянии.
4. Пишите письма и сохраняйте переписку
Переписка с контрагентом тоже может избавить вас от претензий налоговиков. Вы можете предоставить переписку с согласованными деталями (цена, условия, сроки), а также, как ни странно, рекламные брошюры, где указаны его контактные данные и перечень услуг, которые он оказывает. Такая информация может послужить основанием, что контрагент реально существовал. У него был офис, персонал и т.д.
5. Проверяйте местонахождение контрагента
Проверьте адрес контрагента по базам массовой регистрации. Также стоит узнать, не указан ли контрагент в базе юрлиц, связь с которыми по указанному в ЕГРЮЛ адресу отсутствует. Можно запросить у контрагента копию договора аренды помещения(офиса). Узнайте в соответствующем почтовом отделении о получении контрагентом корреспонденции по данному адресу.
6. Рекомендации и благодарственные письма
Рекомендательные письма, награды и отзывы подтверждают добросовестность при выборе контрагента. Информация о том, что ваш партнер участвует в гос.контрактах, гос.закупках и конкурсах также можно будет использовать в своей защите.
7. Разработайте методику проверки
Разработайте и утвердите приказом собственную методику проверки контрагента. За основу можете взять способы, названные в статье. Такой серьёзный подход покажет вашу добросовестность при выборе партнёра.
И в заключение
Налоговики давали еще одно разъяснение, по типу «делайте как хотите, при проверке посмотрим, что наделали...», таким образом, на вопрос, что является должной осмотрительностью ответа как не было, так и нет. Доказывать же придется любым доступным способом, «презумпция виновности» у нас в стране до сих пор, видимо, действует.
Статья актуальна на