Сам себе бухгалтер
Пока бизнес только начинает раскручиваться, можно попробовать вести учёт самому. Операций немного, расходы хочется сократить, поэтому очень удобно все бизнес-процессы держать в одних надёжных руках — своих.
Плюсы
- Не надо тратить деньги на бухгалтерское обслуживание.
- Поневоле придётся разобраться в бухучёте и налогообложении — этот бесценный опыт очень поможет при дальнейшем развитии бизнеса.
- На самом старте цена ошибки, как правило, не так высока.
Минусы
- На «бумагомарательство» тратится значительная часть времени, которое можно потратить на развитие бизнеса.
- Ошибки неизбежны, поэтому стоит быть готовым к тому, что есть вероятность налететь на штрафы.
- Часто не у кого спросить совета насчёт своих действий/ бездействий.
Полезные советы
- Выберите специальный режим налогообложения, где расчёт налогов и отчётность проще.
- Не пытайтесь оптимизировать налоги, по крайней мере, пока не будет чёткого понимания, что оптимизация реально выгоднее, чем возможные налоговые последствия. Государство — не дурак.
- Используйте понятные веб-сервисы для предпринимателей, упрощающие, а не усложняющие работу по учёту.
- Если не собираетесь стать транснациональной корпорацией в ближайший год — открывайте ИП, а не ООО. Это значительно упростит учёт и снизит налоговую нагрузку.
- Следите за изменениями в законодательстве.
Статья «Бухучёт без бухгалтера: что нужно знать ООО»
Когда стоит сказать STOP?
- Если время, затрачиваемое на ведение бухгалтерии, уж очень дорого стоит. Как показывает наш опыт, в среднем на бухгалтерию у начинающего предпринимателя уходит от 10 до 50% рабочего времени.
- Если цена ваших ошибок куда выше, чем экономия на расходах по бухобслуживанию.
- Если вы поняли, что развитие бизнеса спровоцирует значительные затруднения в учёте. Например, вы начинаете работать с иностранцами.
Бухгалтер на аутсорсе
Вы можете решить заключить договор с обслуживающей бухгалтерией. Или найти бухгалтера-фрилансера.
Плюсы
- Стоимость обслуживания у аутсорсинговых компаний и «вольных бухгалтеров», как правило, сдельная. А значит, можно поторговаться.
- Нет затрат на обеспечение бухгалтера рабочим местом, покупку специальных программ, канцтоваров.
- Не надо заниматься бухгалтерией самому, освободив время для работы «по назначению».
- Обслуживающая бухгалтерия, как и бухгалтер-фрилансер, работает без отпусков и больничных.
Минусы
- Удалённая работа почти всегда означает проблемы с коммуникациями. Оперативность в принятии решений и исправлении ошибок пострадает.
- Отсутствие индивидуального подхода к клиенту: «Нужно сдать отчётность — о'кей, а в остальном сами разбирайтесь». Аутсорсинговые компании могут гонять вас от одного специалиста к другому.
- Не исключена возможность выкатывания дополнительных строчек в прайсе — стоит досконально изучить договор и цены. Иначе экономия в конечном счёте сойдёт на нет.
- Проблема с конфиденциальностью информации также имеет место быть. Если вдруг уйдёт из-под носа база клиентов, доказать, что «слив» произошёл от обслужки, будет очень сложно.
Полезные советы
- Уделите выбору обслуживающей бухгалтерии или бухгалтера-фрилансера должное внимание. Не отдавайте учёт в руки первого встречного.
- На берегу договоритесь о всех нюансах, связанных с объёмом оказываемых услуг и их оплатой. Все (!) условия пропишите в договоре. Хотя бы первый год не упускайте из виду деятельность обслужки — приготовьтесь к тому, что первое время нужно всё перепроверять.
- Рекомендую в договоре предусмотреть пункт о конфиденциальности информации. Гарантии, конечно, не будет, но всё равно с ним лучше, чем без него.
- Крайне нежелательно передавать аутсорсерам контроль над деньгами (например, доступ к расчётным счетам в банках).
- Ну и последний совет: передавайте информацию своевременно. В последние дни отчётности специально для вас никто сидеть сутками не станет. Или станет, но за нереальный ценник.
Когда стоит сказать STOP?
- У вас не получается контролировать деятельность аутсорсера. Задержка в обмене информацией становится очень значимой для бизнеса. Вы теряете деньги из-за отсутствия оперативности.
- Ещё одна причина — объёмы и, соответственно, цена за услуги достигли уровня, при котором можно нанять штатного бухгалтера.
- Появились нестандартные операции, которые требуют бухгалтера «под себя».
- Если вы осознали, что жизнь бизнеса без собственного бухгалтера уже невозможна, стоит им обзавестись.
Нанять бухгалтера
Плюсы
- Появится человек, который будет работать только на вас и для вас.
- Возможность найти специалиста «под себя». Можно подумать над оптимизацией налоговых расходов.
- Максимальная оперативность в решении вопросов.
- Есть с кем посоветоваться по любым сложным ситуациям. Решение проблем и ответственность за эти решения теперь на профессионале.
Минусы
- Затраты на содержание бухгалтера в штате. И это не только зарплата, а ещё и налоги, взносы, больничные и т д. То, что сотрудник будет получать «на руки», смело умножайте на 1,5.
- Затраты на обеспечение бухгалтера расчётным и бухгалтерским ПО, справочно-правовыми системами, канцтоварами и, конечно, рабочим местом.
- Поиск нужного человека — крайне затратный процесс.
Полезные советы
- Отбору кандидатов стоит уделить максимум внимания. От этого выбора зависит почти весь успех этой затеи. Если тут поступить на авось — все плюсы обратятся в минусы.
- Бухгалтер похож на юриста: его знания и умения состоят из общего багажа и постоянного самообучения. Если кандидат вам говорит, что ему не нужна справочно-правовая система — задумайтесь. Законодательство в области бухгалтерского и налогового учёта изменяется, как минимум, поквартально. Научить бухгалтера на годы вперёд нельзя.
- Не рассчитывайте, что за небольшую зарплату у вас получится получить качественную работу. Работа хорошего бухгалтера всегда стоит своих денег. Предусмотрите заранее варианты на случай больничного, декретного отпуска или, в конце концов, увольнения вашего бухгалтера. Всегда должен быть запасной вариант.
- Первое время присматривайтесь к работе нового специалиста. Оставить его работу без контроля значит подвергнуть себя значительным рискам в будущем. Поработайте с ним, попытайтесь хотя бы поверхностно вникнуть в суть его процессов и цифр в отчётах — это не будет лишним.
- Также стоит следить за загрузкой рабочего времени бухгалтера. Если информацию бухгалтер постоянно предоставляет со значительной задержкой, возможно, стоит задуматься о помощнике для него. Работа на износ даёт недолгосрочный профит.
Когда стоит сказать STOP?
- Если даже при наличии бухгалтера вы получаете постоянно штрафы, дело не в подходе, а в конкретном бухгалтере (при условии, конечно, что все условия для его нормальной работы созданы).
- Перед увольнением обязательно позаботьтесь о сборе накопленной им информации.
И напоследок
Правильная организация процесса учёта поможет сохранить и приумножить капитал, а из-за неправильного выбора компания может обанкротиться.
Оригинальная статья размещена на сайте Hopes & Fears
Статья актуальна на