Эта статья поможет фитнес-клубам, салонам красоты, обучающим студиям и всем другим предпринимателям, которые продают абонементы на свои услуги.
Про какие абонементы пойдет речь
Абонемент — это когда клиент платит за несколько услуг сразу или за возможность получать их без ограничения. По такой схеме продают любые услуги: занятия с логопедом, тренировки, массаж, консультации юристов. Обычно услуга по абонементу дешевле, чем при разовой покупке — этим он и привлекает клиентов.
К великому сожалению предпринимателей, клиент может вернуть абонемент и забрать деньги за неиспользованные услуги. Но есть одно исключение.
Дальше из нашей статьи вы узнаете:
❌ Почему нельзя продавать клиентам невозвратные абонементы,
🤷♂️ В каком случае деньги за абонемент можно не возвращать,
🧮 Как посчитать сумму к возврату,
Невозвратные абонементы незаконны
Клиент вправе в любой момент отказаться от услуг, на которые купил абонемент. Объяснять причину он не обязан. Исполнитель должен вернуть деньги за вычетом своих расходов на услуги — на деле просто вычитают количество потраченных сеансов. Безлимитные абонементы не исключение, от них тоже отказываются и забирают деньги за оставшееся время. Это правила из ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона о правах потребителей.
Менять правила из закона и продавать невозвратные абонементы нельзя. Даже если клиент согласился и подписался под договором или публичной офертой, такое условие не работает. Это следует из ст. 422 ГК РФ и ст. 16 Закона о правах потребителей.
Штрафовать клиента или удерживать комиссию за отказ от абонемента тоже нельзя. Суды разбирали подобные споры и подтверждали, что это незаконно.
За невозвратные абонементы и штрафы клиентов предприниматель сам рискует получить штраф от Роспотребнадзора по ст. 14.8 КоАП РФ. Один спортивный клуб оштрафовали на 10 000 ₽. Они продавали клубные карты. При отказе клиентов удерживали комиссию 35 % от стоимости. В договоре с клиентом комиссию маскировали под «вступительным взносом», но Роспотребнадзор их раскусил — дело № А32-1950/2018.
Клиент обязан заявить исполнителю, что отказывается от услуг. С этого момента договор на услуги считается расторгнутым. До заявления договор действует и услуги тратятся, даже если клиент пропал и не ходит на занятия.
Нет правила, что клиент обязан отказаться от услуг письменно. Попросить заполнить заявление на отказ от абонемента можно. Но требовать и угрожать, что без заявления не вернёте деньги — нет.
Вернуть деньги надо даже по абонентскому договору. Это когда клиент платит за постоянное обслуживание, которым он он пользуется, если нужно, а не нужно — не пользуется. Абонентские договоры, к примеру, заключаются на юридическое обслуживание. Деньги надо вернуть за время, которое клиент не использовал. Так сказал Верховный Суд в п. 10 Обзора практики от 18.10.2023 г.
Если клиенту не вернуть деньги, он получит своё в суде. А сверху — пени за просрочку возврата, штраф, компенсацию морального вреда и расходов на юриста.
Статья: ответственность за нарушение прав потребителей
Когда услуги по абонементу сгорают и деньги можно не возвращать
Теперь к хорошей новости. Есть случай, когда предприниматель вправе не возвращать деньги за неистраченные услуги — когда у абонемента истёк срок.
Продавать абонементы с конкретным сроком действия можно. К примеру, учебный центр обязуется провести восемь занятий робототехники в течение пяти недель с момента продажи абонемента. Или фитнес-клуб продаёт безлимитные абонементы на групповые тренировки в течение года с момента активации.
Главное, чтобы в договоре с клиентом, памятке к абонементу или публичной оферте было ясно прописано, что после истечения срока договора обязательства исполнителя прекращаются. Это значит, услуги сгорают, если не использовать их в срок. Правило — из ст. 425 ГК РФ.
Если клиент за пять недель не отходил все восемь занятий, он не может забрать у учебного центра деньги. А фитнес-клуб не обязан возвращать деньги за тренировки, если за год клиент тренировался только раз. Считается, что договор окончен и обязательства исполнителя прекратились.
Однако на время, когда услугами пользоваться невозможно, абонемент замораживается. Например, если клиент не мог ходить на занятие: ездил в командировку, сидел на карантине. То же самое — если не работал исполнитель, например, из-за ограничений по коронавирусу.
Срок возврата денег клиенту
Предприниматель обязан вернуть деньги за абонемент в течение семи дней. За нарушение капает пени в размере ключевой ставки от долга — ст. 314, 395 ГК РФ. (До 2022 года суды присуждали клиентам предпринимателей повышенную неустойку — 3 % за день, но в октябре 2022 года Верховный Суд решил, что предприниматели клиентам ее не должны).
Как посчитать сумму к возврату
Когда клиент отказывается от услуг, ему возвращают оплату за вычетом фактических расходов исполнителя. Но в законах нет расшифровки, что это за расходы.
Арендные платежи, зарплата и покупка проектора в класс — это, конечно, расходы исполнителя. Но они понадобились для бизнеса в целом, а не для конкретного клиента. Делить на всех клиентов и вычитать такие расходы из стоимости абонемента опасно.
Если в стоимость абонемента входят допуслуги, это должно быть чётко прописано в договоре с клиентом. Иначе это не расходы исполнителя. К примеру, суд запретил школе английского языка удержать из стоимости абонемента ученика плату за входное тестирование, составление карточки студента и согласование расписания. Ученик покупал только уроки, а под остальным не подписывался — дело № 88-5209/2020.
На практике из общей стоимости абонемента вычитают только стоимость услуг, которыми клиент успел воспользоваться.
Возврат за абонемент с фиксированным количеством услуг
В договоре с клиентом может быть пункт о пересчёте стоимости услуг при возврате абонемента по цене за разовую услугу. Это законно.
Клиент купил абонемент на 8 танцевальных занятий за 4000 ₽ по 500 ₽ за одно. Разовое занятие стоит 600 ₽. Клиент отходил 4, а за остальное просит возврат. К возврату будет: 4000-(600х4)=1600 ₽.
Если в договоре нет условия о перерасчёте, стоимость услуг не пересчитывают. Тут действует цена, которую сообщили потребителю в момент покупки абонемента, и повышать её нельзя. Правило — из ст. 10 Закона о правах потребителя.
Если клиент по абонементу на 8 занятий за 4000 ₽ отходил только 4, сумму к возврату считают так: 4000-(500х4)=2000 ₽.
Возврат за безлимитный абонемент
Цену к возврату пересчитывают по условиям договора с клиентом или публичной оферты.
Клиент купил годовой безлимитный абонемент за 11 900 ₽ на танцевальные занятия. В правилах на посещение фитнес-клуба есть пункт: при досрочном расторжении пересчитывают стоимость по цене месячного абонемента в размере 5 500 ₽, если с момента активации абонемента прошло до 1 месяца, и по цене месячного абонемента в размере 1 500 ₽, если с момента активации абонемента прошло больше 1 месяца.
Клиент ходил на танцы 2 месяца, а потом написал заявление на возврат денег. Сумму к возврату посчитают так: 11900-(1500х2)=8900 ₽.
Если в договоре нет условия о перерасчёте, считают стоимость за единицу услуги.
У клиента абонемент на год. Пересчитаем стоимость танцев за один день: 11900:365=32,6 ₽.
Клиент ходил два месяца, это 61 день: 32,6х61=1988,7 ₽.
Получается, сумму к возврату посчитают так: 11900-1988,7=9911,2 ₽.
Время карантинных ограничений в срок использования услуг не включает.