Заключаем контракт

Закупка товара за границей, как и любая сделка, начинается с формальностей и оформления согласия контрагентов. С иностранным поставщиком необходимо заключить контракт, причем он обязательно должен быть составлен в письменной форме и на двух языках (поставщика и покупателя). Документы можно передать по почте, электронной почте, факсу — законодательство этого не запрещает.

Для заключения контракта можно обратиться к опытному юристу или самому почитать законодательную базу.

Нормы российского законодательства:

  • Таможенный кодекс Таможенного Союза;
  • Федеральный закон № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
  • Федеральный закон № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» N 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г;
  • Инструкция ЦБ РФ  181-И от 16.08.2017.

Существуют правила Инкотермс, можно ими воспользоваться при составлении контракта, т.к. они представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи, распределяют права и обязанности между поставщиком и заказчиком. Кроме основных условий контракта, определение цены в валюте лучше дополнить информацией, на какую дату брать курс валюты, как правило, это дата платежа. Это пригодится для налогового учета.

Во многих контрактах не обозначено важное условие: момент перехода права собственности на товар. Такой пункт соглашения в дальнейшем также позволит избежать разногласий с налоговиками из-за оприходования товара.

🎁

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Попробовать бесплатно

Открываем валютный счет

Иностранцам невыгодно работать с рублями, поэтому чаще всего оплата иностранного контракта проходит в иностранной валюте. Для этого необходимо открыть валютный счет в любом удобном для вас банке и купить валюту. Эта процедура несложная, достаточно предоставить в банк все необходимые документы.

Валютный счет открывается в банке на основании банковского договора, а для покупки валюты оформляется заявление по той форме, которая утверждена банком. Необходимая сумма для покупки валюты перечисляется со своего расчетного счета. Если валютный счет в том же банке, где и расчетный счет, то можно указать в заявке реквизиты своего расчетного счета и с него будут списаны средства.

Паспорт сделки больше не нужен

С 2018 года паспорт сделки не оформляют совсем. Теперь банки сами регистируют иностранные договоры, сумма которых превышает лимит. Лимит для импорта — 3 млн. рублей. Вам останется передать банку информацию о контракте и реквизитах иностранного заказчика. 

Валютный контроль

И хотя паспорт сделки отменили, валютный контроль никуда не делся. Банк по-прежнему может запросить у вас подтверждающие документы по сделкам свыше 200 тыс. рублей в рублёвом эквиваленте. Поэтому сохраняйте все контракты, паспорта сделок и другие документы с информацией о валютных операциях. Полный список документов, которые у вас могут попросить, содержится в законе.

За услуги валютного контроля и регистрацию договора банки берут комиссию. Условия у всех разные, поэтому заранее интересуйтесь, какие условия в вашем банке. 

Перечисляем деньги иностранному поставщику

После покупки валюты денежные средства будут находиться на вашем валютном счете до того момента, пока банку не будет предоставлено платежное поручение для оплаты иностранного контракта.

Вместе с платежным поручением в банк необходимо предоставить:

  • справку о подтверждающих документах (оформляется по форме, установленной Инструкцией N 181-И);
  • документы, связанные с проведением валютных операций: подтверждающие документы по контракту (акты, счета-фактуры, документы с информацией о ввозе товара и т п.).

Налоговый учет упрощенщиков

Банки, как правило, продают валюту по курсу выше чем курс ЦБ РФ, в этом случае у предпринимателя возникает отрицательная разница курсов. Если разница курсов оформлена как комиссия банка, то ее можно учесть в налоговых расходах как услуги банка сразу при оплате. Если же конвертация прошла по курсу банка, то разницу учесть в расходах нельзя, потому что она не поименована в закрытом перечне расходов в Налоговом Кодексе РФ.

Если предприниматель купил валюту по курсу ниже, чем установленный курс ЦБ РФ, возникает внереализационный доход, который облагается налогом. Это касается всех упрощенцев и на 6% и на 15%.

Если Вы применяете УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы», то вас заинтересует, как учитывать в расходах затраты в инвалюте. Здесь учитывается, для чего вы приобретаете товар.

Товары для себя

Для того чтобы расход был учтен для целей УСН, должны выполняться те же условия, что и при покупке товара у соотечественников:

  • товар оплачен;
  • товар получен.

Датой осуществления расхода будет последняя из дат: дата оплаты иностранному контрагенту или дата получения товара (дата в закрывающих документах), тогда валютный расход вам нужно пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на эту дату.

Товары для перепродажи

Как вы помните, затраты на товары, для перепродажи учитываются в расходах по мере реализации этих товаров покупателям. Себестоимость товаров для перепродажи будет учитываться в рублях по курсу ЦБ РФ на позднюю из дат: оплату поставщику или получения товара от поставщика.

Основное средство

Приобретенные за границей основные средства списываются также особым методом, который установлен в НК РФ, т.е. равными долями поквартально на последнюю дату квартала в течение одного календарного года. Сумма расходов будет рассчитываться по курсу поздней из дат: оплаты или перехода права собственности на основное средство. Не повредит помнить, что расходы на основное средство списываются с момента ввода в эксплуатацию этого основного средства.

В этой статье мы рассказали только про начало сделки с иностранным поставщиком и раскрыли вопрос налогообложения основным налогом — упрощенным. Тем не менее, возникает еще вопрос транспортировки товара к нам, в Россию, таможня и НДС налогового агента. Про это мы расскажем в другой раз.

Статья актуальна на 05.02.2021