Идея — это мысль в голове. Задумать приложение для смартфона, которое читает и кратко пересказывает книги — идея. Проблема в том, что авторское право в России не защищает идеи и концепции. Но инструменты защиты ценных мыслей всё же есть. Теперь обо всём подробно.

На идею нельзя оформить авторские права

В России не охраняются законом идеи, концепции, принципы, способы решения задач и методики обучения. Так сказано в п. 5 ст. 1259 ГК РФ.

Автор идеи не может продать её по франшизе, запретить реализацию и отсудить деньги за кражу. Пока замысел не выразили в тексте, рисунке, фотографии, видео или техническом устройстве, он не считается объектом интеллектуальной собственности по ст. 1225 ГК РФ. И это ещё не вся печаль.

Человек, который воплотил в жизнь чужую идею, становится автором произведения. Автор произведения вправе зарабатывать не нём и получать славу — ст. 1228 ГК РФ. А автору идеи — только плюсик в карму.

В одном судебном деле разработчики мобильного приложения доказали, что их партнёры по бизнесу не имеют авторских прав. Партнёры придумали концепцию приложения и продвигали его на выставках. Разработчики создали код и дизайн. Суд решил, что вклад партнёров не творческий, поэтому не считается и запретил им зарабатывать на приложении — дело № 2-3145/18

🔐 Статья: как зафиксировать авторство

Закон защищает реализованную идею

Как только идею воплотили в жизнь, появляются авторские права. Можно запрещать конкурентам использование и требовать компенсацию до 5 000 000 ₽.

К примеру, предприниматель запретил конкуренту открывать игровые комнаты по своей идее с городом из огромных деталей Лего. Он доказал, что концепцию придумал он — текст с описанием был задепонирован в реестре РАО Копирус. А конструкцию и дизайн игрового городка реализовала дизайнер, у которой он выкупил исключительные права — дело № А27-10300/2019.

Важно, что закон защищает даже неоконченное произведение — черновики, эскизы, драфты. Так сказано в п. 80 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10. То есть, если у разработчика скопировали черновой код, допилили его и запустили программу, он может запретить использование и отсудить деньги.

💵 Статья: как отсудить компенсацию

Как защитить идею от кражи инвесторами, партнёрами, работниками

Автору сложно сохранить идею в секрете, если в планах заработать на её реализации. Ценной мыслью придётся делиться с инвесторами, коллегами, а иногда — с исполнителями. 

Юридически идея — это конфиденциальная информация.

Чтобы защититься от кражи конфиденциальной информации, до сообщения её другому человеку надо подписать соглашение о неразглашении под угрозой штрафа. Какие подписать бумаги, зависит от того, кому сообщают идею.

Разработку соглашений лучше доверить юристу. Шаблоны из интернета не подойдут, потому что условия надо заточить под конкретную ситуацию. Если представить, что документ — это опасный трюк, тут будет надпись «Не пытайтесь повторить это дома!».

Способы защиты конфиденциальной информации такие.

1. Соглашение о порядке ведения переговоров

Это соглашение заключают автор идеи и потенциальный инвестор. К примеру, предприниматель с концепцией ресторана и предприниматель с деньгами на запуск. Соглашение поможет, если о сотрудничестве не договорились, а идея раскрыта. Правила — из ст. 434.1 ГК РФ.

В соглашении договариваются, как ведут переговоры и что сообщают друг другу. Смысл идеи прописывают отдельным пунктом. 

2. Соглашение о сотрудничестве

Такой договор заключают предприниматели, которые уже договорились. Здесь понадобится пункт, что партнёры не зарабатывают на идее поодиночке. К примеру, партнёры обсудили, по каким сценариям будут организовывать квесты в реальности. В соглашении они прописывают, что не будут ставить квесты по таким сценариям в других проектах.

🎁

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Попробовать бесплатно

3. Коммерческая тайна в фирме

Чтобы идеи не уносили работники, в организации вводят режим коммерческой тайны по Закону № 98-ФЗ.

Коммерческая тайна — это любая информация, благодаря которой можно зарабатывать. Фишка в том, что остальные об этом не знают.

Чтобы ввести режим коммерческой тайны, понадобится оформить много бумаг. Надо принять положение о коммерческой тайне и определить, что держат в секрете. Поставить на нужных документах гриф «Коммерческая тайна». Вести учёт работников с доступом. Хранить бумаги в сейфе или облаке с паролем. С работников брать подписку о неразглашении. За слив прописать штраф — его реально взыскать в суде.

У идей под грифом коммерческой тайны есть дополнительный плюс. Их можно продавать конкурентам как ноу-хау по ст. 1468 ГК РФ. А за разглашение тайны есть даже уголовная ответственность по ст. 183 УК РФ.

Если работник реализовал идею работодателя, право зарабатывать на результате появляется у работодателя. Но важно, чтобы трудовые договоры были составлены правильно. Мы подробно рассказали об этом в отдельной статье.

🧠 Статья: права работников на служебное произведение

Статья актуальна на