Можно ли защитить название бизнеса ИП без регистрации товарного знака

Справочная / Авторские права

Можно ли защитить название бизнеса ИП без регистрации товарного знака

🦸 Индивидуальные предприниматели дают название своему бизнесу, чтобы клиенты их узнавали. К примеру, ИП Иванова продаёт одежду в Шоуруме «Гирлянда». Покупатели не в курсе, кто такая Иванова, они ходят в Шоурум «Гирлянда».

Шоурум «Гирлянда» — это коммерческое обозначение бизнеса ИП Ивановой. 

Формально коммерческое обозначение находится под защитой авторского права. Даже когда предприниматель не регистрировал товарный знак. Но в суровой реальности запретить конкурентам торговать под вывеской «Гирлянда» можно только, если магазин мегараскручен в своём городе.

Когда у коммерческого обозначения появляется сила

Коммерческое обозначение — это название или логотип, под которым индивидуальный предприниматель продаёт клиентам свои товары или услуги. Для контрагентов и налоговой предприниматель остаётся ИП ФИО. Так можно по ст. 1538 ГК РФ.

Предприниматель из нашего примера числится в налоговой как ИП Иванова. Договоры аренды и поставки она заключает от этого имени. Название магазина Шоурум «Гирлянда» написано на вывеске, в инстаграме и показывается в контекстной рекламе. Сочетания слов Шоурум «Гирлянда» нет в листе записи Единого госреестра индивидуальных предпринимателей и в договорах с контрагентами.

Коммерческое обозначение нужно, чтобы выделиться среди других предпринимателей в своей сфере. Вывесок «Одежда» в городе десятки. А Шоурум «Гирлянда» один. При этом ИП может работать только под одним коммерческим обозначением. 

Застолбить название Шоурум «Гирлянда» ИП Иванова может, только если магазин известен в своём городе. Грубо говоря, когда название стало местным брендом. Тогда конкуренты не смогут открывать новые магазины с таким же или похожим названием. У ИП появляется исключительное право на коммерческое обозначение — ст. 1539 ГК РФ.

Пока коммерческое обозначение не узнаётся клиентами на уровне «А, Гирлянда, это магазин с крутыми пуховиками на углу улицы Ленина», закон не защищает от конкурентов. И проблема в том, что доказать в споре известность названия очень сложно.

В России нет никаких реестров, куда можно внести коммерческое обозначение, застолбить его и успокоиться. Это подтвердил Роспатент в Письме от 30.01.2009 г.

С товарным знаком всё наоборот. Его владелец застолбил название и логотип. Роспатент проверил бренд на уникальность и выдал свидетельство на товарный знак. Теперь конкуренты не могут использовать чужое название. За кражу товарного знака владелец взыщет компенсацию до 5 000 000 ₽. И никакую известность в своём городе доказывать не надо.

Если название не использовать непрерывно больше года, оно аннулируется. Конкуренты могут забирать его себе — ст. 1540 ГК РФ.

Что делать, если коммерческое обозначение копируют конкуренты

Конкурентам нельзя копировать чужое название и стилизовать своё под чужое, чтобы переманить клиентов. Под известным брендом вправе работать только предприниматель, который начал первым.

Тут у предпринимателя есть два инструмента:

— через арбитражный суд запретить конкуренту использовать название или логотип на территории города и взыскать убытки в виде прибыли от потерянных клиентов по ст. 1252 ГК РФ;

— пожаловаться в антимонопольную службу, чтобы они оштрафовали конкурента за недобросовестную конкуренцию по ст. 14.33 КоАП РФ.

Особый случай — когда конкурент подсуетился и зарегистрировал товарный знак по вашему названию. Охрану товарного знака отменяют через заявление в Роспатент по ст. 1512 ГК РФ.

Но госорганы защитят коммерческое обозначение, только если предприниматель подтвердит следующее.

Название выделяется среди остальных в той же сфере. То есть название уникальное, а не общеупотребительное. «Магазин одежды», «Комиссионный магазин» или «Шоурум» — не выделяет предпринимателя среди других в сфере торговли текстилем. Шоурум «Гирлянда» — делает магазин индивидуальным.

Предприниматель начал работать под коммерческим обозначением раньше конкурентов. Чтобы это доказать, показывают договоры на монтаж вывески, рекламу бренда, оказания услуг клиентам — с датами.

Название конкурента такое же или его можно спутать с оригиналом. Если конкуренты стилизуют вывеску под известный Шоурум «Гирлянда», будет считаться, что они специально путают покупателей. Совпадение или сходство судьи определяют на глазок, без экспертов.

Название известно в городе. Предпринимателю придётся доказать, что название Шоурум «Гирлянда» ассоциируется у покупателей именно с его магазином. Но надёжных доказательств нет. Можно показать каталоги 2ГИС или Яндекс.Услуги, куда включены названия. Ещё — принести претензии клиентов на возврат товаров, купленных у конкурентов, но отправленных в оригинальный магазин. Как вариант — можно заказать соцопрос узнаваемости бренда, но это дорого.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба — онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО. Сервис подготовит отчётность, посчитает налоги и освободит время для полезных дел.

Попробуйте 30 дней бесплатно Подарок новым ИП Год на «Премиуме» для ИП младше 3 месяцев

Предпринимателям редко удаётся отвоевать коммерческое обозначение. Доказать локальную известность трудно. Если готовы к борьбе, ищите юриста с опытом. А мы подбодрим кейсом победителя.

ИП Латыпов оказывал услуги по регистрации фирм и ипэшек в Казани с 2002 года. С клиентами работал под названием «ЭКСПРЕСС РЕГИСТРАЦИЯ».

ИП Русских открылся в Казани в 2005 году. И тоже стал оказывать услуги регистрации. Бизнесу дал название «Экспресс Регистрация».

Латыпов подал в суд на Русских и потребовал запретить использовать своё коммерческое обозначение.

Суд признал название Латыпова уникальным. «ЭКСПРЕСС РЕГИСТРАЦИЯ» выделяется среди услуг подготовки документов для налоговой. А название «Экспресс Регистрация» — его копия. Тут проблем не возникло.

Латыпов доказал, что начал работать под спорной маркой на три года раньше Русских. Показал суду договор от 2002 года на изготовление печати с оттиском «ЭКСПРЕСС РЕГИСТРАЦИЯ». Плюс договоры и акты с клиентами на регистрацию фирм и физлиц в качестве ИП. На договорах Латыпова стояла фирменная печать. Ещё принёс договор от 2005 года на монтаж вывески.

Известность в Казани Латыпов доказал рекламой в справочнике «Толковые жёлтые страницы».

Кражу бренда доказал рекламной листовкой Русских.

Суд признал, что у Латыпова есть исключительное право на коммерческое обозначение «ЭКСПРЕСС РЕГИСТРАЦИЯ». И запретил Русских использовать его на территории Казани на вывесках, бланках и в рекламе — дело № А65-17472/2010.

Статья актуальна на 17.03.2021

ТОЛЬКО ПОЛЕЗНАЯ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Нажимая кнопку Подписаться, я даю согласие
на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур
3 МЕСЯЦА
ЭЛЬБЫ
В ПОДАРОК

ТОЛЬКО ПОЛЕЗНАЯ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

3 МЕСЯЦА ЭЛЬБЫ В ПОДАРОК
Нажимая кнопку Подписаться, я даю согласие
на обработку персональных данных.
5 комментариев
Оставить комментарий
Комментарии (5)
Представьтесь через
Войдите через соцсети
фейсбук контакте
Написать комментарий
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Написать
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
  • Шевцов Михаил 27 марта, 23:14
    Авторы статьи упускают один важны момент с коммерческими обозначениями. По закону коммерческое обозначение может использоваться для индивидуализации принадлежащих ИП и ЮЛ торговых, промышленных и других предприятий. Идём в ст. 132 ГК РФ и узнаем, что же такое предприятие - это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. А раз это недвижимость, то в силу ст. 131 ГК РФ право собственности на предприятие подлежит государственной регистрации. Из этого следует, что просто налепить название или логотип на магазин и считать его коммерческим обозначением не получится. Нужно оформить его как предприятие.
    Ответить
    • Носков Михаил 29 марта, 16:48
      Добрый день, Михаил! Спасибо за комментарии! Встречались ли вам дела, в которых суд руководствовался вашей логикой по отношению к исключительным правам ИП на коммерческое обозначение? Нам нет, мы видим, что на практике, когда дело касается авторских прав, речь идёт о предприятиях в широком смысле.

      Вы правы, что если читать ГК дословно, остаются вопросы. Но что поделать, законы несовершенны (как и человеческий язык в целом), и это одна из дыр, которую бы хотелось закрыть — прямо прописать, как соотносятся понятия «ИП» и «предприятие» и в каких контекстах.

      Ну, и если подумать про эту ситуацию с точки зрения равенства перед законом, будет странно, если одни субъекты предпринимательской деятельности будут обладать авторскими правами на свои «Гирлянды» и смогут защитить их, а другие субъекты окажутся ущемлены по надуманной причине.
      Ответить
      • Шевцов Михаил 29 марта, 23:47
        > Встречались ли вам дела, в которых суд руководствовался вашей логикой по отношению к исключительным правам ИП на коммерческое обозначение?

        Да, встречались. Например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 28.02.2017 N С01-99/2017 по делу № А40-199403/2015.

        > Вы правы, что если читать ГК дословно, остаются вопросы. Но что поделать, законы несовершенны (как и человеческий язык в целом), и это одна из дыр, которую бы хотелось закрыть — прямо прописать, как соотносятся понятия «ИП» и «предприятие» и в каких контекстах.

        По правде сказать, нет вопросов, не понимаю, откуда они могут возникнуть, если прямо в ст. 1538 есть ссылка на ст. 132, что однозначно даёт понять о каких предприятиях идёт речь.

        И не пойму, зачем в законе прописывать как соотносятся "ИП" и "предприятие"? Ведь это и так ясно: ИП - субъект права, предприятие - объект права. Предприятие - это имущество, имущественный комплекс. ИП может владеть предприятием, как и любое юридическое лицо.

        > Ну, и если подумать про эту ситуацию с точки зрения равенства перед законом, будет странно, если одни субъекты предпринимательской деятельности будут обладать авторскими правами на свои «Гирлянды» и смогут защитить их, а другие субъекты окажутся ущемлены по надуманной причине.

        Не согласен. Во-первых, тут речь не об авторских правах, а о правах на средства индивидуализации. Во-вторых, никакого ущемления нет и быть не может, иначе в обратном случае можно считать всех субъектов предпринимательской деятельности без товарных знаков ущемленными по отношению к тем, кто смог зарегистрировать товарный знак. Средства индивидуализации потому так и названы, что при всем равенстве самих субъектов предпринимательской деятельности перед законом эти средства дают возможности выделить на рынке свои товары и услуги среди других.
        Ответить
  • Шевцов Михаил 27 марта, 23:18
    Кстати, в приведённом в статьи деле № А65-17472/2010 вопрос с предприятием не поднимался. И это на самом деле ключевая ошибка суда, т.к. от этого зависит сам факт наличия исключительного права. То, что коммерческое обозначение может использоваться только для предприятий, - это довольно незаметное правило, которое игнорируют направо и налево, хотя прямо в самой статье про коммерческое обозначение (ст. 1538 ГК РФ) есть прямая ссылка на ст. 132 ГК РФ.
    Ответить
  • Шевцов Михаил 27 марта, 23:53
    В Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 28.02.2017 N С01-99/2017 по делу № А40-199403/2015 отмечено, что лицо, обращающееся с требованием о защите исключительного права на коммерческое обозначение, должно доказать следующие обстоятельства:

    принадлежность такому лицу предприятия;
    нахождение такого предприятия на территории РФ;
    наличие достаточных различительных признаков коммерческого обозначения;
    известность использования правообладателем данного коммерческого обозначения на определенной территории.

    Наличие всех перечисленных условий устанавливается на основании документов, подтверждающих фактическое использование коммерческого обозначения. При этом должна быть доказана вся совокупность перечисленных условий. В случае недоказанности хотя бы одного из этих условий исключительное право на коммерческое обозначение не может считаться возникшим и не подлежит защите.

    Аналогичная правовая позиция приведена в Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 03.10.2016 N С01-1402/2014 по делу № А40-138017/2013.
    Ответить

Устали от предпринимательской рутины?