Что такое основные средства

Предприниматели используют основные средства для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. По приказу Минфина от 29.07.1998 № 34н это могут быть: земельные участки, здания, транспортные средства, вычислительная техника, инструменты и приборы. 

Имущество должно соответствовать трём критериям: 

  1. Приобреталось не для перепродажи. 
  2. Стоимость больше 40 000 ₽. 
  3. Срок полезного использования больше 12 месяцев. 

Это критерии для бухучёта юрлиц. Для налогового учёта, который ведут в том числе ИП, стоимость основных средств должна составлять от 100 000 ₽. 

Как оформить приобретение основных средств

Если вы применяете УСН «Доходы минус расходы», стоимость основного средства надо полностью включить в расходы в том году, когда вы его оплатили и ввели в эксплуатацию.

ОС принимается к учету по первоначальной стоимости, которую можно определить путем сложения всех фактических затрат на приобретение:

  • стоимость основного средства по договору;
  • НДС;
  • расходы на консультации, связанные с приобретением;
  • таможенные пошлины и сборы;
  • госпошлина;
  • вознаграждение посреднику, если покупку совершил он. 

Бывает, что компания не купила готовое ОС, а сделала сама. В этом случае в первоначальную стоимость ОС включают стоимость материалов и оплату труда работников, которые участвовали в его создании  — письмо Минфина России от 15.04.2009 № 03-11-06/2/65. Если речь о постройке, необходимо учесть затраты на арендную плату за земельный участок. 

Например, ИП Рысаков А.М. приобрел сушильные шкафы. Стоимость сушильных шкафов составила 480 000 ₽, в том числе НДС 80 000 ₽, а услуг по монтажу — 54 000 ₽, в том числе НДС 9 000 ₽. В результате предприниматель должен отразить в учете первоначальную стоимость приобретенного оборудования в размере 534 000 ₽ (480 000 + 54 000).

Как списать затраты на ОС

Основное средство списывается по первоначальной стоимости в течение календарного года равными долями — на последнее число каждого оставшегося квартала и на конец года. При этом срок полезного использования ОС неважен: учитывайте средства и на один год и на 100 лет одинаково. 

Если вы приобрели имущество в четвертом квартале, вы должны списать полную сумму 31 декабря. 

Например, ИП Крючков А.Н. приобрел токарный станок стоимостью 750 000 рублей во втором квартале 2021 года. Предприниматель может учесть в расходах 30 июня, 30 сентября и 31 декабря по 250 000 рублей: 750 000 рублей / 3 квартала = 250 000 рублей.

Вы можете приобрести имущество в рассрочку. В этом случае списывать затраты на приобретение ОС следует по мере перечисления платежей. Дожидаться уплаты всей суммы не нужно — Письмо Минфина России от 17.05.2011 № 03-11-06/2/78. Просто распределяйте каждый платёж по оставшимся кварталам текущего года. 

Например, ИП Горячкин А.Ф. приобрел автомобиль и поставил его на учет во втором квартале. Оплатить автомобиль предприниматель обязался двумя платежами: 300 000 рублей во втором квартале и 450 000 в третьем квартале.

Расходы по первому платежу предприниматель должен признать тремя частями по 100 000 рублей (300 000 рублей / 4 квартала) на 30 июня, 30 сентября и 31 декабря.

Расходы по второму платежу предприниматель должен признать двумя частями по 225 000 рублей (450 000 рублей / 2 квартала) на 30 сентября и 31 декабря.

Амортизация на ОС при УСН «Доходы минус расходы» в налоговом учете не начисляется.  

Как оформить продажу основных средств

При продаже основного средства полученную от покупателя сумму необходимо отразить в доходах.

Если вы продаете ОС в том же календарном году, в котором приобрели, учесть несписанную на момент продажи основного средства стоимость в расходах при УСН уже не выйдет. Такой вид расходов не предусмотрен перечнем затрат при УСН — п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

При продаже ОС в год приобретения или в следующие 3 года, а при сроке полезного использования больше 15 лет — в течение 10 лет с момента покупки, вы должны будете пересчитать расходы. Вместо стоимости ОС следует включить в расходы только амортизацию, рассчитанную по правилам для общей системы налогообложения. Также вам придётся доплатить налог и пени за год покупки — Письмо Минфина от 26.04.2019 № 03-11-11/30795.

Как оформить модернизацию основных средств

Модернизация — это когда вы улучшаете технические характеристики, а также реконструируете, достраиваете, дооборудуете ОС. Затраты на модернизацию непосредственно связаны с имуществом и увеличивают его стоимость. Поэтому их нельзя взять и списать в расходы: учёт будет таким же, как для ОС.

Списывайте расходы на модернизацию равными долями поквартально в течение календарного года. Отсчет начинается с того квартала, в котором будут выполнены оба условия: работы завершены, а модернизированное ОС введено в эксплуатацию. 

🎁

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Попробовать бесплатно

Как оформить ремонт основных средств

Основные средства периодически приходится ремонтировать, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии. Затраты на ремонт основных средств не увеличивают первоначальную стоимость основных средств. Поэтому их можно учитывать в расходах, как обычно, без специальных правил для ОС.

В расходах можно учесть как стоимость самого ремонта, так и стоимость материалов, а также «входной» НДС. 

Статья актуальна на 05.07.2021