Для того, чтобы нормально функционировать, государственным и муниципальным бюджетным учреждениям нужны товары, работы и услуги. По закону, они не могут закупаться, у кого захотят, а должны это делать через торги — чтобы выбрать лучшего поставщика с самой выгодной ценой.
Для малого бизнеса заключение госконтракта — хорошая возможность заработать. Но сначала необходимо вникнуть в систему госзакупок, чтобы не наделать ошибок. О самом важном расскажем в этой статье.
Госзакупки по 44-ФЗ
Закон 44-ФЗ регулирует закупки, средства на которые выделяются исключительно из бюджета. То есть заказчиками выступают только государственные и муниципальные учреждения — школы, больницы, различные министерства и ведомства.
Исполнителями (поставщиками) могут быть организации, предприниматели и даже самозанятые. Главные условия — не быть офшорной компанией, не иметь судимостей и долгов по налогам.
Чтобы крупный и средний бизнес не забирал все лакомые куски себе, предусмотрена обязательная доля участия малого бизнеса — 15% в 2021 году, 25% – начиная с 2022 года. Это значит, что каждый заказчик в течение года обязан часть конкурсов организовывать только для небольших ИП и ООО.
Как проходят торги
Заказчик планирует закупки на три года вперед и публикует план в единой информационной системе (ЕИС). Поставщики могут заранее ознакомиться с требованиями к предстоящим тендерам и подготовиться к тем, которые их заинтересовали.
Сами торги проходят на специальных площадках — АО «Электронные торговые системы», АО «Сбербанк — автоматизированная система торгов», ООО «РТС-Тендер». Всего таких площадок восемь.
Поставщики оставляют заявки на закупку, а заказчик по итогам аукциона выбирает наиболее подходящее по цене и качеству товаров или услуг предложение. Победитель всегда один — с ним в итоге и заключается контракт.
Искать заказы на торговых площадках по отдельности не очень удобно. Поэтому в Контуре создали специальный сервис – Закупки. Он позволяет искать заказы по всем площадкам сразу, гибко настраивать поиск и сохранять поисковые шаблоны.
Как участвовать в закупке
На первый взгляд все кажется просто — заходи на торговую площадку, оставляй заявку и жди результат. На самом деле, чтобы добраться до заветной заявки, нужно подготовиться:
- Приобрести квалифицированную электронную подпись. Раньше нужна была подпись специально для торгов. Если вы уже выпустили подпись по новым правилам, например, сходили за ней в налоговую — такая подпись тоже подойдёт.
- Зарегистрироваться на Госуслугах как ИП или организация. Сделать это можно на основе учетной записи физлица — если она уже есть. Для этого на главной странице личного кабинета кликните по кнопке «Добавить организацию» и выберете нужный пункт — ИП или Юридическое лицо. По простой учетной записи физлица перейти к следующему шагу не получится.
- Войти в личный кабинет на ЕИС — он появится автоматически после регистрации на Госуслугах в качестве ИП или ООО — и заполнить регистрационные данные. Для входа необходима электронная подпись для торгов.
- Заполнить недостающие данные в Личном кабинете участника закупок на ЕИС и заверить электронной подписью.
На этом подготовительный этап завершается. Вы автоматически попадете в Единый реестр участников закупок и также автоматически получите аккредитацию на всех торговых площадках.
Теперь можно участвовать в закупке. Для этого выберете торговую площадку и войдите на нее с помощью электронной подписи.
Обеспечение
Заявки на закупки от 1 млн рублей должны быть обеспечены — деньгами или банковской гарантией. Так поставщики подтверждают серьезность намерений, а заказчик получает гарантию, что победитель не откажется подписывать контракт.
Чтобы обеспечить заявку, нужно открыть специальный счет в банке и после подачи заявки перевести на него нужную сумму. Либо купить гарантию у банка, если нет желания забирать деньги из оборота. Средства будут заморожены до завершения торгов, а после возвращены всем участникам.
Сумма обеспечения обычно небольшая — до 5% от начальной (максимальной) цены контракта.
Также по 44-ФЗ заказчик должен требовать обеспечение контракта — от 0,5 до 30% от его стоимости. Поэтому если вы намерены выиграть закупку, будьте готовы к тому, что придется обеспечить и контракт.
Подача заявки
Прежде чем подать заявку, внимательно ознакомьтесь с документацией к закупке. Ваши товары или услуги должны подходить по всем параметрам, а компания иметь достаточно ресурсов, чтобы выполнить условия и требования заказчика. Это — важный момент. Если вы получите госконтракт, но в итоге не сможете его вовремя или в полном объеме выполнить, то попадете в реестр недобросовестных поставщиков. Тогда в ближайшие два года участвовать в госзакупках будет нельзя. Также накажут рублем — штрафом и неустойкой. Сумму обеспечения контракта вы тоже потеряете.
Уверены, что справитесь? Тогда:
- нажмите «Подать заявку»;
- внесите данные в электронную форму;
- подпишите заявку электронной подписью и отправьте.
Заказчик проверит заявку. Если все нормально, то вы будете допущены к аукциону. Победителем станет тот, кто предложит самую низкую цену.
Бывает, что цена заказчика устроила, но после завершения аукциона он видит, что вы не прикрепили к заявке какой-либо документ. Тогда будет выбран тот поставщик, у которого самая низкая после вас цена и при этом все в порядке с документами.
Совет
Если вы никогда не участвовали в госзакупках и хотите попробовать, то лучше начинайте с небольших контрактов. Так вы постепенно изучите все тонкости торгов, наработаете опыт. Успешно выполнив все обязательства по первым контрактам, вы будете считаться надежным поставщиком, а значит повысите свои шансы на победу в следующих аукционах.
Статья актуальна на