Розыгрыш приза за покупку товара или услуги считается стимулирующим мероприятием. Его не надо ни с кем согласовывать, но при запуске надо соблюсти правила из Закона о рекламе.

Например, мы хотим разыграть игровую консоль среди посетителей квеста. Наша цель — завлечь больше клиентов и заработать деньги. Про розыгрыш мы рассказываем в соцсетях и на своём сайте. Победителем будет считаться девятый клиент, оплативший квест, мы вручим ему приз. Такой розыгрыш — стимулирующее мероприятие, ниже расскажем по пунктам, как его провести.

Если приз получает каждый покупатель, это не стимулирующее мероприятие, требования к рекламе тут соблюдать не надо — письмо ФАС № АК/44977.

Приз за репост, но без покупки — тоже не стимулирующее мероприятие. Но для розыгрыша в соцсетях надо соблюдать их внутренние правила, чтобы не попасть под бан. Например, вот Правила проведения конкурсов и акций Вконтакте, а вот Руководство по промоакциям в Инстаграме.

Ещё не считается рекламой публичный конкурс — это когда приз вручают за лучшее выполнение задания, а не за покупку. Организатор, конечно, отвечает за своё обещание, но требования к рекламе розыгрыша соблюдать не обязан — ст. 1057 ГК РФ.

За рекламой следит антимонопольная служба. Если решат, что розыгрыш обманывает, оштрафуют по п.1 ст. 14.3 КоАП РФ. Физлицам грозит от 2 000 до 2500 ₽, ИП — от 4 000 до 20 000 ₽, компаниям — от 100 000 до 500 000 ₽.

Призом в розыгрыше может быть товар, услуга, деньги, подарочный сертификат или скидка. Есть ограничение: призом за покупку алкоголя может быть только тоже алкоголь. Получается, что такой розыгрыш может провести только магазин с алкогольной лицензией — ч. 5 ст. 21 Закона о рекламе и письмо ФАС № АК/44977.

Способ определения победителя неограничен: подойдёт подсчёт голосов или генератор случайных чисел. Но важно проследить, чтобы розыгрыш не стал похож на лотерею. 

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Попробовать бесплатно

Лотерея — это когда человек может выиграть приз или деньги по случайному числу с лотерейного билета. Призовой фонд лотереи состоит из денег от продажи билетов. Победитель определяется с помощью лотерейного оборудования, например, лототрона — ст. 2 и 17 Закона о лотереях.

Лотереи могут проводить только государство или компании с лицензией и разрешением от него. Магазины, учебные центры и салоны красоты не могут организовать самодельную лотерею среди своих клиентов. Так государство контролирует азартные игры.

За лотереями следит налоговая инспекция, узнают о них из жалоб клиентов и рекламы. За кустарные лотереи штрафуют по п. 1 ст. 14.27 КоАП РФ: физлиц на сумму от 3000 до 4000 ₽, ИП — от 15 000 до 20 000 ₽, а кампании ещё крупнее — от 250 000 до 350 000 ₽.

Чтобы рекламный розыгрыш не смахивал на лотерею, достаточно не выдавать лотерейные билеты или что-то похожее на них и не формировать призовой фонд из выручки от продаж. А вот элемент случайности в розыгрыше сам по себе не криминален.

Этапы проведения стимулирующего мероприятия такие.

Составить правила проведения розыгрыша.

По этим правилам предприниматель разыграет приз, и, если что, разберёт спор с участниками. Мы составили образец для проморозыгрыша приставки за квест.

Образец правил проведения розыгрыша

Дать рекламу розыгрыша.

Реклама розыгрыша должны быть такой, чтобы человек всё верно понял про условия и приз. И обязательно надо включить в текст информацию из ст. 9 Закона о рекламе:

🎁 Какой товар нужно купить и какой приз есть шанс выиграть.

📅 Даты начала и конца розыгрыша — чтобы у покупателей не возникло ощущение, что это постоянная акция.

📲 Ссылку на сайт, где можно посмотреть полный текст правил проведения розыгрыша, количество призов, сроки, место и порядок получения приза. Вместо ссылки можно указать телефон, по которому участнику это все сообщат.

Описание приза в рекламе не должно врать, иначе есть риск антимонопольных проверок. К примеру, в Санкт-Петербурге клиент риелторского агентства пожаловался в ФАС на их промоакцию. В рекламе агентство обещало разыграть квартиру, а оказалось, что победитель получает не готовое жильё, а право по договору долевого строительства. ФАС сочла это обманом и завела на агентство дело — решение № 054/05/5-70/2021.

Вот пример текста рекламы для розыгрыша, который мы составили по требованиям Закона о рекламе:

💣💣💣 Квеструм «Комната» разыгрывает игровую консоль Dendy Classic! С 1 по 30 марта оплати квест «Назад в лихие 90-е» и стань участником розыгрыша. Информация об организаторе, правилах проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения и по ссылке: kvest.komnata/prise.

Последнюю строчку можно напечатать мельче. Главное, чтобы в целом всё читалось.

Разыграть и выдать победителю приз

Дальше разыгрываем приз и определяем победителя, следуя придуманным нами правилам.

Налога с призов дешевле 4000 ₽ нет. Если приз дороже, победитель платит НДФЛ с превышения стоимости, и не простой, а повышенный в 35 % — п. 28 ст. 217 и ч. 2 ст. 224 НК РФ.

Если призом является товар или услуга, победитель разбирается с налогами сам. Если приз денежный, то организатор может взять перевод налога на себя и деньги выдать за вычетом 35 %. Тогда он обязан сдать за победителя декларацию 6-НДФЛ и заплатить налог до 1 июня следующего года.  

Статья актуальна на