Плюсы и минусы оформления ИП на пенсионера

Пенсионер, ставший ИП, продолжает получать пенсию по старости, но есть нюансы.

На время предпринимательской деятельности Пенсионный фонд приостанавливает обычную ежегодную индексацию пенсии. После закрытия ИП суммы проиндексируют за все пропущенные периоды. 

Предпринимателю перестают выплачивать социальную часть пенсии — доплату до регионального прожиточного минимума. Причём о постановке на учёт в качестве ИП нужно сообщить в соцзащиту, иначе потом придётся возвращать переплату.

Пенсию ежегодно увеличивают исходя из страховых взносов, которые ИП уплачивает за себя. Их платят все предприниматели, кроме тех, кто применяет НПД — налоговый режим для самозанятых.

Обязательные платежи ИП состоят из двух частей:

  1. Фиксированные взносы — в 2022 году это 43 211 руб., из них 34 445 руб. идёт на пенсионное страхование, а 8766 руб. на медицинское. Перечислять их нужно даже когда доходов не было.
  2. Дополнительные взносы в ПФ — 1 % от годового дохода, превышающего 300 тыс. руб.

Общая сумма пенсионных взносов (фиксированная часть + 1%) ограничена. При больших годовых доходах ИП заплатит максимум 275 560 руб. (34 445 руб. х 8).

Но пока пенсионер числится предпринимателем, он будет получать пенсию без учёта корректировки на уплаченные за себя взносы.

!

Регистрируйте ИП бесплатно в сервисе Контура и получите год Эльбы в подарок

Никаких льгот при регистрации ИП для пенсионеров не предусмотрено. При подаче документов на бумаге за регистрацию платят стандартную госпошлину — 800 руб. 

В процессе деятельности тоже нет особенностей. Налоги и страховые взносы пенсионеры платят по обычным ставкам. Так же, как и другим ИП, им нужно уплачивать фиксированные взносы, даже если деятельность не ведётся и никаких доходов не было.

Предпринимателей регистрируют только по домашнему адресу. Если в паспорте его нет, открыть ИП можно по месту пребывания, но нужен подтверждающий документ.

Для оформления ИП пенсионеру нужно собрать стандартный пакет документов:

  • заявление о госрегистрации по форме Р21001;
  • копию и оригинал паспорта;
  • копию или оригинал документа о регистрации по месту проживания, если в паспорте нет прописки;
  • копию свидетельства о рождении, если в паспорте нет даты или места рождения; 
  • квитанцию об оплате госпошлины на сумму 800 руб, если документы подают в бумажном виде, например, лично в налоговую инспекцию.

Заявление нужно заполнить: вписать свои ФИО, ИНН, пол, дату и место рождения, паспортные данные, адрес регистрации и другую информацию. В пункте 9 нужен адрес электронной почты — туда придут письма от налоговой инспекции. 

На листе А указывают, чем будет заниматься ИП. Нужно вписать первые четыре цифры кодов деятельности из классификатора ОК 029-2014 — один основной и несколько дополнительных. 

Подписывать бумажное заявление заранее не нужно. Подпись на листе Б будущий предприниматель ставит при подаче документов — в присутствии налогового инспектора, нотариуса или работника МФЦ.

Перед подачей документов на регистрацию ИП нужно решить, на каком налоговом режиме работать. Самый популярный вариант — УСН. Он подходит почти для любого бизнеса. Бывает двух видов: 

  1. Налог уплачивают только с доходов по ставке 6%.
  2. Налог уплачивают с разницы между доходами и расходами по ставке 15%.

Это стандартные ставки, во многих регионах они меньше. Посмотреть их можно на сайте налоговой, выбрав в верхнем левом углу страницы свой регион.

Чтобы применять УСН, в налоговую инспекцию подают уведомление по форме № 26.2-1. На это есть 30 календарных дней с даты постановки на учёт в качестве ИП. Но удобнее подать уведомление сразу, в комплекте со всеми документами для регистрации.

Порой будет выгоднее патентная система налогообложения (ПСН). Для каких именно видов деятельности она подходит и какой налог нужно будет платить, можно уточнить в калькуляторе на сайте налоговой. Патент часто совмещают с УСН.

Для работы на патентной системе, нужно подать заявление не позднее чем за 10 рабочих дней до применения ПСН. Чтобы сразу применять патент, заявление подают вместе с документами для регистрации. 

Если не подать уведомления о применении УСН или ПСН, у предпринимателя автоматически будет режим ОСНО — с большими налогами и сложной отчётностью.

Заполнить заявление о регистрации и отправить пакет документов можно удалённо — через Госуслуги или сайт ФНС. При таком способе отправки не нужно платить госпошлину, но понадобится электронная подпись физлица. 

Как ещё можно подать документы:

  1. Отнести лично в регистрирующую налоговую инспекцию.
  2. Отправить через МФЦ. Предварительно лучше уточнить, регистрируют ли там ИП и надо ли платить госпошлину. Если между налоговой и МФЦ налажен электронный документооборот, платить за регистрацию не нужно.
  3. Отправить через нотариуса. Госпошлины не будет, но придётся заплатить несколько тысяч за нотариальные услуги.

Если с документами всё в порядке, в течение трёх дней на электронную почту придёт подтверждение регистрации ИП — лист записи в ЕГРИП.

Статья актуальна на