Как правильно порвать отношения с франчайзером, мы рассказали в отдельном разборе

Предпринимательница купила франшизу визового центра за 350 000 ₽. 

Условия франшизы. Суть бизнеса — помощь клиентам с получением виз. Франшиза действовала на территории Новосибирска. Во франшизный пакет входила услуга франчайзера по подбору подходящего офиса. На покупку заключили договор коммерческой концессии.

Что пошло не так. Офис подобрали в Центральном районе Новосибирска, бизнес запустили. Но через два месяца франчайзер позвонил предпринимательнице и ультимативно потребовал съехать из офиса и вообще с территории Центрального района. Оказалось, что на полгода раньше франчайзер уже продал франшизу с правом работать в Центральном районе другой предпринимательнице. Однако в договоре был пункт, что франчайзеру вообще нельзя продавать франшизу другим покупателям для работы на территории Новосибирска. Получилось, продавец франшизы создал конкуренцию двух офисов под своим брендом и нарушил договор.

Требование франчайзи. Признать договор коммерческой концессии недействительным, вернуть паушальный взнос и выплатить компенсацию в полмиллиона за испорченную деловую репутацию.

Что сказал суд. Договором коммерческой концессии может быть запрещено продавать франшизы на закреплённой за покупателем территории. В договоре франшизы как раз и было такое ограничение, и визовый центр его нарушил. Еще при продаже франшизы второй раз на одну территорию визовый центр злоупотребил правом, а это запрещено. Предпринимательница даже не может оформить покупку бренда в Роспатенте, потому что франшиза на Центральный район Новосибирска уже занята — ст. 10 и 1033 ГК РФ.

Итог. Визовый центр обязали вернуть предпринимательнице паушальный взнос в 350 000 ₽ компенсировать судебную госпошлину 16 000 ₽. Договор коммерческой концессии признали недействительным. В компенсации ущерба деловой репутации предпринимательнице отказали, суд не увидел доказательств, как именно она пострадала. После суда визовый центр и предпринимательница заключили мировое соглашение. Визовый центр обязался выплачивать долг по 30 000 ₽ в месяц. 

Интересно, что первая покупательница франшизы тоже отказалась работать и тоже отсудила паушальный взнос в 650 000 ₽.

Дело № А45-21220/2020

Предприниматель купил франшизу интернет-магазина автозапчастей за 250 000 ₽. 

Условия франшизы. Во франшизу входил товарный знак, ноу-хау, домен для работы в Армавире, доступ в личный кабинет на сайте головного интернет-магазина, CRM-система.

Что пошло не так. Через три месяца на домене перестал работать каталог поиска запчастей. Техподдержка франчайзера не смогла его починить. Работа интернет-магазина встала, потому что Армавирские клиенты не могли заказывать детали. Предприниматель рассчитывал получить работающий интернет-магазин, а получил простой и отзывы на сайте от недовольных клиентов.

Требование франчайзи. Расторгнуть договор коммерческой концессии и вернуть 250 000 ₽. 

Что сказал суд. Франчайзер обязан оказывать франчайзи постоянное техническое содействие. В случае с интернет-магазином — это  обеспечить бесперебойную работу сайта. Без работающего сайта франшиза потеряла всякий коммерческий смысл. Суд признал это существенным нарушением договора — ч. 2 ст. 450 и ч. 2 ст. 1031 ГК РФ. 

Итог. Предприниматель отсудил паушальный взнос 250 000 ₽ и 30 000 ₽ роялти за время, пока сайт лежал. Плюс 23 898 ₽ платы за удостоверение скриншотов у нотариуса — по ним показали, что каталог не работает, — и 14 600 ₽ расходов на госпошлину. 

Дело № А45-22466/2019

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Попробовать бесплатно

Предприниматель заключил с другим ИП договор на запуск сервисных центров AppleService. За это заплатил 650 000 ₽.

Условия франшизы. Предприниматели заключали не классический договор на покупку франшизы, а договор о совместной деятельности. Один вкладывает деньги, а второй права на бренд и технологию ремонта техники Apple. 

Что пошло не так. Продавец обещал бренд AppleService, но оказалось что прав на этот товарный знак, технологии продаж и ремонта фирменной техники у него нет.

Требование франчайзи. Вернуть 650 000 ₽, которые он заплатил как паушальный взнос за бренд.

Что сказал суд. Продать франшизы может только владелец товарного знака и технологий. Продать франшизу без бренда — это существенное нарушение договора — ст. 450 и 1484 ГК РФ.

Итог. Договор о совместной деятельности суд расторг. В пользу предпринимателя взыскали 650 000 ₽ и 51 467 ₽ расходов на юриста и судебную госпошлину.

Дело № А45-17388/2018

Предприниматель купил за 756 000 ₽ франшизу экспресс-парикмахерской. В паушальный взнос входила плата 70 000 ₽ за подбор помещения.

Условия франшизы. В пакет входил товарный знак, патент на промышленный образец интерьера парикмахерской, ноу-хау и помощь в подборе и обустройству помещения.

Что пошло не так. Предприниматель получил бизнесбук с инструкциями по запуску, но саму парикмахерскую так и не открыл. Франчайзер не смог подобрать в городе небольшое помещение по своим же стандартам, где можно определённым образом расставить мебель. 

Требование франчайзи. Расторгнуть договор коммерческой концессии и вернуть 756 000 ₽ с процентами.

Что сказал суд. Без помещения по стандартам для быстрых стрижек парикмахерскую не открыть. А сами по себе ноу-хау и дизайн-макеты  обесцениваются. Франчайзер не смог найти помещение по своим же требованиям, и суд признал это существенным нарушением договора по ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

Итог. Предпринимателю присудили паушальный взнос 756 000 ₽, 5 183 ₽ процентов и 38 629 ₽ расходов на юриста и госпошлину.

Дело № А65-13181/2020

Статья актуальна на