Недействующих организаций, о которых забыли их учредители, намного больше чем недействующих ИП. Всё потому, что ИП даже в случае приостановки деятельности, платит за себя страховые взносы в ПФР. И закрыть ИП, а потом открыть снова будет намного выгоднее, чем поддержание бездействующего статуса. В случае с организацией дела обстоят иначе. ООО можно заморозить без лишних затрат, при отсутствии сотрудников страховые взносы платить не нужно. Так брошенные организации и существуют, пока их не закроют или не продадут.

Продают ООО намного чаще, чем полностью ликвидируют. Процедура закрытия организации далеко не самая простая, законодательством установлено много формальностей, за которыми нужно уследить.

Проще всего продать свою долю в уставном капитале другим учредителям ООО, сделку можно оформить без заверения у нотариуса.

Продажа доли в уставном капитале третьим лицам требует к себе больше внимания и отягощает финансовыми затратами. Во-первых, такая возможность должна быть предусмотрена в учредительных документах. Во-вторых, договор купли-продажи обязательно должен быть заверен у нотариуса, а стоимость этой процедуры измеряется десятками тысяч рублей. Если продать организацию не получается, а держать больше нет смысла, можно добровольно ликвидировать ООО. Для того, чтобы вы ничего не упустили, мы расписали все шаги процедуры закрытия.

9 шагов для ликвидации ООО

1. Оформляем положение о ликвидации

Решение о ликвидации фирмы принимается собранием учредителей и оформляется в форме протокола общего собрания участников. Если учредитель один, тогда готовится документ — решение единственного учредителя.

В протоколе или решении учредителя должно содержаться положение о ликвидации ООО, а так же необходимо назначить ликвидационную комиссию и обозначить её состав с указанием паспортных данных каждого члена комиссии. В состав ликвидационной комиссии могут входить учредители, директор, сотрудники, например, юрист и бухгалтер. Может быть назначен всего один ликвидатор, который будет уполномочен управлять делами общества.

2. В течение 3 дней уведомляем контролирующие органы

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации ООО необходимо в регистрирующую налоговую подать:

  • уведомление по форме Р15001, заверенное у нотариуса;
  • протокол собрания учредителей или решение единственного учредителя о ликвидации фирмы.

Документы можно подать лично, по почте ценным письмом с описью вложения или в электронном виде по ТКС через портал гос.услуг. Спустя 5 рабочих дней налоговая вам предоставит лист записи ЕГРЮЛ.

Не забудьте уведомить ПФР и ФСС в этот же срок. Регламентированной формы уведомления фондов нет, поэтому обратитесь в своё территориальное отделение ПФР и ФСС и уточните, возможно, инспектор предоставит вам образец и форму для заполнения.

3. Публикация информации в СМИ и уведомление контрагентов

Законодательством установлена обязанность публиковать данные о ликвидации организации, а также о порядке и сроке, в течение которого кредиторы (те, кому вы должны) могут предъявить свои требования. Обратите внимание, что этот срок не может быть меньше 2 месяцев.

После того, как вы получите из налоговой лист записи в ЕГРЮЛ, необходимо подать сообщение о ликвидации вашей фирмы в «Вестник государственной регистрации». Сообщение должно быть опубликовано именно в этом журнале. Информацию о том, что необходимо сделать для публикации и стоимость публикации, вы можете узнать на сайте журнала.

Также закон обязывает направить письменные уведомления контрагентам-кредиторам о ликвидации вашей компании. Специальных требований к оформлению уведомлений не установлено, поэтому информацию можно изложить в форме официального письма.

4. Уведомляем службу занятости и сотрудников об увольнении 

Не позднее чем за 2 месяца до увольнения вам нужно предупредить всех сотрудников. Для этого каждому сотруднику предоставьте письменное уведомление об увольнении по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации (п.1 ст. 81 ТК РФ).

Также письменное уведомление об увольнении сотрудников необходимо предоставить в Службу занятости населения, указав по каждому работнику должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, а также условия оплаты труда. Уведомление нужно предоставить не позднее чем за 2 месяца до увольнения, а если увольнение массовое, то не позднее, чем за 3 месяца. Формы для уведомлений установлены Постановлением N 99.

По общим правилам, увольнение считается массовым, если ликвидируется организация с численностью сотрудников больше 15 человек. Также критерии массового увольнения могут устанавливаться отдельно в каждом регионе и по каждой отрасли, поэтому вам лучше предварительно уточнить информацию в своем территориальном отделении службы занятости.

По истечении двух месяцев со дня уведомления сотрудников и двух-трех месяцев со дня уведомления Службы занятости вы имеете право уволить сотрудников и рассчитаться с ними.

5. Сдаем в налоговую промежуточный ликвидационный баланс

После окончания срока для предъявления требований кредиторами (не менее 2 месяцев) составляется промежуточный ликвидационный баланс. Особых правил для составления ликвидационного баланса и формы не установлено. Судебная практика рекомендует составлять его согласно требованиям к бухгалтерской отчетности.

Гражданским Кодексом установлены некоторые требования к содержанию ликвидационного баланса, он должен содержать сведения: об имуществе организации, о требованиях, предъявленных кредиторами, и о результатах их рассмотрения.

Так, ликвидационный баланс может состоять из бухгалтерского баланса организации с приложением справки о наличии ценностей на забалансовых счетах и с приложением перечня требований, предъявленных кредиторами с результатами их рассмотрения. Как вы могли заметить, составление ликвидационного баланса требует знаний бухучета, поэтому, если у вас нет опыта в этом деле, обратитесь к соответствующим специалистам.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собранием учредителей или единственным учредителем, после чего отправляется в регистрирующую налоговую вместе с уведомлением по форме Р15001. Уведомление необходимо заверить у нотариуса. Рекомендуем вместе с ликвидационным балансом и уведомлением предоставить в налоговую документы, подтверждающие публикацию в «Вестнике государственной регистрации” и протокол или решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Эти документы не регламентированы к представлению в налоговую, но инспекторы часто их требуют.

В течение 5 рабочих дней с момента уведомления, налоговая вновь внесет данные в ЕГРЮЛ, а вы получите лист о внесении записи в гос.реестр.

6. Рассчитываемся по долгам

Согласно Гражданскому Кодексу выплату денежных сумм по долгам нужно осуществлять в порядке очередности.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса необходимо рассчитаться:

  • в первую очередь с гражданами, перед которыми вы несете ответственность за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью (если такие есть);
  • во вторую очередь с работниками по трудовому договору по выплате зарплаты и выходных пособий.

Затем, спустя месяц со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, вы должны погасить долги третьей и четвертой очереди:

  • в третью очередь нужно заплатить все налоги и страховые взносы в фонды, имеющиеся штрафы и пени;
  • в четвертую очередь уже выплачиваются суммы по оставшимся долгам.

Если денежных средств у организации не хватает, то ликвидационная комиссия продает имущество организации при помощи торгов. В случае, если и выручка от продажи имущества не покроет долги компании, тогда нужно открывать процедуру банкротства. А здесь придется обращаться к профессионалам, т.к. порядок банкротства имеет слишком много тонкостей.

7. Составляем окончательный ликвидационный баланс

После погашения всех расчетов с сотрудниками, контрагентами и государством, необходимо составить и утвердить ликвидационный баланс. Он также, как и промежуточный, составляется по правилам формирования бухгалтерской отчетности и утверждается учредителями организации.

8. Отчитываемся в ПФР и ФСС по уволенным сотрудникам

В течение месяца с момента утверждения ликвидационного баланса и до подачи документов в налоговую на закрытие, необходимо сдать в фонды всю отчетность по уволенным сотрудникам, указав признак ликвидации организации.

9. Подаем в налоговую документы на закрытие ООО

После выполнения всех действий, утверждения ликвидационного баланса, учредители могут распределить между собой имущество организации. И только в последнюю очередь подаются документы в налоговую на закрытие.

В регистрирующую налоговую необходимо предоставить:

  1. Заявление по форме Р16001, заверенное у нотариуса
  2. Ликвидационный баланс
  3. Квитанцию об уплате гос.пошлины 800 рублей.

Документы можно подать лично, по почте ценным письмом с описью вложения или в электронном виде по ТКС через портал гос.услуг. В течение 5 рабочих дней с момента подачи документов, налоговая вам предоставит свидетельство о прекращении деятельности и уведомление о снятии с учета в налоговом органе.

Статья актуальна на 07.03.2016
47 комментариев
Представьтесь через
фейсбук контакте твиттер
Написать комментарий
  • Евгеий 10 ноября 2015, 18:06
    Здравствуйте.у меня открыто ооо открывал в марте этого года,но понял что проще работать ип-щником.Во сколько мне обойдется ликвидировать ооо и реально ли самому это сделать?
    Ответить
    • Isheev Kirill 12 ноября 2015, 11:03
      Добрый день.
      Это вполне реально, но будьте готовы к тому, что придется потратить много времени. Конечно, можно заплатить деньги фирме, которая занимается ликвидацией ООО, но никто не гарантирует, что они все сделают правильно.
      Весь процесс ликвидации может растянуться на несколько месяцев.
      Ответить
    • Инспектор 19 февраля, 10:43
      Реально
      Ответить
    • людм ла 22 ноября, 17:58
      Сколько стоит
      Ответить
      • Михаил Рязанов 22 ноября, 19:04
        Людмила, добрый вечер.
        К сожалению, мы не оказываем услуги по ликвидации ООО.
        Подробный порядок действий по закрытию организации описан в данной статье.
        Вы можете подготовить документы для ликвидации ООО в сервисе нашего партнера "Документовед" по ссылке: http://www.documentoved.ru/ooo/likvidacija_ooo
        Ответить
  • Hulayan Gayane 16 декабря 2015, 19:54
    Здравствуйте.
    У меня такая проблема, несколько лет назад было открыто "ООО" на мое имя, фирма очень большая и занимается разными видами деятельности. Фирма была открыта на меня обманным путем, ни каких документов и участие в фирме ни когда не видел и не принимал. Из разных СМИ я узнал что являюсь единственным соучредителем этого "ООО" я не имею юридических знаний, по этому интересно какую ответственность я могу нести являясь генеральным директором, и как можно ее закрыть если нет ни одного документа этой фирмы???
    Ответить
    • Рязанов Михаил 21 декабря 2015, 19:45
      Hulayan Gayane, добрый вечер!

      За разъяснением дальнейших действий рекомендую обратиться в правоохранительные органы.
      Ответить
      • ольга 23 декабря 2015, 10:43
        Ситуация та же что и у предыдущего пользователя. Реально закрыть ООО не имея ни одного документа ?
        Ответить
        • Рязанов Михаил 25 декабря 2015, 09:09
          Ольга, добрый день!

          Если у вас аналогичная ситуация, то у меня аналогичный ответ - обратитесь в правоохранительные органы.
          Думаю, это наиболее правильное решение в таких ситуациях.
          Ответить
        • Ольга 19 июля, 10:36
          Здраствуйте у меня такая же ситуация у меня вопрос получилось ли у вас закрыть фирму?
          Ответить
  • Бойко Роман 27 января, 15:41
    ч. 3 ст. 28 Закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах…» - ч.3 Утратил силу с 1 января 2015 года.
    Следовательно больше нет обязанности уведомлять фонды.
    Ответить
    • Коробицина Дарья 28 января, 15:36
      Добрый день, Роман!
      Спасибо за наблюдательность. Действительно, в связи с изменениями 212 закона у ООО пропала обязанность сообщать в фонды о ликвидации.
      Ответить
  • татьяна 5 февраля, 10:59
    как закрыть ООО? Какие нужны бланки, куда отправлять?
    Ответить
    • Рязанов Михаил 8 февраля, 17:54
      Татьяна, добрый вечер!
      Ответ на ваш вопрос кроется в нашей статье чуть выше комментариев.
      Если у вас будут вопросы по материалу, пожалуйста, сообщите об этом.
      Ответить
  • Евгений 23 февраля, 06:16
    Здравствуйте! Если у ООО не был открыт счет и не было принято ни одного сотрудника, то нужно ли сдавать ликвидационные балансы, отчитываться по уволенным? и т.д.
    Ответить
    • Рязанов Михаил 25 февраля, 13:05
      Евгений, добрый день.
      Промежуточный ликвидационный баланс является обязательным этапом при закрытии ООО.
      Уточните, пожалуйста, а генеральный директор был трудоустроен в штат сотрудников?
      Ответить
      • Екатерина 25 февраля, 17:04
        А если генеральный директор - это единственный сотрудник, то порядок ликвидации тот же, что описан в статье?
        Ответить
        • Рязанов Михаил 26 февраля, 15:18
          Екатерина, добрый день.
          Да, порядок сохраняется.
          Но рекомендую обратиться в Службу занятости населения и поинтересоваться про особенности ее уведомления в вашей ситуации.
          Ответить
  • Proft Van 2 марта, 16:11
    Вообще по таким вопросам нужно к профессионалам идти http://adress-c.ru/ - у них то побольше опыта в таких делах будет.
    Ответить
  • Марина 21 марта, 15:32
    Добрый день! Хотим ликвидировать ЧОО. У нас ген. директор (0%УК) и 1 учредитель (100% УК) - никак не могу понять сколько участников всего?
    И документы от чьего имени заполнять (от гендиректора или единственного учредителя)?
    И вообще по ликвидации ЧОО есть какие-то нюансы?
    Спасибо.
    Ответить
    • Наталья 1 июня, 11:01
      Добрый день. Все решения от ЧОО пишет учредитель. В решении о назначении ликвидирован/ликвидационной комиссии назначается человек, им может быть и учредитель, и ген.директор и иной человек. Именно этот человек будет ставить свою подпись на всех необходимых документах. Нюансы у каждой компании свои..
      Ответить
  • Наташа 23 марта, 12:18
    Было открыто ооо.Два месяца назад ооо закрыли по инициативе налогового органа (принудительно).Где можно получить свидетельство о закрытии.И обязательно ли его получать?подскажите.
    Ответить
  • Евгений 9 апреля, 20:00
    Добрый день.
    Был единственным учредителем ООО. 2 года назад решил завязать с бизнесом и обратился в юридическую фирму, которая занимается продажей (переоформлением) ООО. Фирма была переоформлена на другого человека (точно не могу сказать через ввод нового учредителя или через продажу), но точно могу сказать что я не получил за это ничего, так как в задачу входило только "избавиться" от ООО. Переоформление ЕГРЮЛ было оформлено в налоговой и я про этот вопрос забыл. На днях получил письмо из налоговой с просьбой явиться и объяснить причину неоплаты налогов с купли-продажи или же письменно объяснить причину безвозмездной передачи ООО. К сожалению у меня не осталось вообще никаких документов связанных с ООО (договоров, балансов, бухгалтерии и т. д. ) и моментом ее передачи. Точно знаю что никакой выгоды от этой сделки я не получил. Что меня теперь ждет? Как быть с налоговой и что им говорить? Какие могут быть для меня последствия? Спасибо.
    Ответить
  • Егор 21 апреля, 15:24
    Я бы не рекомендовал закрывать ООО самостоятельно, так как есть свои подводные камни.
    Когда я закрывал свою ООО то обращался в компанию awardlik.ru, проконсультировали и решили ликвидировать путем реорганизации присоединения, все сделали быстро и качественно.
    Так что рекомендую, цены у них приемлемые по сравнению с конкурентами, да и по срокам они делают быстрее.
    Ответить
  • иван 22 апреля, 10:15
    Здравствуйте! Подскажите если ооо было только открыто и нет даже печати то какие документы нужны чтобы леквидировать ооо, все теже?
    Ответить
    • Isheev Kirill 23 апреля, 13:08
      Иван, добрый день. Принять решение о ликвидации ООО можно только после собрания учредителей, которые отвечают в рамках внесенного уставного капитала.

      Таким образом, если уставный капитал еще не внесен, то последовательность такая:
      1. оплачивается уставный капитал (не менее 10 000 рублей; можно хоть столом и стульями);
      2. проводится собрание учредителей и принимается решение о ликвидации.
      Далее - по пунктам, изложенным в статье.
      Ответить
  • Ольга 24 апреля, 13:15
    Здравствуйте! У генерального директора, он же главбух ООО (Два учредителя) случился инсульт. Ответить где документы организации он не может, он вообще не говорит. Какое то время, совсем недолго хозяйственную деятельность вел второй учредитель (в надежде, что восстановится после инсульта) Но чудо не произошло. Сейчас организация не работает. Второй учредитель сдает нулевые декларации. Жена директора даже разговаривать не хочет об этой организации. Трубку не берет. Как закрыть организацию, что делать другому учредителю? Учредительных документов у него нет, только печать.
    Ответить
    • Isheev Kirill 24 апреля, 15:39
      Ольга, добрый день. Безусловно, с супругой учредителя придется наладить диалог, иначе ликвидировать ООО не получится: требование закона таково, что принять решение о ликвидации можно только на собрании учредителей единогласно.

      Сложность составляет именно состояние второго учредителя. Признать его недееспособным и назначить представителя может только суд, поэтому дорога у второго учредителя - только в суд. А еще нужен хороший юрист, который будет сопровождать его на каждом этапе, ведь без юридической подготовки тут не обойтись.

      Кстати, на портале Правовед (https://pravoved.ru/) сидят именно такие юристы. Советую обратиться к ним за помощью в этой ситуации.
      Ответить
  • Виктор 8 мая, 20:28
    Здравствуйте. В какой момент нужно информировать банк о ликвидации ООО и закрывать р/с счёт в банке?
    Ответить
    • Isheev Kirill 8 мая, 22:00
      Добрый вечер. Думаю, что банк не особо будет интересовать причины закрытия расчетного счета. Правильнее поступить так: сначала полностью рассчитайтесь по всем долгам, если остались деньги на счете - снимите их, а затем уже пишите заявление на закрытие счета. После получения такого заявления банк закроет счет не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявление.
      Ответить
  • Артем 6 июня, 13:36
    Добрый день! Подскажите, месяц назад открыли ООО, уставный капитал учредители не внесли еще, и решили что необходимо закрыть ООО. Можно ли не вносить уставный капитал, и произойдет принудительная ликвидация, и какие последствия? Или внести лучше уставный капитал для добровольной ликвидации?
    Ответить
    • Isheev Kirill 6 июня, 19:35
      Артем, добрый день. Вопрос скорее юридический, чем бухгалтерский. Поэтому вам все-таки стоит обратиться к юристу.
      Могу сказать точно: решение о ликвидации ООО принимается собранием учредителей, которые голосуют в пределах доли внесенного УК. Пока он не внесен, принимать какие-либо решения собрание учредителей принимать не может.
      Ответить
  • Густелёва Наталья 29 июля, 12:02
    Добрый день!
    Подскажите, пожалуйста, можно ли на 2 шаге подать в налоговую не только уведомление и решение о ликвидации, но и промежуточный ликвидационный баланс?
    Ответить
  • Мария 30 августа, 19:04
    Добрый день,
    подскажите, как в Эльбе сформировать промежуточный бухгалтерский баланс?
    Ответить
    • Рязанов Михаил 2 сентября, 08:45
      Мария, добрый день.
      К сожалению, такой возможности в Контур.Эльбе на данный момент нет :'-(
      Бухгалтерская отчетность формируется только в рамках ежегодной задачи.
      Мы ведем сбор пожеланий для добавления данной функциональности в Эльбу, но точных сроков реализации идеи пока озвучить не можем.
      Ответить
  • Максим 20 сентября, 07:52
    Добрый день. Открыто ООО в мае этого года (2016г.) Два учредителя, в разных городах. Хочу закрыть, от лица второго учредителя есть доверенность на действия в интересах ООО. Как можно это сделать? Спасибо.
    Ответить
    • Максим 20 сентября, 07:56
      Забыл добавить - сотрудников нет. Один директор, он же и один из учредителей - я.
      Ответить
      • Гальчук Илья 20 сентября, 14:03
        Максим, здравствуйте.
        Статья, под который вы оставили комментарий, как раз описывает процедуру закрытия ООО. В ней подробно расписан каждый шаг, который вам необходимо сделать для закрытия вашей организации. Если после прочтения статьи у вас возникнут конкретные вопросы, то я буду рад на них ответить.
        Ответить
  • Светлана 3 октября, 11:27
    Подскажите, пожалуйста, почему следует успевать закрывать организацию до конца года?
    Ответить
    • Вологдин Павел 24 октября, 14:28
      Здравствуйте, Светлана. Извините за долгий ответ. Так рекомендуется, чтобы не пришлось и отчитываться дважды. За текущий год и за следующий.
      Ответить
  • Анастасия 10 октября, 21:14
    Добрый день! Подскажите пожалуйста - на 5ом шаге при подаче в налоговую промежуточно-ликвидационного баланса необходимо вновь подать уведомление по форме Р15001? Дублируем Р15001 и, снова заверяем у нотариуса? Мы же сдавали это уведомление на первоначальном этапе вместе с решением о ликвидации.
    Ответить
    • Вологдин Павел 24 октября, 14:36
      Анастасия здравствуйте. Данная форма действительно предоставляется дважды. Сперва уведомляя налоговую о закрытии и при подаче промежуточного баланса.
      Ответить
  • Ирина 16 ноября, 08:59
    Что такое принудительная ликвидация ООО,и по истечении какого срока происходит?
    Ответить
    • Михаил Рязанов 16 ноября, 14:15
      Ирина, добрый день.
      Принудительная ликвидация ООО - это ликвидация юридического лица в судебном порядке по иску уполномоченных органов. Решение о принудительной ликвидации принимает арбитражный суд. Обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица может государственный орган или орган местного самоуправления. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В этом случае дальнейшая процедура ликвидации ничем не отличается от процедуры добровольной ликвидации. Дополнительно, рекомендую ознакомиться со статьей 61 "Ликвидация юридического лица" Гражданского кодекса РФ.
      Документ доступен по ссылке: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=265333&cwi=0#h1246
      Ответить
  • Илья 20 ноября, 16:24
    Здравствуйте в прошлом году я открыл ООО все было хорошо пока не остался без денег. Так я и оставил не сдавал отчеты по пфр фсс и налоговую. Реально денег не было. Смотрю в ФССП штрафов у меня куча. Но я не могу оплатить эти штрафы. Как мне быть. Спасибо
    Ответить
    • Михаил Рязанов 21 ноября, 14:18
      Илья, добрый день.
      Вы можете ликвидировать ООО с долгами через процедуру банкротства.
      Данный способ относят к добровольной ликвидации ООО, при которой учредители освобождаются от субсидарной ответственности, если смогут доказать, что произошедшее случилась не по их вине.
      Если вы не планируете прекращать деятельность, то необходимо уплатить штрафы в ближайшее время, что избежать дополнительной просрочки.
      Ответить

Устали от предпринимательской рутины?

Попробовать Эльбу 30 дней бесплатно

Справочная / Регистрация бизнеса

Как добровольно закрыть ООО

Недействующих организаций, о которых забыли их учредители, намного больше чем недействующих ИП. Всё потому, что ИП даже в случае приостановки деятельности, платит за себя страховые взносы в ПФР. И закрыть ИП, а потом открыть снова будет намного выгоднее, чем поддержание бездействующего статуса. В случае с организацией дела обстоят иначе. ООО можно заморозить без лишних затрат, при отсутствии сотрудников страховые взносы платить не нужно. Так брошенные организации и существуют, пока их не закроют или не продадут.

Продают ООО намного чаще, чем полностью ликвидируют. Процедура закрытия организации далеко не самая простая, законодательством установлено много формальностей, за которыми нужно уследить.

Проще всего продать свою долю в уставном капитале другим учредителям ООО, сделку можно оформить без заверения у нотариуса.

Продажа доли в уставном капитале третьим лицам требует к себе больше внимания и отягощает финансовыми затратами. Во-первых, такая возможность должна быть предусмотрена в учредительных документах. Во-вторых, договор купли-продажи обязательно должен быть заверен у нотариуса, а стоимость этой процедуры измеряется десятками тысяч рублей. Если продать организацию не получается, а держать больше нет смысла, можно добровольно ликвидировать ООО. Для того, чтобы вы ничего не упустили, мы расписали все шаги процедуры закрытия.

9 шагов для ликвидации ООО

1. Оформляем положение о ликвидации

Решение о ликвидации фирмы принимается собранием учредителей и оформляется в форме протокола общего собрания участников. Если учредитель один, тогда готовится документ — решение единственного учредителя.

В протоколе или решении учредителя должно содержаться положение о ликвидации ООО, а так же необходимо назначить ликвидационную комиссию и обозначить её состав с указанием паспортных данных каждого члена комиссии. В состав ликвидационной комиссии могут входить учредители, директор, сотрудники, например, юрист и бухгалтер. Может быть назначен всего один ликвидатор, который будет уполномочен управлять делами общества.

2. В течение 3 дней уведомляем контролирующие органы

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации ООО необходимо в регистрирующую налоговую подать:

  • уведомление по форме Р15001, заверенное у нотариуса;
  • протокол собрания учредителей или решение единственного учредителя о ликвидации фирмы.

Документы можно подать лично, по почте ценным письмом с описью вложения или в электронном виде по ТКС через портал гос.услуг. Спустя 5 рабочих дней налоговая вам предоставит лист записи ЕГРЮЛ.

Не забудьте уведомить ПФР и ФСС в этот же срок. Регламентированной формы уведомления фондов нет, поэтому обратитесь в своё территориальное отделение ПФР и ФСС и уточните, возможно, инспектор предоставит вам образец и форму для заполнения.

3. Публикация информации в СМИ и уведомление контрагентов

Законодательством установлена обязанность публиковать данные о ликвидации организации, а также о порядке и сроке, в течение которого кредиторы (те, кому вы должны) могут предъявить свои требования. Обратите внимание, что этот срок не может быть меньше 2 месяцев.

После того, как вы получите из налоговой лист записи в ЕГРЮЛ, необходимо подать сообщение о ликвидации вашей фирмы в «Вестник государственной регистрации». Сообщение должно быть опубликовано именно в этом журнале. Информацию о том, что необходимо сделать для публикации и стоимость публикации, вы можете узнать на сайте журнала.

Также закон обязывает направить письменные уведомления контрагентам-кредиторам о ликвидации вашей компании. Специальных требований к оформлению уведомлений не установлено, поэтому информацию можно изложить в форме официального письма.

4. Уведомляем службу занятости и сотрудников об увольнении 

Не позднее чем за 2 месяца до увольнения вам нужно предупредить всех сотрудников. Для этого каждому сотруднику предоставьте письменное уведомление об увольнении по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации (п.1 ст. 81 ТК РФ).

Также письменное уведомление об увольнении сотрудников необходимо предоставить в Службу занятости населения, указав по каждому работнику должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, а также условия оплаты труда. Уведомление нужно предоставить не позднее чем за 2 месяца до увольнения, а если увольнение массовое, то не позднее, чем за 3 месяца. Формы для уведомлений установлены Постановлением N 99.

По общим правилам, увольнение считается массовым, если ликвидируется организация с численностью сотрудников больше 15 человек. Также критерии массового увольнения могут устанавливаться отдельно в каждом регионе и по каждой отрасли, поэтому вам лучше предварительно уточнить информацию в своем территориальном отделении службы занятости.

По истечении двух месяцев со дня уведомления сотрудников и двух-трех месяцев со дня уведомления Службы занятости вы имеете право уволить сотрудников и рассчитаться с ними.

5. Сдаем в налоговую промежуточный ликвидационный баланс

После окончания срока для предъявления требований кредиторами (не менее 2 месяцев) составляется промежуточный ликвидационный баланс. Особых правил для составления ликвидационного баланса и формы не установлено. Судебная практика рекомендует составлять его согласно требованиям к бухгалтерской отчетности.

Гражданским Кодексом установлены некоторые требования к содержанию ликвидационного баланса, он должен содержать сведения: об имуществе организации, о требованиях, предъявленных кредиторами, и о результатах их рассмотрения.

Так, ликвидационный баланс может состоять из бухгалтерского баланса организации с приложением справки о наличии ценностей на забалансовых счетах и с приложением перечня требований, предъявленных кредиторами с результатами их рассмотрения. Как вы могли заметить, составление ликвидационного баланса требует знаний бухучета, поэтому, если у вас нет опыта в этом деле, обратитесь к соответствующим специалистам.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собранием учредителей или единственным учредителем, после чего отправляется в регистрирующую налоговую вместе с уведомлением по форме Р15001. Уведомление необходимо заверить у нотариуса. Рекомендуем вместе с ликвидационным балансом и уведомлением предоставить в налоговую документы, подтверждающие публикацию в «Вестнике государственной регистрации” и протокол или решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Эти документы не регламентированы к представлению в налоговую, но инспекторы часто их требуют.

В течение 5 рабочих дней с момента уведомления, налоговая вновь внесет данные в ЕГРЮЛ, а вы получите лист о внесении записи в гос.реестр.

6. Рассчитываемся по долгам

Согласно Гражданскому Кодексу выплату денежных сумм по долгам нужно осуществлять в порядке очередности.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса необходимо рассчитаться:

  • в первую очередь с гражданами, перед которыми вы несете ответственность за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью (если такие есть);
  • во вторую очередь с работниками по трудовому договору по выплате зарплаты и выходных пособий.

Затем, спустя месяц со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, вы должны погасить долги третьей и четвертой очереди:

  • в третью очередь нужно заплатить все налоги и страховые взносы в фонды, имеющиеся штрафы и пени;
  • в четвертую очередь уже выплачиваются суммы по оставшимся долгам.

Если денежных средств у организации не хватает, то ликвидационная комиссия продает имущество организации при помощи торгов. В случае, если и выручка от продажи имущества не покроет долги компании, тогда нужно открывать процедуру банкротства. А здесь придется обращаться к профессионалам, т.к. порядок банкротства имеет слишком много тонкостей.

7. Составляем окончательный ликвидационный баланс

После погашения всех расчетов с сотрудниками, контрагентами и государством, необходимо составить и утвердить ликвидационный баланс. Он также, как и промежуточный, составляется по правилам формирования бухгалтерской отчетности и утверждается учредителями организации.

8. Отчитываемся в ПФР и ФСС по уволенным сотрудникам

В течение месяца с момента утверждения ликвидационного баланса и до подачи документов в налоговую на закрытие, необходимо сдать в фонды всю отчетность по уволенным сотрудникам, указав признак ликвидации организации.

9. Подаем в налоговую документы на закрытие ООО

После выполнения всех действий, утверждения ликвидационного баланса, учредители могут распределить между собой имущество организации. И только в последнюю очередь подаются документы в налоговую на закрытие.

В регистрирующую налоговую необходимо предоставить:

  1. Заявление по форме Р16001, заверенное у нотариуса
  2. Ликвидационный баланс
  3. Квитанцию об уплате гос.пошлины 800 рублей.

Документы можно подать лично, по почте ценным письмом с описью вложения или в электронном виде по ТКС через портал гос.услуг. В течение 5 рабочих дней с момента подачи документов, налоговая вам предоставит свидетельство о прекращении деятельности и уведомление о снятии с учета в налоговом органе.

Статья актуальна на 07.03.2016
Оставить комментарий
Комментарии (47)
  • Евгеий 10 ноября 2015, 18:06
    Здравствуйте.у меня открыто ооо открывал в марте этого года,но понял что проще работать ип-щником.Во сколько мне обойдется ликвидировать ооо и реально ли самому это сделать?
    Ответить
    • Isheev Kirill 12 ноября 2015, 11:03
      Добрый день.
      Это вполне реально, но будьте готовы к тому, что придется потратить много времени. Конечно, можно заплатить деньги фирме, которая занимается ликвидацией ООО, но никто не гарантирует, что они все сделают правильно.
      Весь процесс ликвидации может растянуться на несколько месяцев.
      Ответить
    • Инспектор 19 февраля, 10:43
      Реально
      Ответить
    • людм ла 22 ноября, 17:58
      Сколько стоит
      Ответить
      • Михаил Рязанов 22 ноября, 19:04
        Людмила, добрый вечер.
        К сожалению, мы не оказываем услуги по ликвидации ООО.
        Подробный порядок действий по закрытию организации описан в данной статье.
        Вы можете подготовить документы для ликвидации ООО в сервисе нашего партнера "Документовед" по ссылке: http://www.documentoved.ru/ooo/likvidacija_ooo
        Ответить
  • Hulayan Gayane 16 декабря 2015, 19:54
    Здравствуйте.
    У меня такая проблема, несколько лет назад было открыто "ООО" на мое имя, фирма очень большая и занимается разными видами деятельности. Фирма была открыта на меня обманным путем, ни каких документов и участие в фирме ни когда не видел и не принимал. Из разных СМИ я узнал что являюсь единственным соучредителем этого "ООО" я не имею юридических знаний, по этому интересно какую ответственность я могу нести являясь генеральным директором, и как можно ее закрыть если нет ни одного документа этой фирмы???
    Ответить
    • Рязанов Михаил 21 декабря 2015, 19:45
      Hulayan Gayane, добрый вечер!

      За разъяснением дальнейших действий рекомендую обратиться в правоохранительные органы.
      Ответить
      • ольга 23 декабря 2015, 10:43
        Ситуация та же что и у предыдущего пользователя. Реально закрыть ООО не имея ни одного документа ?
        Ответить
        • Рязанов Михаил 25 декабря 2015, 09:09
          Ольга, добрый день!

          Если у вас аналогичная ситуация, то у меня аналогичный ответ - обратитесь в правоохранительные органы.
          Думаю, это наиболее правильное решение в таких ситуациях.
          Ответить
        • Ольга 19 июля, 10:36
          Здраствуйте у меня такая же ситуация у меня вопрос получилось ли у вас закрыть фирму?
          Ответить
  • Бойко Роман 27 января, 15:41
    ч. 3 ст. 28 Закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах…» - ч.3 Утратил силу с 1 января 2015 года.
    Следовательно больше нет обязанности уведомлять фонды.
    Ответить
    • Коробицина Дарья 28 января, 15:36
      Добрый день, Роман!
      Спасибо за наблюдательность. Действительно, в связи с изменениями 212 закона у ООО пропала обязанность сообщать в фонды о ликвидации.
      Ответить
  • татьяна 5 февраля, 10:59
    как закрыть ООО? Какие нужны бланки, куда отправлять?
    Ответить
    • Рязанов Михаил 8 февраля, 17:54
      Татьяна, добрый вечер!
      Ответ на ваш вопрос кроется в нашей статье чуть выше комментариев.
      Если у вас будут вопросы по материалу, пожалуйста, сообщите об этом.
      Ответить
  • Евгений 23 февраля, 06:16
    Здравствуйте! Если у ООО не был открыт счет и не было принято ни одного сотрудника, то нужно ли сдавать ликвидационные балансы, отчитываться по уволенным? и т.д.
    Ответить
    • Рязанов Михаил 25 февраля, 13:05
      Евгений, добрый день.
      Промежуточный ликвидационный баланс является обязательным этапом при закрытии ООО.
      Уточните, пожалуйста, а генеральный директор был трудоустроен в штат сотрудников?
      Ответить
      • Екатерина 25 февраля, 17:04
        А если генеральный директор - это единственный сотрудник, то порядок ликвидации тот же, что описан в статье?
        Ответить
        • Рязанов Михаил 26 февраля, 15:18
          Екатерина, добрый день.
          Да, порядок сохраняется.
          Но рекомендую обратиться в Службу занятости населения и поинтересоваться про особенности ее уведомления в вашей ситуации.
          Ответить
  • Proft Van 2 марта, 16:11
    Вообще по таким вопросам нужно к профессионалам идти http://adress-c.ru/ - у них то побольше опыта в таких делах будет.
    Ответить
  • Марина 21 марта, 15:32
    Добрый день! Хотим ликвидировать ЧОО. У нас ген. директор (0%УК) и 1 учредитель (100% УК) - никак не могу понять сколько участников всего?
    И документы от чьего имени заполнять (от гендиректора или единственного учредителя)?
    И вообще по ликвидации ЧОО есть какие-то нюансы?
    Спасибо.
    Ответить
    • Наталья 1 июня, 11:01
      Добрый день. Все решения от ЧОО пишет учредитель. В решении о назначении ликвидирован/ликвидационной комиссии назначается человек, им может быть и учредитель, и ген.директор и иной человек. Именно этот человек будет ставить свою подпись на всех необходимых документах. Нюансы у каждой компании свои..
      Ответить
  • Наташа 23 марта, 12:18
    Было открыто ооо.Два месяца назад ооо закрыли по инициативе налогового органа (принудительно).Где можно получить свидетельство о закрытии.И обязательно ли его получать?подскажите.
    Ответить
  • Евгений 9 апреля, 20:00
    Добрый день.
    Был единственным учредителем ООО. 2 года назад решил завязать с бизнесом и обратился в юридическую фирму, которая занимается продажей (переоформлением) ООО. Фирма была переоформлена на другого человека (точно не могу сказать через ввод нового учредителя или через продажу), но точно могу сказать что я не получил за это ничего, так как в задачу входило только "избавиться" от ООО. Переоформление ЕГРЮЛ было оформлено в налоговой и я про этот вопрос забыл. На днях получил письмо из налоговой с просьбой явиться и объяснить причину неоплаты налогов с купли-продажи или же письменно объяснить причину безвозмездной передачи ООО. К сожалению у меня не осталось вообще никаких документов связанных с ООО (договоров, балансов, бухгалтерии и т. д. ) и моментом ее передачи. Точно знаю что никакой выгоды от этой сделки я не получил. Что меня теперь ждет? Как быть с налоговой и что им говорить? Какие могут быть для меня последствия? Спасибо.
    Ответить
  • Егор 21 апреля, 15:24
    Я бы не рекомендовал закрывать ООО самостоятельно, так как есть свои подводные камни.
    Когда я закрывал свою ООО то обращался в компанию awardlik.ru, проконсультировали и решили ликвидировать путем реорганизации присоединения, все сделали быстро и качественно.
    Так что рекомендую, цены у них приемлемые по сравнению с конкурентами, да и по срокам они делают быстрее.
    Ответить
  • иван 22 апреля, 10:15
    Здравствуйте! Подскажите если ооо было только открыто и нет даже печати то какие документы нужны чтобы леквидировать ооо, все теже?
    Ответить
    • Isheev Kirill 23 апреля, 13:08
      Иван, добрый день. Принять решение о ликвидации ООО можно только после собрания учредителей, которые отвечают в рамках внесенного уставного капитала.

      Таким образом, если уставный капитал еще не внесен, то последовательность такая:
      1. оплачивается уставный капитал (не менее 10 000 рублей; можно хоть столом и стульями);
      2. проводится собрание учредителей и принимается решение о ликвидации.
      Далее - по пунктам, изложенным в статье.
      Ответить
  • Ольга 24 апреля, 13:15
    Здравствуйте! У генерального директора, он же главбух ООО (Два учредителя) случился инсульт. Ответить где документы организации он не может, он вообще не говорит. Какое то время, совсем недолго хозяйственную деятельность вел второй учредитель (в надежде, что восстановится после инсульта) Но чудо не произошло. Сейчас организация не работает. Второй учредитель сдает нулевые декларации. Жена директора даже разговаривать не хочет об этой организации. Трубку не берет. Как закрыть организацию, что делать другому учредителю? Учредительных документов у него нет, только печать.
    Ответить
    • Isheev Kirill 24 апреля, 15:39
      Ольга, добрый день. Безусловно, с супругой учредителя придется наладить диалог, иначе ликвидировать ООО не получится: требование закона таково, что принять решение о ликвидации можно только на собрании учредителей единогласно.

      Сложность составляет именно состояние второго учредителя. Признать его недееспособным и назначить представителя может только суд, поэтому дорога у второго учредителя - только в суд. А еще нужен хороший юрист, который будет сопровождать его на каждом этапе, ведь без юридической подготовки тут не обойтись.

      Кстати, на портале Правовед (https://pravoved.ru/) сидят именно такие юристы. Советую обратиться к ним за помощью в этой ситуации.
      Ответить
  • Виктор 8 мая, 20:28
    Здравствуйте. В какой момент нужно информировать банк о ликвидации ООО и закрывать р/с счёт в банке?
    Ответить
    • Isheev Kirill 8 мая, 22:00
      Добрый вечер. Думаю, что банк не особо будет интересовать причины закрытия расчетного счета. Правильнее поступить так: сначала полностью рассчитайтесь по всем долгам, если остались деньги на счете - снимите их, а затем уже пишите заявление на закрытие счета. После получения такого заявления банк закроет счет не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявление.
      Ответить
  • Артем 6 июня, 13:36
    Добрый день! Подскажите, месяц назад открыли ООО, уставный капитал учредители не внесли еще, и решили что необходимо закрыть ООО. Можно ли не вносить уставный капитал, и произойдет принудительная ликвидация, и какие последствия? Или внести лучше уставный капитал для добровольной ликвидации?
    Ответить
    • Isheev Kirill 6 июня, 19:35
      Артем, добрый день. Вопрос скорее юридический, чем бухгалтерский. Поэтому вам все-таки стоит обратиться к юристу.
      Могу сказать точно: решение о ликвидации ООО принимается собранием учредителей, которые голосуют в пределах доли внесенного УК. Пока он не внесен, принимать какие-либо решения собрание учредителей принимать не может.
      Ответить
  • Добрый день!
    Подскажите, пожалуйста, можно ли на 2 шаге подать в налоговую не только уведомление и решение о ликвидации, но и промежуточный ликвидационный баланс?
    Ответить
  • Мария 30 августа, 19:04
    Добрый день,
    подскажите, как в Эльбе сформировать промежуточный бухгалтерский баланс?
    Ответить
    • Рязанов Михаил 2 сентября, 08:45
      Мария, добрый день.
      К сожалению, такой возможности в Контур.Эльбе на данный момент нет :'-(
      Бухгалтерская отчетность формируется только в рамках ежегодной задачи.
      Мы ведем сбор пожеланий для добавления данной функциональности в Эльбу, но точных сроков реализации идеи пока озвучить не можем.
      Ответить
  • Максим 20 сентября, 07:52
    Добрый день. Открыто ООО в мае этого года (2016г.) Два учредителя, в разных городах. Хочу закрыть, от лица второго учредителя есть доверенность на действия в интересах ООО. Как можно это сделать? Спасибо.
    Ответить
    • Максим 20 сентября, 07:56
      Забыл добавить - сотрудников нет. Один директор, он же и один из учредителей - я.
      Ответить
      • Гальчук Илья 20 сентября, 14:03
        Максим, здравствуйте.
        Статья, под который вы оставили комментарий, как раз описывает процедуру закрытия ООО. В ней подробно расписан каждый шаг, который вам необходимо сделать для закрытия вашей организации. Если после прочтения статьи у вас возникнут конкретные вопросы, то я буду рад на них ответить.
        Ответить
  • Светлана 3 октября, 11:27
    Подскажите, пожалуйста, почему следует успевать закрывать организацию до конца года?
    Ответить
    • Вологдин Павел 24 октября, 14:28
      Здравствуйте, Светлана. Извините за долгий ответ. Так рекомендуется, чтобы не пришлось и отчитываться дважды. За текущий год и за следующий.
      Ответить
  • Анастасия 10 октября, 21:14
    Добрый день! Подскажите пожалуйста - на 5ом шаге при подаче в налоговую промежуточно-ликвидационного баланса необходимо вновь подать уведомление по форме Р15001? Дублируем Р15001 и, снова заверяем у нотариуса? Мы же сдавали это уведомление на первоначальном этапе вместе с решением о ликвидации.
    Ответить
    • Вологдин Павел 24 октября, 14:36
      Анастасия здравствуйте. Данная форма действительно предоставляется дважды. Сперва уведомляя налоговую о закрытии и при подаче промежуточного баланса.
      Ответить
  • Ирина 16 ноября, 08:59
    Что такое принудительная ликвидация ООО,и по истечении какого срока происходит?
    Ответить
    • Михаил Рязанов 16 ноября, 14:15
      Ирина, добрый день.
      Принудительная ликвидация ООО - это ликвидация юридического лица в судебном порядке по иску уполномоченных органов. Решение о принудительной ликвидации принимает арбитражный суд. Обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица может государственный орган или орган местного самоуправления. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В этом случае дальнейшая процедура ликвидации ничем не отличается от процедуры добровольной ликвидации. Дополнительно, рекомендую ознакомиться со статьей 61 "Ликвидация юридического лица" Гражданского кодекса РФ.
      Документ доступен по ссылке: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=265333&cwi=0#h1246
      Ответить
  • Илья 20 ноября, 16:24
    Здравствуйте в прошлом году я открыл ООО все было хорошо пока не остался без денег. Так я и оставил не сдавал отчеты по пфр фсс и налоговую. Реально денег не было. Смотрю в ФССП штрафов у меня куча. Но я не могу оплатить эти штрафы. Как мне быть. Спасибо
    Ответить
    • Михаил Рязанов 21 ноября, 14:18
      Илья, добрый день.
      Вы можете ликвидировать ООО с долгами через процедуру банкротства.
      Данный способ относят к добровольной ликвидации ООО, при которой учредители освобождаются от субсидарной ответственности, если смогут доказать, что произошедшее случилась не по их вине.
      Если вы не планируете прекращать деятельность, то необходимо уплатить штрафы в ближайшее время, что избежать дополнительной просрочки.
      Ответить
8 800 500-02-75