Сразу скажем: собственная служба доставки подойдёт, только если интернет-магазин небольшой. Например, вы только что запустили бизнес по обжарке кофе, заказов — всего парочка в день. Возить кофе вполне может подрядчик по ГПХ. 

Но чем масштабнее бизнес, тем важнее системный подход. Покупатели будут замечать все косяки в процессах: опоздания курьеров, переносы сроков, ошибки. Вам придётся постоянно бороться с энтропией: нанимать новых курьеров, искать срочные подмены, решать проблемы с покупателями. 

!

Если вы не готовы развивать доставку как самостоятельное направление бизнеса, лучше отдать её на аутсорс. 

С курьерской службой вам не придётся заниматься подбором и обучением персонала, организовывать логистику, искать специальных курьеров под пиковые нагрузки. Хотя есть и минусы: курьерские службы, во-первых,  зачастую «откусывают больше, чем могут проглотить», не справляются с количеством заказов, во-вторых, платят курьерам фиксированную зарплату, что снижает их мотивацию работать качественно. 

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Попробовать бесплатно

Курьерские и транспортные компании

Вы отгружаете товар — посредник забирает его и доставляет в постамат, пункт выдачи или непосредственно покупателю (курьерская доставка). Первый вариант самый дешёвый, последний — самый дорогой. Порой стоимость зависит от спроса в настоящее время — про ценообразование стоит узнать заранее. 

В любом случае посреднику понадобятся данные о габаритах и весе всех товаров — они необходимы для логистических расчётов. Если у вас их нет, придётся наладить процесс сбора. 

Не перепутайте с курьерскими компаниями грузоперевозчиков — они не работают с наложенными платежами, т.е. не могут получить оплату от покупателей вместо вас. 

Почта России

Главный минус доставки через Почту России — покупатель должен идти на почту и стоять в очереди на получение. Многим покупателям это неудобно и неприятно. Но зато отделения почты есть везде и сроки доставки не намного больше, чем у транспортных компаний. 

Как правило, почта — это один из вариантов доставки, а не единственный вариант. 

Службы постаматов

Это направление набирает популярность: конструкции с ячейками устанавливают в торговых центрах и магазинах. Представители служб постаматов или сотрудники интернет-магазинов размещают заказы в ячейках, а покупатель при оплате получает код и забирает товар. 

Постаматы удобны всем: потребителю не нужно подстраиваться под курьера, так как он может забрать заказ в любое время, а курьеру не нужно объезжать сотни адресов. 

Пример службы постаматов — ПикПойнт. 

Фулфилмент

В схеме фулфилмента магазин — это виртуальная витрина, на которой выставлены товары с описанием и ценником и есть возможность оплаты. Всё остальное берёт на себя фулфилмент-центр — он хранит товары на своих складах, при необходимости перемещает товары между ними и доставляет покупателям при помощи курьерских и транспортных служб. 

Фулфилмент подходит, если нет своего склада и его организация кажется неоправданно дорогой и трудоёмкой. 

Компания продаёт беспроводные пылесосы: на собственном интернет-магазине и через маркетплейсы. Своего склада нет, организовывать его слишком дорого. Поэтому компания выбрала фулфилмент и заключила договоры с несколькими контрагентами.

Доставка Клаб — для Москвы и Петербурга. У службы есть свои склады в этих городах и возможность доставлять товары день в день. Стоимость перевозки на склады низкая: расчёт идёт по кубометрам без дополнительных наценок. Главный минус — необходимы большие масштабы бизнеса, от 250 заказов в месяц. Также при заказах из других городов долгие выплаты, до 4 недель. 

Экспресс Гарант — для Петербурга, здесь располагается склад фулфилмента и пункт выдачи. Забирают товар на склад хранения также выгодно: по кубометрам. Выплаты быстрые, из минусов — компания не работает в праздничные дни.

Точка Доставки — для Москвы, здесь располагается склад фулфилмента и пункт выдачи. За пределы Москвы и Московской области не доставляют. Удобно, что пункт выдачи работает до 22:00 — в том числе в выходные и праздники.

Кактус — для работы с маркетплейсами. Личный кабинет интегрирован с Озоном, Вайлдберриз и Сбермегамаркетом: синхронизируются остатки, цены и описания. Сервис берёт на себя  хранение, доставку покупателям с маркетплейсов и с вашего интернет-магазина. Выплаты быстрые — через три дня после перевода средств от транспортной компании.

SafeRoute — агрегатор курьерских доставок по Москве и области без возможности самовывоза. Главный плюс — возможность работать с ПЭК, СДЭК и Деловыми Линиями дешевле, чем по прямым договорам. Минус — работа только в будние дни.

До заключения договора ознакомьтесь с условиями на сайте, почитайте отзывы, расспросите знакомых предпринимателей. Также вы можете сами воспользоваться службой доставки и оценить её в роли покупателя. 

Но некоторые вещи возможно узнать только в процессе работы. Самое главное — соответствуют ли стоимость доставки и сроки выплаты денег заявленным. Хотя есть и другие критерии.

Соблюдение сроков: в процентах — насколько часто фактическое время доставки соответствует заявленному. И в абсолютных числах — насколько минут опаздывают курьеры. 

Процент выкупа: сколько процентов заказанных товаров покупатель в итоге выкупает и забирает. Обычно этот показатель выше 80%, если не считать одежду и обувь. Показатель будет низким, например, если в пункте выдачи большие очереди и плохой сервис.

Время возврата после отказа. Чем раньше вы получите товар обратно, тем быстрее сможете снова продать его. В Москве обычно составляет несколько дней.

Конечно, важны и субъективные впечатления от службы: нравится ли вам, как происходит взаимодействие и удобен ли личный кабинет.

В интернете есть много рейтингов, но мы упомянем только про один, составленный рейтинговым агентством RAEX в 2020 году. Агентство оценивало три показателя: масштаб, надёжность и признание. На первых местах оказались Деловые Линии, Пони Экспресс, СДЭК, DPD и DHL

По ссылкам — калькуляторы расчёта стоимости. Конкретные цифры мы не приводим, потому что они постоянно меняются. 

Статья актуальна на