У результата творческой работы есть автор — это человек, который её сделал. Сам результат закон именует «произведением». Например, дизайнер придумал и нарисовал обложку корпоративной книги для заказчика.  Дизайнер стал автором обложки — произведения дизайна.

У дизайнера есть право считаться автором обложки и ставить под ней своё имя. Авторство и имя нельзя никому передать, эти права охраняются бессрочно. Чтобы считаться автором, не нужны никакие формальности. Это правила из ст. 1228, 1259, 1265 ГК РФ.

Статья: как защитить авторские права

Вместе с правом считаться автором у создателя появляется исключительное право использовать произведение. В нашем примере у дизайнера появилось право использовать обложку книги. Но исключительное право, в отличие от авторства, можно продать или выдать на него лицензию сроком до пяти лет — ст. 1233 ГК РФ.

Поскольку обложку книги дизайнер сделал по заказу, использовать её будет заказчик. А выложить обложку в интернете в качестве рекламы — это тоже использование. Если нарушить права заказчика, автор рискует заплатить по его требованию компенсацию в размере до 5 000 000 ₽. Для публикации проекта в портфолио имеет значение, кто именно заключил договор с заказчиком. Сейчас всё это объясним.

🎁
30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно.

Хочу попробовать

Физлица делают творческую работу для заказчиков по договору авторского заказа из ст. 1288 ГК РФ. Например, дизайнер от своего имени заключил с компанией договор на создание обложки книги — это будет договор авторского заказа, даже если стороны назвали его по-другому. 

Когда исключительные права переходят к заказчику

По договору авторского заказа исключительные права переходят к заказчику, если такой пункт есть в самом договоре. Но как вариант: когда автор и заказчик подписали отдельное соглашение об отчуждении исключительных прав.  

Если исключительные права перешли к заказчику, то автор не может без его согласия публиковать работу. Чтобы выложить работу, надо получить письменное согласие заказчика. Есть ещё вариант на будущие заказы: включать в договор пункт о возможности публикации работы в целях саморекламы без согласия заказчика. А фотографам и видеографам для публикации работ, где есть люди, дополнительно понадобится письменное согласие от каждого человека на публикацию его изображения.

Статья: как законно выложить фото клиента для саморекламы

Часто в создании дизайнерских и текстовых проектов участвует несколько человек. К примеру, дизайнер сделал обложку с фотографиями и надписями. Тут фотограф и копирайтер стали соавторами обложки. Под такой коллективной работой в портфолио надо указать всех соавторов, а не только себя. 

Когда исключительные права остались у автора

Если по бумагам права к заказчику не перешли, значит, они остались у автора-исполнителя. Тут для публикации работы в портфолио согласие заказчика не нужно. А пункт, что автору нельзя выкладывать свою работу, вообще не работает.

Вот ещё случаи, когда автор может выложить проект в рекламных целях без согласия заказчика:

  1. Если договор вообще не заключали. По умолчанию исключительное право от автора-физлица не передаётся. По устной договоренности — тоже — согласно п. 2 ст. 1234 ГК РФ.
  2. Если в договоре с заказчиком прописано, что на произведение выдаётся лицензия использовать результат работы в определенных пределах. Например, когда сказано, что обложку можно использовать только для оформления определенной книги. Лицензия — это не продажа, права остаются у автора, и он может выложить свою работу для рекламы.

А вот если в роли исполнителя по договору была компания, то с исключительными правами будет всё по-другому. Представим, что обложку книги заказали у компании по договору подряда или услуг. 

По умолчанию исключительное право на обложку будет у заказчика, даже если в договоре о нём ни слова. И наоборот: права останутся у исполнителя, только если в договоре об это прямо сказано. Но в обоих случаях у компании есть особое право использовать произведение для своих нужд, в том числе для саморекламы. Главное, чтобы реклама не выглядела как предложение о продаже этого же проекта. 

Исключение: если только заказчик прямо не запретил рекламу проекта в договоре. Это правило из ст. 1296 ГК РФ.

Суды разбирали споры заказчиков и компаний-исполнителей по поводу показа работ в качестве рекламы. 

Компания сделала для заказчика дизайн-проект интерьера. Заказчик оплатил работу, выкупил исключительные права и забрал себе проект. Графические изображения интерьера компания выложила на своём сайте в разделе «Коммерческие проекты». Заказчик это увидел и через суд потребовал удалить его проект и заплатить ему компенсацию на миллион рублей, ведь вместе с дизайном он выкупил и исключительные права на него. Суд выиграла компания. Потому что согласно ст. 1296 ГК РФ компания-исполнитель может использовать созданное для заказчика произведение для собственных нужд, в том числе для рекламы и продвижения своих услуг — дело № А17-2656/2018.

Отдельный случай — когда автор создал произведение на работе. 

По умолчанию исключительное право на служебное произведение возникает у работодателя. Но в трудовом договоре может быть оговорка, что исключительные права остались у работника. Поэтому если дизайнер сделал обложку книги на работе, права на неё появились у работодателя. Но работник-дизайнер навсегда остается её автором. Это правило из ст. 1295 ГК РФ.

Чтобы выложить такую работу в портфолио, надо получить письменное согласие работодателя.

Показать потенциальному клиенту свою работу можно, если по договору с заказчиком нет пункта о конфиденциальности. Не будет считаться использованием произведения, если дизайнер покажет саму книгу вживую или обложку с ноутбука. Главное, не пересылать её и не выкладывать на своем сайте или в соцсети.

Статья актуальна на