Работник обязан возместить работодателю прямой ущерб, если виноват. 

Прямой ущерб — это когда работник что-то сломал или украл, например, пролил кофе на офисный ноутбук или взял деньги из кассы. А еще когда по вине работника работодатель должен на что-то потратиться, например, оплатить клиенту новое пальто, потому что клинеры испортили его в химчистке. Упущенные доходы работник не возмещает никогда. Это правила из ст. 238 ТК РФ.

🎁
30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно.

Хочу попробовать

Все работники отвечают в пределах своей зарплаты. А работающие с деньгами и товарами кассиры, экспедиторы и завскладами с договорами о полной материальной ответственности, обязаны выплатить полную сумму ущерба.

Статья: как взыскать ущерб с работника

А вот административные штрафы, штрафы по договорам с контрагентами и штрафы налоговой к прямому ущербу не относятся. Работник не обязан их компенсировать. Даже договоры о полной матответственности тут не работают. Потому что за соблюдение законов и исполнение договоров отвечает работодатель, как бы ни был в этом виноват работник 😖 

Давайте посмотрим реальные примеры из судебных дел.

У компании был агентский договор с партнёром на продажу авиабилетов. Менеджер компании сделала неправильную отмену билетов. По договору с партнером за такое прописан штраф. Компания заплатила штраф 18 000 ₽ и решила через суд получить его с менеджера. Суд сказал, что работник не обязан его компенсировать. О штрафе договорились две компании, и перекладывать его на работника нельзя. В материальную ответственность работника штраф контрагенту не входит — дело № 2-6000/2019.

В школе работала бухгалтер. В её обязанности входило отправлять отчёты. На налоговой проверке нашли нарушения: бухгалтер сдала не все отчёты. Школа заплатила несколько штрафов на сумму 942 362 ₽ и пошла судиться с бухгалтером. Суд отказал школе. Штраф налоговой нельзя переложить на работника, потому что за налоги и отчёты перед государством отвечает юрлицо, а не его работники — дело № 88-30984/2020.

Кадровик строительной компании не отправила уведомления в миграционную службу на трудовых мигрантов. Компания заплатила административные штрафы на 200 000 ₽ и спросила их с кадровика в сумме её зарплаты. Суд сказал, что за соблюдение закона отвечает работодатель, он и платит штраф. В этом же споре компания пыталась получить с кадровика компенсацию, которую заплатила уволенному работнику за задержку трудовой книжки. Суд сказал, что и эти деньги нельзя переложить на работника  — дело № 88-1906/2022.

Водитель компании нарушил ПДД, и компании пришёл административный штраф на 15 000 ₽. Суд сказал, что такой штраф должна платить компания, пусть и за рулём был её работник — дело № 88-9034/2022. Это дело 2022 года, раньше суды считали, что штраф за ПДД компания может переложить на водителя.

ООО избирает директора для управления делами. Такой директор значится в реестре налоговой — ЕГРЮЛ. С директора компании спрос больше, чем с простого работника по трудовому договору. Но не как с работника, а как с нанятого управленца по п. 1 ст. 53.1 ГК РФ.

Директор обязан возместить компании административные, налоговые и договорные штрафы, которые пришлось заплатить по его вине. Например, когда директор не исполнил предписание Роспотребнадзора и компанию оштрафовали за нарушение санпинов.

Статья: ответственность директора ООО

Получить с работника живые деньги за оплаченные штрафы через суд не получится. А если работник согласился платить добровольно, то потом он сможет получить деньги назад как неосновательное обогащение. 

В арсенале работодателя есть только следующие меры:

  1. Оформить работнику выговор, потом еще один, а потом уволить по статье за неоднократное неисполнение обязанностей.
  2. Лишить премии, если такая возможность прописана в положении о премировании.
  3. Взыскать с работника ущерб, если вместе с нарушением закона или договора работник повредил имущество работодателя. Например, нарушив ПДД еще и разбил служебную машину.

Как быть с плохими работниками, мы подробно рассказали в отдельной статье.

Статья: что делать с плохими работниками

Статья актуальна на