Будем говорить о ценниках для оффлайн-магазинов. Для онлайн-торговли у нас есть отдельный материал — в нем рассказали про цены в карточке товара: Как продавать товары в интернет-магазине.

Ценник ставят, чтобы сообщить покупателю стоимость товара. Цена и описание помогают человеку сделать выбор. Поэтому информация на ценнике должна быть точной и понятной. 

С 1 января 2021 года действуют новые Правила розничных продаж из Постановления Правительства от 31.12.2021 № 2463. Также про ценники сказано в ст. 10 Закона О правах потребителей. Вот главное оттуда.

На товаре должен стоять ценник. Его ставят так, как это принято для данного товара. Главное, чтобы было понятно: вот товар, а вот ценник к нему. 

Для распродажного товара в одной корзине или на полке можно поставить один общий ценник. А если на ярлыке одежды, обуви, белья, головного убора стоит наименование, его на ценнике можно не дублировать. Так сказал Роспотребнадзор.

До 2021 года к ценникам было требование единообразия. Роспотребнадзор штрафовал магазины, если, к примеру, одни ценники были от руки, другие печатные или за ценники разного цвета. Этого требования больше нет, оно осталось в старом Постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 ❌ 

Сейчас нет требования делать ценники одинаковыми. Но мы рекомендуем все же соблюдать единый стиль ценников, например, сделать все отпечатанными на бумаге. Разные ценники могут спутать покупателей. 

На ценнике должны быть:

  • Наименование товара.
  • Цена. Ее указывают только в рублях. Цену ставят за штуку или единицу измерения по весу, длине. Если товар продают в кредит, указывают полную стоимость кредита.

Цена при оплате картой или за наличку не может быть разной. Нельзя объяснить цену по безналу выше, тем, что магазин тратится на эквайринг. Платить банку за терминал и переводы по карте — это бремя магазина, его не перекладывают на покупателя. Это правило из ч. 4 ст. 16.1 Закона о правах потребителей, его поддерживает Роспотребнадзор.

Цена на ценнике должна быть актуальной. Пробить товар на кассе надо по цене с ценника. Про штраф за цену в чеке выше мы подробнее расскажем в следующем разделе. Вешать в зале объявление, что цену нужно уточнять у продавца нельзя — так считает Роспотребнадзор.

Выделять в ценнике НДС не нужно. Покупатель видит НДС в чеке, но купить товар без этой наценки все равно не может. Поэтому для него строка про НДС бесполезна — так пояснил Минфин в Письме от 14.9.2017 № 03-07-14/59129

Покупатель имеет право сфотографировать ценник.

Требования ставить на ценнике подпись материально ответственного лица нет.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Попробовать бесплатно

К ценникам на некоторые товары есть чуть больше требований.

Ювелирные изделия. На витрине товар группируют по назначению. То есть серьги с серьгами, кольца с кольцами. К каждому — опломбированный ярлык с наименованием, изготовителем, артикулом, весом, наименованием драгметалла и пробы, формы огранки, камня — и ко всему этому цена.

Продукты. Если товар расфасован, на упаковке пишут наименование, вес, цену за единицу измерения, цену отвеса, дату фасования и срок годности.

Молочные продукты. Для магазинов есть требование визуально отделить продукты без заменителя молочного жира. Как отделить, магазин решает сам, но есть рекомендации от Минпромторга. Можно использовать разделитель или дополнительно оформленный ценник. Например, все ценники белые, а эти зеленые. Это следует из Приказа от 18.06.2019.

Лекарства без рецепта. На ценнике пишут наименование, дозировку, количество доз в упаковке, страну производителя, срок годности — Приказ Минздрава № 647Н.

За неправильные ценники магазины штрафует Роспотребнадзор. Обычно после внеплановой проверки по жалобе покупателя. Чаще всего штрафуют вот за что.

На товаре нет ценника. Штрафуют по ст. 14.15 КоАП РФ за нарушение правил розничных продаж. ИП — на сумму от 1 000 до 3 000 ₽, компании — от 10 000 до 30 000 ₽.

Цену в чеке пробили больше, чем в ценнике. Такое бывает, когда продавцы не успели поменять ценник на новый. Например, после окончания акции.  В этом случае магазин штрафуют за обсчёт клиента по ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ. Штраф от 3000 до 5000 ₽ для ИП, и от 20 000 до 50 000 ₽ — для компаний.

К примеру, Роспотребнадзор оштрафовал магазин одежды на 20 000 ₽ за обсчет покупателя. В зале магазина висели брюки с ценником 1 499 ₽, а на кассе их пробили по цене 1 599 ₽.

Магазин обязан продать товар по цене с ценника. Если успели пробить чек, разницу нужно вернуть — ст. 500 ГК РФ.

Разная цена при оплатах картой и наличкой. Штрафуют по п. 4 ст. 14.8 КоАП РФ. ИП  на сумму от 5000 до 30 000 ₽, компании — от 30 000 до 50 000 ₽.

В ценнике ложная информация о товаре. Здесь штрафуют за обман о свойствах и качестве товара в целях продажи по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ. Штраф от 3000 до 5000 ₽ для ИП, от 100 000 до 500 000 ₽ для компаний.

К примеру, магазин оштрафовали на 50 000 ₽ за то, что на бутылке с пуаре стоял ценник с наименованием «медовуха». Штраф снизили в два раза, учли смягчающие обстоятельства.

Если клиент из-за ошибки магазина заплатил больше, он вправе требовать компенсацию морального вреда, а иногда и убытки. Упорные покупатели судятся за это и выигрывают. Так что уделите внимание ценникам.

Статья актуальна на