Напоминаем, вы не обязаны выставлять счета-фактуры покупателям — все организации и предприниматели на УСН освобождены от налога на добавленную стоимость. Cоответственно, вам не нужно платить налог и, как следствие, отчитываться по НДС. Но во всех правилах существуют исключения:

Добровольно или по ошибке выставили покупателю счет-фактуру с НДС

Спецрежимники часто сталкиваются с ситуацией, когда покупатель просит выставить счет-фактуру с НДС. Вы можете пойти на встречу клиенту, но в таком случае у вас появится обязанность заплатить данный НДС в казну, а затем подать декларацию. Сделать это все надо до 25 числа следующего месяца за кварталом, в котором выставлены подобные счета-фактуры.

Новвоведение 2015 года: декларация содержит информацию о каждом выставленном таким образом счете-фактуре.

Вы — налоговый агент по НДС

Бывают случаи, когда сам налогоплательщик не может заплатить НДС и отчитаться в инспекцию. Тогда за него это делают налоговые агенты. Например, вы арендуете или покупаете госимущество. C арендной платы вам нужно самим удержать сумму НДС и перечислить её в бюджет, а арендатору заплатить меньше (за вычетом налога).

Случаи, когда на вас государство возлагает обязанности налогового агента по НДС, перечислены в ст. 161 НК РФ. Вы будете являться налоговым агентом по НДС, если:

  • покупаете товары, работы или услуги у иностранных лиц, которые не состоят на учете в России. При этом местом реализации является РФ;
  • арендуете государственное имущество у самих органов власти или купили его в собственность.

Далее пойдут случаи, которые встречаются намного реже:

  • продаете конфискованное имущество, клады, скупленные ценности и прочие богатства;
  • покупаете имущество банкрота;
  • как посредник реализуете товары, работы, услуги иностранных лиц, не состоящих на учете в России;
  • если вы построили судно и в течение 46 дней, после перехода права собственности, не зарегистрировали его в Международном реестре судов (вдруг среди наших пользователей есть и такие).

Про самые распространенные операции вы можете почитать подробнее в отдельной статье.

По операциям налогового агента не забудьте выставить счет-фактуру самому себе от имени продавца или арендодателя. Таковы правила:) В полях «Продавец», его «Адрес» и «ИНН/КПП» нужно указать данные вашего контрагента (если контрагент иностранный — ИНН/КПП не заполняется), а в данных покупателя нужно заполнить свои реквизиты. Остальные строки счета-фактур заполняются по общим правилам. По итогам квартала эта информация отражается в отчете по НДС в разделе 2.

Выставленные на себя таким образом счета-фактуры спецрежимник отражает только в книге продаж.

Новвоведение 2015 года: декларация содержит информацию о каждом выставленном таким образом счете-фактуре в виде данных из книги продаж.

Посреднические сделки

Речь идет об агентах и комиссионерах, которые от своего имени продают товары (услуги) другой компании (принципала), которая работает с НДС. Или как агент от своего имени приобретали товары или услуги с НДС для клиента на общей системе налогообложения. Например, всем известное сотрудничество с Яндекс.Директ по размещению рекламы клиентов.

Нововведение 2015 года: сведения из журнала полученных и выставленных счетов-фактур необходимо передавать в налоговую инспекцию в электронном виде. Теперь налоговики будут строго следить за этими данными, поэтому очень важно соблюдать все правила выставления счетов-фактур.

Как правильно выставлять счета-фактуры посредникам

Когда вы приобретаете товар или услугу для своего клиента по агентскому договору, вместе с подтверждающими документами вы получите от поставщика счет-фактуру на ваше имя. Вам необходимо выставить свой такой же счет-фактуру покупателю, только в данных покупателя указать реквизиты вашего клиента, а в данных продавца оставить реквизиты поставщика. Дата у вашего счета-фактуры должна совпадать со счетом-фактурой, который вы получили от поставщика, а вот номер счета-фактуры присваиваете вы в соответствии с собственной нумерацией. Кстати, не забудьте передать покупателю копию счета-фактуры продавца — он ему также необходима для получения вычета по НДС.

Если вы как агент от своего имени продаете товары (услуги) c НДС, счет-фактуру вам нужно выставить от себя на имя покупателя. В данных продавца укажите свои реквизиты, а в данных покупателя — реквизиты вашего клиента. Один экземпляр счета-фактуры вам необходимо передать покупателю, второй оставить себе. Данные выставленного вами счета-фактуры необходимо отправить вашему принципалу — можете отправить копию. Принципал выставит свой счет-фактуру этой же датой на имя клиента и передаст его вам. Его необходимо зарегистрировать в журнале полученных счетов-фактур. Все эти сведения включаются в отчетность.

Такие непростые процедуры необходимы налоговикам для сопоставления данных в вашей отчетности с данными ваших контрагентов — всё это во избежание серых схем. При несоответствии данных контролеры запросят подтверждающие документы по сделкам. Причем если вы обязаны сдавать отчет по НДС в электронном виде, налоговики будут присылать свои требования через интернет. Вам обязательно нужно сообщить о получении требования в течение 6 рабочих дней иначе могут наказать блокировкой расчетного счета. Внимательно относитесь ко всем входящим документам из налоговой, соблюдайте порядок при составлении счетов-фактур и держите в исправном состоянии книгу продаж.

Статья актуальна на 03.04.2015
36 комментариев
Представьтесь через
фейсбук контакте твиттер
Написать комментарий
  • Сергей 15 октября 2015, 05:06
    Здравствуйте!
    Может ли одно ИП иметь две системы налогооблажения? Мне нужно УСН и ОСНО или УСН с НДС. В общем нужен НДС т.к. многие клиенты покупают только с НДС.
    Ответить
    • Isheev Kirill 15 октября 2015, 13:05
      Добрый день, Сергей.
      Дело в том, что применять одновременно УСН и ОСНО нельзя. Это указано в главе 26.2 Налогового кодекса.
      НДС - это не режим налогообложения, а налог на добавленную стоимость, который нужно платить на ОСНО.
      В вашей ситуации можно поступить так: если сделки разовые, то переходить на ОСНО смысла нет. Применяя УСН, вы будете выставлять счета-фактуры с НДС. В этом случае, уже у вас возникнет обязанность платить налог и отчитываться в ИФНС.
      Если контрагенты крупные и сделки будут постоянные, возможно, есть смысл перейти на НДС. Но тут нужно рассчитать: выгодно это или нет.
      Ответить
  • Павел 5 ноября 2015, 22:53
    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, при УСН (доходы 6%), если я выставляю счет-фактуру с НДС, подаю декларацию и оплачиваю НДС, нужно ли с этой сделки оплачивать еще и 6%? И еще вопрос облагается ли такая сделка дополнительным страховым взносом в ПФР 1% при превышении 300 000?
    Ответить
    • Isheev Kirill 6 ноября 2015, 10:35
      Павел, добрый день.
      Да, налог (6 %) с этой сделки платить надо. При превышении доходов 300 000 эта сумма также облагается страховыми взносами.
      Т.е., на вас ложится дополнительная финансовая нагрузка и обязанность отчитаться не только по УСН, но и по НДС,
      Ответить
  • Василий 23 ноября 2015, 19:19
    Здравствуйте! Не нашел нигде однозначного ответа на свой вопрос, поэтому обращаюсь к Вам тут:
    Не могли бы Вы пояснить следующую ситуацию: я - ООО на УСН "Д-Р=5%", возникла необходимость перепродать товар (агентский договор невозможен). Клиент на ОСНО, просит снизить стоимость товара на сумму НДС, либо выставить счет-фактуру и выделить НДС. Я не могу сделать скидку на сумму НДС, потому что покупаю этот товар у поставщика с НДС.
    Знаю, что я могу выставить счет-фактуру и выделить НДС для моего клиента на ОСНО, а также я обязан потом НДС перечислить в бюджет и сдать декларацию, но есть еще невыясненные вопросы, а именно - Какую сумму НДС я обязан перечислить в бюджет (с зачетом "входящего" НДС или полный НДС)? Могу ли я отнести уплаченный НДС к расходам (ведь это мои прямые расходы при реализации товара). Обязан ли я платить налог на прибыль (20%) а потом еще и по УСН по формуле Д-Р=5%? Может и еще какие обязательные платежи придется платить?
    Пример: я приобрел товар за 118 000руб. включая НДС (18 000руб.) у поставщика, оплатил и получил товар, произвел наценку 30% (153 400руб., включая НДС 18%-23400руб.) и продал товар клиенту.
    Получаю на выходе: Выручка за товар (без НДС) = 130000-100000= 30 000руб.
    НДС к уплате (включен в стоимость товара) = 23400-18000= 5400руб.
    Накладные и транспортные расходы при реализации товара = 15000руб.
    Чистая прибыль = 35400(выручка с НДС)-5400(сумма НДС к уплате)-15000(прочие расходы)= 15000руб. - 750(по формуле (Д-Р)*5%)= 14250руб.
    Правильно ли я рассчитал?.
    Ответить
    • Isheev Kirill 25 ноября 2015, 09:06
      Добрый день.

      Вы, как ООО на упрощенке, не имеете возможности уменьшить НДС на сумму уплаченного НДС при покупке, то есть платить вы будете не 5400, а 23400.
      Также платить налог на прибыль вам не надо по той же причине: вы на УСН.

      Что касается расчета: 153 000 - это ваши доходы. Расчет расходов: 118 000 (расходы на покупку товара)+15 000 (расходы при реализации)+23 400 (НДС). Сумма налога к уплате: 153 000-156 400=-3400.
      Если по итогам года расходы будут больше доходов, то необходимо будет заплатить минимальный налог: 1% от дохода.

      На мой взгляд, уменьшить стоимость товара на сумму НДС вам выгоднее. Иначе у вас возникает дополнительная обязанность отчитываться по НДС в налоговую.
      Ответить
  • Д 9 декабря 2015, 08:02
    День добрый,
    Подскажите пожалуйста ООО на УСНО отписали сф с НДС в конце 2014г.(так понимаю должен оплатить НДС) сейчас ООО продается. т.е. можно продать как есть) как быть ?
    Ответить
    • Isheev Kirill 9 декабря 2015, 12:25
      Добрый день.
      Не совсем понимаю о чем вы. Как быть с НДС при продаже организации? Уточните, а по НДС отчитывались в налоговую/платили сам налог в бюджет?
      Ответить
      • Гость 10 декабря 2015, 06:50
        Вопрос в том, как решать вопрос: ООО на УСНО отписали СФ в НДС18%. Контр агент говорит что платить НДС придется нам т.к. отписали с НДС (по их просьбе) Планируем продавать ООО в др. регион. Как сделать что бы не платить НДС? или продать с долгом или есть другие пути решения? отчетности еще не было.....
        Ответить
        • Павел Орловский 10 декабря 2015, 12:28
          По НДС общество должно отчитаться и заплатить налог в бюджет. Если этого не сделать, то возникнут проблемы у покупателя с зачетом НДС по вашей счет-фактуре. Налоговая в таком случае вероятно будет проводить перекрестную проверку - спросит у ООО - почему налог не оплачен и не подана декларация. Если не сможете доказать, что СФ не выписывалась, а Контрагент докажет, что СФ у него подленая, то доначисления НДС, пеней и штрафов не избежать. По продаже доли с неуплаченным налогом и несданной декларацией - проконсультируйтесь с юристами. Возможно можно как-то хитро прописать этот аспект возложив обязанности по подаче отчета и уплате налога на нового владельца.
          Если этого сделать не получится, то учтите, что при продаже ООО новый собственник отвечает только за деятельность после её покупки. А за деятельность до... отвечают прежние собственники и руководители - их можгут привлечь к ответственности за вред обществу "за время их праления" новые владельцы или само общество в лице нового директора. Если общество обанкротится, то иски могут подать кредиторы, в т.ч. налоговая, о привличении к субсидиарной отвественности виновных контролирующих лиц должника (в т.ч. старые Учредители и директор, по чьим указаниям (из за чьих действий/бездействия) был нанесен ущерб кредиторам).
          Так что если сумма не значительна - проще расплатиться и подать отчет.
          Если для вас сумма значительна - прорабатывать вопрос юридического оформления обстоятельств с новым владельцем. Возможно даже в таком случае стоит подать отчет по НДС а на нового владельца оставить лишь сумму долга - это все лучше уточнять у юриста.
          Ответить
  • Елена Капранова 21 декабря 2015, 12:11
    Добрый день.
    Я работаю на УСНО как внешнеэкономический агент, т.е. от своего имени покупаю за рубежом, или продаю туда же, товары для своих российских контрагентов, с которыми связана договорами комиссии.
    Должна ли я ежеквартально отчитываться декларацией и журналом счетов-фактур? От налоговой никаких запросов за год не поступало.
    Ответить
    • Рязанов Михаил 25 декабря 2015, 18:24
      Елена, добрый вечер!

      Нет, отчитываться вам не требуется, поскольку вся деятельность осуществляется за рубежом.
      Ответить
  • Павел 21 января 2016, 13:26
    Добрый день.
    Подскажите, пожалуйста, как поступать в следующей ситуации :
    ООО , работающее на УСН, импортирует из-за рубежа товар.
    Стоимость товара на условиях DAP Москва ( включает в себя стоимость товара, транспортные расходы до границы Таможенного союза ) составляет 16 000 долларов США.
    Ввозные таможенные пошлины составляют 2880 долларов США.
    Итого - себе стоимость продукции для импортера составляет 18800 USD.
    У импортера есть Клиент, работающий на ОСНО, который готов купить данный товар при условии выделения НДС.
    В этом случае, расходы Импортера превышают его доходы.
    Извечный вопрос - что делать ? :)

    Спасибо !
    Ответить
    • Рязанов Михаил 25 января 2016, 16:34
      Павел, добрый вечер!
      Вы можете задать этот вопрос нашему штатному специалисту в области бухучета и налогов на портале «Бухгалтерия Онлайн» http://www.buhonline.ru/
      Если у вас действует тариф "Премиум, вы можете задать вопрос бухгалтеру из раздела "Вопросы экспертам".
      Ответить
  • Полетаев Евгений 13 апреля 2016, 09:32
    Здравствуйте! У меня вопрос как раз таки по применению методологии обратной комиссионной схемы при работе с Яндекс.Директ

    Мы - агентство - ИП на УСН
    Яндекс - Поставщик на ОСН, Часть клиентов (рекламодателей который рекламируются в яндексе через наше агентсво) - тоже на ОСН

    между нами и яндекс теперь договор оказания услуг, а между нами и клиентом - договор комиссии

    Вопросы:
    1. Какой в Эльбе выбрать пункт при выставлении СФ - https://yadi.sk/i/tvfFLtmQqwixD последний или предпоследний?
    2. Где указать информацию о том, что счет-фактура выставлена именно  посредником? какое использовать дополнительное поле и что туда писать? (Покупатель не принимает счет фактуру которую выставили мы но в полях поставщик и грузоотправитель написано "Яндекс" - просят либо вписать нас в качестве поставщика либо как то это указать явно в другом месте, а я не понимаю в каком именно нужно)

    Заранее спасибо!
    Ответить
    • Елена Капранова 13 апреля 2016, 10:57
      По методологии Вы делаете всё правильно. Вам выставляют с/ф с НДС, вы должны перевыставить его Клиенту, причём в полях Поставщик и Грузоотправитель именно Яндекс. К своему с/ф вы прикладываете копию с/ф от Яндекса. Ваш с/ф Клиент заносит в Книгу покупок и делает в ней отметку, что это с/ф через посредника. А вот как правильно перевыставлять с/ф в Эльбе я тоже никак не разберусь.
      Ответить
  • Андрей 24 октября 2016, 23:24
    Доброго времени суток. Я ИП на УСН. Терять потенциальных покупателей, как большинство, из-за невозможности корректно выделить выходного НДС, не хочу. Сильно уменьшать наценку на закупаемый товар, либо завышать с учётом: 18%(НДС) + N%(наценка на товар), при выставлении счёт-фактуры не целесообразно. Вопрос тогда стоит так: "Как всё же упрощенцу (доход - расход) грамотно выставить счет-фактуру без дополнительной налоговой нагрузки?". В любом случае есть нормативные акты, или лазейки, о которых умалчивает налоговая инспекция. Либо, могу ли я закупить товар у поставщика с входящим НДС, и продать его покупателю, не увеличивая стоимость товара со своей стороны?.. Затем, выставляю счет фактуру от поставщика, а не от своего предприятия, но предоставляю договор на оказание услуг, где прописана фиксированная сумма прибыли с товара для моего предприятия равной 20%. Насколько правильна эта схема? И может ли запросить далее покупатель товара от моего предприятия НДС с оказанной услуги? Помогите определиться с этой схемой, и если она верна, и является выходом для многих упрощенцев, грамотно доработать. Заранее, спасибо Вам за ответ
    Ответить
    • Швецова Анастасия 26 октября 2016, 17:35
      Андрей, здравствуйте.
      К сожалению, в законодательстве нет таких лазеек для упрощенцев. Вы освобождены от уплаты НДС и не работаете с ним.
      Если вы купите товар у поставщика с входящим НДС (принять счет-фактуру), а потом продадите его без НДС, то поставщик не сможет принять НДС к вычету. Это может испортить вам отношения с контрагентами.

      Наши эксперты рекомендуют не пользоваться сомнительными обходными схемами, для оптимизации бизнеса. Не хочу вас огорчать, но скупой платит дважды =(
      Ответить
  • Иван 4 ноября 2016, 12:08
    Здравствуйте. Никак не могу въехать в эту систему с НДС.
    Какая разница клиенту, покупает ли он с НДС, а потом его вычитывает из своего НДС или сразу покупает без НДС, а потом платит свой, но больше. То же на то же получается?
    Ответить
    • Михаил Рязанов 7 ноября 2016, 08:54
      Иван, добрый день.
      Подскажите, пожалуйста, вы работаете на УСН, а ваш контрагент (покупатель) применяет ОСНО?
      Ответить
      • Иван 7 ноября 2016, 09:48
        Да, именно так. Я ИП на УСН 6%.
        Мой клиент на ОСНО.
        Правильно ли я понимаю, что выставление ему счета-фактуры для меня оборачивается просто лишними хлопотами с уплатой НДС и сдачей отчетности? То есть, я ничего не теряю, ведь этот НДС все ровно платит клиент, а я просто агент.
        И тогда еще вопрос, чем ему это выгодно?
        Ответить
        • Михаил Рязанов 8 ноября 2016, 07:44
          Благодарю за уточнения.
          При выставлении счетов-фактур по агентскому договору платить НДС не нужно, а вот декларацию по НДС подать необходимо.
          Про выгоду таких операций вы можете почитать в нашей статье "Агентские договоры: нюансы оформления и выгода для бизнеса": https://e-kontur.ru/blog/15630
          Ответить
  • Максим 8 декабря 2016, 11:03
    Здравствуйте! подскажите пожалуйста такую ситуацию, ООО "Т"по муниципальному контракту от 2014 года получило сумму в т.ч. НДС 18%. В 2015 году ООО "Д" находящееся на УСН берет на себя обязательства ООО "Т" по довыполнению работ по муниципальному контракту и по завершению работ ООО "Д" закрывает Акты КБ-2 с суммой в т.ч. НДС, однако в ФНС не подает сведения о работе с НДС. Что грозит ООО "Д"?
    Ответить
    • Гальчук Илья 9 декабря 2016, 10:35
      Максим, здравствуйте. Если ООО "Д" выставила только акт без счета-фактуры, то никаких обязательств по НДС не возникает. А если выставила акт вместе с счетом-фактурой, то у ООО "Д" возникает обязательство по уплате налога и предоставления декларации по НДС. За непредоставление налоговой декларации грозит штраф не менее 1 000 рублей и за неуплату налога грозит взыскание штрафа в размере не менее 5 процентов (п. 1 ст. 119 НК РФ), а также начисление пеней.
      Ответить
  • Татьяна 22 декабря 2016, 16:31
    Добрый вечер. Подскажите, пожалуйста, мы ООО. Работали на ОСНО, а с 01.01.17 переходим на УСН 6%. Но дело в том, что у нас много договоров подряда уже заключено с учетом НДС (на выполнение проектных работ), а сдача работ будет только в 2017 году (сроки выполнения большие). Как лучше поступить - выставлять в 2017 году счета-фактуры, платить НДС и сдавать квартальную декларацию по НДС или заключать допники?! Заключение допников - это довольно проблематичный процесс.
    Ответить
    • Кондратьев Владимир 23 декабря 2016, 11:55
      Здравствуйте, Татьяна.
      Вы можете поступить так, как описали в вопросе - выставить счета с НДС находясь на УСН и отчитаться за него.
      Ответить
  • Наталья 27 декабря 2016, 08:31
    Здравствуйте, не могу понять как мне рассчитать свои налоги, ИП усн 6%. Был работник с февраля по сентябрь официально трудоустроенный. Так же выставлялись счета с НДС по просьбе клиента, НДС своевременно уплачивался и сдавались квартальные отчеты. Какие суммы вычтутся из взносов ИП за себя и в налоговую? Доход свыше 300 000 .
    Ответить
  • Наталья 27 декабря 2016, 09:55
    Здравствуйте, выставлялись счета с НДС по просьбе клиента, НДС своевременно уплачивался и сдавались квартальные отчеты на этом основании я могу вычесть из общего дохода суммы уплаченного НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ ? почему то эльба этого не учитывает:( Доход свыше 300 000
    Ответить
    • Евгеньева Полина 30 декабря 2016, 21:28
      Здравствуйте, Наталья. В Эльбе нет автоматического учета дохода по УСН за вычетом НДС. Вам нужно самостоятельно уменьшать сумму в поле "Учитывать в налогах" на сумму НДС.
      Ответить
  • Екатерина 2 января, 23:48
    Добрый день,проясните ситуацию:ИП на УСН доход -6%,выставили счёт сндс;можно ли уменьшать сумму налога на уплаченный НДС ?
    Ответить
    • Гальчук Илья 3 января, 12:44
      Екатерина, здравствуйте. Уменьшить сумму налога УСН на уплаченный НДС нельзя.
      Ответить
    • Гость 18 января, 19:29
      можно, в законодательстве прописано
      Ответить
      • Рязанов Михаил 19 января, 10:39
        Добрый день.
        Сообщите, пожалуйста, ссылку на нормативно-правовой акт, где говорится, что на уплаченный НДС можно уменьшить сумму налога по УСН (доходы).
        Возможно, вы упомянули правило для УСН (доходы за вычетом расходов):
        при покупке товаров для перепродажи «входящий» НДС следует списывать в расходы по мере реализации товаров покупателям.
        Ответить
  • Анастасия 19 апреля, 19:53
    Добрый день!
    Я ИП на ЕНВД и УСН. Мои покупатели просят выставить счёт с УСН с НДС. Как я правильно понимаю, с суммы, которая поступит мне на счёт, я должна уплатить 18% НДС. А могу ли оплатить всей суммой, поступившей мне на счёт, счета с НДС, которые мне поставщики выставляют, и не платить налог? Или это уже не связано друг с другом никак?
    Ответить
    • Гальчук Илья 21 апреля, 11:15
      Здравствуйте, Анастасия. Если вы выставите клиенту счет-фактуру, то у вас появится обязанность заплатить указанный налог в счет-фактуре и сдать декларацию по НДС. Если вы говорите о том, что вы хотите уменьшить НДС за счет оплаченных счетов с НДС, которые выставляют ваши поставщики, то вы этого сделать не сможете. Такая возможность есть только на общей системе налогообложения (ОСНО). Подробнее про выставление счет-фактуры с НДС на УСН можно почитать в статье https://e-kontur.ru/enquiry/43 .
      Ответить
  • Денис 1 час назад
    Добрый день. Я ИП на УСН "доходы минус расходы". Если я выставил по просьбе контрагента счет-фактуру и уплатил НДС, то что является налогооблагаемой базой?
    Предположим, что расходов не было. Налог УСН будет начислен на всю сумму прихода, или на сумму за вычетом уплаченного мной НДС?
    Ответить

Устали от предпринимательской рутины?

Попробовать Эльбу 30 дней бесплатно

Справочная / НДС и спецрежимы

НДС на УСН. Нововведения 2015 года

Напоминаем, вы не обязаны выставлять счета-фактуры покупателям — все организации и предприниматели на УСН освобождены от налога на добавленную стоимость. Cоответственно, вам не нужно платить налог и, как следствие, отчитываться по НДС. Но во всех правилах существуют исключения:

Добровольно или по ошибке выставили покупателю счет-фактуру с НДС

Спецрежимники часто сталкиваются с ситуацией, когда покупатель просит выставить счет-фактуру с НДС. Вы можете пойти на встречу клиенту, но в таком случае у вас появится обязанность заплатить данный НДС в казну, а затем подать декларацию. Сделать это все надо до 25 числа следующего месяца за кварталом, в котором выставлены подобные счета-фактуры.

Новвоведение 2015 года: декларация содержит информацию о каждом выставленном таким образом счете-фактуре.

Вы — налоговый агент по НДС

Бывают случаи, когда сам налогоплательщик не может заплатить НДС и отчитаться в инспекцию. Тогда за него это делают налоговые агенты. Например, вы арендуете или покупаете госимущество. C арендной платы вам нужно самим удержать сумму НДС и перечислить её в бюджет, а арендатору заплатить меньше (за вычетом налога).

Случаи, когда на вас государство возлагает обязанности налогового агента по НДС, перечислены в ст. 161 НК РФ. Вы будете являться налоговым агентом по НДС, если:

  • покупаете товары, работы или услуги у иностранных лиц, которые не состоят на учете в России. При этом местом реализации является РФ;
  • арендуете государственное имущество у самих органов власти или купили его в собственность.

Далее пойдут случаи, которые встречаются намного реже:

  • продаете конфискованное имущество, клады, скупленные ценности и прочие богатства;
  • покупаете имущество банкрота;
  • как посредник реализуете товары, работы, услуги иностранных лиц, не состоящих на учете в России;
  • если вы построили судно и в течение 46 дней, после перехода права собственности, не зарегистрировали его в Международном реестре судов (вдруг среди наших пользователей есть и такие).

Про самые распространенные операции вы можете почитать подробнее в отдельной статье.

По операциям налогового агента не забудьте выставить счет-фактуру самому себе от имени продавца или арендодателя. Таковы правила:) В полях «Продавец», его «Адрес» и «ИНН/КПП» нужно указать данные вашего контрагента (если контрагент иностранный — ИНН/КПП не заполняется), а в данных покупателя нужно заполнить свои реквизиты. Остальные строки счета-фактур заполняются по общим правилам. По итогам квартала эта информация отражается в отчете по НДС в разделе 2.

Выставленные на себя таким образом счета-фактуры спецрежимник отражает только в книге продаж.

Новвоведение 2015 года: декларация содержит информацию о каждом выставленном таким образом счете-фактуре в виде данных из книги продаж.

Посреднические сделки

Речь идет об агентах и комиссионерах, которые от своего имени продают товары (услуги) другой компании (принципала), которая работает с НДС. Или как агент от своего имени приобретали товары или услуги с НДС для клиента на общей системе налогообложения. Например, всем известное сотрудничество с Яндекс.Директ по размещению рекламы клиентов.

Нововведение 2015 года: сведения из журнала полученных и выставленных счетов-фактур необходимо передавать в налоговую инспекцию в электронном виде. Теперь налоговики будут строго следить за этими данными, поэтому очень важно соблюдать все правила выставления счетов-фактур.

Как правильно выставлять счета-фактуры посредникам

Когда вы приобретаете товар или услугу для своего клиента по агентскому договору, вместе с подтверждающими документами вы получите от поставщика счет-фактуру на ваше имя. Вам необходимо выставить свой такой же счет-фактуру покупателю, только в данных покупателя указать реквизиты вашего клиента, а в данных продавца оставить реквизиты поставщика. Дата у вашего счета-фактуры должна совпадать со счетом-фактурой, который вы получили от поставщика, а вот номер счета-фактуры присваиваете вы в соответствии с собственной нумерацией. Кстати, не забудьте передать покупателю копию счета-фактуры продавца — он ему также необходима для получения вычета по НДС.

Если вы как агент от своего имени продаете товары (услуги) c НДС, счет-фактуру вам нужно выставить от себя на имя покупателя. В данных продавца укажите свои реквизиты, а в данных покупателя — реквизиты вашего клиента. Один экземпляр счета-фактуры вам необходимо передать покупателю, второй оставить себе. Данные выставленного вами счета-фактуры необходимо отправить вашему принципалу — можете отправить копию. Принципал выставит свой счет-фактуру этой же датой на имя клиента и передаст его вам. Его необходимо зарегистрировать в журнале полученных счетов-фактур. Все эти сведения включаются в отчетность.

Такие непростые процедуры необходимы налоговикам для сопоставления данных в вашей отчетности с данными ваших контрагентов — всё это во избежание серых схем. При несоответствии данных контролеры запросят подтверждающие документы по сделкам. Причем если вы обязаны сдавать отчет по НДС в электронном виде, налоговики будут присылать свои требования через интернет. Вам обязательно нужно сообщить о получении требования в течение 6 рабочих дней иначе могут наказать блокировкой расчетного счета. Внимательно относитесь ко всем входящим документам из налоговой, соблюдайте порядок при составлении счетов-фактур и держите в исправном состоянии книгу продаж.

Статья актуальна на 03.04.2015
Оставить комментарий
Комментарии (36)
  • Сергей 15 октября 2015, 05:06
    Здравствуйте!
    Может ли одно ИП иметь две системы налогооблажения? Мне нужно УСН и ОСНО или УСН с НДС. В общем нужен НДС т.к. многие клиенты покупают только с НДС.
    Ответить
    • Isheev Kirill 15 октября 2015, 13:05
      Добрый день, Сергей.
      Дело в том, что применять одновременно УСН и ОСНО нельзя. Это указано в главе 26.2 Налогового кодекса.
      НДС - это не режим налогообложения, а налог на добавленную стоимость, который нужно платить на ОСНО.
      В вашей ситуации можно поступить так: если сделки разовые, то переходить на ОСНО смысла нет. Применяя УСН, вы будете выставлять счета-фактуры с НДС. В этом случае, уже у вас возникнет обязанность платить налог и отчитываться в ИФНС.
      Если контрагенты крупные и сделки будут постоянные, возможно, есть смысл перейти на НДС. Но тут нужно рассчитать: выгодно это или нет.
      Ответить
  • Павел 5 ноября 2015, 22:53
    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, при УСН (доходы 6%), если я выставляю счет-фактуру с НДС, подаю декларацию и оплачиваю НДС, нужно ли с этой сделки оплачивать еще и 6%? И еще вопрос облагается ли такая сделка дополнительным страховым взносом в ПФР 1% при превышении 300 000?
    Ответить
    • Isheev Kirill 6 ноября 2015, 10:35
      Павел, добрый день.
      Да, налог (6 %) с этой сделки платить надо. При превышении доходов 300 000 эта сумма также облагается страховыми взносами.
      Т.е., на вас ложится дополнительная финансовая нагрузка и обязанность отчитаться не только по УСН, но и по НДС,
      Ответить
  • Василий 23 ноября 2015, 19:19
    Здравствуйте! Не нашел нигде однозначного ответа на свой вопрос, поэтому обращаюсь к Вам тут:
    Не могли бы Вы пояснить следующую ситуацию: я - ООО на УСН "Д-Р=5%", возникла необходимость перепродать товар (агентский договор невозможен). Клиент на ОСНО, просит снизить стоимость товара на сумму НДС, либо выставить счет-фактуру и выделить НДС. Я не могу сделать скидку на сумму НДС, потому что покупаю этот товар у поставщика с НДС.
    Знаю, что я могу выставить счет-фактуру и выделить НДС для моего клиента на ОСНО, а также я обязан потом НДС перечислить в бюджет и сдать декларацию, но есть еще невыясненные вопросы, а именно - Какую сумму НДС я обязан перечислить в бюджет (с зачетом "входящего" НДС или полный НДС)? Могу ли я отнести уплаченный НДС к расходам (ведь это мои прямые расходы при реализации товара). Обязан ли я платить налог на прибыль (20%) а потом еще и по УСН по формуле Д-Р=5%? Может и еще какие обязательные платежи придется платить?
    Пример: я приобрел товар за 118 000руб. включая НДС (18 000руб.) у поставщика, оплатил и получил товар, произвел наценку 30% (153 400руб., включая НДС 18%-23400руб.) и продал товар клиенту.
    Получаю на выходе: Выручка за товар (без НДС) = 130000-100000= 30 000руб.
    НДС к уплате (включен в стоимость товара) = 23400-18000= 5400руб.
    Накладные и транспортные расходы при реализации товара = 15000руб.
    Чистая прибыль = 35400(выручка с НДС)-5400(сумма НДС к уплате)-15000(прочие расходы)= 15000руб. - 750(по формуле (Д-Р)*5%)= 14250руб.
    Правильно ли я рассчитал?.
    Ответить
    • Isheev Kirill 25 ноября 2015, 09:06
      Добрый день.

      Вы, как ООО на упрощенке, не имеете возможности уменьшить НДС на сумму уплаченного НДС при покупке, то есть платить вы будете не 5400, а 23400.
      Также платить налог на прибыль вам не надо по той же причине: вы на УСН.

      Что касается расчета: 153 000 - это ваши доходы. Расчет расходов: 118 000 (расходы на покупку товара)+15 000 (расходы при реализации)+23 400 (НДС). Сумма налога к уплате: 153 000-156 400=-3400.
      Если по итогам года расходы будут больше доходов, то необходимо будет заплатить минимальный налог: 1% от дохода.

      На мой взгляд, уменьшить стоимость товара на сумму НДС вам выгоднее. Иначе у вас возникает дополнительная обязанность отчитываться по НДС в налоговую.
      Ответить
  • Д 9 декабря 2015, 08:02
    День добрый,
    Подскажите пожалуйста ООО на УСНО отписали сф с НДС в конце 2014г.(так понимаю должен оплатить НДС) сейчас ООО продается. т.е. можно продать как есть) как быть ?
    Ответить
    • Isheev Kirill 9 декабря 2015, 12:25
      Добрый день.
      Не совсем понимаю о чем вы. Как быть с НДС при продаже организации? Уточните, а по НДС отчитывались в налоговую/платили сам налог в бюджет?
      Ответить
      • Гость 10 декабря 2015, 06:50
        Вопрос в том, как решать вопрос: ООО на УСНО отписали СФ в НДС18%. Контр агент говорит что платить НДС придется нам т.к. отписали с НДС (по их просьбе) Планируем продавать ООО в др. регион. Как сделать что бы не платить НДС? или продать с долгом или есть другие пути решения? отчетности еще не было.....
        Ответить
        • Павел Орловский 10 декабря 2015, 12:28
          По НДС общество должно отчитаться и заплатить налог в бюджет. Если этого не сделать, то возникнут проблемы у покупателя с зачетом НДС по вашей счет-фактуре. Налоговая в таком случае вероятно будет проводить перекрестную проверку - спросит у ООО - почему налог не оплачен и не подана декларация. Если не сможете доказать, что СФ не выписывалась, а Контрагент докажет, что СФ у него подленая, то доначисления НДС, пеней и штрафов не избежать. По продаже доли с неуплаченным налогом и несданной декларацией - проконсультируйтесь с юристами. Возможно можно как-то хитро прописать этот аспект возложив обязанности по подаче отчета и уплате налога на нового владельца.
          Если этого сделать не получится, то учтите, что при продаже ООО новый собственник отвечает только за деятельность после её покупки. А за деятельность до... отвечают прежние собственники и руководители - их можгут привлечь к ответственности за вред обществу "за время их праления" новые владельцы или само общество в лице нового директора. Если общество обанкротится, то иски могут подать кредиторы, в т.ч. налоговая, о привличении к субсидиарной отвественности виновных контролирующих лиц должника (в т.ч. старые Учредители и директор, по чьим указаниям (из за чьих действий/бездействия) был нанесен ущерб кредиторам).
          Так что если сумма не значительна - проще расплатиться и подать отчет.
          Если для вас сумма значительна - прорабатывать вопрос юридического оформления обстоятельств с новым владельцем. Возможно даже в таком случае стоит подать отчет по НДС а на нового владельца оставить лишь сумму долга - это все лучше уточнять у юриста.
          Ответить
  • Елена Капранова 21 декабря 2015, 12:11
    Добрый день.
    Я работаю на УСНО как внешнеэкономический агент, т.е. от своего имени покупаю за рубежом, или продаю туда же, товары для своих российских контрагентов, с которыми связана договорами комиссии.
    Должна ли я ежеквартально отчитываться декларацией и журналом счетов-фактур? От налоговой никаких запросов за год не поступало.
    Ответить
    • Рязанов Михаил 25 декабря 2015, 18:24
      Елена, добрый вечер!

      Нет, отчитываться вам не требуется, поскольку вся деятельность осуществляется за рубежом.
      Ответить
  • Павел 21 января 2016, 13:26
    Добрый день.
    Подскажите, пожалуйста, как поступать в следующей ситуации :
    ООО , работающее на УСН, импортирует из-за рубежа товар.
    Стоимость товара на условиях DAP Москва ( включает в себя стоимость товара, транспортные расходы до границы Таможенного союза ) составляет 16 000 долларов США.
    Ввозные таможенные пошлины составляют 2880 долларов США.
    Итого - себе стоимость продукции для импортера составляет 18800 USD.
    У импортера есть Клиент, работающий на ОСНО, который готов купить данный товар при условии выделения НДС.
    В этом случае, расходы Импортера превышают его доходы.
    Извечный вопрос - что делать ? :)

    Спасибо !
    Ответить
    • Рязанов Михаил 25 января 2016, 16:34
      Павел, добрый вечер!
      Вы можете задать этот вопрос нашему штатному специалисту в области бухучета и налогов на портале «Бухгалтерия Онлайн» http://www.buhonline.ru/
      Если у вас действует тариф "Премиум, вы можете задать вопрос бухгалтеру из раздела "Вопросы экспертам".
      Ответить
  • Полетаев Евгений 13 апреля 2016, 09:32
    Здравствуйте! У меня вопрос как раз таки по применению методологии обратной комиссионной схемы при работе с Яндекс.Директ

    Мы - агентство - ИП на УСН
    Яндекс - Поставщик на ОСН, Часть клиентов (рекламодателей который рекламируются в яндексе через наше агентсво) - тоже на ОСН

    между нами и яндекс теперь договор оказания услуг, а между нами и клиентом - договор комиссии

    Вопросы:
    1. Какой в Эльбе выбрать пункт при выставлении СФ - https://yadi.sk/i/tvfFLtmQqwixD последний или предпоследний?
    2. Где указать информацию о том, что счет-фактура выставлена именно  посредником? какое использовать дополнительное поле и что туда писать? (Покупатель не принимает счет фактуру которую выставили мы но в полях поставщик и грузоотправитель написано "Яндекс" - просят либо вписать нас в качестве поставщика либо как то это указать явно в другом месте, а я не понимаю в каком именно нужно)

    Заранее спасибо!
    Ответить
    • Елена Капранова 13 апреля 2016, 10:57
      По методологии Вы делаете всё правильно. Вам выставляют с/ф с НДС, вы должны перевыставить его Клиенту, причём в полях Поставщик и Грузоотправитель именно Яндекс. К своему с/ф вы прикладываете копию с/ф от Яндекса. Ваш с/ф Клиент заносит в Книгу покупок и делает в ней отметку, что это с/ф через посредника. А вот как правильно перевыставлять с/ф в Эльбе я тоже никак не разберусь.
      Ответить
  • Андрей 24 октября 2016, 23:24
    Доброго времени суток. Я ИП на УСН. Терять потенциальных покупателей, как большинство, из-за невозможности корректно выделить выходного НДС, не хочу. Сильно уменьшать наценку на закупаемый товар, либо завышать с учётом: 18%(НДС) + N%(наценка на товар), при выставлении счёт-фактуры не целесообразно. Вопрос тогда стоит так: "Как всё же упрощенцу (доход - расход) грамотно выставить счет-фактуру без дополнительной налоговой нагрузки?". В любом случае есть нормативные акты, или лазейки, о которых умалчивает налоговая инспекция. Либо, могу ли я закупить товар у поставщика с входящим НДС, и продать его покупателю, не увеличивая стоимость товара со своей стороны?.. Затем, выставляю счет фактуру от поставщика, а не от своего предприятия, но предоставляю договор на оказание услуг, где прописана фиксированная сумма прибыли с товара для моего предприятия равной 20%. Насколько правильна эта схема? И может ли запросить далее покупатель товара от моего предприятия НДС с оказанной услуги? Помогите определиться с этой схемой, и если она верна, и является выходом для многих упрощенцев, грамотно доработать. Заранее, спасибо Вам за ответ
    Ответить
    • Швецова Анастасия 26 октября 2016, 17:35
      Андрей, здравствуйте.
      К сожалению, в законодательстве нет таких лазеек для упрощенцев. Вы освобождены от уплаты НДС и не работаете с ним.
      Если вы купите товар у поставщика с входящим НДС (принять счет-фактуру), а потом продадите его без НДС, то поставщик не сможет принять НДС к вычету. Это может испортить вам отношения с контрагентами.

      Наши эксперты рекомендуют не пользоваться сомнительными обходными схемами, для оптимизации бизнеса. Не хочу вас огорчать, но скупой платит дважды =(
      Ответить
  • Иван 4 ноября 2016, 12:08
    Здравствуйте. Никак не могу въехать в эту систему с НДС.
    Какая разница клиенту, покупает ли он с НДС, а потом его вычитывает из своего НДС или сразу покупает без НДС, а потом платит свой, но больше. То же на то же получается?
    Ответить
    • Михаил Рязанов 7 ноября 2016, 08:54
      Иван, добрый день.
      Подскажите, пожалуйста, вы работаете на УСН, а ваш контрагент (покупатель) применяет ОСНО?
      Ответить
      • Иван 7 ноября 2016, 09:48
        Да, именно так. Я ИП на УСН 6%.
        Мой клиент на ОСНО.
        Правильно ли я понимаю, что выставление ему счета-фактуры для меня оборачивается просто лишними хлопотами с уплатой НДС и сдачей отчетности? То есть, я ничего не теряю, ведь этот НДС все ровно платит клиент, а я просто агент.
        И тогда еще вопрос, чем ему это выгодно?
        Ответить
        • Михаил Рязанов 8 ноября 2016, 07:44
          Благодарю за уточнения.
          При выставлении счетов-фактур по агентскому договору платить НДС не нужно, а вот декларацию по НДС подать необходимо.
          Про выгоду таких операций вы можете почитать в нашей статье "Агентские договоры: нюансы оформления и выгода для бизнеса": https://e-kontur.ru/blog/15630
          Ответить
  • Максим 8 декабря 2016, 11:03
    Здравствуйте! подскажите пожалуйста такую ситуацию, ООО "Т"по муниципальному контракту от 2014 года получило сумму в т.ч. НДС 18%. В 2015 году ООО "Д" находящееся на УСН берет на себя обязательства ООО "Т" по довыполнению работ по муниципальному контракту и по завершению работ ООО "Д" закрывает Акты КБ-2 с суммой в т.ч. НДС, однако в ФНС не подает сведения о работе с НДС. Что грозит ООО "Д"?
    Ответить
    • Гальчук Илья 9 декабря 2016, 10:35
      Максим, здравствуйте. Если ООО "Д" выставила только акт без счета-фактуры, то никаких обязательств по НДС не возникает. А если выставила акт вместе с счетом-фактурой, то у ООО "Д" возникает обязательство по уплате налога и предоставления декларации по НДС. За непредоставление налоговой декларации грозит штраф не менее 1 000 рублей и за неуплату налога грозит взыскание штрафа в размере не менее 5 процентов (п. 1 ст. 119 НК РФ), а также начисление пеней.
      Ответить
  • Татьяна 22 декабря 2016, 16:31
    Добрый вечер. Подскажите, пожалуйста, мы ООО. Работали на ОСНО, а с 01.01.17 переходим на УСН 6%. Но дело в том, что у нас много договоров подряда уже заключено с учетом НДС (на выполнение проектных работ), а сдача работ будет только в 2017 году (сроки выполнения большие). Как лучше поступить - выставлять в 2017 году счета-фактуры, платить НДС и сдавать квартальную декларацию по НДС или заключать допники?! Заключение допников - это довольно проблематичный процесс.
    Ответить
    • Кондратьев Владимир 23 декабря 2016, 11:55
      Здравствуйте, Татьяна.
      Вы можете поступить так, как описали в вопросе - выставить счета с НДС находясь на УСН и отчитаться за него.
      Ответить
  • Наталья 27 декабря 2016, 08:31
    Здравствуйте, не могу понять как мне рассчитать свои налоги, ИП усн 6%. Был работник с февраля по сентябрь официально трудоустроенный. Так же выставлялись счета с НДС по просьбе клиента, НДС своевременно уплачивался и сдавались квартальные отчеты. Какие суммы вычтутся из взносов ИП за себя и в налоговую? Доход свыше 300 000 .
    Ответить
  • Наталья 27 декабря 2016, 09:55
    Здравствуйте, выставлялись счета с НДС по просьбе клиента, НДС своевременно уплачивался и сдавались квартальные отчеты на этом основании я могу вычесть из общего дохода суммы уплаченного НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ ? почему то эльба этого не учитывает:( Доход свыше 300 000
    Ответить
    • Евгеньева Полина 30 декабря 2016, 21:28
      Здравствуйте, Наталья. В Эльбе нет автоматического учета дохода по УСН за вычетом НДС. Вам нужно самостоятельно уменьшать сумму в поле "Учитывать в налогах" на сумму НДС.
      Ответить
  • Екатерина 2 января, 23:48
    Добрый день,проясните ситуацию:ИП на УСН доход -6%,выставили счёт сндс;можно ли уменьшать сумму налога на уплаченный НДС ?
    Ответить
    • Гальчук Илья 3 января, 12:44
      Екатерина, здравствуйте. Уменьшить сумму налога УСН на уплаченный НДС нельзя.
      Ответить
    • Гость 18 января, 19:29
      можно, в законодательстве прописано
      Ответить
      • Рязанов Михаил 19 января, 10:39
        Добрый день.
        Сообщите, пожалуйста, ссылку на нормативно-правовой акт, где говорится, что на уплаченный НДС можно уменьшить сумму налога по УСН (доходы).
        Возможно, вы упомянули правило для УСН (доходы за вычетом расходов):
        при покупке товаров для перепродажи «входящий» НДС следует списывать в расходы по мере реализации товаров покупателям.
        Ответить
  • Анастасия 19 апреля, 19:53
    Добрый день!
    Я ИП на ЕНВД и УСН. Мои покупатели просят выставить счёт с УСН с НДС. Как я правильно понимаю, с суммы, которая поступит мне на счёт, я должна уплатить 18% НДС. А могу ли оплатить всей суммой, поступившей мне на счёт, счета с НДС, которые мне поставщики выставляют, и не платить налог? Или это уже не связано друг с другом никак?
    Ответить
    • Гальчук Илья 21 апреля, 11:15
      Здравствуйте, Анастасия. Если вы выставите клиенту счет-фактуру, то у вас появится обязанность заплатить указанный налог в счет-фактуре и сдать декларацию по НДС. Если вы говорите о том, что вы хотите уменьшить НДС за счет оплаченных счетов с НДС, которые выставляют ваши поставщики, то вы этого сделать не сможете. Такая возможность есть только на общей системе налогообложения (ОСНО). Подробнее про выставление счет-фактуры с НДС на УСН можно почитать в статье https://e-kontur.ru/enquiry/43 .
      Ответить
  • Денис 1 час назад
    Добрый день. Я ИП на УСН "доходы минус расходы". Если я выставил по просьбе контрагента счет-фактуру и уплатил НДС, то что является налогооблагаемой базой?
    Предположим, что расходов не было. Налог УСН будет начислен на всю сумму прихода, или на сумму за вычетом уплаченного мной НДС?
    Ответить
8 800 500-02-75