Эта статья для продавцов велосипедов, ванн, холодильников и другого увесистого товара. Рассказываем, когда у магазина есть обязанность забрать бракованный товар от покупателя за свой счет, а когда такой обязанности нет.
Что за обязанность магазина
У покупателей есть право вернуть товар с браком в магазин. А с магазина потребовать замену, возврат денег или гарантийный ремонт. Магазин, как минимум, обязан принять товар на проверку качества. Это прописано в ст. 18 Закона о правах потребителей. Как быть магазину с претензией по браку, мы рассказали в отдельной статье: Возврат некачественного товара.
Если бракованный товар крупногабаритный или весит больше 5 кг, у магазина есть дополнительная обязанность — забрать его у покупателя и увезти за свой счёт — ч. 7 ст. 18 Закона о правах потребителя.
Критериев «крупногабаритности» в законах нет. Роспотребнадзор рекомендует ориентироваться на вес от 5 кг, габариты и размер упаковки. Но без точных метров.
Например, магазин продал велосипед — это крупногабаритный товар. Если в период гарантии у него отпадет колесо, магазин обязан забрать его на ремонт сам.
Другой пример: магазин продал казан весом 9 кг. При первой варке плова с казана сошло покрытие. Магазин обязан выслать к покупателю курьера и забрать товар на проверку.
Покупатель может привезти товар сам — на своей машине или заказать перевозку — но об этом договариваются. Тогда магазин компенсирует затраты на перевозку.
Покупатель обязан привезти товар в магазин, если находится далеко. Проблема в том, что предельного расстояния для доставки нет. Магазин и покупатель должны решить это сами. В любом случае магазин должен компенсировать покупателю обратную доставку.
Расходы покупателя на доставку магазин компенсирует в пределах разумного. То есть если покупатель нанял перевозчика с ценой выше рыночной, магазин может компенсировать сумму меньше. Такое разъяснение есть в п. 4 Приказа МАП РФ от 20.05.1998 № 160.
Доставка на экспертизу качества тоже за счёт магазина. Так пояснил Верховный Суд в п. 6 Обзора практики по правам потребителей от 20.10.2021 г.
Менять правило доставки крупного товара у себя в магазине нельзя — ч. 1 ст. 16 Закона о правах потребителей.
У интернет-магазина такая обязанность тоже есть
Онлайновые продавцы должны сами забирать крупный товар на возврат, замену и ремонт. Это следует из ч. 5 ст. 26.1 Закона о правах потребителей.
Известный маркетплейс написал в своих правилах, что доставка товара на ремонт и замену платная. Роспотребнадзор признал этот пункт незаконным и выписал штраф.
Как продавать товары в интернет-магазине
Что будет магазину, если доставку переложить на покупателя
Если не отвести крупный товар своими силами, магазин рискует заплатить небольшой штраф государству, и — что хуже — заплатить много денег покупателю по решению суда.
Штраф от Роспотребнадзора
За отказ забрать товар магазины штрафуют по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Штраф для ИП от 1 000 ₽ до 2 000 ₽, для юрлиц — от 10 000 ₽ до 20 000 ₽. Штрафует Роспотребнадзор, который обычно приходит в магазин по жалобе покупателя.
К примеру, автосалон оштрафовали на 10 000 ₽ за то, что их покупатели привозили гарантийные автомобили на фирменную сервисную станцию за свой счет.
Выплаты покупателю по решению суда
Если дойдет до суда, с магазина взыщут стоимость доставки. Сверху магазин заставят заплатить штраф и пени за неисполнение требования покупателя добровольно, а еще — моральный вред.
Посмотрим это на примере судебного дела. Женщина купила телевизор Samsung за 449 990 ₽. Дома телевизор не включился. Женщина обратилась в сервисный центр, но забирать телевизор на экспертизу там отказались. Женщина сама сделала экспертизу и пошла в суд. Магазин обязали вернуть женщине 449 990 ₽, а сверху заплатить компенсацию морального вреда в размере 1000 ₽, неустойку 70 000 ₽, штраф 80 000 ₽. Магазин заберёт телевизор своими силами.
Когда этой обязанности у магазина нет
Магазин не оплачивает возврат качественного товара и покупок для бизнеса. Вот эти случаи.
Покупатель возвращает не подошедший ему товар без брака. Такое право у покупателей есть по ст. 25 Закона о правах потребителей.
Тут у магазина нет обязанности забирать крупногабаритный товар своими силами. Компенсировать доставку тоже нет. К примеру, покупатель купил кресло, а дома оно не подошло к интерьеру. Покупатель повезет его сдавать за свои деньги.
Товар купили для бизнеса. Магазин обязан забрать крупногабаритный товар только, если его купили для личных, бытовых и семейных нужд. Если окажется, что, например, телевизор купили в бар, то забирать его на гарантийный ремонт магазин не обязан. Так следует из п. 8 Обзора практики по делам потребителей от 19.10.2022 г.
Эксперты доказали, что товар сломал сам покупатель. Если магазин забрал товар на экспертизу, а выяснилось, что производственного брака нет, покупатель обязан заплатить за обратную доставку. Это сказано в п. 4 Приказа МАП РФ от 20.05.1998 № 160.
Статья актуальна на