Как выбрать полезную бизнес-литературу, если чарты заполнены «гуру предпринимательства» без практического опыта. Ответ: ориентироваться на советы владельцев известных компаний и топ-менеджеров. Эльба собрала семь книг, которые рекомендуют Рыбаков, Галицкий и другие.
«Партнёрское соглашение»
Развитие компании в партнёрстве эффективнее одиночного плаванья. Так считают многие известные предприниматели — и Дэвид Гейдж в книге «Партнёрское соглашение. Как построить совместный бизнес на надёжной основе».
Но решения о создании предприятия недостаточно. Часто такие идеи возникают спонтанно — например, на встрече двух друзей. Товарищи фиксируют идею и уже через неделю работают бок о бок. И только потом возникают неудобные вопросы, которые нужно было обсудить на старте.
Например, партнёр хочет взять в бизнес брата. И компаньоны даже не знают, как интегрировать нового человека в дело и по какому принципу делить доли. Начинаются конфликты, а дальше — раздел или закрытие компании. Дэвид Гейдж рассказывает, как осознанно подойти к партнёрству и зафиксировать договорённости.
Книга попала в библиотеку Игоря Рыбакова, совладельца корпорации «Технониколь». По словам предпринимателя, в непростой ситуации она помогла изменить себя и взгляд на партнёрские отношения. Он понял свои ошибки, стал по-другому смотреть на трудности и искать взаимовыгодные решения.
«Стив Джобс»
Если хотите добиться успеха, ориентируйтесь на примеры больших предпринимателей. Смотрите интервью, общайтесь лично и читайте биографии. Но есть проблема: большинство книг о великих поверхностные, скудные на детали и тонкости внутреннего устройства человека.
Книга журналиста Уолтера Айзексона «Стив Джобс» — противоположность описанного. Автор начал работу ещё при жизни Стива и совместно с ним создавал первые очерки. Он взял у Джобса 40 интервью, пообщался со 116 людьми, которые так или иначе были связаны с основателем Apple.
Получилась энциклопедия жизни великого предпринимателя. В книге раскрыты не только особенности развития компании, но и факты личной жизни — неотъемлемой части успешного человека. Работа получилась большой — местами весёлая, мотивирующая и даже грустная. Но главное — каждый найдёт здесь для себя что-то полезное.
Сергей Галицкий, основатель сети супермаркетов «Магнит», не раз говорил о нелюбви к бизнес-чтению. Но на выступлении в МГУ в 2013 г. выделил биографию Стива Джобса. По мнению предпринимателя, эта работа учит справляться с поражениями — неотъемлемой частью успеха.
«Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса»
Время — самый ценный ресурс. Успех во многом зависит от умения распоряжаться этим активом. И хорошо, если у вас уже есть система тайм-менеджмента и привычка регулярно тестировать новые инструменты.
Дэвид Аллен, известный консультант в области личной эффективности, предлагает подход Gettings Things Done — GTD. Это даже не методика или набор правил, а образ жизни, способ переосмыслить рабочие задачи.
В книге сбалансированы теория и практика. Если в первой главе автор даёт описание GTD, то во второй и третьей — инструменты, которые можно постепенно внедрять в личную практику.
По мнению CEO Skyeng Рустама Айнетдинова, в современном мире предприниматель должен успевать больше остальных. Поэтому тайм-менеджмент по важности вырывается на лидирующие позиции. Рустам советует начать с работы Аллена, чтобы получить работающую эффективную систему организации времени.
«Стартап-гайд: как начать и… не закрыть свой интернет-бизнес»
В 2022 г. в России сократилось число компаний — закрывшихся на 14% больше, чем открывшихся. В первый год прекращают существовать более 90% стартапов. Как не попасть в печальную статистику? К сожалению, универсального решения нет, но есть практические советы.
«Стартап-гайд» — это сборник советов и кейсов от ведущих экспертов венчурного рынка и успешных российских стартаперов. Как и с книгой «Стив Джобс», здесь можно подсмотреть и перенести на свой бизнес несколько интересных решений.
Например, авторы советуют не откладывать старт. Начните с минимально жизнеспособного продукта (MVP), чтобы не перегореть в процессе планирования и ожидания лучшего момента для начала бизнеса. И уже потом вносите корректировки и делайте продукт лучше по советам реальных клиентов.
Эту книгу выбирает член совета директоров онлайн-бухгалтерии «Моё дело» Олег Анисимов. Он сам автор одной из глав, но с удовольствием прочитал выдержки других экспертов и почерпнул для себя немало полезного. По мнению Олега Анисимова, это лучше обучения от «гуру бизнеса», здесь — сборник практических советов от реальных практиков.
«Развитие бизнеса: инструменты прибыльного роста»
Рано или поздно компании сталкиваются с потолком. Более 90% малых организаций навсегда остаются в таком статусе, смотря за ростом более пронырливых конкурентов. Команда Верна Харниша предлагает инструменты, которые помогли их клиентам вырасти в несколько раз.
Вместо теории здесь описание приёмов и последовательности действий с шаблонами необходимых документов. В частности, специалисты предлагают сосредоточиться на:
- привлечении и удержании правильных людей;
- стратегии и её исполнении;
- накоплении денежных средств, которые помогут пережить кризисы и временные трудности.
Книгу высоко оценивает основатель и директор Московской школы программистов Сергей Шведов. Предприниматель рассказывает, что многие инструменты и техники можно попробовать в деле сразу после прочтения. Больше не будет возможности найти причины отложить важные дела — теперь только «берись и делай!».
«Психология сарафанного радио»
Блендер — это интересный продукт? Кажется, что для рекламы такого товара ничего необычного не придумаешь. Но одна компания публиковала видео, как блендер перемалывает различные вещи. Записи стремительно распространялись по сети, а розничные продажи пошли вверх.
Йона Бергер объясняет, что вирусность — это не случайность, а последовательность закономерных действий. И компании, которые не занимаются сарафанным каналом продаж, рано или поздно проигрывают конкуренцию.
В книге описаны шесть принципов заразительности:
- социальная валюта;
- триггеры;
- эмоции;
- общество;
- практическая ценность;
- истории.
О книге отзывается основатель «Рокетбанка» Виктор Лысенко. Он прочитал работу по рекомендации авторитетного знакомого и открыл, что виральность — не магия, а набор факторов. Ими может пользоваться каждый бизнес, нужно лишь нащупать свою струю.
«Кто. Решите вашу проблему номер один»
Рост компаний ограничен профессионализмом и текучестью кадров. Вместо масштабирования и создания продуктов предприниматели ищут сотрудников, которые обеспечат хотя бы поддержание того, что уже есть. А ведь каждый неудачный наём, по данным автора книги, — это потеря денег в размере 15 зарплат работника.
Джефф Смарт и Рэнди Смит предлагают собственный подход к найму. Конечно, в российских реалиях нет смысла слепо копировать методику. Но попробовать отдельные элементы — отличная идея, которая точно не навредит бизнесу.
В работе представлена выжимка общения с 20-ю миллиардерами, 30-ю топ-менеджерами крупных компаний и успешными директорами. Их опыт лёг в основу практических рекомендаций.
Советы и инструменты из книги попробовал сооснователь BestDoctor Марк Саневич. Он столкнулся со сложностью расширения коллектива в период активного роста компании. По словам предпринимателя, ему удалось пересмотреть отношения с людьми и создать эффективную систему найма.
Коротко
- «Партнёрское соглашение. Как построить совместный бизнес на надёжной основе», Дэвид Гейдж — про запуск бизнеса и построение отношений с деловым партнёром.
- «Стив Джобс», Уолтер Айзексон — история великого предпринимателя, разобранная на мелкие детали.
- «Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса», Дэвид Аллен — про организацию личного и рабочего времени для достижения максимальной эффективности.
- «Стартап-гайд. Как начать… и не закрыть свой интернет-бизнес» — сборник практических советов от ведущих экспертов венчурного рынка и успешных российских стартаперов.
- «Развитие бизнеса: инструменты прибыльного роста», Верн Харниш — про инструменты, которые обеспечат бизнесу кратный рост.
- «Психология сарафанного радио. Как сделать продукты и идеи популярными», Йона Бергер — о факторах, которые сделают контент виральным и приведут в компанию новых клиентов.
- «Кто. Решите вашу проблему номер один», Джефф Смарт и Рэнди Смит — про найм сотрудников, который снизит текучесть.
Статья актуальна на