Предприниматели пользуются разными показателями, чтобы принимать объективные решения и быстрее достигать целей. CVP-анализ помогает оценить реалистичность идей и прогнозировать оптимальный объём продаж. Рассказываем, что это такое и как помогает оценить точку безубыточности.
Что такое CVP-анализ
CVP-анализ или Cost Value Profit переводится как «затраты, объём, прибыль». Это операционный анализ, который показывает, как изменение объёма реализации или цены продажи влияет на затраты и прибыль.
Важный элемент анализа — точка безубыточности (ТБ). Это такой объём продаж, при котором выручка покрывает все расходы, то есть бизнес работает в ноль. Дальше предприниматели смотрят, как изменятся прибыль и ТБ при изменении затрат и объёма продаж.
Например, у Дениса точка безубыточности — 300 единиц продукции. Поставщики рассказали, что скоро сырьё подорожает на 20%. Денис считает показатели и узнаёт, что ТБ вырастет до 420 единиц. Предприниматель понимает, что не сможет производить столько продукции, поэтому планирует перейти на выпуск другого продукта.
Что нужно знать
Термины, которые нужно знать:
- Прибыль — разница между выручкой, переменными и постоянными расходами.
- Выручка — деньги, которые получаете от продажи продукции или оказания услуг.
- Переменные затраты — расходы, которые зависят от объёма продаж. Если нет продаж, то они равны нулю. Например, затраты на покупку сырья для производства — это переменные расходы.
- Постоянные затраты — расходы, которые не зависят от объёма продаж. Если нет продаж, они не изменятся. Например, аренда склада — постоянные затраты. Если остановить производство, ставку аренды не снизят.
- Маржинальная прибыль — разница между выручкой и переменными затратами. Это деньги, которые остаются на оплату постоянных расходов.
Как определить точку безубыточности
После расчёта точки безубыточности становится понятно, нужно ли вообще заниматься бизнесом. Нет смысла развивать деятельность, если для работы в ноль нужно продать столько товаров, сколько компания произвести не может.
.png)
Точка безубыточности на графике
ТБ считают в натуральном и денежном выражении:
- ТБУ (ед.) = постоянные затраты / маржинальная прибыль на ед. продукции.
- ТБУ (₽) = ТБУ (ед.) х цена продажи.
Например, Дима хочет делать столешницы из массива древесины. Для оценки целесообразности идеи он рассчитывает точку безубыточности. Постоянные расходы:
- аренда цеха — 25 000 ₽;
- реклама — 12 000 ₽;
- всего — 37 000 ₽.
На изготовление столешницы уходит 7500 ₽ — это стоимость сырья и расходников. Её можно продать за 17 000 ₽ — это средняя цена по рынку.
Считаем:
- Маржинальная прибыль на ед. = 17 000 — 7500 = 9500 ₽.
- ТБУ (ед) = 37 000 / 9500 ~ 3,89 = 4. Округляем до целого, так как Дмитрий не может продать 3,89 столешницы.
- ТБУ (₽) = 4 х 17 000 = 68 000 ₽.
С пятой и последующих столешниц Дима будет получать чистую прибыль.
Что даёт расчёт ТБ: понимание объёма продаж, который нужен для работы в ноль — без прибыли и убытка. Если знаете, что легко достичь такого показателя — занимайтесь бизнесом. В противном случае откажитесь от идеи и не теряйте деньги на дорогостоящих тестах.
Использование CVP-анализа на практике
В рамках CVP-анализа корректируют показатели и смотрят на изменения. Дима может посмотреть, на сколько столешниц вырастет ТБ, если поставщики поднимут цену сырья на 20%. А когда бизнес станет больше и появятся первые сотрудники, он сможет планировать продажи. Рассмотрим примеры.
Изменение переменных затрат
Поставщик сказал Дмитрию, что сырьё подорожало на 30% из-за сложностей в логистике. Теперь на производство одной столешницы предприниматель тратит не 7500 ₽, а 9750 ₽.
Считаем:
- Маржинальный доход на ед. = 17 000 — 9750 = 7250 ₽.
- ТБУ (ед.) = 37 000 / 7250 ~ 5,1 = 6.
- ТБУ (₽) = 6 х 17 000 = 102 000 ₽.
Благодаря CVP-анализу, Дмитрий видит, как меняются условия для бизнеса. Если он сможет выпускать 6 столешниц в месяц, то продолжит бизнес, в противном случае закроется. Альтернатива — повысить цену продажи. Но надо смотреть на рыночную ситуацию: будут ли покупать столешницы по обновлённой стоимости.
Изменение постоянных затрат
Дмитрию подняли стоимость аренды цеха до 35 000 ₽, постоянные расходы выросли до 47 000 ₽. Если затраты растут, точка безубыточности становится больше.
Считаем:
- Маржинальный доход на ед. = 17 000 — 7500 = 9500 ₽.
- ТБУ (ед.) = 47 000 / 9500 ~ 4,94 = 5.
- ТБУ (₽) = 5 х 17 000 = 85 000 ₽.
Чтобы бизнес не был убыточным, теперь Дмитрию нужно продавать от пяти столешниц в месяц.
Изменение цены продажи
Дмитрий обновил станки и повысил качество столешниц. На фоне этого он повышает цену продажи до 25 000 ₽, при этом постоянные и переменные расходы не меняются. Если маржинальная прибыль растёт, то ТБ уменьшается, бизнес быстрее начинает приносить прибыль.
Считаем:
- Маржинальный доход на ед. = 25 000 — 7500 = 17 500 ₽.
- ТБУ (ед.) = 47 000 / 17 500 ~ 2,69 = 3.
- ТБУ (₽) = 4 х 17 000 = 68 000 ₽.
Планирование продаж и прибыли
Допустим, Дмитрий хочет заработать за месяц 50 000 ₽. По расчётам он поймёт, сколько столешниц нужно продать, чтобы получить такую прибыль.
И после оценит, реально ли выпустить столько продукции и найти на неё покупателей. Если нет, то Дима не потратит деньги на запуск производства и рассмотрит другие идеи.
Формула:
Целевые продажи = (Постоянные затраты + Плановая прибыль) / Маржинальная прибыль на ед.
Считаем: (37 000 + 50 000) / 9500 ~ 9,15 = 10.
Чтобы заработать 50 000 ₽, надо произвести и продать 10 столешниц.
Оптимизация ассортимента
Дима запустил производство столешниц, всё работает, товары покупают. Через два месяца предприниматель задумался о расширении: пришла идея выпускать настенные географические карты из дерева — популярный домашний и офисный декор. Средняя стоимость карт — 10 000 ₽, расходы на производство по предварительным расчётам — 3000 ₽, маржинальная прибыль на единицу — 7000 ₽.
На производство столешницы уходит 12 часов, а карты — 5 часов. Рабочие часы в месяце ограничены — в среднем 160 часов. Спрос на продукцию:
- столешницы — 10 штук в месяц;
- карты — 20 штук в месяц.
Столешница | Карта | |
---|---|---|
Цена продажи, ₽ | 17 000 | 10 000 |
Время на производство, ч | 12 | 5 |
Спрос, шт. | 10 | 20 |
Переменные затраты, ₽ | 7500 | 3000 |
Маржинальная прибыль на единицу, ₽ | 9500 | 7000 |
Без расчётов Диме кажется, что выгоднее выпускать столешницы — ведь в них больше маржи. Поэтому он решает все силы бросить на них, а в оставшееся время делать карты.
Из расчёта 160 часов получаем, что за месяц Дмитрий сделает:
- 10 столешниц — 120 часов;
- 8 карт — 40 часов.
Выручка: 10 х 17 000 + 8 х 10 000 = 250 000 ₽.
Маржинальная прибыль: 250 000 – (10 х 7500 + 8 х 3000) = 151 000 ₽.
В рамках CVP-анализа рассмотрим другой подход. Посчитаем, сколько маржинальной прибыли можно получить за час:
- столешница: 9500 / 12 = 792 ₽;
- карта: 7000 / 5 = 1400 ₽.
Если сделать упор на выпуск карт, увеличится маржинальная прибыль. Производительность из расчёта 160 рабочих часов:
- 20 карт — 100 часов;
- 5 столешниц — 60 часов.
Выручка: 20 х 10 000 + 5 х 17 000 = 285 000 ₽.
Маржинальная прибыль: 285 000 – (20 х 3000 + 5 х 7500) = 187 500 ₽.
Вот так с помощью анализа можно увеличить доходность бизнеса. Не нужны сложные стратегии и модернизация оборудования. CVP-анализ будет полезен любой организации вне зависимости от размеров и количества сотрудников.
Определение маржинального запаса прочности
Ещё один полезный показатель — маржинальный запас прочности (МЗП). Он показывает, на сколько процентов фактическая выручка больше точки безубыточности. Чем выше показатель, тем устойчивее бизнес к кризисам.
МЗП = (Фактическая выручка — Точка безубыточности в ₽) / Фактическая выручка х 100%.
Например, в компании «Рубеж» точка безубыточности — 1,7 млн ₽, а фактическая выручка за сентябрь 2023 года — 3,3 млн ₽.
МЗП = (3 300 000 — 1 700 000) / 3 300 000 х 100% = 48,5%.
Что это значит: если выручка снизится менее чем на 48,5%, фирма продолжит получать прибыль. Это промежуток, в пределах которого компания может делать скидки для привлечения новых клиентов. За показателем следят постоянно и оценивают динамику: если он снижается от месяца к месяцу, ищут причины сокращения маржинальной прибыли.
Коротко
- CVP-анализ показывает, как изменение затрат и объёма продаж влияет на прибыль и точку безубыточности.
- Точка безубыточности — это объём продаж, при котором предприятие работает в ноль, без прибыли и убытков. Важный показатель, по которому оценивают жизнеспособность бизнеса.
- CVP-анализ показывает, как повлияет на точку безубыточности изменение цены продажи, постоянных и переменных расходов. Можно планировать продажи по желаемой прибыли и оптимизировать ассортимент.
- Маржинальный запас прочности показывает, на сколько процентов фактическая выручка больше точки безубыточности. Если показатель снижается, нужно искать причины сокращения маржинальной прибыли.
Статья актуальна на