Какой отчёт?

Пугаться не стоит: это разовый отчёт, в котором содержатся данные о выручке, расходах, материалах, оборудовании и сотрудниках. На основе этой информации государство принимает решения и разрабатывает программы поддержки бизнеса.

Такой отчёт Росстат ждет от малого бизнеса раз в пять лет, но он не заменяет ежегодные выборки Росстата. Поэтому проверьте, нужно ли вам сдавать что-то ещё. 

Для предпринимателей и ООО предусмотрены разные формы:

Подробная инструкция по заполнению отчётов приведена в приказе

Читать на языке закона — мало приятного, и статистика — менее серьезная организация по сравнению с налоговой, поэтому сразу ответим на первый вопрос, который приходит в голову.

🎁

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Попробовать бесплатно

А что, если не сдавать?

Прямо в форме для заполнения органы статистики обращают внимание, что не стоит игнорировать отчёт — за это предусмотрен административный штраф. Для ИП и директора грозит сумма 10 — 20 000 рублей, а для ООО штраф составляет 20 — 70 000 рублей.

А Эльба поможет?

В Эльбе вас уже ждёт задача по заполнению отчета. Заранее предупредим: отправка отчета возможна только для тех, кто обзавелся электронной подписью, потому что законодательством не предусмотрена отчётность в статистику по доверенности.

Как заполнить отчет в Росстат

Для тех, кто решил заполнить отчёт самостоятельно: чтобы не пришлось читать приказ с указаниями, мы постарались понятно рассказать про показатели, которые требуют чуть больше расчётов и могут вызывать вопросы. 

В отличие от налоговой, Росстат не будет начислять вам налог или взносы, поэтому и к цифрам в отчёте относится не так строго. Данные нужны Росстату только для статистики, да и сам отчет больше похож на анкету. 

Информация о работниках

Индивидуальные предприниматели указывают сотрудников в пункте 4. Он считается так: нужно сложить всех сотрудников за каждый день месяца (даже тех, кто болел, был в отпуске и т п.) и разделить на общее число дней в месяце. Затем, количество сотрудников за все месяцы разделите на 12, в том числе если вы зарегистрировались в середине года. По порядку заполнения следует рассчитать партнёров и членов семьи, которые участвуют в бизнесе, но мы рекомендуем не подвергать риску эту информацию и упростить себе заполнение отчётности без этих данных.

Для ООО нужно заполнить среднее количество сотрудников по трудовым договорам (кроме женщин в декрете и тех, кто в учебном отпуске), сотрудников по договорам ГПХ и внешних совместителей.

Общее количество всех сотрудников складывается из трех показателей:

  1. Сначала рассчитайте среднее количество внешних совместителей. Отработанные часы за каждый месяц нужно разделить на количество рабочих часов в день (если у вас стандартная пятидневка, то на 8). Например, сотрудник принят на 3,2 часа:
    3,2/ 8 = 0,4.
    Полученное число нужно умножить на дни, отработанные сотрудником, и разделить на количество рабочих дней в месяце. Например, сотрудник работал 10 дней по 3,2 часа, а в месяце было 22 рабочих дня:
    0,4 x 10 / 22 =0,18
    Так следует рассчитать за каждый месяц, результаты сложить и разделить на 12.

  2. Сложите сотрудников по договорам ГПХ за каждый день месяца и разделите на количество дней в месяце. Затем общее число за все месяцы разделите на 12.

  3. Прибавьте количество сотрудников из отчёта РСВ в налоговую.

В фонд зарплаты включаются оклад, премия, оплата отпусков без вычета НДФЛ. Не нужно учитывать больничные и пособия, страховые взносы, дивиденды, расходы на командировки, а также вознаграждения за услуги самозанятых и ИП. 

Распределение выручки по ОКВЭД

Общую сумму выручки нужно взять из отчёта в налоговую:

  • на УСН «Доходы» — строка 113 из раздела 2.1;
  • на УСН «Доходы минус расходы» — строка 213 из раздела 2.2;
  • на ЕНВД — фактический доход;
  • на патенте — доход из книги учёта доходов.

Дополнительно всю выручку необходимо распределить по ОКВЭДам. 

Основные фонды (средства)

Сначала напомним, основные средства — это товары или имущество, которые используются для бизнеса со сроком использования дольше года и стоимостью дороже 40 000 рублей. Например, офис, оборудование, автомобиль, инвентарь, не предназначенные для перепродажи.

Индивидуальным предпринимателям нужно указать:

  • стоимость приобретения всего имущества, которое было на конец 2020 года;
  • cтоимость приобретения имущества, купленного в 2020 году.

Для ООО придётся посчитать больше данных:

  1. Для графы 3 посчитайте стоимость приобретения всех основных средств, которые были на конец 2020 года. 

  2. Для графы 4 рассчитайте амортизацию основных средств, оставшихся на конец 2020 года, как описано в статье. Амортизацию нужно рассчитать за всё время использования, и вычесть эту сумму из стоимости приобретения. В итоге вы получите стоимость основных средств с учётом износа.

  3. Если у вас были затраты на строительство здания, покупку автомобиля или создание другого основного средства, которое ещё не использовали, заполните эти данные в графе 5. Учитываются затраты из своих средств и в виде кредитов, займов, субсидий.

Статья актуальна на 04.02.2021