Если вы выбрали упрощённую систему налогообложения с объектом «Доходы минус расходы», то вы можете серьёзно снизить сумму налога за счёт своих затрат. Однако, для этого придётся внимательно относиться буквально к каждому платежу, который вы хотите учесть в налоге УСН. Прежде чем признать расход при расчёте налога, проверьте соблюдение всех обязательных условий.

  1. Расход экономически обоснован и направлен на получение дохода.
  2. Соответствие списку расходов из ст. 346.16 НК.
  3. Вы полностью расплатились с поставщиком.
  4. Предмет расхода получен (то, за что заплачены деньги).
  5. У вас есть документы, подтверждающие расход.
  6. Если списываете расходы на закупку товаров для перепродажи, товары должны быть проданы.

Расходы в УСН признаются по последней из дат:

  • дата оплаты поставщику;
  • дата получения от поставщика конкретных товаров или услуг;
  • дата отгрузки товара конечному покупателю.

Обоснованность расхода

Расход должен быть оправдан с точки зрения ведения предпринимательской деятельности и направлен на получения дохода. К снижению налога могут приниматься только те расходы, которые целесообразны для ведения бизнеса. Если, например, вы занимаетесь внедрением программного обеспечения, то вряд ли для вас будет целесообразно приобретение сварочного аппарата. Важно уметь убедительно объяснить, как именно помогают бизнесу те или иные затраты.

Соответствие расхода закрытому списку из ст. 346.16 НК РФ

Налоговый Кодекс РФ разрешает учитывать только виды расходов из специального списка в ст. 346.16 НК РФ, который является закрытым, т.е. на практике его нельзя дополнять новыми пунктами.

Расход должен быть оплачен, получен и оформлен документами

В качестве документов, оформляющих расход, признаются обычные используемые в деловой практике и надлежащим образом составленные документы:

  • кассовый чек,
  • БСО,
  • платёжное поручение,
  • накладная,
  • акты сдачи-приёмки,
  • договоры, квитанции и т. п.

Из документов должно быть понятно, что расход оплачен, а налогоплательщик благодаря этому расходу что-то получил.

Если речь идёт о покупке материала в магазине, то достаточно кассового чека, если там указан товар, цена, организация-продавец и сумма. Если речь идёт об услуге со стороны организации, то нужен платёжный документ (например, платёжное поручение), а также акт приёмки услуги. Последнее требование не прописано явно в НК РФ, однако, следует из позиции Минфина (см., например, Письмо от 12.12.2008 г. № 03-11-04/2/195, в котором указано, что уплаченные авансы не могут учитываться как расходы).

Если налогоплательщик рассчитался с поставщиком не деньгами, а, например, по бартеру или векселем, то такая оплата тоже должна быть подтверждена документом: актом взаимозачёта, актом приёмки-передачи векселя и т. д.

Таким образом, расходы учитываются на последнюю их дат:

  • дата получения вами товара или работы, услуги (это дата в акте или в накладной)
  • дата оплаты вами товара или работы, услуги.

Попробовать Эльбу 30 дней бесплатно
Учёт доходов и расходов на УСН — это просто!
Попробуйте Эльбу.

Расходы на товары для перепродажи

Расходы на закупку товаров для дальнейшей перепродажи учитываются особым способом. К вышеперечисленным условиям добавляется ещё одно — продажа товара покупателям. Имеет значение отгрузка товара клиенту, т.е. сам факт перехода права собственности на товар.

Сложность увеличивается, если один и тот же товар приобретается по разным ценам. В этом случае при продаже такого товара нужно знать, по какой цене он покупался, чтобы включить в расходы соответствующую сумму.

Расходы на товары для перепродажи учитываются в налоге УСН по последней из дат:

  • дата, когда вы оплатили товары поставщику;
  • дата передачи товара клиенту — дата накладной клиенту на продажу товара или дата отчёта о рознице.

Расходы на основные средства нужно списывать поквартально равными долями в течение года

Основные средства — это товары или имущество, которые используются в деятельности предприятия (не для перепродажи), со сроком использования дольше года и стоимостью дороже 100 000 рублей. До 2016 года стоимостью дороже 40 000 рублей. 

Расходы на покупку основных средств списываются по первоначальной стоимости имущества. Первоначальная стоимость определяется как сумма всех фактических затрат на приобретение. Следует учесть главное правило — стоимость основного средства списывается в расходы равными долями в течение одного календарного года. Можно начать списывать с того квартала, в котором основное средство введено в эксплуатацию. Расходы учитываются на последнее число квартала: на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря. Так, к концу года приобретённое имущество должно быть полностью списано. Подробнее про учёт основных средств вы можете узнать из нашей статьи Особый учёт основных средств в налоге УСН.

Нормируемые рекламные расходы можно учесть не более 1% от выручки

Рекламные расходы подразделяются на нормируемые, которые можно списать только в определённом размере, и ненормируемые, которые можно списывать полностью.

Без ограничений можно списывать только следующие рекламные расходы:

  • на рекламные мероприятия через СМИ;
  • световую и иную наружную рекламу, в том числе на изготовление рекламных стендов и щитов;
  • на участие в выставках, ярмарках, на оформление витрин и выставок, на изготовление рекламных брошюр и каталогов, а также на уценку товаров, которые утратили своё качество на выставке.

Все прочие расходы на рекламу можно учесть в размере не больше 1% от выручки в том же периоде. Например, затраты на призы при проведении розыгрыша в первом квартале можно списать при расчёте налога не больше, чем на 1% от выручки за квартал.

Всегда проверяйте правильность учёта расходов, от этого зависят показатели в декларации и сумма налога. Содержите в порядке все документы, подтверждающие расход, и обязательно сохраняйте их не менее 4 лет.

  

Статья актуальна на 25.02.2016
85 комментариев
Представьтесь через
фейсбук контакте твиттер
Написать комментарий
  • Андрей 21 декабря 2015, 14:13
    Добрый день! Я на распутье, какой систему лучше выбрать - доход или доход минус расход. У меня мебельное производство, основные расходы это аренда (акт), материалы на рынке (чек+товарник) и бензин (чек, собственное авто). По вашему опыту, насколько сложнее быть на системе "доход-расход" в плане проверок, придирок со стороны налоговой к подтверждающим документам и т.п. Для меня основной критерий, как можно меньше времени тратить на поездки в налоговую, она находится в другом регионе.
    Ответить
    • Наталья 22 декабря 2015, 13:47
      Добрый день. В плане взаимодействий с налоговой конечно же проще система "доходы", в ходе проверки они проверят только все ли доходы вы учли и правильно ли уменьшили налог на страховые взносы. Но судя по тому, что у вас будут реальные расходы, система "доходы" может быть значительно дороже! Найдите грамотного бухгалтера и подключитесь к электронной системе сдачи отчетности) Удачи!
      Ответить
      • Рязанов Михаил 25 декабря 2015, 19:36
        Наталья, здравствуйте!

        Спасибо за ваш комментарий.
        Соглашусь, УСН "доходы" - это оптимальный вариант :)
        Ответить
    • Рязанов Михаил 25 декабря 2015, 17:17
      Андрей, здравствуйте!

      К комментарию Натальи добавлю, что подключиться можно к Эльбе :)
      Сервис позволят формировать и отправлять отчетность через интернет.
      Ответить
  • Роман 25 декабря 2015, 17:10
    Добрый день!
    Если система «Доходы, уменьшенные на величину расходов», то как фиксировать эти расходы? Как Эльба будет определять, что является списанием-расходом, а что списанием на личные нужды? Ведь сюда не прикрепишь подтверждающие расход документы (чеки, акты, договора и тд)
    Ответить
    • Рязанов Михаил 29 декабря 2015, 19:26
      Роман, добрый вечер!

      Эльба определит, что является расходом, а что списанием исходя из указанного вами типа операции при добавлении списания по банку или по кассе.
      Ответить
      • Евгения 25 января, 11:58
        А если это товарный чек? Договор на оказание услуг? То как тогда это учтет Эльба?
        Ответить
        • Рязанов Михаил 26 января, 15:34
          Евгения, добрый вечер!
          В таком случае, вам нужно сделать списание "прочее", указав нужные платежные документы из представленного списка.
          Ответить
  • Виктория 15 января, 13:56
    Добрый день. Не нашла в ст.346.16 можно ли учесть в расходах на УСН оплату сервиса Эльбы? Подходит ли это под пункт 15 "расходы на бух услуги" для ИП на УСН (дох минус расх)?
    Ответить
    • Рязанов Михаил 15 января, 19:17
      Виктория, здравствуйте!

      Да, если у вас УСН, покупку Эльбы можно учесть в расходах без всяких проблем.

      Думаю, пункт подходит.
      Ответить
      • Виктория 15 января, 21:36
        Тогда подскажите как после оплаты получить документы от Эльбы с актом выполненных работ или чего там еще должно быть?
        Ответить
        • Рязанов Михаил 18 января, 13:38
          Виктория, здравствуйте!

          Для признания расхода на оплату услуг достаточно распечатать договор оферты (по ссылке "Условия использования" внизу страницы сервиса или по ссылке "Лицензионный договор" внизу страницы на сайте www.е-kontur.ru) и приложить к нему копию платежного документа (ст. 346.17 НК РФ).

          Акты выполненных работ не обязательны, так как у нас не услуга (акт выставляется только на выполнение услуг), а право использования программы для ЭВМ. Право считается предоставленным сразу по факту оплаты (см. лицензионный договор).
          Ответить
  • Алексей 17 января, 11:20
    Добрый день! Считаю налог по УСН (доходы минус расходы) за 2015 год. В 2015 году закупили тысячи единиц товара, но естественно, есть остатки на конец года. Нужно ли мне сейчас вычитать из суммы расходов на покупку этого товара стоимость непроданного товара? Если да, то как потом вычесть из доходов от продажи непроданного на конец 2015 г. товара затраты на его покупку?
    Ответить
    • Рязанов Михаил 18 января, 17:44
      Алексей, здравствуйте!

      В Эльбе это можно сделать следующим образом:

      - если дата оплаты поставщику позже даты накладной, учитываем в расходах УСН в Списании по Банку/Кассе;

      - если дата накладной позже даты оплаты, в списании по Банку/Кассе в расходах УСН не учитываем, а создаем Списание по Прочему (тип операции Приемка товаров) с датой подписания накладной.
      Ответить
      • Алексей 18 января, 20:58
        Михаил, здравствуйте!
        Возможно, я не совсем ясно изложил свой вопрос. Согласно ст. 346.17 НК РФ, стоимость покупных товаров, предназначенных для перепродажи, включается в расчет налоговой базы только при одновременном выполнении трех условий:
        – поставка произведена;
        – стоимость товаров оплачена;
        – товары реализованы покупателю.
        Моя ситуация. Пример. Я приобрел 500 единиц различного товара на сумму 100 000 р. по одной накладной. Продал в течение 2015 года 300 единиц. Означает ли это, что в расходах УСН я могу указать только цену закупа проданных 300 предметов?
        Если да, то было бы неплохо, если бы Эльба могла самостоятельно считать такие расходы, т.к. для этого имеются все необходимые данные (сумма списания, цена товара по входящей накладной, его количество, розничные отчеты и исходящие накладные). У нас сейчас ситуация, когда мы при обороте в десятки миллионов рублей и тысячах наименований товара будем врукопашную на калькуляторе считать расходы УСН, на что уйдет уйма времени... Жаль, что в Эльбе эта функция, которая прямо напрашивается, не реализована.
        Ответить
        • Рязанов Михаил 19 января, 17:42
          Алексей, добрый вечер!
          Большое спасибо за уточнения.
          В ближайшее время автоматизации процесса не планируется.
          Мы зафиксируем ваше пожелание.
          Также вы можете найти или создать данную идею на ЮзерЭхо и проголосовать за нее - http://elba.userecho.com/
          Ответить
          • Ирина 17 февраля, 11:24
            Добрый день!
            По поводу вопроса, поднятого «Алексей 18 января 20:58», что же Вы посоветуете делать в данной ситуации? Как посчитать налог УСН? Насчет «Эхо» все понятно, хотелось бы конкретики.
            Ответить
            • Алексей 17 февраля, 11:28
              И на Эхо писАл, и в техподдержку звонил... Считать на калькуляторе... Если бы мне сказали при приобретении прав на программу, что вся наша работа в течении года придет к ручному подсчету - ни за что бы не подписался... Бред.
              Ответить
              • Ирина 17 февраля, 16:04
                Алексей! это действительно надо считать на калькуляторе! Но с таким количеством номенклатуры даже не могу понять как посчитать это вручную!... я не могу поверить, что это на самом деле так!!! И ведь об этом нет информации при приобретении программы!! SOS! HELP! это катастрофа!!! за весь год!!!
                Ответить
                • Алексей 17 февраля, 16:12
                  Я тоже не мог поверить и куда только не обращался. Это как купить красивый блестящий автомобиль, который заводится, рычит, моргает фарами, но не едет. Смысл каждый день забивать розничные отчеты, накладные, вести кассовую книгу, если не считает расходы? Тем более что технически это - раз плюнуть! Ну или полумера - суммирование закупочных цен товара в отчетах о рознице, было бы хоть намного легче.
                  Считать вручную - надо на каждый документ списания товара (исх. накладная, розничный отчет и т.п.) считать суммарную цену закупа, потом в разделе деньги сделать списание по "Прочему", а там - списание реализованных товаров. Можно указать дату и номер исходящего документа и т.п.
                  У меня уходит 2 полных дня на обсчитывание расходов за 1 месяц...
                  Ответить
                  • Ирина 17 февраля, 16:32
                    Спасибо Алексей за очень ценную информацию! хочу уточнить, ведь в каждой исх.накладной подсчитана сумма закупки "Цена закупки товара" можно суммировать их за день и списывать потом по "прочему". или это не так?
                    Ответить
                    • Алексей 17 февраля, 16:39
                      Все эти списания в итоге суммируются в расходы, так что теоретически, можно наверно вообще все в одном списании указать. Я лично разделяю, каждая накладная отдельно - есть ненулевая вероятность корректировки постфактум, чтобы потом не рыться и не пересчитывать вообще все по новой. И да, в накладных указана сумма закупа - что помешало реализовать то же самое в отчетах по рознице - ума не приложу. И уж тем более не пойму, почему просто не посчитать сумму закупа всех накладных за год самой программой с возможностью корректировки врукопашную.
                      Ответить
                      • Ирина 17 февраля, 16:45
                        Согласна, что может понадобится корректировка в результате этих манипуляций или нас не устроит итог и придется корректировать и лучше по каждому дню делать такую операцию. Но я совсем расстроилась!!! нет слов и успокаивает, что еще есть время!!!
                        Ответить
                        • Ирина 17 февраля, 16:55
                          И надо удалять из платежек все суммы, которые проставлены в "Учитывать в налогах" и оплачивают товары для перепродажи. Я правильно понимаю.
                          Ответить
                          • Алексей 17 февраля, 20:06
                            Да, я так и делал. Единственное что, не удалял из платежек, которыми оплачивали услуги (к примеру, реклама, транспорт и пр.), по которым есть входящие акты. Прикрепляете к платежке соответствующий акт и в платежке указываете списание в расходы.
                            Ответить
                            • Роман 16 марта, 13:46
                              Алексей, добрый день. Почитал Вашу эпопею с учетом. Сам открываю ИП на днях по схеме доходы-расходы. Вопрос, Вы тоже ИП или ООО на УСН? ИП ведь не ведет баланс. И как Вы вышли из ситуации? Что посоветуете связываться с Элбой или нет? Заранее благодарен за ответ.
                              Ответить
                              • Алексей 17 марта, 12:32
                                У нас ООО. Эльбой мы продолжаем пользоваться, но пришлось нанять бухгалтера в спешном порядке, чтобы подготовить отчетность за прошлый год и вести теперь этот. Для ИП, думаю, Эльбы вполне хватит.
                                Ответить
                                • Ирина 17 марта, 14:10
                                  Эльбы хватит просто для УСН доходы!!! но если расходы нужны, данная программа не подойдет! нужно все делать вручную и я это делаю сейчас в excel! программа супер считает все, что хочешь и как хочешь! только что двойная работа!!! жаль свое время!!!)))
                                  Ответить
  • Гость 18 января, 19:29
    Добрый вечер.
    если использовать "доходы-расходы" и на расходы списывать закупку товаров (оборудования), которое затем вместе с услугами продается потребителю (например: установка автосигнализации на автомобиль = сигнализация (закупленная) + работы по установке)

    в таком случае как считается (и считается ли вообще) налог, который ИП должен заплатить за перепродажу оборудования?

    например: сигнализация стоила 1000 р, продана клиенту за 1300р. Работы по установке - 2000 р.
    Итого 3300 - итоговый счет (выручка), которую и посчитает Эльба , как "поступление".
    1000 р - затраты на оборудование.
    Считается налог на разницу в 2300 р, так ведь?

    в таком случае нужно ли как-то дополнительно отслеживать покупку и последующую продажу всего закупленного оборудования?
    может ли налоговая потребовать сверку приходов\расходов оборудования? т.е. результаты инвентаризации склада, например?
    Ответить
    • Рязанов Михаил 19 января, 17:33
      Добрый вечер!
      Этот вопрос вы можете задать нашему штатному специалисту в области бухучета и налогов на портале "Бухгалтерия Онлайн": http://www.buhonline.ru/
      Ответить
      • Гость 20 января, 10:13
        может в таком случае, мне проще задать этот вопрос специалистам Эльбы, которой я пользуюсь?
        Ответить
        • Рязанов Михаил 21 января, 11:31
          Здравствуйте!
          Да, если у вас действует тариф "Премиум", вопрос можно адресовать экспертам (раздел меню "Вопросы экспертам").
          Ответить
  • Виктория 26 января, 21:24
    Подскажите, работаем на системе УСН доход - расход. За 2015 год Доходов: 23 250,81  Расходов: 118 308,81  Получается, что расход превышает доход, но не весь товар продан. При автоматическом создании отчет а в Эльбе отмечено "—Может быть вы еще не продали весь закупленный в 2015 году товар?" Подразумевается, что за расходы я должна считать только товар, проданный в этом году? Каким образом высчитывать его? Писать себестоимость по накладной, а сумму 118308,81 (она вся ушла на закупку товара) не учитывать? буду очень благодарна за разъяснения!
    Ответить
    • Коробицина Дарья 28 января, 13:50
      Здравствуйте, Виктория!
      Дело в том, что расходы на товар, предназначенный для перепродажи, вы можете учесть только тогда, когда он продан конечному покупателю. В дату реализации товара вам в расходы нужно записать его покупную стоимость.
      Приведу пример. В сентябре 2015 года вы купили 100 единиц товара и заплатили за это 10 000 рублей, то есть 1 единица товара стоит 100 рублей. В расходы эту трату полностью вы сразу поставить не можете - налоговый кодекс не позволяет. В октябре вы продали 30 единиц этого товара, в расходы можете списать 3000 рублей, в ноябре - 10 единиц товара, в расходы можете списать 1000 рублей, в декабре - 20 единиц, в расходах учитываете 2000 рублей. К концу года 40 единиц товара остались нереализованными, поэтому оставшиеся 4000 рублей, потраченные на их закупку, вы учтете в следующем году, когда продадите этот товар.
      В Эльбе расходы на реализованный товар вы можете учесть с помощью списания по "Прочее" (вместо банка/кассы). Тип операции "Списание реализованного товара". Сумма, указанная вами в графе "Учитывать в налогах", будет записана в расходыУСН.
      Ответить
      • Ирина 30 апреля, 00:27
        Дарья, здравствуйте. Подскажите , а кого контрагентом ставить? И "платежный документ" - что выбрать?
        Ответить
        • Коробицина Дарья 4 мая, 18:51
          Здравствуйте, Ирина.
          Контрагента в списании указывать необязательно - в КУДиР он не отражается. В графу "Платежный документ" логичнее поставить тот документ, который подтверждает, что вы продали товар конечному покупателю. При розничной торговле это, обычно, z-отчет, при оптовой - накладная.
          Ответить
  • Максим 4 февраля, 17:24
    Здравствуйте. Как правильно учитывать расходы на агентов по приему платежей (их комиссию)? Например Яндекс.Деньги. Они принимают средства в нашу пользу и раз в сутки переводят на наш р/с при этом удерживают свою комиссию во время перевода. В конце месяца дают отчет агента, где указывают сколько они приняли, сколько перевели и какая их комиссия была удержана с переводов.

    Доходы мы учитываем так:
    - каждый приход на р/с делаем как реализация по агентскому договору, в налоги ничего не попадает.
    - в конце месяца получаем отчет агента и там общую сумму принятых платежей проводим как прочее поступление с типом "Не указан". Сумма полностью попадает в налоги.

    Мы перешли на УСН 15%. Теперь нам нужно учитывать в налогах и расход на комиссию (комиссия была удержана при переводе нам средств и ее сумма отражена в ежемесячном отчете агента). Как его проводить? так же как прочее списание с типом "не указан"? Нужно чтобы он попал в налоги, ну и потом с бух.отчетность всю было правильно.
    Ответить
    • Рязанов Михаил 8 февраля, 15:53
      Максим, добрый вечер!
      Насколько мне известно, вы получили ответ на заданный вопрос на вашу почту.
      Уточните, пожалуйста, ваш вопрос решен или требует уточнений?
      Ответить
      • Максим 8 февраля, 16:11
        Ответ получен, спасибо
        Ответить
      • Олеся 16 февраля, 23:56
        Могли бы Вы тут уточнить этот вопрос, т.к. меня он тоже сейчас очень остро коснется, буду подключать интернет-эквайринг. Заранее спасибо!
        Ответить
        • Isheev Kirill 19 февраля, 13:26
          Олеся, могу отправить вам подробную инструкцию на почту. Скиньте свой адрес на [email protected] ;-)
          Ответить
          • Александр 5 мая, 11:32
            Будьте добры, вышлите инструкцию на адрес: [email protected]
            Аналогичная ситуация :)
            Ответить
          • Ольга 3 июня, 13:22
            Вышлите пожалуйста и мне подробную инструкцию на эл.почту [email protected]
            Ответить
            • Isheev Kirill 3 июня, 18:59
              написал вам на почту
              Ответить
              • Ольга 7 июня, 15:13
                В письме просили уточнить : ИП , УСН доходы-расходы. Вышлите пожалуйста подробную инструкцию на эл.почту.
                Ответить
      • Кирилл 29 марта, 23:00
        Михаил, у нас аналогичная ситуация, просьба выслать инструкцию на почту [email protected]
        Ответить
  • Олег 9 февраля, 18:12
    Здравствуйте! скажите пожалуйста(у меня ИП доход минус расход)- мне перечислили 100000 руб за сборку металлоконструкций ,я их снял, и купил на них сельхоз продукцию ,а она испортилась , то есть прогорел . должен ли я заплатить налог со 100000, или же это мой расход? Спасибо!
    Ответить
    • Рязанов Михаил 11 февраля, 13:00
      Олег, добрый день!
      Если порчу вашей сельхозпродукции можно отнести к нормам естественной убыли, то данные расходы можно учесть при применении УСН.
      Более подробно: п. 2 ст. 346.16, пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ.
      Ответить
      • Олег 11 февраля, 15:54
        Спасибо!
        Ответить
        • Рязанов Михаил 12 февраля, 12:55
          Пожалуйста!
          Всегда рад помочь:)
          Ответить
  • Гость 22 марта, 12:16
    Добрый день! Так и не поняла как заполнять КУДиР. Если расходы начались в декабре 2015 (покупка оборудования и сам товар), а доходы только в начале марта, в какой последовательности записывать расходы?
    Ответить
    • Isheev Kirill 23 марта, 10:04
      Гость, добрый день. Расходы можно учесть только после того, как товар будет полностью оплачен и отгружен конечному покупателю. Следовательно расход будет указываться в книге в следующем году.
      Ответить
  • Владимир 23 марта, 08:02
    Добрый день!
    Подскажите пожалуйста, если товар был закуплен в декабре 2015, в конце декабря, часть товара была продана, оставшаяся часть была продана в феврале 2016 г. в декларации необходимо указывать тогда только доход полученный на конец 2015 г. или и доход который я получил по этому товару в феврале 2016 г.?
    Ответить
    • Isheev Kirill 30 апреля, 15:26
      Владимир, добрый день. В декларацию попадет информация о фактически полученном доходе за 2015 год.
      Ответить
  • Максим 29 апреля, 20:46
    При УСН ДОХОДЫ 6%- доходы за 1 квартал составили 3000000, авансовый платёж соответственно 180000, ПФР, ФОМС, ФСС- 360000, то есть больше суммы авансового платежа, сколько в таком случае составит вычет, и итоговая сумма авансового платежа?
    Ответить
    • Isheev Kirill 30 апреля, 15:28
      Максим, добрый день. Я правильно понимаю, что у вас есть сотрудники? Или сотрудников нет? В каком квартале были уплачены страховые взносы?
      Ответить
  • Татьяна 21 июня, 18:17
    Здравствуйте! подскажите пожалуйста, можем ли мы на УСН (доходы-расходы) включить затраты на ремонт арендованного офиса? И какими документами это подтверждается?
    Ответить
    • Isheev Kirill 21 июня, 19:42
      Здравствуйте, Татьяна. Можно, если в договоре прописана обязанность арендатора отремонтировать арендованное имущество за свой счет. Подтвердить расходы можно сметой с указанием всех затрат.
      Ответить
  • DENIZA 18 июля, 11:44
    Здравия) Скажите, как быть ? Есть предприятие, на счет которого поступил платеж по решению суда в пользу другого ООО, которое уже закрыто, Р/сч. не работает. Будет ли считаться доходом для предприятия, на счет которго поступил платеж ? Спасибо за ответ.
    Ответить
    • Вологдин Павел 21 июля, 15:04
      Здравствуйте, DENIZA! К сожалению, сложно ответить точно на ваш вопрос. Здесь важно, что именно за решение суда. От этого решения зависит, будет или это доходом.
      Ответить
  • Ольга В. 22 июля, 11:35
    Добрый день, я ИП доходы минус расходы, у меня такой вопрос, могу ли я списывать в расходы проценты по ипотеке, квартира используется как офис.Спасибо.
    Ответить
    • Швецова Анастасия 25 июля, 18:15
      Ольга, добрый день. Если квартира была приобретена в период предпринимательской деятельности и у вас есть все документы, подтверждающие покупку. Так же нужно подтвердить, что она используется как офис, то есть для ведения деятельности. В этом случае, вы сможете учесть в расходах УСН проценты по ипотеке.
      Ответить
  • Артур 18 августа, 21:42
    Здравствуйте, я на усн д-р 5%. подскажите, комиссию банка за внесение наличных я могу учесть в расходы? Почему то Эльба не синхронизирует этот расход с тиньковым.
    Ответить
    • Швецова Анастасия 19 августа, 14:19
      Артур, добрый день.
      Да, вы можете учесть комиссию в расходах УСН. Эльба учитывает ее автоматически, если банк снимает сумму отдельно.
      Если на расчетный счет деньги приходят уже за вычетом комиссии, нужно создать в Деньгах списание прочее на эту сумму.
      Ответить
  • Нина 5 сентября, 13:34
    Добрый день.
    ИП (без сотрудников) не обладает личным автомобилем и передвигается на такси на деловые встречи (естественно с целью получения доходов). С транспортной компанией заключен договор фрахтования транспортного средства и в наличии есть все необходимые документы по оказаным ими услугам. Стоит вопрос: примет ли налоговая расходы на такси (повторюсь, что разъезжает сам предприниматель) и как корректно отразить это в КУДиРе? Заранее благодарю за ответ.
    Ответить
    • Рязанов Михаил 7 сентября, 13:29
      Нина, добрый день.
      Учет данных расходов на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" является проблематичным, поскольку для упрощенки действует определенный закрытый список расходов, которые могут быть учтены налогоплательщиками (см. п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
      Ответить
  • Алексей 27 сентября, 11:00
    Добрый день!

    Подскажите, я на УСН (доходы - расходы) по работе часто приходиться прибегать к услугам физ.лиц. по гражданско-правовому договору. Расплачиваюсь я потом с людьми зачастую переводами денежных средств со своей карту на их.
    Достаточно ли будет для налоговой в качестве подтверждения расходов квитанции из банкомата о переводе и самого договора ?
    Ответить
    • Татьяна 27 сентября, 11:20
      Можно ли получить инструкцию на почту по списанию за интернет-банкинг , учету комиссий платежных систем и т.д. ИП на УСН , доходы-расходы ?
      Ответить
      • Вологдин Павел 27 сентября, 14:07
        Здравствуйте. Уточните почту, на которую я могу отправить инструкцию.
        Ответить
        • Татьяна 27 сентября, 14:26
          [email protected]
          Ответить
          • Вологдин Павел 27 сентября, 17:05
            Отправил.
            Ответить
            • Ирина 9 ноября, 00:14
              Здравствуйте. Тоже бы хотелось получить ответ на вопрос выше по учету комиссий платежных систем [email protected] Спасибо.
              Ответить
              • Михаил Рязанов 9 ноября, 13:19
                Ирина, добрый день.
                Отправил вам инструкцию на указанную выше почту.
                Ответить
    • Вологдин Павел 27 сентября, 14:06
      Здравствуйте, Алексей. Да, этого будет достаточно. Так как квитанция из банкомата - это такой же подтверждающий документ.
      Ответить
  • Павел 10 октября, 18:21
    Здравствуйте, Подал на регистрацию ИП, еще не получил.
    Взятый кредит как физ лицо (проценты естественно), покупка товара на продажу, материальные запасы
    приобретенные до регистрации ИП (но для получения дохода в ближайшем будущем) можно ли включить в расходы.
    Ответить
    • Вологдин Павел 24 октября, 14:56
      Здравствуйте, Павел. Извините, пожалуйста, за долгий ответ. Проценты по кредиту можно списать в расходы, если будут документы подтверждающие, что кредит взят для предпринимательской деятельности. Например, с кредита осуществлялись оплаты поставщикам товаров для реализации и т.п.
      Ответить
  • Алена 17 октября, 22:06
    Здравствуйте! У меня Доходы минус Расходы. Заключен договор аренды нежилого помещения с представителем собственников ( представитель является просто физическим лицом) оплачиваю безналичным расчетом со своего счета ИП на его банковскую карту (в назначение указываю оплата по договору аренды номер, дата) без НДС. Подскажите какими документами необходимо подтвердить данные расходы по аренде?
    Ответить
    • Вологдин Павел 26 октября, 14:02
      Алена, здравствуйте. Расходы по аренде подтверждаются договором, в котором прописано с кем и на какие реквизиты должна перечисляться аренда.
      Ответить
  • Ксения 15 ноября, 09:43
    Добрый день! У нас магазин розничной торговли, товар продается ежедневно. Поскольку про создании списания в целях учета в расходы необходимо указывать платежный документ, то получается, что необходимо отражаться расходы ежедневно, а не ежемесячно? Z-отчеты ведь каждый день снимаются. Или можно отразить расходы по приобретенным товарам разом за весь месяц, но не указывая платежный документ? Также меня интересует, что лучше указывать в описании: Реализация товаров покупателю или Продажа товаров по такому-то счету от такого-то числа.
    Ответить
    • Ксения 15 ноября, 10:20
      И в дополнение вопрос, как отражать расход по приобретенным товарам, если он не продан, а украден или испортился и его пришлось списать?
      Ответить
      • Михаил Рязанов 15 ноября, 16:26
        Ксения, в Эльбе для отражения такой ситуации необходимо перейти в раздел меню "Товары", щелкнуть на кнопку "Списать" и выбрать вариант "Использовали / испортилось". При создании акта списания товара вы можете выбрать нужный вам тип расхода, например, "испорчено" или "хозяйственный", думаю, что для кражи подойдет тип расхода "иное".
        Ответить
    • Михаил Рязанов 15 ноября, 15:56
      Ксения, добрый день.
      Расходы в УСН признаются по последней из дат:
      - дата оплаты поставщику;
      - дата получения от поставщика конкретных товаров или услуг;
      - дата отгрузки товара конечному покупателю.
      Таким образом, вы должны отражать расходы по мере их возникновения, но ориентироваться следует на правило, которое я сообщил выше.
      Более подробно про правила списания расходов на УСН можно почитать в нашей тематической статье: https://e-kontur.ru/enquiry/50
      Поле "Описание" является необязательным, но если вы его заполнили, то информация попадает в книгу учета доходов и расходов. Думаю, что в данном поле вы можете указать "реализация товаров покупателю".
      Ответить

Устали от предпринимательской рутины?

Попробовать Эльбу 30 дней бесплатно

Справочная / УСН

Правила списания расходов на УСН

Если вы выбрали упрощённую систему налогообложения с объектом «Доходы минус расходы», то вы можете серьёзно снизить сумму налога за счёт своих затрат. Однако, для этого придётся внимательно относиться буквально к каждому платежу, который вы хотите учесть в налоге УСН. Прежде чем признать расход при расчёте налога, проверьте соблюдение всех обязательных условий.

  1. Расход экономически обоснован и направлен на получение дохода.
  2. Соответствие списку расходов из ст. 346.16 НК.
  3. Вы полностью расплатились с поставщиком.
  4. Предмет расхода получен (то, за что заплачены деньги).
  5. У вас есть документы, подтверждающие расход.
  6. Если списываете расходы на закупку товаров для перепродажи, товары должны быть проданы.

Расходы в УСН признаются по последней из дат:

  • дата оплаты поставщику;
  • дата получения от поставщика конкретных товаров или услуг;
  • дата отгрузки товара конечному покупателю.

Обоснованность расхода

Расход должен быть оправдан с точки зрения ведения предпринимательской деятельности и направлен на получения дохода. К снижению налога могут приниматься только те расходы, которые целесообразны для ведения бизнеса. Если, например, вы занимаетесь внедрением программного обеспечения, то вряд ли для вас будет целесообразно приобретение сварочного аппарата. Важно уметь убедительно объяснить, как именно помогают бизнесу те или иные затраты.

Соответствие расхода закрытому списку из ст. 346.16 НК РФ

Налоговый Кодекс РФ разрешает учитывать только виды расходов из специального списка в ст. 346.16 НК РФ, который является закрытым, т.е. на практике его нельзя дополнять новыми пунктами.

Расход должен быть оплачен, получен и оформлен документами

В качестве документов, оформляющих расход, признаются обычные используемые в деловой практике и надлежащим образом составленные документы:

  • кассовый чек,
  • БСО,
  • платёжное поручение,
  • накладная,
  • акты сдачи-приёмки,
  • договоры, квитанции и т. п.

Из документов должно быть понятно, что расход оплачен, а налогоплательщик благодаря этому расходу что-то получил.

Если речь идёт о покупке материала в магазине, то достаточно кассового чека, если там указан товар, цена, организация-продавец и сумма. Если речь идёт об услуге со стороны организации, то нужен платёжный документ (например, платёжное поручение), а также акт приёмки услуги. Последнее требование не прописано явно в НК РФ, однако, следует из позиции Минфина (см., например, Письмо от 12.12.2008 г. № 03-11-04/2/195, в котором указано, что уплаченные авансы не могут учитываться как расходы).

Если налогоплательщик рассчитался с поставщиком не деньгами, а, например, по бартеру или векселем, то такая оплата тоже должна быть подтверждена документом: актом взаимозачёта, актом приёмки-передачи векселя и т. д.

Таким образом, расходы учитываются на последнюю их дат:

  • дата получения вами товара или работы, услуги (это дата в акте или в накладной)
  • дата оплаты вами товара или работы, услуги.

Попробовать Эльбу 30 дней бесплатно
Учёт доходов и расходов на УСН — это просто!
Попробуйте Эльбу.

Расходы на товары для перепродажи

Расходы на закупку товаров для дальнейшей перепродажи учитываются особым способом. К вышеперечисленным условиям добавляется ещё одно — продажа товара покупателям. Имеет значение отгрузка товара клиенту, т.е. сам факт перехода права собственности на товар.

Сложность увеличивается, если один и тот же товар приобретается по разным ценам. В этом случае при продаже такого товара нужно знать, по какой цене он покупался, чтобы включить в расходы соответствующую сумму.

Расходы на товары для перепродажи учитываются в налоге УСН по последней из дат:

  • дата, когда вы оплатили товары поставщику;
  • дата передачи товара клиенту — дата накладной клиенту на продажу товара или дата отчёта о рознице.

Расходы на основные средства нужно списывать поквартально равными долями в течение года

Основные средства — это товары или имущество, которые используются в деятельности предприятия (не для перепродажи), со сроком использования дольше года и стоимостью дороже 100 000 рублей. До 2016 года стоимостью дороже 40 000 рублей. 

Расходы на покупку основных средств списываются по первоначальной стоимости имущества. Первоначальная стоимость определяется как сумма всех фактических затрат на приобретение. Следует учесть главное правило — стоимость основного средства списывается в расходы равными долями в течение одного календарного года. Можно начать списывать с того квартала, в котором основное средство введено в эксплуатацию. Расходы учитываются на последнее число квартала: на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря. Так, к концу года приобретённое имущество должно быть полностью списано. Подробнее про учёт основных средств вы можете узнать из нашей статьи Особый учёт основных средств в налоге УСН.

Нормируемые рекламные расходы можно учесть не более 1% от выручки

Рекламные расходы подразделяются на нормируемые, которые можно списать только в определённом размере, и ненормируемые, которые можно списывать полностью.

Без ограничений можно списывать только следующие рекламные расходы:

  • на рекламные мероприятия через СМИ;
  • световую и иную наружную рекламу, в том числе на изготовление рекламных стендов и щитов;
  • на участие в выставках, ярмарках, на оформление витрин и выставок, на изготовление рекламных брошюр и каталогов, а также на уценку товаров, которые утратили своё качество на выставке.

Все прочие расходы на рекламу можно учесть в размере не больше 1% от выручки в том же периоде. Например, затраты на призы при проведении розыгрыша в первом квартале можно списать при расчёте налога не больше, чем на 1% от выручки за квартал.

Всегда проверяйте правильность учёта расходов, от этого зависят показатели в декларации и сумма налога. Содержите в порядке все документы, подтверждающие расход, и обязательно сохраняйте их не менее 4 лет.

  

Статья актуальна на 25.02.2016
Оставить комментарий
Комментарии (85)
  • Андрей 21 декабря 2015, 14:13
    Добрый день! Я на распутье, какой систему лучше выбрать - доход или доход минус расход. У меня мебельное производство, основные расходы это аренда (акт), материалы на рынке (чек+товарник) и бензин (чек, собственное авто). По вашему опыту, насколько сложнее быть на системе "доход-расход" в плане проверок, придирок со стороны налоговой к подтверждающим документам и т.п. Для меня основной критерий, как можно меньше времени тратить на поездки в налоговую, она находится в другом регионе.
    Ответить
    • Наталья 22 декабря 2015, 13:47
      Добрый день. В плане взаимодействий с налоговой конечно же проще система "доходы", в ходе проверки они проверят только все ли доходы вы учли и правильно ли уменьшили налог на страховые взносы. Но судя по тому, что у вас будут реальные расходы, система "доходы" может быть значительно дороже! Найдите грамотного бухгалтера и подключитесь к электронной системе сдачи отчетности) Удачи!
      Ответить
      • Рязанов Михаил 25 декабря 2015, 19:36
        Наталья, здравствуйте!

        Спасибо за ваш комментарий.
        Соглашусь, УСН "доходы" - это оптимальный вариант :)
        Ответить
    • Рязанов Михаил 25 декабря 2015, 17:17
      Андрей, здравствуйте!

      К комментарию Натальи добавлю, что подключиться можно к Эльбе :)
      Сервис позволят формировать и отправлять отчетность через интернет.
      Ответить
  • Роман 25 декабря 2015, 17:10
    Добрый день!
    Если система «Доходы, уменьшенные на величину расходов», то как фиксировать эти расходы? Как Эльба будет определять, что является списанием-расходом, а что списанием на личные нужды? Ведь сюда не прикрепишь подтверждающие расход документы (чеки, акты, договора и тд)
    Ответить
    • Рязанов Михаил 29 декабря 2015, 19:26
      Роман, добрый вечер!

      Эльба определит, что является расходом, а что списанием исходя из указанного вами типа операции при добавлении списания по банку или по кассе.
      Ответить
      • Евгения 25 января, 11:58
        А если это товарный чек? Договор на оказание услуг? То как тогда это учтет Эльба?
        Ответить
        • Рязанов Михаил 26 января, 15:34
          Евгения, добрый вечер!
          В таком случае, вам нужно сделать списание "прочее", указав нужные платежные документы из представленного списка.
          Ответить
  • Виктория 15 января, 13:56
    Добрый день. Не нашла в ст.346.16 можно ли учесть в расходах на УСН оплату сервиса Эльбы? Подходит ли это под пункт 15 "расходы на бух услуги" для ИП на УСН (дох минус расх)?
    Ответить
    • Рязанов Михаил 15 января, 19:17
      Виктория, здравствуйте!

      Да, если у вас УСН, покупку Эльбы можно учесть в расходах без всяких проблем.

      Думаю, пункт подходит.
      Ответить
      • Виктория 15 января, 21:36
        Тогда подскажите как после оплаты получить документы от Эльбы с актом выполненных работ или чего там еще должно быть?
        Ответить
        • Рязанов Михаил 18 января, 13:38
          Виктория, здравствуйте!

          Для признания расхода на оплату услуг достаточно распечатать договор оферты (по ссылке "Условия использования" внизу страницы сервиса или по ссылке "Лицензионный договор" внизу страницы на сайте www.е-kontur.ru) и приложить к нему копию платежного документа (ст. 346.17 НК РФ).

          Акты выполненных работ не обязательны, так как у нас не услуга (акт выставляется только на выполнение услуг), а право использования программы для ЭВМ. Право считается предоставленным сразу по факту оплаты (см. лицензионный договор).
          Ответить
  • Алексей 17 января, 11:20
    Добрый день! Считаю налог по УСН (доходы минус расходы) за 2015 год. В 2015 году закупили тысячи единиц товара, но естественно, есть остатки на конец года. Нужно ли мне сейчас вычитать из суммы расходов на покупку этого товара стоимость непроданного товара? Если да, то как потом вычесть из доходов от продажи непроданного на конец 2015 г. товара затраты на его покупку?
    Ответить
    • Рязанов Михаил 18 января, 17:44
      Алексей, здравствуйте!

      В Эльбе это можно сделать следующим образом:

      - если дата оплаты поставщику позже даты накладной, учитываем в расходах УСН в Списании по Банку/Кассе;

      - если дата накладной позже даты оплаты, в списании по Банку/Кассе в расходах УСН не учитываем, а создаем Списание по Прочему (тип операции Приемка товаров) с датой подписания накладной.
      Ответить
      • Алексей 18 января, 20:58
        Михаил, здравствуйте!
        Возможно, я не совсем ясно изложил свой вопрос. Согласно ст. 346.17 НК РФ, стоимость покупных товаров, предназначенных для перепродажи, включается в расчет налоговой базы только при одновременном выполнении трех условий:
        – поставка произведена;
        – стоимость товаров оплачена;
        – товары реализованы покупателю.
        Моя ситуация. Пример. Я приобрел 500 единиц различного товара на сумму 100 000 р. по одной накладной. Продал в течение 2015 года 300 единиц. Означает ли это, что в расходах УСН я могу указать только цену закупа проданных 300 предметов?
        Если да, то было бы неплохо, если бы Эльба могла самостоятельно считать такие расходы, т.к. для этого имеются все необходимые данные (сумма списания, цена товара по входящей накладной, его количество, розничные отчеты и исходящие накладные). У нас сейчас ситуация, когда мы при обороте в десятки миллионов рублей и тысячах наименований товара будем врукопашную на калькуляторе считать расходы УСН, на что уйдет уйма времени... Жаль, что в Эльбе эта функция, которая прямо напрашивается, не реализована.
        Ответить
        • Рязанов Михаил 19 января, 17:42
          Алексей, добрый вечер!
          Большое спасибо за уточнения.
          В ближайшее время автоматизации процесса не планируется.
          Мы зафиксируем ваше пожелание.
          Также вы можете найти или создать данную идею на ЮзерЭхо и проголосовать за нее - http://elba.userecho.com/
          Ответить
          • Ирина 17 февраля, 11:24
            Добрый день!
            По поводу вопроса, поднятого «Алексей 18 января 20:58», что же Вы посоветуете делать в данной ситуации? Как посчитать налог УСН? Насчет «Эхо» все понятно, хотелось бы конкретики.
            Ответить
            • Алексей 17 февраля, 11:28
              И на Эхо писАл, и в техподдержку звонил... Считать на калькуляторе... Если бы мне сказали при приобретении прав на программу, что вся наша работа в течении года придет к ручному подсчету - ни за что бы не подписался... Бред.
              Ответить
              • Ирина 17 февраля, 16:04
                Алексей! это действительно надо считать на калькуляторе! Но с таким количеством номенклатуры даже не могу понять как посчитать это вручную!... я не могу поверить, что это на самом деле так!!! И ведь об этом нет информации при приобретении программы!! SOS! HELP! это катастрофа!!! за весь год!!!
                Ответить
                • Алексей 17 февраля, 16:12
                  Я тоже не мог поверить и куда только не обращался. Это как купить красивый блестящий автомобиль, который заводится, рычит, моргает фарами, но не едет. Смысл каждый день забивать розничные отчеты, накладные, вести кассовую книгу, если не считает расходы? Тем более что технически это - раз плюнуть! Ну или полумера - суммирование закупочных цен товара в отчетах о рознице, было бы хоть намного легче.
                  Считать вручную - надо на каждый документ списания товара (исх. накладная, розничный отчет и т.п.) считать суммарную цену закупа, потом в разделе деньги сделать списание по "Прочему", а там - списание реализованных товаров. Можно указать дату и номер исходящего документа и т.п.
                  У меня уходит 2 полных дня на обсчитывание расходов за 1 месяц...
                  Ответить
                  • Ирина 17 февраля, 16:32
                    Спасибо Алексей за очень ценную информацию! хочу уточнить, ведь в каждой исх.накладной подсчитана сумма закупки "Цена закупки товара" можно суммировать их за день и списывать потом по "прочему". или это не так?
                    Ответить
                    • Алексей 17 февраля, 16:39
                      Все эти списания в итоге суммируются в расходы, так что теоретически, можно наверно вообще все в одном списании указать. Я лично разделяю, каждая накладная отдельно - есть ненулевая вероятность корректировки постфактум, чтобы потом не рыться и не пересчитывать вообще все по новой. И да, в накладных указана сумма закупа - что помешало реализовать то же самое в отчетах по рознице - ума не приложу. И уж тем более не пойму, почему просто не посчитать сумму закупа всех накладных за год самой программой с возможностью корректировки врукопашную.
                      Ответить
                      • Ирина 17 февраля, 16:45
                        Согласна, что может понадобится корректировка в результате этих манипуляций или нас не устроит итог и придется корректировать и лучше по каждому дню делать такую операцию. Но я совсем расстроилась!!! нет слов и успокаивает, что еще есть время!!!
                        Ответить
                        • Ирина 17 февраля, 16:55
                          И надо удалять из платежек все суммы, которые проставлены в "Учитывать в налогах" и оплачивают товары для перепродажи. Я правильно понимаю.
                          Ответить
                          • Алексей 17 февраля, 20:06
                            Да, я так и делал. Единственное что, не удалял из платежек, которыми оплачивали услуги (к примеру, реклама, транспорт и пр.), по которым есть входящие акты. Прикрепляете к платежке соответствующий акт и в платежке указываете списание в расходы.
                            Ответить
                            • Роман 16 марта, 13:46
                              Алексей, добрый день. Почитал Вашу эпопею с учетом. Сам открываю ИП на днях по схеме доходы-расходы. Вопрос, Вы тоже ИП или ООО на УСН? ИП ведь не ведет баланс. И как Вы вышли из ситуации? Что посоветуете связываться с Элбой или нет? Заранее благодарен за ответ.
                              Ответить
                              • Алексей 17 марта, 12:32
                                У нас ООО. Эльбой мы продолжаем пользоваться, но пришлось нанять бухгалтера в спешном порядке, чтобы подготовить отчетность за прошлый год и вести теперь этот. Для ИП, думаю, Эльбы вполне хватит.
                                Ответить
                                • Ирина 17 марта, 14:10
                                  Эльбы хватит просто для УСН доходы!!! но если расходы нужны, данная программа не подойдет! нужно все делать вручную и я это делаю сейчас в excel! программа супер считает все, что хочешь и как хочешь! только что двойная работа!!! жаль свое время!!!)))
                                  Ответить
  • Гость 18 января, 19:29
    Добрый вечер.
    если использовать "доходы-расходы" и на расходы списывать закупку товаров (оборудования), которое затем вместе с услугами продается потребителю (например: установка автосигнализации на автомобиль = сигнализация (закупленная) + работы по установке)

    в таком случае как считается (и считается ли вообще) налог, который ИП должен заплатить за перепродажу оборудования?

    например: сигнализация стоила 1000 р, продана клиенту за 1300р. Работы по установке - 2000 р.
    Итого 3300 - итоговый счет (выручка), которую и посчитает Эльба , как "поступление".
    1000 р - затраты на оборудование.
    Считается налог на разницу в 2300 р, так ведь?

    в таком случае нужно ли как-то дополнительно отслеживать покупку и последующую продажу всего закупленного оборудования?
    может ли налоговая потребовать сверку приходов\расходов оборудования? т.е. результаты инвентаризации склада, например?
    Ответить
    • Рязанов Михаил 19 января, 17:33
      Добрый вечер!
      Этот вопрос вы можете задать нашему штатному специалисту в области бухучета и налогов на портале "Бухгалтерия Онлайн": http://www.buhonline.ru/
      Ответить
      • Гость 20 января, 10:13
        может в таком случае, мне проще задать этот вопрос специалистам Эльбы, которой я пользуюсь?
        Ответить
        • Рязанов Михаил 21 января, 11:31
          Здравствуйте!
          Да, если у вас действует тариф "Премиум", вопрос можно адресовать экспертам (раздел меню "Вопросы экспертам").
          Ответить
  • Виктория 26 января, 21:24
    Подскажите, работаем на системе УСН доход - расход. За 2015 год Доходов: 23 250,81  Расходов: 118 308,81  Получается, что расход превышает доход, но не весь товар продан. При автоматическом создании отчет а в Эльбе отмечено "—Может быть вы еще не продали весь закупленный в 2015 году товар?" Подразумевается, что за расходы я должна считать только товар, проданный в этом году? Каким образом высчитывать его? Писать себестоимость по накладной, а сумму 118308,81 (она вся ушла на закупку товара) не учитывать? буду очень благодарна за разъяснения!
    Ответить
    • Коробицина Дарья 28 января, 13:50
      Здравствуйте, Виктория!
      Дело в том, что расходы на товар, предназначенный для перепродажи, вы можете учесть только тогда, когда он продан конечному покупателю. В дату реализации товара вам в расходы нужно записать его покупную стоимость.
      Приведу пример. В сентябре 2015 года вы купили 100 единиц товара и заплатили за это 10 000 рублей, то есть 1 единица товара стоит 100 рублей. В расходы эту трату полностью вы сразу поставить не можете - налоговый кодекс не позволяет. В октябре вы продали 30 единиц этого товара, в расходы можете списать 3000 рублей, в ноябре - 10 единиц товара, в расходы можете списать 1000 рублей, в декабре - 20 единиц, в расходах учитываете 2000 рублей. К концу года 40 единиц товара остались нереализованными, поэтому оставшиеся 4000 рублей, потраченные на их закупку, вы учтете в следующем году, когда продадите этот товар.
      В Эльбе расходы на реализованный товар вы можете учесть с помощью списания по "Прочее" (вместо банка/кассы). Тип операции "Списание реализованного товара". Сумма, указанная вами в графе "Учитывать в налогах", будет записана в расходыУСН.
      Ответить
      • Ирина 30 апреля, 00:27
        Дарья, здравствуйте. Подскажите , а кого контрагентом ставить? И "платежный документ" - что выбрать?
        Ответить
        • Здравствуйте, Ирина.
          Контрагента в списании указывать необязательно - в КУДиР он не отражается. В графу "Платежный документ" логичнее поставить тот документ, который подтверждает, что вы продали товар конечному покупателю. При розничной торговле это, обычно, z-отчет, при оптовой - накладная.
          Ответить
  • Максим 4 февраля, 17:24
    Здравствуйте. Как правильно учитывать расходы на агентов по приему платежей (их комиссию)? Например Яндекс.Деньги. Они принимают средства в нашу пользу и раз в сутки переводят на наш р/с при этом удерживают свою комиссию во время перевода. В конце месяца дают отчет агента, где указывают сколько они приняли, сколько перевели и какая их комиссия была удержана с переводов.

    Доходы мы учитываем так:
    - каждый приход на р/с делаем как реализация по агентскому договору, в налоги ничего не попадает.
    - в конце месяца получаем отчет агента и там общую сумму принятых платежей проводим как прочее поступление с типом "Не указан". Сумма полностью попадает в налоги.

    Мы перешли на УСН 15%. Теперь нам нужно учитывать в налогах и расход на комиссию (комиссия была удержана при переводе нам средств и ее сумма отражена в ежемесячном отчете агента). Как его проводить? так же как прочее списание с типом "не указан"? Нужно чтобы он попал в налоги, ну и потом с бух.отчетность всю было правильно.
    Ответить
    • Рязанов Михаил 8 февраля, 15:53
      Максим, добрый вечер!
      Насколько мне известно, вы получили ответ на заданный вопрос на вашу почту.
      Уточните, пожалуйста, ваш вопрос решен или требует уточнений?
      Ответить
      • Максим 8 февраля, 16:11
        Ответ получен, спасибо
        Ответить
      • Олеся 16 февраля, 23:56
        Могли бы Вы тут уточнить этот вопрос, т.к. меня он тоже сейчас очень остро коснется, буду подключать интернет-эквайринг. Заранее спасибо!
        Ответить
        • Isheev Kirill 19 февраля, 13:26
          Олеся, могу отправить вам подробную инструкцию на почту. Скиньте свой адрес на [email protected] ;-)
          Ответить
          • Александр 5 мая, 11:32
            Будьте добры, вышлите инструкцию на адрес: [email protected]
            Аналогичная ситуация :)
            Ответить
          • Ольга 3 июня, 13:22
            Вышлите пожалуйста и мне подробную инструкцию на эл.почту [email protected]
            Ответить
            • Isheev Kirill 3 июня, 18:59
              написал вам на почту
              Ответить
              • Ольга 7 июня, 15:13
                В письме просили уточнить : ИП , УСН доходы-расходы. Вышлите пожалуйста подробную инструкцию на эл.почту.
                Ответить
      • Кирилл 29 марта, 23:00
        Михаил, у нас аналогичная ситуация, просьба выслать инструкцию на почту [email protected]
        Ответить
  • Олег 9 февраля, 18:12
    Здравствуйте! скажите пожалуйста(у меня ИП доход минус расход)- мне перечислили 100000 руб за сборку металлоконструкций ,я их снял, и купил на них сельхоз продукцию ,а она испортилась , то есть прогорел . должен ли я заплатить налог со 100000, или же это мой расход? Спасибо!
    Ответить
    • Рязанов Михаил 11 февраля, 13:00
      Олег, добрый день!
      Если порчу вашей сельхозпродукции можно отнести к нормам естественной убыли, то данные расходы можно учесть при применении УСН.
      Более подробно: п. 2 ст. 346.16, пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ.
      Ответить
      • Олег 11 февраля, 15:54
        Спасибо!
        Ответить
        • Рязанов Михаил 12 февраля, 12:55
          Пожалуйста!
          Всегда рад помочь:)
          Ответить
  • Гость 22 марта, 12:16
    Добрый день! Так и не поняла как заполнять КУДиР. Если расходы начались в декабре 2015 (покупка оборудования и сам товар), а доходы только в начале марта, в какой последовательности записывать расходы?
    Ответить
    • Isheev Kirill 23 марта, 10:04
      Гость, добрый день. Расходы можно учесть только после того, как товар будет полностью оплачен и отгружен конечному покупателю. Следовательно расход будет указываться в книге в следующем году.
      Ответить
  • Владимир 23 марта, 08:02
    Добрый день!
    Подскажите пожалуйста, если товар был закуплен в декабре 2015, в конце декабря, часть товара была продана, оставшаяся часть была продана в феврале 2016 г. в декларации необходимо указывать тогда только доход полученный на конец 2015 г. или и доход который я получил по этому товару в феврале 2016 г.?
    Ответить
    • Isheev Kirill 30 апреля, 15:26
      Владимир, добрый день. В декларацию попадет информация о фактически полученном доходе за 2015 год.
      Ответить
  • Максим 29 апреля, 20:46
    При УСН ДОХОДЫ 6%- доходы за 1 квартал составили 3000000, авансовый платёж соответственно 180000, ПФР, ФОМС, ФСС- 360000, то есть больше суммы авансового платежа, сколько в таком случае составит вычет, и итоговая сумма авансового платежа?
    Ответить
    • Isheev Kirill 30 апреля, 15:28
      Максим, добрый день. Я правильно понимаю, что у вас есть сотрудники? Или сотрудников нет? В каком квартале были уплачены страховые взносы?
      Ответить
  • Татьяна 21 июня, 18:17
    Здравствуйте! подскажите пожалуйста, можем ли мы на УСН (доходы-расходы) включить затраты на ремонт арендованного офиса? И какими документами это подтверждается?
    Ответить
    • Isheev Kirill 21 июня, 19:42
      Здравствуйте, Татьяна. Можно, если в договоре прописана обязанность арендатора отремонтировать арендованное имущество за свой счет. Подтвердить расходы можно сметой с указанием всех затрат.
      Ответить
  • DENIZA 18 июля, 11:44
    Здравия) Скажите, как быть ? Есть предприятие, на счет которого поступил платеж по решению суда в пользу другого ООО, которое уже закрыто, Р/сч. не работает. Будет ли считаться доходом для предприятия, на счет которго поступил платеж ? Спасибо за ответ.
    Ответить
    • Вологдин Павел 21 июля, 15:04
      Здравствуйте, DENIZA! К сожалению, сложно ответить точно на ваш вопрос. Здесь важно, что именно за решение суда. От этого решения зависит, будет или это доходом.
      Ответить
  • Ольга В. 22 июля, 11:35
    Добрый день, я ИП доходы минус расходы, у меня такой вопрос, могу ли я списывать в расходы проценты по ипотеке, квартира используется как офис.Спасибо.
    Ответить
    • Ольга, добрый день. Если квартира была приобретена в период предпринимательской деятельности и у вас есть все документы, подтверждающие покупку. Так же нужно подтвердить, что она используется как офис, то есть для ведения деятельности. В этом случае, вы сможете учесть в расходах УСН проценты по ипотеке.
      Ответить
  • Артур 18 августа, 21:42
    Здравствуйте, я на усн д-р 5%. подскажите, комиссию банка за внесение наличных я могу учесть в расходы? Почему то Эльба не синхронизирует этот расход с тиньковым.
    Ответить
    • Швецова Анастасия 19 августа, 14:19
      Артур, добрый день.
      Да, вы можете учесть комиссию в расходах УСН. Эльба учитывает ее автоматически, если банк снимает сумму отдельно.
      Если на расчетный счет деньги приходят уже за вычетом комиссии, нужно создать в Деньгах списание прочее на эту сумму.
      Ответить
  • Нина 5 сентября, 13:34
    Добрый день.
    ИП (без сотрудников) не обладает личным автомобилем и передвигается на такси на деловые встречи (естественно с целью получения доходов). С транспортной компанией заключен договор фрахтования транспортного средства и в наличии есть все необходимые документы по оказаным ими услугам. Стоит вопрос: примет ли налоговая расходы на такси (повторюсь, что разъезжает сам предприниматель) и как корректно отразить это в КУДиРе? Заранее благодарю за ответ.
    Ответить
    • Рязанов Михаил 7 сентября, 13:29
      Нина, добрый день.
      Учет данных расходов на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" является проблематичным, поскольку для упрощенки действует определенный закрытый список расходов, которые могут быть учтены налогоплательщиками (см. п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
      Ответить
  • Алексей 27 сентября, 11:00
    Добрый день!

    Подскажите, я на УСН (доходы - расходы) по работе часто приходиться прибегать к услугам физ.лиц. по гражданско-правовому договору. Расплачиваюсь я потом с людьми зачастую переводами денежных средств со своей карту на их.
    Достаточно ли будет для налоговой в качестве подтверждения расходов квитанции из банкомата о переводе и самого договора ?
    Ответить
    • Татьяна 27 сентября, 11:20
      Можно ли получить инструкцию на почту по списанию за интернет-банкинг , учету комиссий платежных систем и т.д. ИП на УСН , доходы-расходы ?
      Ответить
      • Вологдин Павел 27 сентября, 14:07
        Здравствуйте. Уточните почту, на которую я могу отправить инструкцию.
        Ответить
        • Татьяна 27 сентября, 14:26
          [email protected]
          Ответить
          • Вологдин Павел 27 сентября, 17:05
            Отправил.
            Ответить
            • Ирина 9 ноября, 00:14
              Здравствуйте. Тоже бы хотелось получить ответ на вопрос выше по учету комиссий платежных систем [email protected] Спасибо.
              Ответить
              • Михаил Рязанов 9 ноября, 13:19
                Ирина, добрый день.
                Отправил вам инструкцию на указанную выше почту.
                Ответить
    • Вологдин Павел 27 сентября, 14:06
      Здравствуйте, Алексей. Да, этого будет достаточно. Так как квитанция из банкомата - это такой же подтверждающий документ.
      Ответить
  • Павел 10 октября, 18:21
    Здравствуйте, Подал на регистрацию ИП, еще не получил.
    Взятый кредит как физ лицо (проценты естественно), покупка товара на продажу, материальные запасы
    приобретенные до регистрации ИП (но для получения дохода в ближайшем будущем) можно ли включить в расходы.
    Ответить
    • Вологдин Павел 24 октября, 14:56
      Здравствуйте, Павел. Извините, пожалуйста, за долгий ответ. Проценты по кредиту можно списать в расходы, если будут документы подтверждающие, что кредит взят для предпринимательской деятельности. Например, с кредита осуществлялись оплаты поставщикам товаров для реализации и т.п.
      Ответить
  • Алена 17 октября, 22:06
    Здравствуйте! У меня Доходы минус Расходы. Заключен договор аренды нежилого помещения с представителем собственников ( представитель является просто физическим лицом) оплачиваю безналичным расчетом со своего счета ИП на его банковскую карту (в назначение указываю оплата по договору аренды номер, дата) без НДС. Подскажите какими документами необходимо подтвердить данные расходы по аренде?
    Ответить
    • Вологдин Павел 26 октября, 14:02
      Алена, здравствуйте. Расходы по аренде подтверждаются договором, в котором прописано с кем и на какие реквизиты должна перечисляться аренда.
      Ответить
  • Ксения 15 ноября, 09:43
    Добрый день! У нас магазин розничной торговли, товар продается ежедневно. Поскольку про создании списания в целях учета в расходы необходимо указывать платежный документ, то получается, что необходимо отражаться расходы ежедневно, а не ежемесячно? Z-отчеты ведь каждый день снимаются. Или можно отразить расходы по приобретенным товарам разом за весь месяц, но не указывая платежный документ? Также меня интересует, что лучше указывать в описании: Реализация товаров покупателю или Продажа товаров по такому-то счету от такого-то числа.
    Ответить
    • Ксения 15 ноября, 10:20
      И в дополнение вопрос, как отражать расход по приобретенным товарам, если он не продан, а украден или испортился и его пришлось списать?
      Ответить
      • Михаил Рязанов 15 ноября, 16:26
        Ксения, в Эльбе для отражения такой ситуации необходимо перейти в раздел меню "Товары", щелкнуть на кнопку "Списать" и выбрать вариант "Использовали / испортилось". При создании акта списания товара вы можете выбрать нужный вам тип расхода, например, "испорчено" или "хозяйственный", думаю, что для кражи подойдет тип расхода "иное".
        Ответить
    • Михаил Рязанов 15 ноября, 15:56
      Ксения, добрый день.
      Расходы в УСН признаются по последней из дат:
      - дата оплаты поставщику;
      - дата получения от поставщика конкретных товаров или услуг;
      - дата отгрузки товара конечному покупателю.
      Таким образом, вы должны отражать расходы по мере их возникновения, но ориентироваться следует на правило, которое я сообщил выше.
      Более подробно про правила списания расходов на УСН можно почитать в нашей тематической статье: https://e-kontur.ru/enquiry/50
      Поле "Описание" является необязательным, но если вы его заполнили, то информация попадает в книгу учета доходов и расходов. Думаю, что в данном поле вы можете указать "реализация товаров покупателю".
      Ответить
8 800 500-02-75